Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010610_a.html |
Век=текст. Выпуск 55: 1955 Егор Отрощенко Дата публикации: 14 Июня 2001 Стихотворение года Земной уют Уюта нет,
Е.Кропивницкий, впервые опубликовано в сб.: "Мансарда". Альманах. /Сост. Л.Кропивницкий. ≈ М., 1992. События Вновь стали печатать М.Булгакова: После многолетнего перерыва (и уже после смерти) в печати (в журналах ("Новый мир", #6 и отдельными изданиями) с соответствующими сопроводительными статьями появились произведения И.Бунина: В столичном журнале ("Новый мир", #11) впервые появились стихи Б.Окуджавы. Книга года Носов Н. Комсомольская любовь Милая, не надо слов обидных, Действующие лица и исполнители Евтушенко Е. Третий снег. Книга лирики. √ М."Выступление поэта со второй книгой всегда дело очень ответственное √ надо критически оглянуться на пройденный путь, закрепить достигнутое, шагнуть дальше... В первой книге молодого поэта Евгения Евтушенко мы заметили горячее стремление поэта учиться у Маяковского умению активно вторгаться стихами в жизнь, умению строить самый стих. Мы прочитали в небольшом сборнике страницы бесспорно талантливые, говорившее о Творческих возможностях автора. Но с яркими стихами там соседствовали и риторические, умозрительные, свидетельствовавшие о том, что поэт не слишком пристально вглядываясь в окружающее, различает в нем подчас лишь чисто внешние черты и приметы. Сборник стихов назывался "Разведчики грядущего"... В новой книжке повсюду следы борьбы с этими недостатками, слабостями собственной поэзии. Поэт как бы продолжает разведку. Значительно расширился круг волнующих его тем, крепче, сработаннее стал стих, пристальнее взгляд. Вторгаясь в область публицистического стиха, то в сферу лирики, то затевая поэтический репортаж, он старается найти сразу несколько точек приложения своих сил... В книжке есть немало надуманного, неестественного. О своем детстве поэт пишет: "хотелось любви настоящей, не ложной". Спрашивается: какая же это "ложная любовь" может быть у мальчика, который "несся вперед. Задыхаясь от бега, из мокрого снега лепя снежки"? Это уж совсем "от лукавого". Молодой поэт ведет творческую разведку. Кое-что ему уже, несомненно, удалось. Кое в чем он продолжает прибывать на прежних, исходных позициях. Главный его противник остается прежним √ это риторика, и надо одолеть ее во что бы то ни стало..." (В.Тельпугов, Разведка продолжается. "Новый мир", #5). Альманах "Новая Сибирь" "Как это ни печально, надо признать, что на долю стихотворного раздела альманаха пришлись одни недостатки. Бедность содержания, привязанность автора только лишь к внешним "местным признакам", отсутствие серьезного поэтического замысла характерны, например, для стихотворения Ю.Левитанского "К вопросу о климате"... и для "Весны на Байкале" И.Молчанова-Сибирского... Два эти стихотворения различны по форме. У Ю.Левитанского есть некоторые притязания на новизну, у И.Молчанова-Сибирского стих ясен и прост; но общий характер и уровень мысли √ вялой, малоинтересной √ в обоих произведениях одинаковы. Примерно таковы же и стихотворения Е.Евтушенко". (Г.Койранская. "Новый мир", #3). Соболев Л. Зеленый луч. Повесть. √ М."...Конечно, содержание повести... несводимо к какой-то "морской теме". Нельзя также согласиться с теми, кто считает ее всего лишь "хорошей приключенческой повестью". Задача писателя, естественно, по склонности своей берущего ту или иную сторону жизни, в общем, всегда превосходит собой простое "освещение" темы"... Сила повести "Зеленый луч" √ там, где есть эта подлинная содержательность. Слабость √ там, где слишком проступает военно-профессиональный, "командирский" навык либо, наоборот, философия становится отвлеченным, вычурным "прением", утомляющим своей беспричинностью. Само "военное приключение" в повести Л.Соболева рассказано, действительно, талантливо... Но главное, что возьмет читатель в повести "Зеленый луч" ... √ не "военное приключение". Боевой поход под командованием лейтенанта Решетникова √ это важнейшая веха в нравственном, гуманистическом развитии самого командира, советского юноши-офицера, чья жизнь и психология раскрыты перед нами писателем. В этом смысле в повести "Зеленый луч" есть попытка, так сказать, в фокусе одного растущего сознания изобразить часть нашего общего нелегкого исторического опыта; это книга о "воспитании чувств". (М.Щеглов. Путь героя. "Новый мир", #4). Зимний дуб. Рассказы. √ М."Юрий Нагибин находится в числе тех авторов, чьи книги пользуются неизменным спросом читателей... Ю.Нагибин ведет за собой читателя в сельскую школу и на деревенский ипподром, в цыганский табор и на метеостанцию, затерявшуюся в каменном захолустье Памира, на фронт и курортный городок. Люди, которые населяют эти рассказы, чаще всего написаны с психологической глубиной, образы их пластичны, и действуют эти герои √ пусть это будет даже малыш Комаров √ сообразно своим характерам, своему видению мира, своему отношению к окружающему... Рассказы Ю.Нагибина хороши, помимо всего прочего, и тем, что строго подчинены сюжету и форма их выпукла и точна... Уже после выхода сборника "Зимний дуб" Ю.Нагибин опубликовал несколько рассказов в журналах "Знамя" и "Огонек". Нельзя признать удачными рассказы "Сны" и отчасти "Последний лов". Здесь автор был недостаточно взыскателен при отборе материала... Но мне представляется несправедливым, что оба критика ("Литературной газеты" С.Львов и В.Лукашевич √ Е.О.) не нашли нужным сказать о большой удаче Ю.Нагибина. Я имею в виду рассказ "Ночной гость"... Значительный рассказ "Ночной гость" позволяет думать, что неудача рассказов "Сны" и отчасти "Последний лов" √ частная. Рассказ "Ночной гость" говорит о движении Ю.Нагибина вперед по крутому и трудному пути на высоты мастерства". (Е.Воробьев. Ветви зимнего дуба. "Новый мир", #11). Дело, которому служишь. √ М."Очень интересная жизнь ждала их впереди √ жизнь в авиации". В действительности же Полбина в повести Е.Дырина "ждала" не только жизнь в авиации, но и жизнь во всем ее бесконечном многообразии, для которой не подберешь эпитета, ибо она все, что дано человеку, да еще человеку большому, живущему в полную силу души. Это повесть не только о летчике Полбине √ это повесть о нашем современнике, о человеке нового типа, о всей нашей советской жизни... Евгений Дырин "из первых рук", самолично, на собственном опыте знает то, о чем пишет. Отсюда та "поэзия достоверности", какой исполнена его книга... Книга "Дело, которому служишь" √ и повесть и хроника. Вернее всего, это жанр гибридный... И все же это цельная книга, цельная, вопреки своей жанровой сложности и даже неслаженности √ это впечатление достигается, вероятно, тем внутренним душевным напором, с каким книга написана, тем страстным отношением к своим героям √ и это подлинные герои? √ какое водило авторским пером..." (Ю.Нагибин. Дело, которому служишь. "Знамя", #3). Екатерина Воронина. Роман. √ М."...Есть еще в нашей литературе и такие произведения, в которых авторы часто вопреки их собственным намерениям создают обедненную или неверную картину жизни. Советские люди сегодняшнего дня напоминают в таких произведениях бесцветные и бестелесные манекены... Вот первый из взятых нами примеров √ новый роман одаренного советского беллетриста Анатолия Рыбакова √ "Екатерина Воронина". В нем схвачено и передано немало верных житейских подробностей. С хорошим знанием дела писатель рассказывает о работе крупного волжского порта... Но чем больше вчитываешься в роман А.Рыбакова, тем все больше испытываешь неудовлетворение оттого, что автор так упорно и методично, но, в сущности, так бесцельно, заставляет нас следить за судьбами героев, ничем не примечательных, не вызывающих никаких ответных мыслей и чувств, не задевающих никаких подлинных жизненных интересов читателя. То снижение писательского мастерства в творчестве ряда писателей, о которой наша критика с законной тревогой говорила (и продолжает говорить и ныне), в числе других своих проявлений сказалась в аморфности композиции, в потере многими литераторами вкуса к точности и краткости. Частое и буквально ставшее своего рода болезнью появление в свет пухлых малосодержательных "романов", которые, претендуя на "эпопейность", исчисляют свой размер многими сотнями и даже тысячими страниц, - непреложное тому свидетельство. "В стихах А.Твардовского последних лет очень сильно... предощущение надвигающейся новизны жизни, сбору в дальнюю, неизведанную дорогу, радостное сознание, что сколько ни пройдено, ни пережито, √ не истрачен душевный запас, все так же молоды и желания и мысли... У Твардовского на все находится свое, незаемное слово. Родниковой чистотой отличается его язык. Поэт все время отдает предпочтение словам и выражениям, которые звучат наиболее естественно, разговорно: не "рассчитаться", а "сквитаться", не "с излишком", а "с лихвой", не "представляется", а "сдается", не "по отдельности", а "врозь", не "равен", а "ровня"... Стихи Твардовского радуют свободой, гибкостью, непринужденностью ритмического движения. В этом цикле мы находим стихи, где Твардовский вовсе отступает от строгой метрической канвы, пользуется выразительными паузами. Размер не механически прокладывает себе дорогу, но, сливаясь с движением простой и естественной речи, как бы растворяется в ней". (З.Паперный. Новые стихи А.Твардовского. "Знамя", #12). Другие произведения Авраменко И. Алигер М. Андреев А. Андроников И. Антокольский П. Г. Асеев Н. Н. Барто А. Бауков И. Бахтин П. Безыменский А. И. Берггольц О. Ф. Бессонов Ю. Борщаговский А. Браун Н. Л. Бытовой С. Ваншенкин К. Васильев С. Гарнакерьян А. Гердт З. и Брагин В. Гитович А. Гладков А. Гор Г. Гранин Д. Древницкий В. Дубровин Б. Елисеев Е. Еремин Д. И. Жариков Л. Железнов П. И. Журавлев В. Иванов Вс. Ильин М. Исаев Е. Кабо Л. Каверин В. А. Калинин А. Карбовская В. Катерли Е. Кежун Б. Кирсанов С. Коваленков А. Кожевников В. Козаков М. Кокляев В. Колычев О. Я. Кондырев Л. Коптяева А. Коренев А. Кравченко Ф. Краснов Н. Кукушкин В. Лаптев Ю. Леонидов Б. Либединский Ю. Н. Лисянский М. Лифшиц В. Лиходеев Л. Луговской В. А. Мариенгоф А. Б. Межиров А. Михалков С. Мусатов А. Нагибин Ю. Некрасов В. Николаева Г. Орлов С. Осин Д. Д. Ошанин Л. Панова В. Паустовский К. Пилипенко М. Поженян Г. Полевой Б. Попова Л. Поповкин Е. Пришелец А. Прокофьев А. Пустынин М. Рядченко И. Сарцевич Р. Саянов В. М. Семенов В. Сергеев-Ценский С. Н. Симонов К. Слонимский М. Л. Смирнов С. Соколов В. Соколов Н. Софронов А. Ставский В. Сутеев В. Твардовский А. Т. Тимофеев Б. Укусов И. Ушаков Н. Федоров В. Федоров П. Флеров Н. Хелемский Я. Чуковский Н. Швецов С. Шевердин М. Шефнер В. Шехтер М. Шутов И. Ямпольский Б. Яшин А. |