Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст. Выпуск 55: 1955
Дата публикации:  14 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | КНИГА ГОДА | КОМСОМОЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Земной уют

Уюта нет,
Покоя нет.
А.Блок

Граждане, располагайтесь
Поуютнее вот тут!
Ведь недаром люди прут,
Чтоб создать себе уют,
Граждане, располагайтесь,
Всем уютным запасайтесь,
Заводите то, да се;
Всем полезным занимайтесь ≈
Всем, наверно, нужно все.
Нужен дом. Эй, стройте дом!
Комфортабельный притом.
Нужны платья и костюмы,
Нужен даже патефон,
Нестерпимо нужен он.
В головах роятся думы;
Телевизор бы купить,
Без него нет силы жить.
Надо все.
Надо все.
Все всем надо.
Все всем надо.
Надо то и надо се,
До безумия, до мата!

Граждане, располагайтесь:
Умершему нужен гроб:
Жил да был, а смерть вдруг ≈ хлоп!
Вот погост, располагайтесь,
Может быть, и вправду тут
Обретете вы уют?

Но, увы! ≈ кладбищ нехватка ≈
Ликвидирован погост:
На кладбище, ан, помост ≈
Танцевальная площадка,
И идет на ней присядка...
Ну, а это что за хвост? ≈
Это хлебная палатка!

Е.Кропивницкий, впервые опубликовано в сб.: "Мансарда". Альманах. /Сост. Л.Кропивницкий. ≈ М., 1992.

События

Вновь стали печатать М.Булгакова:
Булгаков М.
Дни Турбиных. √ Последние дни (А.С.Пушкин). Пьесы. √ М. (Тираж 10000. Для сравнения: тираж Русского леса Л.Леонова составил 150000).

После многолетнего перерыва (и уже после смерти) в печати (в журналах ("Новый мир", #6 и отдельными изданиями) с соответствующими сопроводительными статьями появились произведения И.Бунина:
Бунин И. А.
Рассказы. Вступительная статья Л.Никулина. √ М.

В столичном журнале ("Новый мир", #11) впервые появились стихи Б.Окуджавы.

Книга года

Носов Н.
Приключения Незнайки и его друзей. Повесть. √ М.

Комсомольская любовь

Милая, не надо слов обидных,
что ищу тревог и маяты.
У меня на свете две любимых √
это Революция и ты.
Е.Евтушенко, Из новой книги. Две любимых. "Новый мир", #12.

Действующие лица и исполнители

Евтушенко Е. Третий снег | Альманах "Новая Сибирь" | Соболев Л. Зеленый луч | Нагибин Ю. Зимний дуб | Дырин Е. Дело, которому служишь | Рыбаков А. Екатерина Воронина | Твардовский А. Из лирики | Другие произведения

Евтушенко Е.

Третий снег. Книга лирики. √ М.

"Выступление поэта со второй книгой всегда дело очень ответственное √ надо критически оглянуться на пройденный путь, закрепить достигнутое, шагнуть дальше...

В первой книге молодого поэта Евгения Евтушенко мы заметили горячее стремление поэта учиться у Маяковского умению активно вторгаться стихами в жизнь, умению строить самый стих. Мы прочитали в небольшом сборнике страницы бесспорно талантливые, говорившее о Творческих возможностях автора. Но с яркими стихами там соседствовали и риторические, умозрительные, свидетельствовавшие о том, что поэт не слишком пристально вглядываясь в окружающее, различает в нем подчас лишь чисто внешние черты и приметы.

Сборник стихов назывался "Разведчики грядущего"...

В новой книжке повсюду следы борьбы с этими недостатками, слабостями собственной поэзии. Поэт как бы продолжает разведку. Значительно расширился круг волнующих его тем, крепче, сработаннее стал стих, пристальнее взгляд. Вторгаясь в область публицистического стиха, то в сферу лирики, то затевая поэтический репортаж, он старается найти сразу несколько точек приложения своих сил...

В книжке есть немало надуманного, неестественного. О своем детстве поэт пишет: "хотелось любви настоящей, не ложной". Спрашивается: какая же это "ложная любовь" может быть у мальчика, который "несся вперед. Задыхаясь от бега, из мокрого снега лепя снежки"? Это уж совсем "от лукавого".
Большой место в книжке занимают отрывки из путевого дневника √ "Геологи идут вперед". Автор не сумел в них раскрыть богатый внутренний мир своих героев...

Молодой поэт ведет творческую разведку. Кое-что ему уже, несомненно, удалось. Кое в чем он продолжает прибывать на прежних, исходных позициях. Главный его противник остается прежним √ это риторика, и надо одолеть ее во что бы то ни стало..." (В.Тельпугов, Разведка продолжается. "Новый мир", #5).

Альманах "Новая Сибирь"

"Как это ни печально, надо признать, что на долю стихотворного раздела альманаха пришлись одни недостатки. Бедность содержания, привязанность автора только лишь к внешним "местным признакам", отсутствие серьезного поэтического замысла характерны, например, для стихотворения Ю.Левитанского "К вопросу о климате"... и для "Весны на Байкале" И.Молчанова-Сибирского...

Два эти стихотворения различны по форме. У Ю.Левитанского есть некоторые притязания на новизну, у И.Молчанова-Сибирского стих ясен и прост; но общий характер и уровень мысли √ вялой, малоинтересной √ в обоих произведениях одинаковы. Примерно таковы же и стихотворения Е.Евтушенко". (Г.Койранская. "Новый мир", #3).

Соболев Л.

Зеленый луч. Повесть. √ М.

"...Конечно, содержание повести... несводимо к какой-то "морской теме". Нельзя также согласиться с теми, кто считает ее всего лишь "хорошей приключенческой повестью". Задача писателя, естественно, по склонности своей берущего ту или иную сторону жизни, в общем, всегда превосходит собой простое "освещение" темы"... Сила повести "Зеленый луч" √ там, где есть эта подлинная содержательность. Слабость √ там, где слишком проступает военно-профессиональный, "командирский" навык либо, наоборот, философия становится отвлеченным, вычурным "прением", утомляющим своей беспричинностью.

Само "военное приключение" в повести Л.Соболева рассказано, действительно, талантливо... Но главное, что возьмет читатель в повести "Зеленый луч" ... √ не "военное приключение".

Боевой поход под командованием лейтенанта Решетникова √ это важнейшая веха в нравственном, гуманистическом развитии самого командира, советского юноши-офицера, чья жизнь и психология раскрыты перед нами писателем. В этом смысле в повести "Зеленый луч" есть попытка, так сказать, в фокусе одного растущего сознания изобразить часть нашего общего нелегкого исторического опыта; это книга о "воспитании чувств". (М.Щеглов. Путь героя. "Новый мир", #4).

Нагибин Ю.

Зимний дуб. Рассказы. √ М.

"Юрий Нагибин находится в числе тех авторов, чьи книги пользуются неизменным спросом читателей...

Ю.Нагибин ведет за собой читателя в сельскую школу и на деревенский ипподром, в цыганский табор и на метеостанцию, затерявшуюся в каменном захолустье Памира, на фронт и курортный городок. Люди, которые населяют эти рассказы, чаще всего написаны с психологической глубиной, образы их пластичны, и действуют эти герои √ пусть это будет даже малыш Комаров √ сообразно своим характерам, своему видению мира, своему отношению к окружающему...

Рассказы Ю.Нагибина хороши, помимо всего прочего, и тем, что строго подчинены сюжету и форма их выпукла и точна...

Уже после выхода сборника "Зимний дуб" Ю.Нагибин опубликовал несколько рассказов в журналах "Знамя" и "Огонек". Нельзя признать удачными рассказы "Сны" и отчасти "Последний лов". Здесь автор был недостаточно взыскателен при отборе материала...

Но мне представляется несправедливым, что оба критика ("Литературной газеты" С.Львов и В.Лукашевич √ Е.О.) не нашли нужным сказать о большой удаче Ю.Нагибина. Я имею в виду рассказ "Ночной гость"...

Значительный рассказ "Ночной гость" позволяет думать, что неудача рассказов "Сны" и отчасти "Последний лов" √ частная. Рассказ "Ночной гость" говорит о движении Ю.Нагибина вперед по крутому и трудному пути на высоты мастерства". (Е.Воробьев. Ветви зимнего дуба. "Новый мир", #11).

Дырин Е.

Дело, которому служишь. √ М.

"Очень интересная жизнь ждала их впереди √ жизнь в авиации". В действительности же Полбина в повести Е.Дырина "ждала" не только жизнь в авиации, но и жизнь во всем ее бесконечном многообразии, для которой не подберешь эпитета, ибо она все, что дано человеку, да еще человеку большому, живущему в полную силу души. Это повесть не только о летчике Полбине √ это повесть о нашем современнике, о человеке нового типа, о всей нашей советской жизни...

Евгений Дырин "из первых рук", самолично, на собственном опыте знает то, о чем пишет. Отсюда та "поэзия достоверности", какой исполнена его книга...
Автор √ подлинный романист, он знает, как движется и как развивается, как находит себя человек на большом пространстве своей жизни...

Книга "Дело, которому служишь" √ и повесть и хроника. Вернее всего, это жанр гибридный...

И все же это цельная книга, цельная, вопреки своей жанровой сложности и даже неслаженности √ это впечатление достигается, вероятно, тем внутренним душевным напором, с каким книга написана, тем страстным отношением к своим героям √ и это подлинные герои? √ какое водило авторским пером..." (Ю.Нагибин. Дело, которому служишь. "Знамя", #3).

Рыбаков А.

Екатерина Воронина. Роман. √ М.

"...Есть еще в нашей литературе и такие произведения, в которых авторы часто вопреки их собственным намерениям создают обедненную или неверную картину жизни. Советские люди сегодняшнего дня напоминают в таких произведениях бесцветные и бестелесные манекены...

Вот первый из взятых нами примеров √ новый роман одаренного советского беллетриста Анатолия Рыбакова √ "Екатерина Воронина". В нем схвачено и передано немало верных житейских подробностей. С хорошим знанием дела писатель рассказывает о работе крупного волжского порта...

Но чем больше вчитываешься в роман А.Рыбакова, тем все больше испытываешь неудовлетворение оттого, что автор так упорно и методично, но, в сущности, так бесцельно, заставляет нас следить за судьбами героев, ничем не примечательных, не вызывающих никаких ответных мыслей и чувств, не задевающих никаких подлинных жизненных интересов читателя.

То снижение писательского мастерства в творчестве ряда писателей, о которой наша критика с законной тревогой говорила (и продолжает говорить и ныне), в числе других своих проявлений сказалась в аморфности композиции, в потере многими литераторами вкуса к точности и краткости. Частое и буквально ставшее своего рода болезнью появление в свет пухлых малосодержательных "романов", которые, претендуя на "эпопейность", исчисляют свой размер многими сотнями и даже тысячими страниц, - непреложное тому свидетельство.
Роман А.Рыбакова, к сожалению, находится в русле этой дурной традиции". (А.Тарасенков. На темы дня. "Знамя", #7).

Твардовский А.

Из лирики. "Огонек", #43 за 1955 год.

"В стихах А.Твардовского последних лет очень сильно... предощущение надвигающейся новизны жизни, сбору в дальнюю, неизведанную дорогу, радостное сознание, что сколько ни пройдено, ни пережито, √ не истрачен душевный запас, все так же молоды и желания и мысли...

У Твардовского на все находится свое, незаемное слово. Родниковой чистотой отличается его язык. Поэт все время отдает предпочтение словам и выражениям, которые звучат наиболее естественно, разговорно: не "рассчитаться", а "сквитаться", не "с излишком", а "с лихвой", не "представляется", а "сдается", не "по отдельности", а "врозь", не "равен", а "ровня"...

Стихи Твардовского радуют свободой, гибкостью, непринужденностью ритмического движения.

В этом цикле мы находим стихи, где Твардовский вовсе отступает от строгой метрической канвы, пользуется выразительными паузами. Размер не механически прокладывает себе дорогу, но, сливаясь с движением простой и естественной речи, как бы растворяется в ней". (З.Паперный. Новые стихи А.Твардовского. "Знамя", #12).

Другие произведения

Авраменко И.
Дальние берега. Стихи. √ Л.
Стихотворения и поэмы. √ Л.

Алигер М.
Лирика. √ М.

Андреев А.
Широкое течение. Роман. √ М.

Андроников И.
Лермонтов в Грузии в 1937 году. √ М.

Антокольский П. Г.
В переулке за Арбатом. Поэма. √ М.

Асеев Н. Н.
Раздумья. Стихотворения. √ М.

Барто А.
О младших и старших. Стихи. √ М.

Бауков И.
В родном краю. Лирика. √ М.

Бахтин П.
Юность пришла. Повесть. √ М.

Безыменский А. И.
Стихотворный репортаж из колхоза "Путь новой жизни". Вот что такое кукуруза! √ М.

Берггольц О. Ф.
Лирика. √ М.
Поэмы. √ Л.

Бессонов Ю.
Воспитание. Роман. √ М.
Суровая юность. √ М.

Борщаговский А.
Русский флаг. Исторический роман. √ М.

Браун Н. Л.
О самом близком. Стихи. √ Л.

Бытовой С.
Стихотворения. √ Л.

Ваншенкин К.
Портрет друга. Стихи. √ М.

Васильев С.
Лирика и сатира. √ М.
Розы и козы. Сатирические стихи. √ М.
Стихи и песни. √ М.

Гарнакерьян А.
Дороги зовут. Стихи. √ Ростов-на-Дону.

Гердт З. и Брагин В.
Агроном в деревне. Интермедия в стихах. √ М.

Гитович А.
Под звездами Азии. Стихи. √ Л.

Гладков А.
Давным-давно. Героическая комедия в стихах. √ М.

Гор Г.
Ошибка профессора Орочева. Повесть. √ Л.

Гранин Д.
Искатели. Роман. √ М.

Древницкий В.
Верховинская поэма. √ М.

Дубровин Б.
На первом рубеже. Стихи. √ М.

Елисеев Е.
Березы. Стихи, поэмы. √ М.

Еремин Д. И.
Кремлевский холм. Роман. √ М.

Жариков Л.
Повесть о суровом друге. √ М.

Железнов П. И.
Пеня молодости. Стихи и поэмы. √ М.

Журавлев В.
Вторая встреча. Книга стихов. √ М.
Столяр отделывает дом. Книга стихов. √ М.

Иванов Вс.
Пьесы. √ М.

Ильин М.
Басни и шутки. √ М.

Исаев Е.
Над волнами Дуная. Поэма. √ М.

Кабо Л.
Друзья из Левкауц. Роман. √ М.

Каверин В. А.
Юность Тани. Повесть. √ М.

Калинин А.
Неумирающие корни. Рассказы. √ М.
Лунные ночи. Повесть. √ М.

Карбовская В.
Ключ к сердцу. Рассказы. √ М.

Катерли Е.
Дальняя дорога. Роман. √ Л.

Кежун Б.
Стихотворения. √ Л.

Кирсанов С.
Вершина. Поэма. √ М.

Коваленков А.
Продолжение песни. Стихи и песни. √ М.

Кожевников В.
Дорогами войны. Рассказы. √ М.
Тысяча цзиней. Рассказы и очерки. √ М.

Козаков М.
Жители этого города. Роман. √ М.

Кокляев В.
Стихи. √ М.

Колычев О. Я.
Наша земля. Стихи и песни. √ М.

Кондырев Л.
Стихи и песни. √ М.

Коптяева А.
Дружба. Роман. √ М.

Коренев А.
В незнакомом городе. Стихи. √ М.

Кравченко Ф.
Серебряная свадьба. Рассказы. √ М.

Краснов Н.
Первоцветы. Стихи. √ М.

Кукушкин В.
Счастье стучится в дом. Повесть. √ Л.

Лаптев Ю.
Заря. Повесть. √ М.

Леонидов Б.
Третья палата. Повесть. √ М.

Либединский Ю. Н.
Зарево. Роман. √ М.

Лисянский М.
Стихи и песни. √ Ярославль.

Лифшиц В.
Стихи детям. √ Л.

Лиходеев Л.
Своими глазами. Стихи. √ М.

Луговской В. А.
Песня о ветре. Стихи. √ М.
Лирика. 1924-1954. √ М.
Стихи о Туркмении. 1930-1954. √ Ашхабад.
Из новых книг. Стихи. √ М.

Мариенгоф А. Б.
Странный характер. √ Ничего общего. √ Тетя Нюша. Сценки. √ М.

Межиров А.
Возвращение. Стихи. √ М.

Михалков С.
Басни. √ М.

Мусатов А.
Широкие окна. Рассказы. √ М.

Нагибин Ю.
Скалистый порог. Рассказы. √ М.
Мальчишки. Рассказы. √ М.

Некрасов В.
В родном городе. Повесть. √ М.

Николаева Г.
Повесть о директоре МТС и главном агрономе. √ М.

Орлов С.
Стихотворения. √ Л.

Осин Д. Д.
Негромкая сила. Рассказы. √ М.

Ошанин Л.
Тебе, мой друг. Новые стихи и песни. √ М.

Панова В.
Сережа. Несколько историй из жизни очень маленького мальчика. √ Л.

Паустовский К.
Летние дни. Рассказы для детей. √ М.
Новые рассказы. √ М.

Пилипенко М.
Сталь и песня. Стихи. √ Подруги. Поэма. √ М.
Дороги. Стихи. √ Свердловск.

Поженян Г.
Ветер с моря. √ Впередсмотрящий. Стихи и поэма. √ М.

Полевой Б.
Золото. Роман. √ М.

Попова Л.
Две поэмы. На Солнце курс. √ Седьмая симфония. √ Л.

Поповкин Е.
Большой разлив. Роман. √ М.

Пришелец А.
Мой костер. Стихи. √ М.

Прокофьев А.
Заречье. Стихи. √ Л.

Пустынин М.
Сучки и задоринки. Стихи. √ М.

Рядченко И.
Первая любовь. Стихи. √ Одесса.

Сарцевич Р.
Рассказ токаря Петрова. Стихи. √ М.

Саянов В. М.
Лена. Роман. √ Л.

Семенов В.
Главная примета. Стихи. √ М.

Сергеев-Ценский С. Н.
Преображение человека. Роман из эпопеи Преображение России. √ Симферополь.

Симонов К.

Стихи 1954 года. √ Иван да Марья. Поэма. √ М.
Новые стихи. √ М.
Стихи и поэмы. 1936-1954. √ М.

Слонимский М. Л.
Друзья. Роман. √ Л.

Смирнов С.
Мои встречи. Стихи. √ М.

Соколов В.
Секрет дядюшки Тудора. Рассказы. √ М.

Соколов Н.
От всего сердца. Стихи. √ Именем жизни. Поэма. √ М.

Софронов А.
Дон мой. Стихи и песни. √ М.

Ставский В.
Кубанские записи. Очерковые повести. √ М.

Сутеев В.
Кто сказал "мяу"? √ М.

Твардовский А. Т.
Стихотворения и поэмы. √ М.
Ленин и печник. Стихи. √ М.

Тимофеев Б.
Басни и сатирические стихи. √ Л.

Укусов И.
После войны. Роман. √ Л.

Ушаков Н.
Свежий вечер. Стихи. 1950-1955. √ М.

Федоров В.
Лесные родники. Поэмы и стихи. √ М.

Федоров П.
Синий Шихан. Роман. √ М.

Флеров Н.
По синим волнам океана. Стихи. √ М.

Хелемский Я.
Встречи друзей. Стихи. √ М.

Чуковский Н.
Балтийское небо. Роман. √ М.

Швецов С.
Сатирические стихи. √ М.

Шевердин М.
По волчьему следу. Роман. √ М.

Шефнер В.
Взморье. Стихи. √ Л.

Шехтер М.
Дни и годы. Стихи. √ М.

Шутов И.
Горные вершины. Повести. √ М.

Ямпольский Б.
Дорога испытаний. Повесть. √ М.

Яшин А.
Три поэмы. √ М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 31 /10.06/
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 54: 1954 /01.06/
Скандал вокруг "Нового мира". Эренбург и Симонов об "Оттепели". Мариэтта Шагинян знакомится с холодным воспитанием телят. Юбилейный сборник Бианки. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 30. России Чехова уже больше не будет. "Поезд на третьем пути" Дона Аминадо. "Внутренний" Чехов Бориса Зайцева. "Другие берега" Набокова. Мордобой в парижских кафе.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 30 /01.06/
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 53: 1953 /26.05/
Письмо Эренбурга Сталину. "Об искренности в литературе" В.Померанцева.Беспощадная борьба с рыбопродуктами."Россия молодая" Ю.Германа. Новые идейно-художественные высоты Каверина.
Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 29 Смерть Бунина и Евреинова. Мрачное пророчество З.Гиппиус. Рискованная книга И.Елагина. Читатель уже давно умер от сюрреалистического мышьяка, а отравитель все еще обсыпает им окачурившуюся жертву.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 29 /25.05/
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru