Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010601.html |
Век=текст. Выпуск 54: 1954 Егор Отрощенко Дата публикации: 1 Июня 2001 Стихотворение года О сограждане, коровы и быки!
А. Вольпин События Скандал вокруг "Нового мира" "Литературная общественность резко осудила выступления журнала по вопросам современной литературы (статьи В.Померанцева, М.Лифшица, Ф.Абрамова, М.Щеглова), содержащие неправильные и вредные тенденции, статьи, в которых делались попытки ревизовать основные принципы советской литературы, ставилась под сомнение идейность, жизненная правдивость советской литературы. В.Померанцев в статье "Об искренности в литературе", спекулируя на законном недовольстве читателей и писателей некоторыми творческими недостатками нашей литературы, огульно и недобросовестно обвинил советских писателей в неискренности. Под видом борьбы с приспособленчеством и лакировкой, он поставил под сомнение современную широкую общественную тематику и проблематику советской литературы, призывал к одностороннему показу и раздуванию отрицательных явлений нашей действительности... Ф.Абрамов и редакция (в статье "Люди колхозной деревни в послевоенной прозе". - Е.О.) ... учинили "разнос" всех наиболее заметных произведений советской прозы... М.Лифшиц в статье "Дневник Мариэтты Шагинян", с барски-эстетских позиций разбирая недостатки книги М.Шагинян, обрушивается против писателей, стремящихся активно вторгаться в жизнь, ставит под сомнение важность обращения писателей к темам труда, производственной деятельности и другим актуальным темам нашей действительности... Критик М.Щеглов в статье о романе О.Черного "Опера Снегина" издевается над тем, что автор романа показал влияние решений партии по вопросам музыки на сознание и творческую деятельность художественной интеллигенции... Президиум правления Союза советских писателей постановляет: 1. Осудить неправильную линию журнала "Новый мир" в вопросах литературы. 2. Освободить тов. Твардовского А.Т. от обязанностей главного редактора журнала. 3. Назначить главным редактором журнала "Новый мир" тов. Симонова К.М..." Состоялся 2-й Съезд советских писателей. 25 января умер М.М.Пришвин. "Умер волшебник, что умел остановить и закрепить в слове самые тайные и мимолетные явления, но на страницах его книг бесконечно горят, не догорая, закаты. Бесконечно сверкают звезды над лесными краями, бесконечно струятся "реки в цветах" и никогда не угасает нежный блеск месяца над полями". (К.Паустовский. "Литературная газета", #8). 19 января умер Б.Л.Горбатов. 25 апреля умерла Л.Н.Сейфуллина. 19 ноября умер А.М.Эфрос. Книга года Эренбург И. Действующие лица и исполнители Василевский В. С неверных позиций. "Литературная газета", #13."Статья В.Померанцева "Об искренности в литературе"... вызвала многочисленные отклики. Действительно, в статье резко и откровенно, хотя и с излишней сенсационностью, поставлены некоторые наболевшие вопросы нашей литературной жизни. ...Внимательное чтение статьи убеждает нас, что многие правильные мысли В.Померанцева не новы, наивны, общеизвестны, а многие спорные - теоретически не обоснованы, не доказуемы или попросту не верны. Без искренности подлинное творчество невозможно, это давно известно. Но одна только искренность еще ничего не решает. В художественной литературе, как и во всех видах искусства, огромную роль играет мастерство... Но ни искренность, ни мастерство, сами по себе, ни даже искренность и мастерство, вместе взятые, тоже не гарантируют успеха, если в основе творчества не лежат глубокая и верная мысль, серьезное знание и понимание жизни и ее законов, стремление служить большому народному делу, ясное и боевое мировоззрение писателя. Но вопрос о мировоззрении, о партийности позиции писателя В.Померанцев совершенно игнорирует... Таким образом, основа статьи оказывается при ближайшем рассмотрении ложной. А фактический ее материал... не выходит за рамки правдоподобия отдельного факта... В.Померанцев коснулся и вопросов советской критики. Он утверждает: "Самое развитие критики шло причудливым образом. Она вырабатывала свои положения не в итоге постоянных вдумчивых наблюдений и синтезов, а от случая к случаю, иногда отдельные писатели впадали в ошибки и партийная печать подвергала их критике". Это - грубейшая ошибка. Ведь советская критика основывается на ленинском учении об искусстве, как специфической форме общественного сознания. Коммунистическая партия, формулируя задачи литературы и искусства, направляла и направляет нашу критику и эстетику. Правда, в нашей эстетике есть нерешенные проблемы, да и жизнь ставит перед нами новые вопросы, но все это в корне отличается от вредных домыслов В.Померанцева, будто наша критическая мысль двигалась от одной ошибки писателя до другой. ...К сожалению, оказалось, что в этой статье много правильных чужих мыслей и очень много ошибочных мыслей автора. Пользы она, по-моему, принесет мало, зато вносит путаницу в те важные вопросы, решение которых необходимо для дальнейшего развития нашей литературы". "Нам кажется, что всякая статья, горячо, остро ставящая вопрос, должна встречаться с интересом. Ничего общего с таким откликом не имеет статья В.Василевского "С неверных позиций"... Эта статья, по нашему мнению, в деловое обсуждение вопросов литературы внесла элементы грубого окрика... ...Не следует замалчивать... тех острых вопросов, о которых говорит Померанцев, глушить их обсуждение. Как раз против острой постановки этих вопросов, а не против действительных слабостей, статьи Померанцева направлено выступление Василевского... К сожалению, Василевский оказался не одиноким. Его поддержала Л.Скорино, выступившая со статьей "Разговор начистоту" ("Знамя", #2). Скорино сделала все возможное, чтобы увести от обсуждения наболевших вопросов нашей литературы... Оба отклика на статью Померанцева представляют собой пример недобросовестной критики..." (Замалчивая острые вопросы. Письмо в редакцию. С.Бочаров, В.Зайцев, В.Панов - аспиранты МГУ, Ю.Манн - преподаватель, А.Аскольдов - студент МГУ."Комсомольская правда", #65). "В декабре 1953 года появилась статья В.М.Померанцева "Об искренности в литературе" √ статья, которая более чем сдержанно напомнила о том, что писатель не может лгать, потому что литература основана на правде. Как ни странно, эта статья, почти детская по своей самоочевидности, показалась отчаянно смелой. Еще бы! За двадцать лет так изолгались, так извертелись, называя белое √ черным, так привыкли бояться самого понятия "искренность", что нечего было и ожидать, что подобная статья обойдется без резких возражений". (В.Каверин, Эпилог. Мемуары. √ М., 1989). Эренбург И. Оттепель. Повесть. - М."Напечатанная в пятой книжке журнала "Знамя" повесть И.Эренбурга "Оттепель" оставляет на редкость противоречивое впечатление. Начнем с того хорошего, что есть в повести. Прежде всего - это искреннее волнение, которое в ней чувствуется там, где речь идет о таких ее героях, как Коротеев и Савченко, Соколовский и Вера Григорьевна, Андрей Иванович Пухов... Им уделено в повести немало места, и они, в общем, являются главными ее героями... На примере их личных судеб писатель хочет изобразить то хорошее и радостное, чего с каждым днем все больше в нашей жизни, что в общегосударственном масштабе выражено во многих решениях и практических мерах, принятых партией и правительством... Ощущение, что людям становится лучше жить, что у нас на глазах исчезают многие стороны жизни, присутствует в повести Эренбурга. Рассказывая об этом, писатель в то же время касается ряда проблем, которых не может обходить литература, если она не желает обходить острые углы в жизни... Когда читаешь "Оттепель", то создается впечатление, что она написана рукой неровной и торопливой. Больше того: в повести есть страницы, написанные такой небрежной скороговоркой, когда торопливость переходит в легкомыслие. И это не только делает дурными именно эти страницы повести, но и лишает художественной полноценности даже те человеческие образы, которые в общем кажутся удачными... Далекая от художественности отрывочная протокольная запись характерна для многих страниц "Оттепели" - произведения, где беглость и поверхностность наблюдений самым разительным образом сказались не только на его идейной стороне, но с не меньшей отрицательной силой и на стороне художественной. А в итоге перед нами повесть, которая, на мой взгляд, много слабей всего, что создал Илья Эренбург за последние полтора десятилетия своей работы в литературе... В повести высказан взгляд несправедливый по отношению ко всем честным и даровитым советским художникам... Илья Эренбург не пожелал увидеть истинной картины нашего современного искусства с его реальными ценностями и реальными слабостями и попытался изобразить его в виде чуждого людским сердцам механического соловья, - замысел несправедливый и не заслуживающий сочувствия... В конечном итоге, когда кладешь на общие весы и эту сторону дела, вся повесть, несмотря на некоторые хорошие страницы, представляется огорчительной для нашей литературы неудачей автора". (К.Симонов "Литературная газета", ##85, 86). Эренбург И. "Комсомольская правда" писала, что в "Оттепели" искажена наша действительность, потому что автор не показал ни одного положительного героя. К.Симонов находит, что все главные герои "Оттепели" - хорошие, честные люди. Однако, разойдясь с "Комсомольской правдой" в оценке героев повести, К.Симонов сошелся с ней в оценке позиций автора. Признав, что хорошие люди - это хорошие люди, он изобличает нехорошую точку зрения Эренбурга: по его словам, эти хорошие люди - учителя, инженеры, врач - являются исключениями. Как обосновывает К.Симонов такого рода догадки?.. Я перехожу к вопросу, которому посвящено больше половины объемистой статьи К.Симонова, - к моим мнимым суждениям о современном искусстве... Скажу сразу: моя повесть не посвящена искусству, она посвящена человеческим взаимоотношениям... Вполне возможно, что моя повесть страдает многими изъянами, об этом я хотел бы услышать. Но я не думаю, чтобы обвинения, построенные на догадках, могли способствовать развитию нашей литературы. Именно с этой точки зрения статья К.Симонова, выражаясь его же словами, представляется мне "огорчительной для нашей литературы неудачей". Лифшиц М. Дневник Мариэтты Шагинян. "Новый мир", #2."Поразительна разносторонность Мариэтты Шагинян. Она цитирует Паскаля и Гете, свободно разбирается в архитектуре и строительных материалах, живо интересуется технологией бездымного сжигания сланца, описывает множество машин и процессов, знает сравнительные преимущества швицов и симменталов, знакома с холодным воспитанием телят, выращивает мичуринские яблоки у себя на даче, интересуется музыкой и политической экономией, философией и наукой, заседает в ученом совете Института мировой литературы, изучает архивные материалы о пребывании Абовяна в Юрьевском университете, рецензирует диссертации о Банделло (итальянском писателе XVI века), пишет о математике и языкознании. Все это не только в Москве, у себя дома, нет, - в постоянных разъездах: от Чудского озера до Севана, от горных районов Армении до эстонской низменности. Кто бы подумал, что Мариэтта Шагинян имеет диплом альпиниста? Между тем она первая женщина, взошедшая на Арагац... Дневник Мариэтты Шагинян показывает, каким лихорадочным темпом работает писательница. Перед глазами мелькают профессора, доярки, проблемы, открытия... Тысячи нужных людей, специалистов, и с каждым Мариэтта Шагинян успевает поговорить на месте действия, а если не успевает, то приглашает к себе в гостиницу. Все эти люди, занятые общественно-полезным трудом, считают нужным уделить ей частицу своего времени. Между тем коэффициент полезного действия этих бесед часто невелик... Мариэтта Шагинян отличается от Жюль Верна тем, что этот автор, сидя дома, в своей библиотеке, описывал многие страны и притом довольно точно, а Мариэтта Шагинян ездит, не щадя себя, но... "кто ей поверит, тот ошибется"... К счастью Мариэтта Шагинян не принадлежит к категории слабых, она может постоять за себя. Не всякому автору по силам выпустить книгу, которая так откровенно рекламирует его труды и дни, включая сюда и домашние происшествия, так добросовестно заносит в анналы истории любую мысль или, скорее, пленной мысли раздраженье, являющееся на минуту в голове автора, так смело объединяет все сомнительные места, вычеркнутые в различных редакциях из других его произведений. Перебирая все известные нам случаи, мы не находим в истории литературы ничего похожего на "Дневник писателя"... В этом произведении столько ошибок и чернильных пятен, а литературный язык так плох, что не может быть никакого сомнения √ перед нами действительно настоящий дневник, не переписанный набело, рабочая тетрадь. Даже великие писатели оставляли вопрос о публикации таких тетрадей на усмотрение потомства". "6 февраля. Были Каверин и Лидия Николаевна. Они тоже в восторге от статьи Лифшица о Мариэтте Шагинян... Куда я ни пойду, всюду разговоры об этой статье. Восхищаются misquotation. "Над вымыслом слезами обольюсь" и "Кто ей поверит, тот ошибется". Но есть ханжи, которым "жаль Мариэтту". Самые несхожие люди: Макашин и Т.Спендиарова. Говорят, что Мариэтта предприняла ряд контр-мер". (К.Чуковский, Дневник. 1954). Абрамов Ф. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе. Литературные заметки. "Новый мир", #4."Оговариваемся: читатель не найдет в наших заметках полной характеристики послевоенной литературы о колхозной деревне. В них нет всесторонней критической оценки даже тех произведений, о которых пойдет речь. Но те отдельные вопросы, которые мы постараемся разобрать, представляются нам важными... Романы и повести С.Бабаевского, Е.Мальцева, Г.Медынского, И.Рябокляча, Ю.Лаптева, С.Воронина, Г.Николаевой - произведения, принадлежащие столь различным писателям, - имеют много общего между собой... ...Нельзя сказать, чтобы жизненная картина в произведениях различных наших писателей получилась одинаковой. Нет, послевоенные трудности и недостатки в работе колхозов в каждом из романов изображены по-разному... Сходство, доходящее до однообразия, заключается в другом: может показаться, будто авторы соревнуются между собой - кто легче и бездоказательнее изобразит переход колхоза от неполного благополучия к полному процветанию... Во многих из рассматриваемых нами произведений внутренний мир героев небогат. Живое чувство настолько сковано скучным рассудком, что, в сущности, и жизни-то в этом чувстве почти нет - лишь изредка оно вырывается из плена и заявляет свои права. И здесь критики не помогли писателям. Боже упаси, чтобы герой - молодой парень - совершил тот или иной поступок под влиянием внезапно вспыхнувшей любви, а не под давлением заранее обдуманного общественного, делового соображения! Можно было предсказать, что такому герою не повезет на последних страницах журналов". Рассказы и сказки. - М."В юбилейном сборнике "Рассказы и сказки" собраны лучшие произведения писателя, написанные за 30 лет творческой работы... В "Рассказах и сказках" нет ничего фальшивого, сусального, нет бесстрастного любования "красотами" природы. Писатель учит детей быть хозяевами природы, бесстрашно проникать в ее тайны. Язык Бианки точен, безупречен, ясен. Умело использую форму народной фантастической сказки, он вкладывает в эту форму познавательное научное содержание. Сочетание сказочного и познавательного является основным качеством творчества писателя". (И.Соколов-Микитов "Литературная газета", #33). "Виталий Бианки ведет своего маленького читателя в леса и луга, к звериным норкам и птичьим гнездам, в бесконечно разнообразный мир живой природы... Но интересно отметить, что в книге В.Бианки нет или почти нет пейзажей, описаний природы. Маленький читатель обычно ведь пропускает такие описания. Природа в этой книге просто живет, действует, она - герой, а не фон всех рассказов". (М.Щеглов, Перо вальдшнепа. "Новый мир", #7). Другие произведения Адамов Г. Алигер М. Арамилев И. Асанов Н. Астафьев В. Баркова О. Бахнов В. и Костюковский Я. Бедный Б. Безыменский А. Берггольц О. Беспощадный П. Бек А. и Лойко Н. Бианки В. Благов Ю. Бондарев Ю. Бубенцов М. Бытовой С. Вальцева А. Варавва И. Васильев С. Власов Н. Володин А. Воробьев Е. Гарнакерьян А. Гладков Ф. Гордиенко Ю. Гранов В. Гроссман В. Давыдова Н. Далецкий П. Демьянов И. Долматовский Е. Дорош Е. Дудин М. Дудинцев В. Дыховичный В. и Слободской М. Еремин Д. Жаров А. Замойский П. Зив О. Изюмский Б. Инбер В. Калинин А. Кобраков П. Коваленков А. Кожевников В. Козин В. Колтунов И. Коничев К. Кукушкин В. Кустов П. Кучеров А. Ленч Л. Леонов Л. Либединский Ю. Лидин В. Линьков Л. Лихарев Б. Лукашевич В. Луконин М. Львов М. Марков А. Марков С. Маршак С. Масс В. и Червинский М. Медынский Г. Михалков С. Молчанов И. Мусатов А. Нагибин Ю. Никулин Л. Нилин П. Носов Н. Овечкин В. Овчаренко И. Ойслендер А. Ошанин Л. Панов Н. Панова В. Панферов Ф. Паустовский К. Первенцев А. Пермитин Е. Пикуль В. Платов Л. Полевой Б. Пришвин А. Прокофьев А. Решетов А. Розен А. Сазонов М. Сахнин А. Саянов В. Северцев И. Семушкин Т. Симонов К. Смирнов В. Спиров М. Старшинов Н. Стекольников Л. Суворов Г. Твардовский А. Тендряков В. Тихонов Н. Труханов В. Тушнова В. Тэсс Т. Федоров Е. Френкель И. Чивилихин А. Шагинян М. Шевелева Е. Щипачев С. |