Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010508_a.html |
Век=текст, зарубежье, выпуск 27 1951 год Анастасия Отрощенко Дата публикации: 8 Мая 2001 О литературе в Советской России Завалишин В. Заметки о советской литературе. Новый облик советской сатиры. "Возрождение", #17. "Творчество советских сатириков продолжает и дополняет обличительное направление советской литературы 1942-1946 гг. Напомним, что сатире и юмору, как жанру, у большевиков - вообще - не повезло: тому, кто живет под властью Сталина, смеяться рекомендуется не как-нибудь, а с чувством классового достоинства, а сатирики или неспособны на это, или не захотели этого; смеются они таким смехом, от которого мороз по коже пробегает; горестен и печален их смех... Большевики сатириков бояться... Упорная и длительная борьба с сатирой была для большевиков, в какой-то мере борьбой за сохранение престижа... Илья Ильф... отравился... Зорин (Локоть) отправлен в концлагерь, куда несколькими годами ранее спровадили Владимира Ветова... Мих. Зощенко долго везло: писатель чудом держался в советской литературе... Зощенко как сатирик, в смысле формы, вышел из рассказа Замятина "Электричество"... Заимствовав у Замятина форму сказа, Зощенко проник в новую, порожденную революцией среду и там отыскал новых героев. Обаяние Зощенко - в умении вкусно рассказывать анекдоты и смешные эпизоды, которые интересны уже своей тематикой, тем, о чем рассказано... Зощенко с первых дней творчества и по сей день остается верен форме своего сказа. Напряженные поиски новых форм лишь сравнительно недавно привели к повести "О чем пел соловей", которая для Зощенко не совсем обычна... Повесть "О чем пел соловей" - это история любви, которая утонула в житейских мелочах, как в зыбучем песке. В советском обществе человек перестает существовать, как личность и не только потому, что он превращается в робота, - в примитивную машину, исполняющую несложные функции, - но потому, что он становится рабом забот. Заботы настолько сплющили и обезличили человека, что он перестает видеть все то, что придает жизни осмысленность и радость. Былинкин и его невеста отправляются на прогулку, за город. Раздается песнь соловья. Как ты думаешь, о чем поет соловей? - спрашивает Былинкина невеста. Жрать хочет, потому и поет... Повесть "О чем поет соловей" изумительна по мастерству: используя для изображения переживания своих героев шаблонные и тусклые слова, какими теперь, к большому огорчению, говорят тысячи людей, Зощенко превращает уголь в алмаз, перерождает чахоточное слово, вдыхая в него горесть и боль... Большевики запретили писателю писать подобные картины. Зощенко разделил участь Булгакова. Русская литература утратила еще одного художника... Чем же заменили творчество опальных сатириков? Мы просмотрели комплекты журнала "Крокодил" за три года, с 1947 по 1951 гг. Веселая улыбка давно сошла со страниц "Крокодила"; это мрачное и злое "животное" или скучает, или лязгает зубами. Характер у "Крокодила" явно испортился: журнал с удовольствием применяет площадную ругань. Ругают, разумеется, англо-американских капиталистов... Ругани "посвящено" приблизительно 60% журнала. Остальная жилплощадь существует для того, чтобы: 1). Бороться с пережитками капитализма в сознании людей. На первом плане, конечно, религия. Клевета (не фельетон, а именно - клевета) М.Семенова "Шутка Гименея" типична для престарелого "Крокодила"... Семенов возмущается, что Алексей Мельников, член комитета ВЛКСМ... и комсомолка Анна Красильникова решили венчаться в церкви. В этом "злодеянии" соучастницами явились две коммунистки: Таисия Жирнова и Мария Арзамасцева. Эти женщины (как возмутительно!) достали молодым мотобот, украсили его цветами и, вместе с Алешей и Аней, поехали в село Ильинку, где есть церковь, - к священнику. Что ж в этом смешного? Наоборот, отрадно и немного трогательно. 2). Доказать читателю, что не так "страшен чорт, как его малюют". Есть, дескать, у нас и тюрьмы, и лагеря, без этого, знаете ли, не проживешь, но не стоит придавать этому чрезмерно большого значения: у страха глаза велики. За эту опасную тему берется сам Д.Беляев, главный редактор "Крокодила", в "Рассказе земляка"... 3). Показать, что не все партийные вельможи злы: есть среди них и добряки. К начальству надо особый подход иметь. Этой "волнующей" теме посвящен рассказец Эделя "После собрания". В рассказце говорится о директоре, который вначале имел зуб против инженера Власова, но потом сменил гнев на милость и оставил Власова в покое. Какое "благородство!" Какое "великодушие!" Смеяться не над чем; рот зажат; у писателя - травлей, у читателя - страхом". Эмиграция и Запад Жак Сорель Запад и мы. "Грани", #11. "Большевистская пропаганда систематически деформирует картину духовной и культурной жизни на Западе. Применяя тоталитарные категории к явлениям свободного мира, большевики пытаются навязать нелепую мысль о том, что писатели и художники Запада "продались империалистам с Уолл Стрита и умышленно отравляют сознание трудящихся мутным потоком пессимизма, порнографии и упадочничества, чтобы отвлечь их от классовой борьбы". Согласно большевистской пропаганде, вся духовная и творческая жизнь Америки и Европы находится в состоянии маразма, разложения и загнивания. Всякое упрощение является уже искажением действительности, потому что действительность неизбежно сложна и многогранна... Конечно, не все на Западе благополучно. Мы не можем закрывать глаза на некоторые тенденции явно нездорового порядка. Так, например, в западной литературе нередко встречается смакование патологических явлений, шизофрении, садизма и эротомании. Но все эти черты были бы по всей вероятности достоянием и советской литературы если бы последней было дано развиваться свободно и находится под влиянием "веяний века"... 20 век - век революций не только социально-политических, но и в области эстетических норм. В политике революционные движения направлены против старых господствующих классов и против отживших понятий, в искусстве они направлены против ложного классицизма, пытающегося задержать развитие мысли и ее художественного выражения на какой-то достигнутой стадии эволюции. Жизнь непрестанно движется вперед. Прогрессивно все то, что способствует этому движению... Несмотря на свои эксцессы и подчас упадочнический... характер. Литературные и художественные "революционные" течения этого века внесли живую струю в духовную жизнь Запада и своей разрушительной стихией позволили расчистить путь к творческому будущему. Джемс Джойс в литературе, Шенберг в музыке, Пикассо в живописи, Генри Мур в скульптуре являются тем очистительным огнем от гнетущего формализма 19 века, без которого немыслимо дальнейшее развитие творческих сил Запада... Историческая задача эмиграции... - это восприятие здоровых, передовых течений Запада и приобщения себя к духовным и культурным ценностям тех стран и тех материков, куда мы заброшены по воле судьбы..." О том, что было и чего не стало Архим. Киприан "Образы Италии" Муратова. Вместо некролога. "Возрождение", #15. "Впервые имя Муратова открылось мне давно... В маленькой тульской усадьбе... одним летним вечером после теплого дождя я на столе под лампой увидел эти "Образы Италии"... Я сразу же понял в тот далекий вечер, что автор этой книги - "мой", что книга эта тоже - "моя"... Книга пленила меня тогда целиком и унесла навсегда в особый неповторимый мир... "Образы Италии" - это событие в русской литературе. Не история искусства и не путеводитель по церквам и музеям; не дневник итальянского паломника и вообще неопределимый тип литературного творчества... "Образы Италии" - это одно из свидетельств великого прошлого России, один из последних лучей ее безвременного заката. Вышедшая незадолго до 14 года, она явилась каким-то прощальным приветом той неповторимой нашей просвещенности и утонченности, по которой мы были настоящими европейцами... Она ушла. Ушел теперь и Муратов, но остались от него эти "Образы" того, что он так любил, так умел любить, так научил и других. И за это склоняется голова перед его свежей могилой, а благодарная память сердца шлет его тени свой молитвенный вздох о даровании ему вечной памяти". Книжная летопись Аркадьев Н. Березов Р.М. Бобров М. "...По хуторам и горным станицам ползут пугающие слухи. В советском отряде, что бродит в поисках партизан, появился комиссар, который может превращаться в невидимку. Словоохотливые казачки, приверженные до всего страшного и чудесного, рассказывают, что этот невидимый комиссар везде ходит, все высматривает, все знает, и нет никакой возможности скрыть от него что-нибудь. Гуляют казаки свадьбу, а комиссар приходит в дом, садится в уголку и слушает. Слушает, да еще и записывает. Никто его не видит, да он всех видит, никто не слышит, да он слышит... Молодая казачка с круглыми, словно у совы, глазами, проговорилась как-то, что невидимый комиссар приходит к ней по ночам. "Впервой, когда пришел, постучал в окно", - рассказывала она раскрывшим рты любопытным казачкам. - А я, как была в одной исподней рубахе, открыла дверь. Он, Охальник, и схватил меня. Да как стал обнимать, да как стал прижимать... Я, испужамшись, в крик: "Что ты, говорю, над бедной вдовой измываешься! Да кто ты такой есть?" А он ответствует: "Комиссар я невидимый и дюже в тебя влюбленный"... Ну, а дальше? - не унимаются соседки. А чиво я с ним сроблю?.. Раз же он влюбленный и насильничает. И казачка начинала поправлять платок, чтобы скрыть потеплевшие глаза, заблестевшие радостью. А какой же он из себя будет? - липнут казачки. Чижолый такой и вполне даже рыжий. Бородища чуть не до пояса и весь гранатами увешанный..." Бунин И. "Об этой книге... толков множество. Естественно, потому что книга замечательная. Не только по мастерству.., но прежде всего по некоей удивительной внутренней свободе и цельности суждения - чертами, нашей современностью почти утраченными. - Суждений спорных, скажут мне. Но это уже другой вопрос... ...автор передает свои впечатления от встреч и знакомств, явно не желая подвергать их нейтрализующему влиянию академической беспристрастности. "Великий современник" рассказывает о современниках же. Без поправки на историю и учебники литературы... ...В.Брюсов, "лающий в дудкообразный нос"... Маяковский с "корытообразным" ртом, "извилистыми жабьими губами"... Блестящий и пародийный портрет К.Бальмонта, который "всю жизнь поистине изнемогал от самовлюбленности"... Наряду с изумительно тонким разбором творческих приемов Куприна, производится... развенчание А.Блока... Книга же, повторяю, очень хороша. - Чудесный такой мостик, переброшенный из современности в прошлое нашей литературы одним из замечательнейших ее мастеров". (Л.Р. "Грани", #11). Гагарин Е. Дон-Аминадо (А.П.Шполянский) Ельфимов П. Зайцев Б. К. "Кажется, Флоберу принадлежит меткое изречение: "Не прикасайтесь к кумирам, - позолота остается на руках"... Б.Зайцев уже дал в начале 30-х годов образец своего понимания биографических тем, создав, с присущим ему талантом, прекрасную, но не во всем бесспорную книгу о Тургеневе. 20 лет спустя им избран как объект для истолкования личности, творчества и жизненного пути - Василий Андреевич Жуковский... Как и в книге о Тургеневе, Зайцева интересует обнаружение основного внутреннего пласта, создавшего, по представлению автора, монолитно цельный образ Жуковского, который выдвинут автором как "единственный кандидат в святые от литературы нашей"... Для Зайцева путь Жуковского есть прежде всего поиски Царствия Божия, - задание столь частое в русской литературе, но "в одном Жуковском нашедшее завершение гармоническое"... Книга Зайцева оказывается редкостно целостной и воистину мудрой в приближении читателя к авторскому замыслу. Чередование превосходнейших "зайцевских" пейзажных описаний, бытовых и жанровых подробностей, лаконичных и выразительно-метких характеристик и психологических портретов, анализов религиозных мотивов, столь характерных для Жуковского, превращают работу Зайцева в одну из удачнейших "художественных биографий" на русском языке и в одно из проницательнейших его произведений, посвященных теме творчества..." (Н.Андреев. "Грани", #14, 1952). Злобин В.А. Кленовский Д. Кроткова Х. Крымов В.П. Левицкий С.А. Маковский С.К. Мамченко В.А. Ремизов А.М. Ржевский Л. Рындина Л. Сабурова И. Седых А. Степун Ф. Соколов Н. Терапиано Ю.К. |