Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20010216.html

Век = текст. Выпуск 48: 1948
Егор Отрощенко

Дата публикации:  16 Февраля 2001

СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Статуи пригрелись в плоской нише,
Ждут, что время их обожествит.
Потянулся к невесомой крыше
Вздох кариатид.

Сквозь полупрозрачные ступени
Слева ясень вырос, справа дуб.
Тени львов столкну с их возвышений
И войду.

Кем был этот занавес раздвинут?
Здесь прикосновенье - как зарок.
Распростерта утварь, запрокинут
В комнату порог.

Треугольник света обозначен:
Голубь, хлеб и красное вино.
В угол не забьешься - он прозрачен.
Где окно?

Где сервизы куполов и башен?
Каждый вздох дается мне с трудом.
Где окно? Как невесом и страшен
Этот дом.

С.Прокофьева (Самиздат века. - Минск - М., 1997)

События

Борьба с космополитизмом продолжается. В.Бутусов в "Литературной газете" # 3 публикует статью о низкопоклонстве "Специалисты". Низкопоклонниками объявлены:

М.Азадовский
И.Розанов
В.Пропп
В.Чичеров
С.Минц

Действующие лица и исполнители

Мессер Р. Партийность - основа советской литературы | Тарасенков Ан. Космополиты от литературоведения | Ажаев В. Далеко от Москвы | Заболоцкий Н. Стихотворения | Ковальчик Е. Черты современной литературы | Бубеннов М. Белая береза | Панова В. Кружилиха | Андроников И. Загадка Н.Ф.И. | Эренбург И. Буря | Матусовский М. Слушая Москву | Бабаевский С. Кавалер Золотой звезды | Другие произведения

Мессер Р.

Партийность √ основа советской литературы. "Звезда" # 11.

"Принцип партийности, будучи главным, качественно новым принципом литературы социалистического реализма, по-новому освещает проблему содержательности художественной формы. Эстетика социалистического реализма вооружает нашу литературу против проникновения канонов бытописательского натурализма, против проникновения эстетики, в которoй обожествляется единичное застывшее психологическое состояние. Такая поэтизация распада сознания составляет воинствующую программу современного империалистического искусства. Понимание партийности как эстетического принципа помогает раскрыть всю глубину идейности и художественной деградации буржуазного искусства в наши дни, аналитически проникнуть в разные его формы, разоблачить беспросветную ущербность его содержания, его идейный маразм".

Тарасенков Ан.

Космополиты от литературоведения. "Новый мир", # 2.

"Во многих партийных документах последнего времени очень остро поставлен вопрос о вреде преклонения советских людей перед западноевропейской и американской буржуазной культурой...

На последнем пленуме правления Союза советских писателей был поставлен вопрос о теоретическом наследстве Александра Веселовского...

Исторически Веселовский противостоит всей линии Белинского-Чернышевского-Добролюбова. Веселовский - один из столпов буржуазно-либеральной науки. Как философ Веселовский находился под огромным влиянием спенсеровского позитивизма...

Веселовский был влюблен в Запад и западную литературу, и ему казалось, что русское народное искусство, русская литература складывались под их коренным воздействием. Это грубо-ошибочная антиистоисторическая концепция привела Веселовского к благоговейному преклонению перед иностранными источниками...

Какое убожество сводить всю литературу нашего великого народа к перечню бесконечных влияний! Как мало у всех этих "маститых ученых" научной добросовестности, как раболепно они следуют за буржуазной историографией и литературоведением!

Вспомним хотя бы о статье профессора Эйхенбаума, посвященной Толстому... Вместо того чтобы раскрыть великое значение Толстого для мировой культуры, признаваемое даже нашими врагами, профессор Эйхенбаум ищет литературные источники гениального романа ("Анна Каренина". - Е.О.) во французской адюльтерной литературе. Какое убожество мысли, какая псевдонаучная, крохоборческая эмпирика!..

А.Фадеев в своем докладе на 11 пленуме правления Союза советских писателей в июне 1947 г. говорил об ошибках и заблуждениях академика Шишмарева, который всячески превозносит Веселовского и его школу. Но примеры из Шишмарева бледнеют и отступают перед тем, что написал профессор В.Я.Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки"... Что же представляет собой... работа профессора Проппа?

Чрезвычайно детально, на протяжении трехсот с лишним страниц своей книги, он исследует мотивы так называемой волшебной сказки. Не думайте, однако, что Проппа интересует русская, или, скажем, грузинская, украинская, или, наконец, французская сказка. Нет, его интересует сказка вообще... Проппу нет дела до исторических обстоятельств, породивших тот или иной мотив или сюжет. Его не интересует национальная определенность русской сказки или вавилонского мифа. Убежденный космополит, он тасует эпохи и народы, как колоду карт, не обращая внимания на их самобытность и неповторимость...

Книга Проппа - это Веселовский, доведенный до абсурда и мракобесия...

Пропп стоит на точке зрения равнодушного космополитизма. Ему нет дела ни до классов, ни до наций. "Фольклор, - говорит Пропп... - интернациональное явление".

Увы, подлинного большевистского интернационализма, который проникнут огромным уважением к особенностям и своеобразию культуры и истории каждой нации, у Проппа нет и в помине. Пропп думает, что он новатор... На самом же деле, находясь в плену устаревших и методологически враждебных ленинизму представлений, Пропп повторяет зады буржуазной псевдонауки...

Его книга - вредна и ошибочна от первой до последней своей строки. Советские ученые фольклористы должны сказать о книге профессора Проппа свое резкое и правдивое слово".

Ажаев В.

Далеко от Москвы: Роман. - М.

"Бесспорно, что сила Ажаева не в обрисовке личных, интимных отношений людей, а в показе их производственных и общественных отношений. Здесь роман его дает собирательный образ социалистического коллектива, углубляющий и - главное - художественно конкретизирующий наше представление о морально-политическом единстве советского общества...

Занять место в бою - об этом мечтают и этого добиваются герои В.Ажаева. Роман "Далеко от Москвы" также занимает (уже занял!) свое место в бою. В условиях послевоенной сталинской пятилетки, в обстановке напряженного труда эта книга молодого писателя побуждает каждого из нас заново ощутить, что значит для советского человека коллектив и связь с коллективом, и увидеть, как много может сделать любой, самый скромный советский труженик, когда он идет вместе со своей партией, вместе со своим народом" (Г.Ленобль. Место в бою. "Знамя" # 12).

"Роман Ажаева "Далеко от Москвы" написан бывшим зэком. Заключенные в этом романе изображены как энтузиасты социалистического строительства, каторга превращена в передовую стройку.

Книга, отредактированная Симоновым, имела успех, получила Сталинскую премию, автор прославился, долго действовал в литературном кругу как член секретариата, писать не мог и был забыт, как десятки других. Заболоцкий рассказывал мне, что Ажаев на каторге был одним из "маленьких начальников" и держался "средне" - не зверствовал, но и не потакал заключенным, среди которых в его бригаде был и Николай Алексеевич..." (В.Каверин. Эпилог. - М., 1989).

Заболоцкий Н.

Стихотворения. - М.

"В стихах Н.Заболоцкого осознано величие нашей стройки, ее грандиозный размах, пафос покорения пустынь, тайги... С чувством удовлетворения надо сказать о том, что Заболоцкий, видимо, простился со своим былым инфантилизмом, со своей игрой в наивный, оглупленный мир. Но в то же время, при всем мастерстве новых стихов Заболоцкого, их строгой отточенности, им не хватает лирической страсти, они подчас скованы торжественной манерой оды. Сквозь мрамор строки с трудом прорывается чувство, стихи холодноваты, нередко "застилизованы".

Правы те товарищи, которые, которые отмечая высокое словесное мастерство Заболоцкого, говорят, шутя, что пейзаж его стихов напоминает пейзаж луны, снятый сильным и подробным телескопом. Заболоцкому недостает ощущения живых красок родной земли, человеческих голосов и шума работ" (Ан.Тарасенков. Заметки о поэзии. "Новый мир" # 4).

Ковальчик Е.

Черты современной литературы. "Новый мир" # 9.

"Современный этап развития литературы отмечен углублением реалистических принципов... В литературе идут интенсивные поиски наиболее верных способов для выражения правды жизни...

Подлинное новаторство в литературе не имеет ничего общего с культивированием формалистического трюкачества, всякого рода "остранений" и нарочитой новизны. Как показала уже история нашего тридцатилетия, новаторами в советской литературе являлись те писатели, которые были верны требованиям действительности, сознательно соединяли свой труд с общей борьбой партии за победу социализма и менее всего соблазнялись приманками новизны как таковой..."

Бубеннов М.

Белая береза: Роман. - М.

"Белая береза" - одна из самых картинных, пластических книг нашей прозы. Это становится особенно заметным при сравнении с романами В.Пановой и В.Некрасова, где все внимание художника сосредоточено на переживаниях человека, на раскрытии его душевного мира...

Но истинность образов Бубеннова свободна от застылости, пластичность их исполнена внутреннего движения...

Раздвинулись рамки искусства. Бескрайние просторы открылись перед советскими художниками. Они видят правду большевистских идей, воплощенную в правде общественной жизни, в людских судьбах и индивидуальностях" (И.Гринберг. Критика и новая проза. "Новый мир" # 9).

Панова В.

Кружилиха: Роман. - М.

"Даже самые строгие критики "Кружилихи" признавали "несомненные достоинства таланта ее автора", "своеобразное дарование", проявившееся в этой книге В.Пановой.

Но, странное дело, признавая, что "Кружилиха" книга талантливая, почти никто не считал нужным объяснить, в чем же сказывается этот талант. Если книга в целом неудачная, ошибочная и даже порочная, то какие есть основания говорить о таланте? Можно сколько угодно обвинять в эстетстве людей, пытающихся разобраться в сильных и слабых сторонах этой книги, но ведь настоящее эстетство проявляют именно те, кто полагает, что на материале нашей современности можно создавать ошибочные, неудачные и вместе с тем талантливые произведения...

Панова создала "увлекательное повествование". На чем же держится эта увлекательность? На детективном или замысловатом сюжете? Нет. На мелодраматических поворотах, на сильных страстях, на необыкновенных героях? Нет. На силе "непрерывной трансформации"? Нет. "Кружилиха" увлекает богатством и разнообразием характеров и выражением некоторых очень важных внутренних закономерностей нашей действительности...

Все герои Пановой, за некоторыми исключениями... поражают и радуют читателя ощущением своей полноценности, чувством глубокого собственного достоинства, ощущением, если можно так выразиться, "суверенности своей индивидуальности"..." (Б.Костелянец. На открытых дорогах. "Знамя" # 7).

"В.Панова изображает героев вне их общественной, партийной и производственной деятельности, она не ставит своих героев, которых, очевидно, считает типическими, в типические обстоятельства, а искусственно изолирует их, помещая в замкнутую сферу частной жизни, развивающуюся, как ей кажется, по своим, особым законам. Таким образом, автор романа нарушает один из основных законов социалистического реализма - изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Нельзя не отметить, что автор склонен... недооценивать роль коммунистического мировоззрения в характере передового советского человека...

В.Панова нарушает также и другой не менее важный закон социалистического искусства. Задачу писателя - отбирать ростки нового в характере людей и явлениях нашей жизни и создавать типические образы, указывающие путь вперед, наивной, объективной регистрацией дурного и хорошего, злого и доброго, ничтожного и великого... Она, по существу, отказалась от идейно-моральной оценки своих героев...

Отказ от критической оценки изображаемого объективно привел автора романа к отрицанию необходимости бороться со всем отжившим, старым и, следовательно, помимо воли автора, к отрицанию принципа партийности в литературе" (От редакции. "Литературная газета" # 5).

Андроников И.

Загадка Н.Ф.И.: Рассказы о Лермонтове. - М.

"Рассказы И.Андроникова - и в этом источник их обаяния - проникнуты поэзией научной мысли, той поэзией, которая может быть присуща только исследованиям советского ученого, и его глубоким и творческим пониманием прошлых явлений нашей культуры, осмысления тех тенденций их развития, которые ведут к нашему времени. Но жаль, что И.Андроников в своих новеллах все-таки мало, слишком мало уделяет места образу Лермонтова, вдохновившему его на поиски, а также обоснованию своего представления о поэте...

Сейчас эта подлинная основа рассказов И.Андроникова все же более подразумевается, нежели ясно и отчетливо раскрывается в них" (Я.Эльсберг. Поэзия научной мысли. "Знамя" # 9).

Эренбург И.

Буря: Роман в 6-ти частях. - Рига.

"...Моральная устойчивость и духовные силы советских людей были рождены сознанием справедливости войны, которую вела их родина...

Большая заслуга Ильи Эренбурга заключается в том, что он в своем романе сумел не только сказать о роли этих политических факторов, но и образно раскрыть их через сознание, поведение и поступки своих персонажей - множества советских людей, отстаивавших родной им советский строй...

Смело пройдя по не остывшим еще следам войны, И.Эренбург создал выдающееся художественное произведение, опровергнув тем самым глубокомысленные рассуждения литературоведов-формалистов о пресловутом "пафосе дистанции", якобы необходимом художнику для создания произведения о грандиозных исторических событиях.

Историческая правдивость и страстность повествования свидетельствуют о стремлении писателя активно участвовать в великой борьбе против поджигателей войны, за мир. Глубокая современность и острота романа, в сочетании со зрелым и умным талантом Эренбурга, обеспечили "Буре" всеобщее признание" (Вл.Дмитриевский. "Буря" И.Эренбурга. "Звезда" # 6).

Матусовский М.

Слушая Москву. Стихи. - М.

"Книга Михаила Матусовского - лирический дневник, подчиненный общей мысли: где бы ни находился советский человек, воин и строитель, труд его посвящен родине. Мечта его обращена к сердцу отчества - Москве...

Это ощущение единства с отчизной, праздничности творческого труда, смелости исканий живет в поэзии. И сапер, "совершающий все великое, как обычное и простое", и шахтер, приносящий с собой из забоя утро, и геодезист, глядящий в зеркало нивелира, как в снайперский глазок, строитель будущего города, - все они люди вдохновенной, основанной на реально существующей, коммунистической мечте.

Это ощущение будущего в настоящем и есть лучшее в книге" (М.Азаров. Чувство будущего. "Звезда" # 7).

Бабаевский С.

Кавалер Золотой звезды: Повесть. - М.

"Бабаевский создал произведение, в котором реализм органически сочетается с элементами революционной романтики и в центре которого стоит романтический герой в подлинно высоком смысле этого слова...

В книге Бабаевского органически сочетается широта обобщения, значительность социалистической идеи с точностью и жизненной полнотой... Роман свободен от романтической отвлеченности и выспренности, которые часто присутствуют в произведениях с сильными элементами абстрактной романтики.

В нем есть та полнота жизни и точность передачи жизненных деталей, без которых невозможно искусство. Герои - просты и естественны. Они не произносят высокопарных речей, натянутых изречений. Приподнятый тон книги создается отчетливо присутствующей интонацией самого автора, голос которого - то иронический, то лирический и восторженный - чувствуется на каждой странице романа. Без этих интонаций перед вами окажется другое произведение" (А.Шишкина. Книга, открывающая новые пути. "Звезда" # 9).

Другие произведения

Адалис А.Е. Стихи и поэмы. - М.

Безыменский А.И. Стихи о комсомоле и молодежи. - М.

Бек А. Тимофей - открытое сердце: Очерк. - М.

Бессонов Ю. Неожиданный поворот: Рассказы. - М.

Билль-Белоцерковский В. В чужом мире: Рассказы. - М.

Ботвинник С. Начало: Стихи. - Л.

Вершигора П. Люди с чистой совестью: Повесть. - М.

Вирта Н. Одиночество: Роман. - М.

Воробьев Е. Однополчане: Рассказы. - М.

Горбатов М. Мое поколение: Роман. - М.

Грибачев Н. В походе: Стихи. - М.

Колхоз "Большевик": Поэма. - М.

Грудинина Н. Слово о комсорге: Поэма. - Л.

Гудзенко С. Закарпатские стихи. - М.

Битва: Стихи. - М.

Гуров Л. В отдаленном районе: Повесть. - М.

Друнина Ю. В солдатской шинели: Стихи. - М.

Закруткин В. Кавказские записки. 1942-1943. - М.

Замятин В. Страда: Стихи. - М.

Инбер В.М. Рассказы о детях. - М.

Исаковский М.В. Что за славные ребята: Стихи. - М.

Капусто Ю. Наташа: Повесть. - М.

Караваева А.А. Разбег: Роман. - М.

Катаев В.П. Рассказы. - М.

Кирсанов С.И. Стихи разных лет. - М.

Чувство нового: Поэмы и стихи. 1940-1947. - М.

Крымов Ю. Повести. - М.

Кустов П. Северо-Восток: Стихи. - М.

Лебедев-Кумач В. Стихи для эстрады. - М.

Лифшиц В. Семь дней. Повесть. - М.

Маршак С.Я. Часы на башне: Стихи. - М.

Нагибин Ю. Зерно жизни: Рассказы. - М.

Недогонов А. Простые люди: Стихи. - М.

Никитин Н. Это было в Коканде: Роман. - М.

Овечкин В. Прасковья Максимовна: Рассказы. - М.

Повести и рассказы. - М.

Ойслендер А. Костер на берегу: Стихи. - М.

Орлов С. Поход продолжается: Стихи. - Л.

Ошанин Л. Всегда в пути: Стихи и песни. - М.

Павленко П. Счастье: Роман. - М.

Пастернак Б.Л. Избранное. - М.

Паустовский К. Крымские рассказы. - Симферополь.

Полевой Б. Мы - советские люди: Были Отечественной войны. - М.

Побратимы: Рассказы. - М.

Полонская Е. На своих плечах: Рассказы. - М.

Пришвин М.М. Мои тетрадки. - М.

Моя страна. - М.

Симонов К. Сборник рассказов. - М.

Третий адъютант: Рассказы и очерки. - М.

Друзья и враги: Книга стихов. - М.

Слонимский М.Л. Стрела: Рассказы. - М.

Смеляков Я. Кремлевские ели: Стихи. - М.

Смирнов С. От первого лица: Стихи. - М.

С добрым утром: Стихи. - М.

Соколов-Микитов И.С. Рассказы охотника. - М.

Софронов А. Марш победителей: Стихи. - М.

Перед знаменем: Сборник стихов. - Л.

Современники: Стихи. Поэмы. Песни. - М.

Субботин А. Простые люди: Роман. - М.

Сурков А.А. Солдаты Октября: Стихи. Баллады. Песни. - М.

Твардовский А.Т. Случай в дороге: Стихи. - М.

Ушаков Н. Новые путешествия: Стихи. - Киев.

Федоров Е. Каменный пояс: Исторический роман. - Л.

Фиш Г.И. Каменный Бор: Роман. - М.

Фраерман Р. Повести и рассказы. - М.

Френкель И. Стихи и поэмы. - М.

Хелемский Я. В пути. Стихи. - М.

Черный О. Музыканты: Роман. - М.

Шебунин П. Мамаев курган: Повесть. - М.

Шолохов М.А. Слово о Родине. - М.

Шубин П. Солдаты: Стихи. - М.

Щипачев С.П. В добрый путь: Поэма и стихи. - М.

Стихотворения. - М.

Яковлев А.С. Огни в поле: Роман. - М.