|
||
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь |
Век=текст, зарубежье, выпуск 27 1951 год Дата публикации: 8 Мая 2001 получить по E-mail версия для печати О литературе в Советской России Завалишин В. Заметки о советской литературе. Новый облик советской сатиры. "Возрождение", #17. "Творчество советских сатириков продолжает и дополняет обличительное направление советской литературы 1942-1946 гг. Напомним, что сатире и юмору, как жанру, у большевиков - вообще - не повезло: тому, кто живет под властью Сталина, смеяться рекомендуется не как-нибудь, а с чувством классового достоинства, а сатирики или неспособны на это, или не захотели этого; смеются они таким смехом, от которого мороз по коже пробегает; горестен и печален их смех... Большевики сатириков бояться... Упорная и длительная борьба с сатирой была для большевиков, в какой-то мере борьбой за сохранение престижа... Илья Ильф... отравился... Зорин (Локоть) отправлен в концлагерь, куда несколькими годами ранее спровадили Владимира Ветова... Мих. Зощенко долго везло: писатель чудом держался в советской литературе... Зощенко как сатирик, в смысле формы, вышел из рассказа Замятина "Электричество"... Заимствовав у Замятина форму сказа, Зощенко проник в новую, порожденную революцией среду и там отыскал новых героев. Обаяние Зощенко - в умении вкусно рассказывать анекдоты и смешные эпизоды, которые интересны уже своей тематикой, тем, о чем рассказано... Зощенко с первых дней творчества и по сей день остается верен форме своего сказа. Напряженные поиски новых форм лишь сравнительно недавно привели к повести "О чем пел соловей", которая для Зощенко не совсем обычна... Повесть "О чем пел соловей" - это история любви, которая утонула в житейских мелочах, как в зыбучем песке. В советском обществе человек перестает существовать, как личность и не только потому, что он превращается в робота, - в примитивную машину, исполняющую несложные функции, - но потому, что он становится рабом забот. Заботы настолько сплющили и обезличили человека, что он перестает видеть все то, что придает жизни осмысленность и радость. Былинкин и его невеста отправляются на прогулку, за город. Раздается песнь соловья. Как ты думаешь, о чем поет соловей? - спрашивает Былинкина невеста. Жрать хочет, потому и поет... Повесть "О чем поет соловей" изумительна по мастерству: используя для изображения переживания своих героев шаблонные и тусклые слова, какими теперь, к большому огорчению, говорят тысячи людей, Зощенко превращает уголь в алмаз, перерождает чахоточное слово, вдыхая в него горесть и боль... Большевики запретили писателю писать подобные картины. Зощенко разделил участь Булгакова. Русская литература утратила еще одного художника... Чем же заменили творчество опальных сатириков? Мы просмотрели комплекты журнала "Крокодил" за три года, с 1947 по 1951 гг. Веселая улыбка давно сошла со страниц "Крокодила"; это мрачное и злое "животное" или скучает, или лязгает зубами. Характер у "Крокодила" явно испортился: журнал с удовольствием применяет площадную ругань. Ругают, разумеется, англо-американских капиталистов... Ругани "посвящено" приблизительно 60% журнала. Остальная жилплощадь существует для того, чтобы: 1). Бороться с пережитками капитализма в сознании людей. На первом плане, конечно, религия. Клевета (не фельетон, а именно - клевета) М.Семенова "Шутка Гименея" типична для престарелого "Крокодила"... Семенов возмущается, что Алексей Мельников, член комитета ВЛКСМ... и комсомолка Анна Красильникова решили венчаться в церкви. В этом "злодеянии" соучастницами явились две коммунистки: Таисия Жирнова и Мария Арзамасцева. Эти женщины (как возмутительно!) достали молодым мотобот, украсили его цветами и, вместе с Алешей и Аней, поехали в село Ильинку, где есть церковь, - к священнику. Что ж в этом смешного? Наоборот, отрадно и немного трогательно. 2). Доказать читателю, что не так "страшен чорт, как его малюют". Есть, дескать, у нас и тюрьмы, и лагеря, без этого, знаете ли, не проживешь, но не стоит придавать этому чрезмерно большого значения: у страха глаза велики. За эту опасную тему берется сам Д.Беляев, главный редактор "Крокодила", в "Рассказе земляка"... 3). Показать, что не все партийные вельможи злы: есть среди них и добряки. К начальству надо особый подход иметь. Этой "волнующей" теме посвящен рассказец Эделя "После собрания". В рассказце говорится о директоре, который вначале имел зуб против инженера Власова, но потом сменил гнев на милость и оставил Власова в покое. Какое "благородство!" Какое "великодушие!" Смеяться не над чем; рот зажат; у писателя - травлей, у читателя - страхом". Эмиграция и Запад Жак Сорель Запад и мы. "Грани", #11. "Большевистская пропаганда систематически деформирует картину духовной и культурной жизни на Западе. Применяя тоталитарные категории к явлениям свободного мира, большевики пытаются навязать нелепую мысль о том, что писатели и художники Запада "продались империалистам с Уолл Стрита и умышленно отравляют сознание трудящихся мутным потоком пессимизма, порнографии и упадочничества, чтобы отвлечь их от классовой борьбы". Согласно большевистской пропаганде, вся духовная и творческая жизнь Америки и Европы находится в состоянии маразма, разложения и загнивания. Всякое упрощение является уже искажением действительности, потому что действительность неизбежно сложна и многогранна... Конечно, не все на Западе благополучно. Мы не можем закрывать глаза на некоторые тенденции явно нездорового порядка. Так, например, в западной литературе нередко встречается смакование патологических явлений, шизофрении, садизма и эротомании. Но все эти черты были бы по всей вероятности достоянием и советской литературы если бы последней было дано развиваться свободно и находится под влиянием "веяний века"... 20 век - век революций не только социально-политических, но и в области эстетических норм. В политике революционные движения направлены против старых господствующих классов и против отживших понятий, в искусстве они направлены против ложного классицизма, пытающегося задержать развитие мысли и ее художественного выражения на какой-то достигнутой стадии эволюции. Жизнь непрестанно движется вперед. Прогрессивно все то, что способствует этому движению... Несмотря на свои эксцессы и подчас упадочнический... характер. Литературные и художественные "революционные" течения этого века внесли живую струю в духовную жизнь Запада и своей разрушительной стихией позволили расчистить путь к творческому будущему. Джемс Джойс в литературе, Шенберг в музыке, Пикассо в живописи, Генри Мур в скульптуре являются тем очистительным огнем от гнетущего формализма 19 века, без которого немыслимо дальнейшее развитие творческих сил Запада... Историческая задача эмиграции... - это восприятие здоровых, передовых течений Запада и приобщения себя к духовным и культурным ценностям тех стран и тех материков, куда мы заброшены по воле судьбы..." О том, что было и чего не стало Архим. Киприан "Образы Италии" Муратова. Вместо некролога. "Возрождение", #15. "Впервые имя Муратова открылось мне давно... В маленькой тульской усадьбе... одним летним вечером после теплого дождя я на столе под лампой увидел эти "Образы Италии"... Я сразу же понял в тот далекий вечер, что автор этой книги - "мой", что книга эта тоже - "моя"... Книга пленила меня тогда целиком и унесла навсегда в особый неповторимый мир... "Образы Италии" - это событие в русской литературе. Не история искусства и не путеводитель по церквам и музеям; не дневник итальянского паломника и вообще неопределимый тип литературного творчества... "Образы Италии" - это одно из свидетельств великого прошлого России, один из последних лучей ее безвременного заката. Вышедшая незадолго до 14 года, она явилась каким-то прощальным приветом той неповторимой нашей просвещенности и утонченности, по которой мы были настоящими европейцами... Она ушла. Ушел теперь и Муратов, но остались от него эти "Образы" того, что он так любил, так умел любить, так научил и других. И за это склоняется голова перед его свежей могилой, а благодарная память сердца шлет его тени свой молитвенный вздох о даровании ему вечной памяти". Книжная летопись Аркадьев Н. Березов Р.М. Бобров М. "...По хуторам и горным станицам ползут пугающие слухи. В советском отряде, что бродит в поисках партизан, появился комиссар, который может превращаться в невидимку. Словоохотливые казачки, приверженные до всего страшного и чудесного, рассказывают, что этот невидимый комиссар везде ходит, все высматривает, все знает, и нет никакой возможности скрыть от него что-нибудь. Гуляют казаки свадьбу, а комиссар приходит в дом, садится в уголку и слушает. Слушает, да еще и записывает. Никто его не видит, да он всех видит, никто не слышит, да он слышит... Молодая казачка с круглыми, словно у совы, глазами, проговорилась как-то, что невидимый комиссар приходит к ней по ночам. "Впервой, когда пришел, постучал в окно", - рассказывала она раскрывшим рты любопытным казачкам. - А я, как была в одной исподней рубахе, открыла дверь. Он, Охальник, и схватил меня. Да как стал обнимать, да как стал прижимать... Я, испужамшись, в крик: "Что ты, говорю, над бедной вдовой измываешься! Да кто ты такой есть?" А он ответствует: "Комиссар я невидимый и дюже в тебя влюбленный"... Ну, а дальше? - не унимаются соседки. А чиво я с ним сроблю?.. Раз же он влюбленный и насильничает. И казачка начинала поправлять платок, чтобы скрыть потеплевшие глаза, заблестевшие радостью. А какой же он из себя будет? - липнут казачки. Чижолый такой и вполне даже рыжий. Бородища чуть не до пояса и весь гранатами увешанный..." Бунин И. "Об этой книге... толков множество. Естественно, потому что книга замечательная. Не только по мастерству.., но прежде всего по некоей удивительной внутренней свободе и цельности суждения - чертами, нашей современностью почти утраченными. - Суждений спорных, скажут мне. Но это уже другой вопрос... ...автор передает свои впечатления от встреч и знакомств, явно не желая подвергать их нейтрализующему влиянию академической беспристрастности. "Великий современник" рассказывает о современниках же. Без поправки на историю и учебники литературы... ...В.Брюсов, "лающий в дудкообразный нос"... Маяковский с "корытообразным" ртом, "извилистыми жабьими губами"... Блестящий и пародийный портрет К.Бальмонта, который "всю жизнь поистине изнемогал от самовлюбленности"... Наряду с изумительно тонким разбором творческих приемов Куприна, производится... развенчание А.Блока... Книга же, повторяю, очень хороша. - Чудесный такой мостик, переброшенный из современности в прошлое нашей литературы одним из замечательнейших ее мастеров". (Л.Р. "Грани", #11). Гагарин Е. Дон-Аминадо (А.П.Шполянский) Ельфимов П. Зайцев Б. К. "Кажется, Флоберу принадлежит меткое изречение: "Не прикасайтесь к кумирам, - позолота остается на руках"... Б.Зайцев уже дал в начале 30-х годов образец своего понимания биографических тем, создав, с присущим ему талантом, прекрасную, но не во всем бесспорную книгу о Тургеневе. 20 лет спустя им избран как объект для истолкования личности, творчества и жизненного пути - Василий Андреевич Жуковский... Как и в книге о Тургеневе, Зайцева интересует обнаружение основного внутреннего пласта, создавшего, по представлению автора, монолитно цельный образ Жуковского, который выдвинут автором как "единственный кандидат в святые от литературы нашей"... Для Зайцева путь Жуковского есть прежде всего поиски Царствия Божия, - задание столь частое в русской литературе, но "в одном Жуковском нашедшее завершение гармоническое"... Книга Зайцева оказывается редкостно целостной и воистину мудрой в приближении читателя к авторскому замыслу. Чередование превосходнейших "зайцевских" пейзажных описаний, бытовых и жанровых подробностей, лаконичных и выразительно-метких характеристик и психологических портретов, анализов религиозных мотивов, столь характерных для Жуковского, превращают работу Зайцева в одну из удачнейших "художественных биографий" на русском языке и в одно из проницательнейших его произведений, посвященных теме творчества..." (Н.Андреев. "Грани", #14, 1952). Злобин В.А. Кленовский Д. Кроткова Х. Крымов В.П. Левицкий С.А. Маковский С.К. Мамченко В.А. Ремизов А.М. Ржевский Л. Рындина Л. Сабурова И. Седых А. Степун Ф. Соколов Н. Терапиано Ю.К. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||