Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010508.html |
Век=текст. Выпуск 51: 1951 Егор Отрощенко Дата публикации: 8 Мая 2001 Стихотворение года Их памяти Живым - живое в этой жизни краткой, А.Твардовский (Из цикла "Из лирики", "Новый мир", #9). События 5 января умер А.П.Платонов. Продолжается поиск новых граней гения в изданной в прошлом году книге И.Сталина "Марксизм и вопросы языкознания". Действующие лица и исполнители Соловьев Б. Заметки о культуре стиха. "Звезда", #3. "... требовательного и взыскательного отношения к слову, к образу, к стиху, его звучанию... зачастую не хватает многим нашим поэтам. Они порою удовлетворяются первым попавшимся под руку словом, образом, сравнением... Если подойти с этой точки зрения к целому ряду поэтических произведений, опубликованных в последнее время (поэмы "Дорога к миру" М.Луконина, "Алена Фомина" А.Яшина, "Павлик Морозов" С.Щипачева, "Каспийская роза" Б.Филиппова и другие), то в них, несмотря на всю разницу художественных достоинств и особенностей, обнаруживается некая общая тенденция... Эта тенденция заключается в стремлении максимально "прозаизировать" стих, "опростить" его. Это выражается в игнорировании и недооценке целого ряда присущих поэзии средств художественной выразительности, в результате чего приглушается звучание стиха, ослабляется его ритмическая структурность, его выразительность, четкость его строения, и тем самым создается стих обедненный, зачастую слишком упрощенный, что особенно бросается в глаза на фоне богатейшей культуры русского стиха". Трифонов Ю. Студенты. Повесть. "Новый мир", 1950, #10, 11. "Выход первой книги молодого способного писателя - событие всегда отрадное и обещающее... Повесть Юрия Трифонова "Студенты" - произведение чрезвычайно свежее и молодое. Молодое не только потому, что молоды его герои. Вся повесть проникнута ясным, цельным оптимистическим ощущением, по-юношески искренней влюбленностью в свою страну, в свой город, в красоту новой жизни... При общей высокой оценке повести Юрия Трифонова кое в чем хочется поспорить с автором, за некоторые вещи серьезно упрекнуть. Думается, что молодой писатель неполно, не до конца решил стоявшие перед ним творческие задачи. В его книге решаются важные морально-этические проблемы, взволновавшие читателей, обсуждается вопрос о моральном облике молодого советского человека, ярко показана борьба студенческого коллектива с чуждыми советскому обществу взглядами. Но какую роль в формировании характера и мировоззрения будущих молодых специалистов, а следовательно, и их морального облика играет советский вуз, передовая советская наука, об этом в повести сказано мало... Юрий Трифонов написал свежую и талантливую книгу. Ее недостатки не заслоняют от нас больших достоинств первого крупного произведения молодого писателя. Вместе со своими молодыми героями он перешагнул порог института. Вместе с ними он стоит в начале большого пути. Впереди у автора и его героев огромное счастье радостного, творческого труда". (Б.Галанов, Начало пути. "Знамя", #1). Катерли Е. Бронзовая прялка. Роман. - Л. "Сюжетная канва повести - история проекта "бронзовой прялки". Под таким названием поступили на завод чертежи новой ватерной машины, которая поможет намного облегчить и ускорить труд рабочих-текстильщиков... ... в постоянном движении вперед, в напряженном и радостном ритме показана жизнь завода... Смело показывает автор ошибки и заблуждения своих героев... В борьбе за "бронзовую прялку" не всегда правильную позицию занимали... Митрофанов и Костромичев, не говоря уже о Шварце. Но в дальнейшем и они вкладывают всю душу, весь темперамент в это славное дело". (Ю.Лукин. "Новый мир", #2). Никитин Н. Северная Аврора. Роман. - Л. "Сегодня, когда мы с чувством гнева следим за кровавыми преступлениями американских империалистов в Корее, ... в нашей памяти встают события 1918-1920 годов, когда зарвавшиеся англо-американские интервенты посягнули на территорию молодой Советской России... ... (в романе. - Е.О.) оживает история мужественной борьбы советских людей против английских, американских и французских захватчиков на севере России... Роман Н.Никитина значителен своей правдивостью... Кульминационной сценой романа является приезд товарища Сталина в Вятку для организации отпора армии Колчака и войскам интервентов. Именно в этот приезд, гениально разгадав планы противника, товарищ Сталин организовал наступление советских войск на Восток и на Север... Сила романа Н.Никитина в том и состоит, что ему превосходно удалось показать, как была завоевана победа и почему потерпели позорный провал планы англо-американской интервенции на севере нашей родины. Ленин и Сталин сразу определили нависшую над Архангельском опасность. Они разоблачили предательство председателя Мурманского Совета - Юрьева, ставленника иуды-Троцкого. Они организовали крепкую оборону северного края..." (М.Козмин, Об этом нельзя забыть. "Новый мир", #4). Зерно стали. Рассказы и очерки. - М. "Зерно стали" - книга о металле, о людях, создающих металл. Не злоупотребляя без нужды специальной терминологией, не щеголяя подробностями, писатель в своих литературных миниатюрах говорит о главном, как бы обнажает основу высокого искусства доменщиков и сталеваров, раскрывает суть тех непрестанных творческих исканий, без которых немыслим труд в нашей стране... ... в творчестве писателя начинает звучать большая тема всей советской литературы - тема воспитания и роста человека под воздействием нашего времени". (Н.Соколова, Зерно характера."Новый мир", #5). Рождественский И. Костер над Енисеем. Стихи. - М. "Сердечность сочетается с заражающей энергией в лучшем из стихотворений поэта - легенде "Костер над Енисеем". Ранней весной к реке вышел Сталин и зажег костер на берегу ее. К костру один за другим сошлись жители окрестных мест, и всю ночь напролет шла у них со Сталиным беседа. А костер тем временем разгорался. Свет охватывал полуночный небосвод, разгоняя мрак и темень. Ветер сеял по земле искры, "и там, где падала искра одна, вспыхивал огонек". Все ярче разгорались огоньки в разных концах земли. Ярким пламенем горят они и сегодня: "наших домов и цехов огни" - светочи мирного труда и свободы. Свет - свету, - говорят образы стихотворения, - мир - миру". (В.Турбин, Тайга расцветает. "Литературная газета", #54). Стихотворения и поэмы. - М.-Л. "Тягучий, многословный стих - и это после Маяковского и Тихонова... Можно рифмовать как угодно, можно совсем не рифмовать, но такие рифмы, как "Энгельс - воскресений", "красиво - первая российская", "мешкают - нежностью", "бурно - коммуну", и еще многие другие производят впечатление опечаток. Кажется, что каждый раз автор дает себе поблажку: ладно, мол, сойдет и так!" (П.Антокольский, Путь к мастерству. "Литературная газета", #63). Непокоренная Корея. Стихи и переводы. - М. Стихотворения и поэмы. - М. "В двух последних циклах стихов Грибачева ("Новый мир", 1951, #2; "Знамя", 1951, #2) отразились новые черты социальной лирики... Здесь лирика является выражением переживаний человека, богато и многосторонне связанного с внешним миром, живущего всеми вопросами современности... В этих стихах раскрывается тема любви советского человека к своей социалистической родине... В стихах Н.Грибачева мы отчетливо чувствуем и видим то новое, что составляет особенность поэзии нового мира. В то время как произведения классиков отражали трагический контраст между богатством природы, величием народа и уродливостью, дисгармоничностью общественного порядка, в основе стихов Н.Грибачева лежит ощущение гармонии величавой природы и грандиозных дел советских людей. Их пафос - благородная гордость красотой, богатством родины и великим настоящим своего народа... Однако, кажется, сам поэт не осмыслил во всей глубине принципиального значения своих творческих удач. В стихотворении "У Байкала" пафос покорения природы получает ошибочное раскрытие. Покоренный Байкал лишается своего величия и красоты. Он превращается в символ застоя, неподвижности и лени. А ведь советский человек, преобразуя природу, украшает землю!.. Сейчас, когда перед поэтами стоит важная задача раскрыть красоту природы, измененной великими стройками коммунизма, советский читатель не простит поэтам, если их "стараниями" Волга, Днепр, Дон будут лишены своего величия и поэтичности..." (А.Шишкина, Сила действительности (Заметки о творчестве Николая Грибачева). "Звезда", #10). Поэма северных рек. "Новый мир", 1951, #3. "Прекрасно, когда фантазия поэта уносит нас в будущее, претворяет мечту в зримые, живые, красочные образы. Советские люди умеют мечтать. Правда, наши мечты чаще всего называются деловым, прозаическим словом "план". Зато звучит оно поэтичнее многих поэтичных слов... Воодушевленный величием дел, грандиозностью строек нашего времени, поэт Николай Асеев решил заглянуть в завтрашний день страны. "Поэмой северных рек" назвал он свое произведение, устремленное в будущее... Однако яркой картины преображения поэма не дает. Поэт рисует нам "куриные хоромы", мериносов, у которых... "по двадцать кило курдюки"... Странное впечатление производит описание стройки, которая, по предположению автора, развернется на Севере... Строители предстают обезличенно, как "мильоноголовая" рать, и люди, по неуклюжему слову поэта, будут трудиться "друг друга ярясь обогнать". Они за дело "возьмутся не льстивы (?), не лживы (?), умом, и хребтом, и душой". Такие описания даже отдаленно не напоминают не только строек будущего, но и великих современных строек, где "хребет" давно уже не является "ведущим механизмом". Правда, автор говорит о "мощных взрывах", но говорит мельком, не находя выразительных слов для описания могущественной социалистической техники... Мы знаем Н.Асеева как серьезного поэта, большого мастера стиха. Однако языковые погрешности, формальная игра со словом и прежде снижали достоинства его стихов. И сейчас еще сказываются эти пережитки формальных упражнений". (В.Панков, Заметки об одной поэме. "Знамя", #11. Другие произведения: Авдеенко А. Авраменко И. Асадов Э. Атаров Н. Бауков И. Берггольц О. Ф. Бершадский В. Благов А. Ваншенкин К. Вашенцев С. Вечтомова Е. Виноградов С. Винокуров Е. Вирта Н. Е. Вышеславский Л. Гладков Ф. Годин Я. Гончаров В. Гордиенко Ю. Губарев В. Диковский С. В. Долматовский Е. Досталь А. Дудин М. Жаров А. Журавлев В. Замойский П. Захарченко В. Зубавин Б. Калинин А. Канубриков А. Караваева А. Кирсанов С. Кнорре Ф. Колычев О. Я. Коростылев В. Куликов П. Кутов Н. Лебедев А. Левитанский Ю. Ленч Л. Лисянский М. Лифшиц В. Луговской В. Лузгин М. Луконин М. Ляшко Н. Марков Г. Маршак С. Я. Михалков С. Нагибин Ю. Николаева Г. Носов Н. Овечкин К. Орлов С. Ошанин Л. Пагирев Г. Померанцев В. Пришвин М. М. Ринк И. Рождественский И. Рыбаков А. Рыленков Н. Рядченко И. Старшинов Н. Твардовский А. Тихонов Н. С. Туркин В. Федоров В. Финн К. Флеров Н. Фокин А. Фоменко В. Форш О. Д. Черноморцев Л. Чивилихин А. Шаховской Б. Шварц Е., Фрез И. Шефнер В. Щипачев С. П. Яковлев Ю. Яшин А. |