Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20010519.html

Век=текст. Выпуск 52: 1952.
Егор Отрощенко

Дата публикации:  19 Мая 2001


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Стихи о слове

Когда вы долго слушаете споры
О старых рифмах и созвучьях новых,
О вольных и классических размерах,
Приятно вам услышать за окном
Живую речь без рифмы и размера,
Простую речь: - А скоро будет дождь!
Слова, что бегло произнес прохожий,
Не меж собой рифмуются, а с правдой -
С дождем, который скоро прошумит.

С.Маршак
"Новый мир", #12.

События

Выходит из печати новое "дополненное и переработанное" издание "Молодой гвардии" А.Фадеева.

"Возросла жизненная правда романа, вместе с ней возросла и правда художественная". (М.Кузнецов, "Новый мир", #2).

Год стал последним для поэтов В.Д.Замятина, М.П.Спирова и М.М.Шкапской, писателей Ф.А.Березовского, Т.Л.Щепкиной-Куперник, С.А.Басова-Верхоянцева.

Сталинские премии за 1951 год:

1 степени, 100000 рублей

Злобин С. П. за роман Степан Разин

Тихонов Н. С. за циклы стихов Два потока и На Втором Всемирном конгрессе мира.

2 степени, 50000 рублей

Задорнов Н. П. за романы Амур-батюшка, Далекий край, К океану.

3 степени, 25000 рублей

Беляев В. П. за трилогию Старая крепость.

Никулин Л. В. за роман России верные сыны.

Носов Н. Н. за повесть Витя Малеев в школе и дома.

Осеева В. А. за книгу Васек Трубачев и его товарищи.

Гамзатов Р. за сборник стихов и поэм Год моего рождения.

Замятин В. Д. за поэму Зеленый заслон.

Действующие лица и исполнители

Тимофеев Л. О положительном герое советской литературы | Беляев В. Старая крепость | Осеева В. Васек Трубачев и его товарищи | Носов Н. Витя Малеев в школе и дома | Кочетов В. Журбины | Каверин В. Доктор Власенкова | Другие произведения

Тимофеев Л.

О положительном герое советской литературы. "Новый мир", #1.

"Героизм в советской литературе, как и в самой нашей действительности, имеет массовый характер. Советские писатели стремятся к изображению героя, который является рядовым, но и не заурядным человеком, проявляющим свои героические черты как представитель освобожденной революционной народной массы.

Основные черты характера положительного героя - высота духовного облика, общественная ценность совершаемых им поступков - определяются его участием в народной борьбе за социализм, в которой и выковываются его лучшие качества. Положительный герой советской литературы - это прежде всего человек-патриот, руководствующийся в своем поведении и в своих требованиях к жизни социалистическим идеалом, до конца преданный партии, Родине, народу, готовый к трудовому и боевому подвигу ради них. Именно эти его качества и воспитывают в нем творческое отношение к труду, последовательный демократизм, способность преодолеть любые препятствия на пути к поставленной цели, оптимизм и стойкость, чувство товарищества, трезвость мысли и пафос устремления вперед, - все то, что могло развиться в человеке, живущем и борющемся под руководством коммунистической партии".

Беляев В.

Старая крепость. Трилогия. - Киев.

"Начинаешь читать книгу - и сразу чувствуешь: книга хорошая. Она написана просто, без каких-либо литературных вычур. Автор как бы вспоминает о событиях, свидетелем и участником которых ему довелось быть, и в его рассказе мы не чувствуем желания придерживаться какой-нибудь литературной манеры...

Простота языка писателя здесь - художественная простота, которой писатель достигает, работая над каждым словом...

Тема борьбы звучит на каждой странице книги. Это и делает ее правдивой, желанной, волнующей читателя. Она читается с неослабевающим интересом". (Н.Носов, Хорошая книга. "Новый мир", #3).

Осеева В.

Васек Трубачев и его товарищи. Повесть. - М.-Л., 1949.
Васек Трубачев и его товарищи. Повесть. Часть 2. - М.-Л., 1951.

"Сила искусства - в правде...

Подчас в книге для детей создается фальшивая атмосфера безоблачной жизни, полного отсутствия каких-либо трудностей и препятствий. Юные герои по воле автора умиленными глазами смотрят на этот обесцвеченный, искаженный мир...

Опыт развития советской литературы для детей показывает, что верность правде жизни, стремление правдиво рассказать детям о реально существующих трудностях, показать, как подобает советским людям побеждать их, усиливает и идейное, и познавательное, и художественное значение детской книги...

Правда жизни, рассказанная без прикрас, но с большим тактом, - вот что положено в основу первых двух книг трилогии Валентины Осеевой "Васек Трубачев и его товарищи".

Описывая школьные годы Васька Трубачева и его товарищей, В.Осеева стремится не только показать, как в этот период складываются основы характера, но и проследить, как воспитывается мужество. Читая повесть, мы видим, как в условиях советской действительности, всесторонне воспитывающей личность, "у нас героем становится любой". (В.Николаев, Воспитание мужества. "Новый мир", #5).

"Осеева не приукрашивает своих взрослых героев. Она не стремится уберечь своего читателя от серьезных раздумий и грустных переживаний, а справедливо считает, что обязана учить его преодолевать трудности...

Но думается, что Осеева злоупотребляет конфликтами личной жизни. В книге мало благополучных семей, много сирот. Порой кажется просто странным это отсутствие нормальных, здоровых семей. Думается, что было бы правильнее показать то трудное, о чем говорит автор, на примере одной-двух семей и показать глубже, сосредоточив внимание на меньшем количестве героев. Но зато показать и другие семьи, гораздо более типичные для нашей страны, - счастливые, здоровые, полные творческого труда. И образы взрослых стали бы гораздо богаче. Осеева показывает их главным образом в отношениях в семье. А между тем, главное, что отличает советских людей и цементирует семью, - любовь к труду, увлечение своей работой. И если бы в ее книгу пришли люди разных профессий, полные тревогами и победами своего труда, книга стала бы гораздо богаче". (Е.Успенская, Старший друг. "Литературная газета", #15).

Носов Н.

Витя Малеев в школе и дома. Повесть. - М.

"Н.Носов, положив в основу своей повести "проступок" двух мальчиков, сосредоточил все внимание лишь на образах Малеева и Шишкина, оставив в тени всех других своих героев. Писатель не поставил целью показать рост всего коллектива и тем самым принизил значение своей книги". (К.Ельницкая, Повесть о школьниках. "Знамя", #3).

Кочетов В.

Журбины. Роман. - М.

"Несмотря на то, что не все образы романа вылеплены художником с одинаковой силой (в печати уже отмечалось, что писателю следовало бы развить, доработать важные в романе образы парторга Жукова и директора (завода. - Е.О.) Ивана Степановича), произведение в целом обладает той законченностью и стройностью идейно-тематической, сюжетно-композиционной организации, которая возможна лишь при наличии ясного, четкого замысла писателя...

На протяжении всего повествования В.Кочетов показывает органический патриотизм Журбиных, неразрывную слитность героев с партией, с великим Советским государством. Мы ощущаем эту слитность во всех эпизодах, во всех сценах романа, и перед нами звено за звеном возникает яркая, впечатляющая картина неисчерпаемого богатства духовной жизни людей нового рабочего класса, его многократно возросшей творческой активности, высокой коммунистической сознательности". (Н.Толченова, Люди нового рабочего класса. "Знамя", #6).

Каверин В.

Доктор Власенкова. Роман. "Новый мир", ##2-4, 1952.

"Новый роман В.Каверина "Доктор Власенкова" является продолжением "Открытой книги". Оба произведения составляют части трилогии, посвященной людям нашей советской науки...

В "Открытой книге" есть реалистические точные детали, занимательный сюжет. Но правда жизни в романе грубо нарушена, а это не могло не привести художника к серьезной творческой неудаче.

В "Докторе Власенковой" подход писателя к явлениям действительности принципиально иной. Реальная жизнь героини романа полностью овладевает вниманием художника. Острые конфликты, пафос и напряжение борьбы он ищет не в вымышленной, а в реальной биографии советского врача-новатора...

В "Докторе Власенковой"... нет никаких загадочных стечений обстоятельств. Сложность книги объясняется характером материала. Писатель вводит нас в такую область научного творчества, как микробиология...

Отсюда не совсем обычная для Каверина манера изложения материала, отказ от многих характерных для него приемов, в том числе и от многоплановой композиции. Не только по отношению к "Открытой книге", но и ко всему творчеству Каверина в целом, "Доктор Власенкова" знаменует весьма важное явление, определенную веху на его писательском пути...

В.Каверин полностью не решил в своем новом романе те сложные творческие проблемы, которые возникали перед ним. Как большому художественному полотну, "Доктору Власенковой" недостает большой яркости, глубины и многогранности в обрисовке персонажей.

Отказавшись от искусственной занимательности "Открытой книги", писатель вообще ослабил требовательность к сюжету, к композиции произведения". (Б.Галанов, Тема и ее воплощение. "Знамя", #11).

"Зимой 1961 года я получил от Твардовского письмо, в котором он вежливо сообщал, что "много наслышан" о второй части романа и был бы рад познакомиться с нею. Месяца через два он заехал ко мне - веселый, летний, добродушный, в светлом костюме - и подтвердил свое желание поскорее познакомиться с романом. Мы немного прошлись, дружески поговорили, и я, окрыленный, засел за роман.

И письмо, и этот приезд были для меня событием. Шумный "провал" первой части закрыл мне дорогу в издательства и журналы, я работу я продолжал просто потому, что не в силах был бросить начатое дело, стоившее мне упорного четырехлетнего труда. Но писал я теперь хотя и старательно, но коряво, точно шел по просторному, ярко освещенному холодным светом коридору, спотыкаясь на каждом шагу...

Еще в большей степени желала мне счастья редакторша, которой "Новый мир" поручил приготовить роман для набора. Вот кто просто из сил выбивался, чтобы не допустить появления новых ... отрицательных статей! Ведь не только для меня, но и для журнала было важно доказать, что при умелом руководстве я способен усовершенствовать свое дарование даже в пределах того же произведения...

Искаженный до неузнаваемости, роман был напечатан на страницах "Нового мира" в 1952 году...

Прошел месяц, другой, и я случайно встретил Твардовского в Союзе писателей.

- Ну что ж! Почти "Джейн Эйр", - сказал он..." (В.Каверин, Эпилог. Мемуары. - М., 1989).

Другие произведения:

Алексеев М.
Солдаты. Роман. - М.

Антонов С.
Рассказы. - Л.

Бедный Б.
Большой поток. - Повесть. - Рассказы. - М.
Хозяин. Рассказы. - М.

Безыменский А. И.
Марш мира. Стихи и переводы. - М.
Стихи, поэмы. Пьеса "Выстрел". - М.

Бианки В.
Рассказы и сказки. - М.-Л.

Бражнин И.
Светлый мир. Роман. - Л.

Букин Н.
Прощайте, скалистые горы. Стихи и песни. - М.

Бытовой С.
Тихоокеанская книга. Стихи и переводы с китайского. - Л.

Ванин К.
Две повести (Капканов. - Старик.). - Л.

Волков Н.
Наше родное. Роман. - М.

Воробьев Е.
Высота. Роман. - М.

Воронин С.
Широкой дорогой. Повесть. - Л.

Ганабин И.
В дороге. Стихи. - Владимир.

Гладков Ф.В.
Вольница. Повесть. - М.

Голодный М.
Стихи. Баллады. Песни. - М.

Горбатов Б.
Донбасс. Роман. - М.

Гранин Д.
Ярослав Домбровский. Историческая повесть. - М.

Долматовский Е.
Сталинградские стихи. 1942-1952. - М.

Друнина Ю.
Стихи. - М.

Дудин М.
Родник. Стихотворения. - Л.

Дудинцев В.
У семи богатырей. Рассказы. - М.
Станция "Нина". Рассказы. - М.

Евтушенко Е.

Разведчики грядущего. Книга стихов. - М.

Жаров А. А.
Ходили мы походами. Стихи, песни, поэмы. - М.

Завадский Б.
Пять лет за океаном. (Из канадских записок). - М.

Замятин В.
У нас в Рассветном. Стихи. - М.
Зеленый заслон. Поэма. - М.

Иванов Вс.В.
Повести, рассказы, воспоминания. - М.

Инбер В.М.
Путь воды. Роман. - М.
Поэмы и стихи. - М.

Исаковский М.В.
Стихи последних лет. - М.

Кассиль Л.
Далеко в море. Рассказы. - М.-Л.

Кассиль Л. и Поляновский М.
Улица младшего сына. Повесть. - М.

Кежун Б.
Слово о рабочем знамени. Лирическая поэма. - Л.

Ким Р.
Тетрадь, найденная в Сунчоне. Повесть. - М.

Кобзев И.
Прямые пути. Стихи. - М.

Кратт И.
Великий океан. Роман. - М.

Кутов Н.
Утро. Стихи. - Л.

Лагин Л.
Остров разочарования. Роман. - М.

Леваковская Е.
Первая зима. Роман. - М.

Левитанский Ю.
Утро нового года. Стихи. - Новосибирск.
Наши дни. Книга стихов. - М.

Либединский Ю. Н.
Зарево. Роман. - М.

Лидин В. Г.
Свежий ветер. Рассказы. - Большая река. Повесть. - М.

Лисовский К.
Огни Севера. Стихи. - Новосибирск.
Солнце над Курейкой. Стихи. - М.

Лихачев Д. С.
Возникновение русской литературы. - М. - Л.

Лотман Ю. М.
А.Н.Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Карамзина. Автореф. Диссертации представленной на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Тарту.

Луговской В. А.
Стихотворения. - М.

Маршак С. Я.
Костер в снегу. Стихи. - М.

Матусовский М.
Улица мира. Стихи. - М.

Михалков С.
В музее В.И.Ленина. Стихи. - Минск.
Пьесы. - М.
Стихи. - М.-Л.
Басни и стихи. - М.

Молчанов-Сибирский И.
Письмо из тайги. Стихи. - М.

Мошковский А
Самое дорогое. Стихи. - М.

Нагибин Ю.
Господствующая высота. Рассказы. - М.

Наровчатов С.
Солдаты свободы. Стихи. - М.

Никитин И.
Они вступают в жизнь. Повесть. - Л.

Новоселов Н.
Здравствуй, весна! Стихи. - Л.

Носов Н.
Повести и рассказы. - М. - Л.
Рассказы. - Л.

Осинин В.
Рассвет на Шпрее. Стихи. - М.

Островой С.
Стихи. - Песни. - М.

Ошанин Л.
Стихи и песни о друзьях. - М.

Павленко П.
Степное солнце. Повесть. - М.
Счастье. Роман. - М.

Панов Н. Н.
Страстное желание. Роман. - М.
Баренцево море. Поэма. - М.

Панферов А.
Большая перемена. Повесть. - М.

Панферов Ф.
В стране поверженных. Роман. - М.

Пермитин Е. Н.
Горные орлы. Роман. - М.

Платов Л.
Каменный холм. Рассказы. - М.

Полевой Б.
Новые рассказы. - М.

Сельвинский И. Л.
Трагедии. (Ливонская война. - От Полтавы до Гангута. - Читая "Фауста"). - М.

Сергеев-Ценский С. Н.
Утренний взрыв. Роман. - Симферополь.

Сидоренко Н. Н.
Погожий день. Лирика. - М.

Синявский А. Д.
Роман М.Горького "Жизнь Клима Самгина" и история русской общественной мысли конца XIX - начала ХХ века. Автореф. канд. дисс. на соискание ученой степени кандидата филол. наук. - М.

Симонов К.
Стихи и поэмы. - М.

Смирнов В.
Сыновья. Роман. - М.

Смирнов С.
Откровенный разговор. Книга стихотворений. - М.
Подарок. Стихи. - М.

Соболь М.
Стихи. - М.

Соколов М.
Искры. Роман. - М.

Соколов Н.
Именем жизни. Поэма. - М.

Трифонов Ю.
Студенты. Повесть. - М.

Ушаков Н.
Вершины перед нами. Стихи. - М.

Федоров В.
Плечом к плечу. Стихи и поэмы. - М.

Фролов И.
Повелитель рек. Рассказы. - М.

Хаустов Л.
Дорогой мира. Стихи. - Л.

Чепуров А.
Светлый день. Стихи. - Л.

Чуковский К. И.
Сказки. - М.-Л.
Гоголь и Некрасов. - М.

Швецов С. А.
Коротко и ясно. Стихи. - М.

Шебунин П.
Портрет героя. Рассказы. - М.

Шевелева Е.
Подруги. Стихи. - М.

Шубин П.
Стихотворения. - М.

Шутов И.
Апрель. Повесть. - М.

Щипачев С. П.
Лирика. - М.

Яшин А.
Советский человек. Стихи. - М.