Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20010202a.html

Век=текст. Выпуск 46: 1946
Егор Отрощенко

Дата публикации:  2 Февраля 2001

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,
Героя - мужа своего.

Готовь для мужа угощенье,
Накрой в избе широкий стол, -
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел..."

Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам..."
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

И пил солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
"Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

М.Исаковский. "Знамя", #7.

События

О журналах "Звезда " и "Ленинград".

Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г.

"ЦК ВКП(б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно-художественные журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся совершенно неудовлетворительно.

В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко "Приключение обезьяны" ("Звезда", #5-6 за 1946г.) представляет пошлый пасквиль на советский быт и советских людей. Зощенко изображает советские порядки... в уродливо-карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно-хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами.

Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции "Звезды" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь, как "Перед восходом солнца"...

Журнал "Звезда" всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности.

Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, - "искусства для искусства", не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе...

Предоставление Зощенко и Ахматовой активной роли в журнале, несомненно, внесло элементы идейного разброда и дезорганизации в среду ленинградских писателей. В журнале... стали публиковаться произведения, проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни (стихи Садофьева и Комиссаровой в #1 за 1946г. и т.д.)...

ЦК отмечает, что особенно плохо ведется журнал "Ленинград", который постоянно представлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных стихотворений Ахматовой. Как редакция "Звезды", редакция журнала "Ленинград" допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному. Журнал напечатал ряд ошибочных произведений ("Случай над Берлином" Варшавского и Реста, "На заставе" Слонимского). В стихах Хазина "Возвращение Онегина" под видом литературной пародии дана клевета на современный Ленинград...

Руководящие работники журналов, и в первую очередь их редакторы тт. Саянов и Лихарев, забыли то положение ленинизма, что наши журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными...

ЦК устанавливает, что Правление Союза советских писателей, в частности, его председатель т. Тихонов не приняли никаких мер к улучшению журналов "Звезда" и "Ленинград" и не только не вели борьбы с вредными влияниями Зощенко, Ахматовой и им подобных несоветских писателей на современную литературу, но даже попустительствовали проникновению в журналы чуждых советской литературе тенденций и нравов...

ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Обязать редакцию журнала "Звезда", Правление Союза советских писателей и Управление пропаганды ЦК ВКП(б) принять меры к безусловному устранению указанных в настоящем постановлении ошибок и недостатков журнала...

2. Ввиду того, что для издания двух литературно-художественных журналов в Ленинграде в настоящее время не имеется надлежащих условий, прекратить издание журнала "Ленинград"...

3. В целях наведения надлежащего порядка в работе журнала "Звезда" и серьезного улучшения содержания журнала, иметь в журнале главного редактора и при нем редколлегию. Установить, что главный редактор несет полную ответственность за идейно-политическое направление журнала и качество публикуемых в нем произведений.

4. Утвердить главным редактором журнала "Звезда" т. Еголина А.М...."

("Правда", 21 августа 1946г.)

Доклад т. Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград". "Новый мир", #9.

"Если Зощенко не нравятся советские порядки, что же прикажете: приспосабливаться к Зощенко? Не нам же перестраиваться во вкусах. Не нам же перестраивать наш быт и наш строй под Зощенко. Пусть он перестраивается, а не хочет перестраиваться - пусть убирается из советской литературы. В советской литературе не может быть места гнилым, пустым, безыдейным и пошлым произведениям. (Бурные аплодисменты) ...

Перехожу к вопросу о литературном творчестве А.Ахматовой. Ее произведения за последнее время появляются в ленинградских журналах в порядке "расширенного производства". Это также удивительно и противоестественно, как если бы кто-либо сейчас стал переиздавать произведения Мережковского, Вячеслава Иванова, Михаила Кузь(!)мина, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Федора Сологуба, Зиновьевой-Аннибал и т.д. и т.п., т.е. всех тех, кого наша передовая общественность и литература всегда считали представителями реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве...

Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, - поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельней... (Бурные аплодисменты)".

4 сентября президиум правления Союза писателей обсудил на своем заседании Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа и постановил исключить Ахматову и Зощенко из Союза писателей. Были рассмотрены также организационные вопросы: Н.С.Тихонова освободили от обязанностей председателя ССп. Для руководства работой союза президиум решил создать секретариат в составе: генерального секретаря ССП, 4-х его заместителей и 8-ми членов секретариата. Президиум избрал генеральным секретарем ССП А.А.Фадеева, заместителями К.М.Симонова, В.В.Вишневского, Н.С.Тихонова и А.Е.Корнейчука.

Действующие лица и исполнители

Гроссман В. Годы войны | Гроссман В. Если верить пифагорейцам | Пришвин М.М. Кладовая солнца | Чуковский К. Бибигон | Твардовский А.Т. Дом у дороги | Антокольский П.Г. Третья книга войны | Ушаков Н. Летопись | Другие произведения

Гроссман В.

Годы войны. Очерки и рассказы. - М.

"Вышедшая из печати книга Вас.Гроссмана "Годы войны" включает в себя почти все, написанное им от начала и до последней фазы Великой Отечественной войны...

Военные произведения Вас.Гроссмана оставляют впечатление резкого рывка вперед в его творчестве и привлекли к себе внимание читателя и в зарубежных странах.

Однако с самого начала необходимо подчеркнуть одно обстоятельство: в глубокое заблуждение впадет тот, кто истолкует этот творческий рост Вас.Гроссмана как результат обретения писателем в военной теме своего истинного призвания...

Вообще говоря, в этом нет ничего исключительного. Баталистов по внутреннему призванию, по любви к теме войны искусство знает не только в живописи, где их особенно много, но и в музыке, в литературе, в значительной мере в русской литературе...

Есть в жизни и их антиподы, которые, однако, при известных обстоятельствах первыми вполне добровольно и с безраздельным самоотвержением отдают себя делу войны и на поле брани и в искусстве...

Писатели этой категории идут к войне диалектическим путем, путем гуманистическим. Погружаются они в тему войны порой гораздо глубже признанных баталистов. К этой категории писателей принадлежит и Вас.Гроссман...

Есть писатели - от самых ничтожных до самых великих, - питающие явную склонность к изображению страшного, жестокого, ужасного. Вас.Гроссман - антипод данного типа писателя: не к читателю он беспощаден, а к себе. Даже в этой книге, самая тематика которой предопределила ее жестокий характер, подлинные гимны трепетной, глубочайшей любви к жизни, ко всему живому и прекрасному не только не редки, но составляют ее истинную подоснову. И в то же время Гроссман - автор повествования безмерно страшного и жестокого - "Треблинский ад"...

И ведь Треблинка - не единственный круг ада, куда спускался писатель, изучая войну и все, что ей сопутствовало. При такой глубине и страстности реакции на виденное мог ли быть иным, как только трагическим, колорит книги, где он все это изобразил? И можно ли достаточно представить себе моральный подвиг писателя, который с мужеством пропустил через свою душу все то, что, поистине, "не дано перенести человеку"!

И, наконец, последнее: только вникнув в эту, так сказать, субъективную атмосферу процесса создания книги "Годы войны", мы сможем по достоинству оценить ее объективное значение. Лишь для самого поверхностного взгляда она покажется пессимистической энциклопедией мирового зла. Нет, это - книга оправдания жизни, оправдания добра! Не того трусливого, эпикурейского оправдания, которое воплощено в формуле вольтеровского Панглосса: "Все к лучшему в этом лучшем из миров", а того высокого трагического оправдания, которое подвергает жизнь и страстно взыскуемое добро всем мыслимым испытаниям враждебных сил. Именно к этому сводится у Гроссмана осмысление Великой Отечественной войны, слившееся в его сознании с проблемой смысла жизни как оправдания добра". (А.Дерман. Подвиг писателя. "Знамя", #8-9).

"...Это прежде всего честная книга; такими могли быть письма с фронта, если бы люди, далекие от литературы, не были бы в плену тех условностей, которые обращают интимное письмо в газетную статью.

Я назвал книгу "Годы войны" честной; этот эпитет вообще подходит к Вас.Гроссману, писателю большому, несколько неуклюжему, лишенному внешнего блеска, верному традициям, любящему вслух подумать, проникающему в душевный мир своих героев длительной осадой. Существует искусственный мед и поддельная лирика. Очерки Вас.Гроссмана написаны не за письменным столом, а в хатах и в землянках, написаны для газеты, у которой свои требования, свои нравы; можно найти в книге "Годы войны" страницы потускневшие, но нет в ней лжи, нет подделки, это - воистину честная книга от первого слова, до последнего". (И.Эренбург. Глазами Василия Гроссмана. "Литературная газета", #9).

Гроссман В.

Если верить пифагорейцам. "Знамя", #7.

"...он (В.Гроссман. - Е.О.) решил опубликовать свое ублюдочное произведение после Великой Отечественной войны... он написал двусмысленную и вредную пьесу, представляющую злостный пасквиль на нашу действительность, на наших людей. И только политической безответственностью редакции журнала "Знамя" можно объяснить появление на страницах журнала реакционной, упаднической и антихудожественной пьесы Вас.Гроссмана". (В.Ермилов. Вредная пьеса. "Правда", 4 сентября).

Пришвин М.М.

Кладовая солнца. Рассказы. - М.

"Кладовая солнца" М.Пришвина привлекает к себе уже своим заглавием.

Стилистическое мастерство Пришвина проявляется в умении выбирать народные слова и расставлять и сочетать их так, что они как бы омолаживаются: им возвращается первоначальный смысл, утерянный от частого повторения...

Отличительная особенность живописи Михаила Пришвина-пейзажиста заключается в том, что он, в совершенстве владея мастерством рисунка и живописи, умеет создавать то или другое настроение и самую реальную действительность превращать то в очаровательную, то в страшную фантастику; причем природа не отделена у Пришвина от человека: она живет одною жизнью с ним. Это можно заметить, если не во всех, то в большинстве его произведений...

Пришвин видит и пейзаж в целом, и едва заметные, постепенные переходы от тьмы к свету, и фон далекого расстояния, и малейшие детали, и тончайшие сети паутины, и переливы в окраске растений, птиц и зверей в их связи с фоном и в зависимости от освещения. Чуткое ухо художника слышит симфонию пробуждения утром природы и, так сказать, отдельные инструменты оркестра, исполняющего эту симфонию". (П.Щекин-Кротов. "Новый мир", #6).

Чуковский К.

Бибигон. - "Мурзилка", #11,12 за 1945 г. и #1-7 за 1946 г.

"...нельзя допускать, чтобы под видом сказки в детский журнал досужие сочинители тащили явный бред. С подобным бредом под видом сказки выступает в детском журнале "Мурзилка" писатель Корней Чуковский... Нелепые и вздорные происшествия следуют одно за другим... Дурная проза чередуется с дурными стихами... Натурализм, примитивизм. В "сказке" нет фантазии, а есть одни только выкрутасы. Чернильница у писателя большая, а редакция журнала "Мурзилка" неразборчива..." (С.Крушинский. Серьезные недостатки детских журналов. "Правда", 21 августа).

Твардовский А.Т.

Дом у дороги. Лирическая хроника. - О Родине. - Стихи из записной книжки. - М.

"Последняя повремени завершения поэма Твардовского "Дом у дороги" писалась параллельно с "Василием Теркиным".

"Дом у дороги" - вещь замечательная, заслуживающая подробнейшего разбора, по совершенству же стиха едва ли не лучшее из когда-либо написанного Твардовским.

Удивительно, как мы не любопытны до тайн писательского ремесла, как мало анализируется нами форма художественных произведений. И это тем поразительнее, что тезис о единстве содержания и формы считается у нас аксиомой. Между тем суждения о форме, которые все же иногда встречаются в нашей критической литературе, обычно носят на себе следы теоретического и критического легкомыслия.

Ведь вот живет среди нас поэт большого таланта: Александр Твардовский. И у него свой очень определенный голос, свой стих, который опознается по одной-двум строчкам. А что у нас до сих пор о его стихе было сказано?

"Некрасовский стих"! Но, при всей близости и общности с Некрасовым, прежде всего тематической, Твардовский все же пишет другим, вовсе не некрасовским стихом...

"Традиционный русский народный стих"! Ну, конечно, традиционный, народный, русский. Но надо дать себе отчет и в том, что традиции эти сравнительно молодые, в глубь веков и в гущу русского фольклора отнюдь не уходящие...

Но возвратимся к "Дому у дороги". Что в нем нового сравнительно с предыдущими произведениями Твардовского?

Прежде всего отход от чисто балладной условности в трактовке людей и событий, столь характерной для "Страны Муравии". Не замечается в новой поэме (или "лирической хронике", как зовет ее автор) и того прямого сотрудничества с народом, о котором говорилось выше - применительно к "Василию Теркину". В "Доме у дороги" все более индивидуализировано - и герои, и самый сюжет...

В начале наших заметок о Твардовском мы утверждали, что осью его творчества является проза в ее познавательном, философском значении. К этой мысли возвращает нас и "Дом у дороги".

Твардовскому в "Доме у дороги", несомненно, удалось создать подлинную песнь о суровых испытаниях нашей родины. Но в пределах этой песни, не нарушая ее тональности, Твардовский всматривается в своих героев с зоркостью прозаика, с пристрастием к психологическому микроанализу...

Когда Твардовский дает портрет своей Анны, ее характеристику, он делает это еще в традициях русского "романа в стихах", то есть поэтически-эскизно. Иное дело, когда он изображает ее переживания в... сцене прогона пленных красноармейцев. Здесь чувствуется манера, идущая от прозы Толстого, Чехова. Еще более "прозаична" и даже "беллетристична" вся четвертая глава...

"Страна Муравия", "Василий Теркин" были заодно и эпосом, и лирикой, и публицистикой, и сатирой, и в какой-то степени дидактикой - сводом советов и наставлений ("Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди").

За вычетом разве сатиры, все это, в известной мере, относится и к "Дому у дороги" Но в этой вещи составные (жанровые) элементы стали как бы более автономными. Вместе с поляризацией прозы поляризовалась здесь весьма заметно и лирика. Как и проза, она перестает быть только сквозным элементом поэмы... Никогда Твардовский не был в столь полной мере лириком, как именно здесь...

Ведь... Твардовский покуда себя показал сравнительно более слабым лирикомжанровом значении этого слова)...

Короче говоря, мы полагаем, что Твардовский-лирик еще только образуется. А что Твардовский несомненно будет и выдающимся поэтом-лириком,.. для нас бесспорно. Тому порукой хотя бы все тот же "Дом у дороги". Ибо от "Дома у дороги" как бы расходятся грядущие творческие пути поэта". (Н.Вильям-Вильмонт. Заметки о поэзии Твардовского. "Знамя", #11-12).

Антокольский П.Г.

Третья книга войны. Стихи. - М.

"У лирики П.Антокольского есть свое лицо, свой голос, который мы можем различить среди множества других поэтических голосов...

Но, говоря языком образов, у музы П.Антокольского есть своя тень, свой двойник, очень похожий на нее и в то же время являющийся воплощением всех ее недостатков...

Тень его лирики - риторика.

Этот сильный противник музы Антокольского нередко торжествует над ней полную победу...

Гоголь говорил, что поэты - это искры, из народа излетевшие, передовые вестники сил его.

Сейчас эти слова приобретают особенно глубокий смысл. Каждый писатель должен критически проверить свое поэтическое хозяйство, свой художественный арсенал, чтобы определить: что ему надо оставить "на вооружении", что ему надо совершенствовать, а от чего решительно и бесповоротно отказаться как от устарелого, неприемлемого, не отвечающего потребностям развития литературы.

Подлинно народное искусство несовместимо ни с отвлеченной риторикой, ни с поверхностной эффектностью двухмерных картин, лишенных глубины и настоящей страсти; оно несовместимо также с литературщиной, смысловой невнятицей, вычурностью, нарочитой изысканностью, с безысходным пессимизмом, сказывающимся в иных стихах поэта.

Именно в преодолении этих недостатков - залог его дальнейшего роста, залог укрепления его связи с нашим большим и требовательным читателем". (Б.Соловьев. Муза и ее тень. "Литературная газета", #40).

Ушаков Н.

Летопись. 1941-1944. Стихи. - Киев.

"Повесть о минувших годах, годах Великой Отечественной войны - такова тема новой книги стихов Н.Ушакова. Она носит знаменательное название "Летопись". Последняя в ряду его книг, она воспринимается, как первый опыт по-новому, шире увидеть мир. Этот первый опыт далеко не во всем удачен...

Поэзия Н.Ушакова в годы 1941-1944... - это поэзия наблюдателя, пуская сочувственного и взволнованного, но все же скорее созерцателя, чем делателя...

Но это ли голос музы, способной воспеть могучий и неудержимый порыв народа!

...упрощенность, отказ от требовательности к поэтической форме начинает внушать беспокойство, когда мы встречаем все новые образцы этого не свойственного Н.Ушакову стиля...

Не в отказе от совершенства и своеобразия формы лежит путь такого мастера, как Н.Ушаков, - путь из узкой ограниченности его камерной лирики к широкой, современной гражданской теме (а без нее нет подлинной поэзии!), - а в органическом перевоплощении его музы". (Е.Старинкевич. "Литературная газета", #50).

И другие:

Адуев Н. До востребования. Стихи. - М.

Алексеев Н. Яков Железнов. Роман. - М.

Алигер М. Твоя победа. Поэма. - М.

Алымов С. Этих дней не смолкнет слава. Стихи и песни. - М.-Л.

Анисимова А. Песни и сказки. - М.

Антокольский П.Г. Избранное. Стихи. 1936-1944. - М.

Асанов Н. Волшебный камень. Повесть. - М.

Асеев Н.Н. Пламя победы. Стихи и поэмы. 1941-1945. - Л.

Бабаевский С. Гусиный остров. Повесть. - М.

Бажов П. Богатырева рукавица. Из уральских сказов о Ленине. - Свердловск.

Коренная тайность. Из уральских сказов. - Магадан.

Орлиное перо. Из уральских сказов о Ленине. - Свердловск.

Солнечный камень. Из уральских сказов о Ленине. - Свердловск.

Иванко-Крылатко. Рассказы. - Свердловск.

Бауков И. Вторая весна. Стихи. 1941-1945. - М.

Безыменский А.И. Фронтовая тетрадь. Стихи. - Л.

Бек А. Доменщики. Повести. - М.

Берггольц О.Ф. Твой путь. Стихи. - Л.

Стихи и поэмы. - М.

Березко Г. Две повести. - М.

Борисов Л. Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть о А.С.Грине. - Л.
Браун Н.Л. Мой светлый край. Стихи. - М.

Бытовой С. Форпост. Стихи. - Л.

Вагнер Н. Мое море. Повести. - М.

Василевский В. Военная косточка. Повесть. - М.

Вирта Н. Одиночество. Роман. - М.

Гарнакерьян А. Ливни сквозь радугу. Стихи. - М.

Герман Ю.П. У студеного моря. Повести. - М.

Голодный М.С. Из новых стихов. 1940-1945 гг. - М.

Горбатов Б. Обыкновенная Арктика. Рассказы. - М.

Горбов Е. Мирные жители. Повести. - М.

Гроссман Л.П. Н.С.Лесков. Жизнь - творчество - поэтика. - М.

Диковский С.В. Приключения сторожевого катера. Рассказы. - М.-Л.

Долматовский Е. Стихи этих лет. - М.

Поныри. Поэма. - Курск.

Дудин М. Переправа. Книга стихов. 1939-1945. - Л.

Дыховичный В. Честное слово. Фельетоны в стихах. - М.

Емельянова Н. В уссурийской тайге. Повесть. - М.

Жаров А.А. Избранное. 1921-1946. Стихи, песни, поэмы. - М.

Замойский П.И. Молодость. Роман. - М.

Звягинцева В. По русским дорогам. Стихи. - М.

Зощенко М.М. Фельетоны. Рассказы. Повести. 1940-1945. - Л.

Избранные произведения. 1923-1945. - Л.

Исаковский М.В. Родное. Стихи и песни. - М.-Л.

Песня о родине. Избранные стихи. - М.

Лирика. - М.

Караваева А.А. Во Франции. Путевые впечатления. - М.

Кассиль Л.А. Люди этого возраста. Рассказы. - М.

Дорогие мои мальчишки. Повесть. - М.-Л.

Кирсанов С.И. Стихи войны. Из произведений 1941-1945 гг. - М.

Климов Д. Суздальская земля. Стихи. - М.

Коваленков А. Стежки-дорожки. Стихи. - М.

Кожевников А. Брат океана. Роман. - М.

Кожевников В. Март-апрель. Рассказы. - М.

Близость. Рассказы. - М.

Рассказы. - М.

Воинское счастье. Рассказы. - М.

Козин В. Конские сада. Рассказы. - М.

Колдунов С. Огни Полбеды. Рассказы. - М.

Комаров П. Золотая просека. Стихи. - М.

Кондырев Л. Стрела. Стихи. - М.

Коптяева А. Фарт. Роман. - М.

Костылев В. Иван Грозный. (Море). Роман. - М.

Кратт И. Остров Баранова. Роман. - Л.

Дальняя бухта. Рассказы. - Л.

Лавренев Б.А. День рождения. Рассказы. - М.

Лагин Л. Три черноморца. Повесть. - М.-Л.

Лебедев В. Млечный берег. Роман. - М.

Леонидов Б. Третья палата. Повесть. - М.

Леонов Л.М. Избранное. - М.

Лифшиц В. Утро победы. Стихи. - Л.

Львов М. Мои товарищи. Стихи. - М.

Максимов М. Наследство. Партизанские стихи. - М.

Марков С. Радуга-река. Стихи. - М.

Мартынов Л. Эрцинский лес. Стихи. - Омск.

Маршак С.Я. Стихи. 1941-1946. - М.

Матусовский М. Стихи. - М.

Меньшиков И. Человек ищет счастья. Рассказы. - М.

Михалков С. Веселые стихи. - М.

Мурзиди К. Уральское солнце. Стихи. - М.

Николаева Г. Сквозь огонь. Стихи. - М.

Никулин Л.В. Золотая звезда. Повесть. - Магадан.

Новиков И. Народная память. Повести в стихах. - М.

Овечкин В. С фронтовым приветом. Повесть. - М.

Гости в Стукачах. Очерк о колхозах Кубани. - М.

Рассказы. - Л.

Ойслендер А. Полярная вахта. Стихи. - М.-Л.

Панов Н.Н. Баренцево море. Поэма. - М.

Панова В. Спутники. Повесть. - М.

Панферов Ф. Борьба за мир. Роман. - М.

Паустовский К. Дождливый рассвет. Рассказы. - М.

Далекие годы. Повесть о детстве и юности. - М.-Л.

Первенцев А. Огненная земля. Роман. - М.

Петров-Бирюк Д. Дикое поле. Исторический роман. - М.

Платонов А.П. Солдатское сердце. Рассказы. - М.-Л.

Попова Н. Уральские рассказы. - М.

Прокофьев А. Простор. Стихи. - Л.

Розенфельд С. Доктор Сергеев. Роман. - Л.

Рубинштейн Л. Адмирал Сенявин. Роман. - М.-Л.

Руттер А. Араты. Роман. - М.

Рыленков Н.И. Сотворение мира. Стихи. - М.

Сартаков С. Алексей Худоногов. Рассказы. - М.

Сергеева А. Варяг. Роман. - Л.

Симонов К. Свеча. - Ростов н/Д.

Рассказы. - М.

Скуратов М. Родня. Стихи и поэмы. - М.

Соловьев Т. Морские рассказы. - М.

Софронов А. Казачья весна. Стихи. - М.

Его земля. Рассказы. - М.

Сурков А.А. Сердце мира. Стихи о Москве. - М.

Я пою победу. Военная лирика. 1943-1945. - М.

Победители. Стихи. 1941-1945. - М.

Твардовский А.Т. Два солдата. - М.-Л.

Из лирики. 1936-1945. - М.

Тихонов Н.С. Стихи и проза. - М.

Тощаков Н.А. Чарома. Повесть. - М.

Тренев К. Жизнь. Рассказы и пьесы. 1916-1945. - М.

Урин В. Весна победителей. Лирика. - М.

Фадеев А.А. Молодая гвардия. Роман. - М.

Федин К.А. Первые радости. Роман. - М.

Федоров Е. Демидовы. Исторический роман. - М.

Форш О.Д. Михайловский замок. Роман. - Л.-М.

В старом Тифлисе. Рассказы. - М.

Чаковский А. Это было в Ленинграде. Роман. - М.

Червинский П. Кровь за кровь. Записки партизана. - М.

Черноморцев Л.П. Песнь о Сибири. Стихотворения. - М.

Чуковский К.И. Собачье царство. Сказка. - М.

Шварц Е.Л. Три сказки. - М.-Л.

Шевелева Е. Юноша. Поэма. - М.

Шереметьева Е. Вступление в жизнь. Роман. - М.

Шефнер В. Пригород. Стихи. - Л.-М.

Щипачев С.П. Стихи. - М.

Эренбург И. Дерево. Стихи. 1938-1945 гг. - М.

Югов А. Светоносцы. Эпопея. - М.

Юрезанский В. Покорение реки. Роман. - М.

Яковлев А. Ступени. Роман. - М.

Яшин А. Земляки. Стихи о родном колхозе. - М.