Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20010625.html

Век=текст. Выпуск 56: 1956
Егор Отрощенко

Дата публикации:  25 Июня 2001


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | КНИГА ГОДА | ФРАЗА ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Отражаясь в собственном ботинке,
я стою на грани тротуара.
Дождь.
Моя нога в суглинке,
как царица черная Тамара.

Зонтик раскрывается гранатой.
Вырастает водородный гриб.
В пар душа ≈
(как тяжела утрата).
В грязь кольцо ≈
должно быть, я погиб.

Но как странно ≈
там, где я все меньше,
где тускнеет черная слюда,
видеть самого себя умершим
в собственном ботинке иногда.

С.Красовицкий, стихотворение было опубликовано в сборнике: Самиздат века. ≈ Минск-М.: Полифакт, 1997.

События

Вновь начали издавать А.Грина, Ахматову, Цветаеву, Зощенко и С.Есенина.
"Вышло в свет и буквально в тот же день разошлось среди читателей √ при полуторастатысячном тираже √ двухтомное собрание стихов и поэм Сергея Есенина...

В чем причина столь постоянной и необманчивой популярности лирики Есенина, почему редко и скудно издававшийся Есенин и сейчас один из любимых русских поэтов, не потерявший ни доли своего обаяния?..

Есенинская лирика √ лирика антиидивидуалистическая, лирика общения. В ней явно недостает важных тем и очень важных связей с действительностью, которые в наш век рождают идейную близость людей, она почти минует общность наших гражданских идеалов. Однако вся есенинская лирика полна какого-то естественного внутреннего расположения к людям, того, что называют "душевностью".

И дело не только в том, что многие лирические миниатюры поэта имеют прямое обращение к кому-то √ к женщине, другу, матери, что они предполагают в ком-то сопереживание. Есенинская лирика по ее характеру вообще немыслима без того, кто воспринимает: это, так сказать, откровенность за откровенность, любовь за любовь, песня не для себя самого, не наедине, а для других √ на миру.

Есенин рассказал о себе всю правду в певучих, подкупающих своей музыкальностью и какой-то "закадычной" дружеской интонацией стихах. И это порыв к людям и поэтизацию простых человеческих чувств, весь очень доступный, эмоциональный мир поэзии Есенина мы воспринимаем глубоко и признательно...

Проходящий через всю лирику Есенина страстный и пленительный зов: "Я верю, верю, счастье есть!", и те незабвенные минуты действительного счастья, которые знает поэзия Есенина, позволяют нам не страшиться ее противоречий, а √ наоборот √ признать и глубоко почувствовать ее драму, ее печаль, потому что нет ничего подлиннее и поучительнее, чем бесстрашный рассказ о себе человека, жившего в трудное и великое время". (М.Щеглов, Есенин в наши дни. "Новый мир", #3).

Вышел в свет первый выпуск альманаха "День поэзии". √ М.
Стихи А.Ахматовой ("Есть три эпохи у воспоминаний..."), Б.Пастернака (Зимняя ночь "Мело, мело по всей земле..."), К.Чуковского (Радость (Детское)), М.Цветаевой (Стихи к Чехии (из цикла "Март")), Н.Заболоцкого, А.Тарковского, Л.Мартынова и др.

13 мая застрелился А.А.Фадеев.
"Мне очень жаль милого А.А. √ в нем √ под всеми наслоениями √ чувствовался русский самородок, большой человек, но Боже, что это были за наслоения! Вся брехня Сталинской эпохи, все ее идиотские зверства, весь ее страшный бюрократизм, вся ее растленность и казенность находили в нем свое послушное орудие. Он √ по существу добрый, человечный, любящий литературу "до слез умиления", должен был вести весь литературный корабль самым гибельным и позорным путем √ и пытался совместить человечность с гепеушничеством. Отсюда зигзаги его поведения, отсюда его замученная СОВЕСТЬ в последние годы. Он не был создан для неудачничества, он так привык к роли вождя, решителя писательских судеб √ что положение отставного литературного маршала для него было лютым мучением. Он не имел ни одного друга √ кто сказал бы ему, что его "Металлургия" никуда не годится, что такие статьи, какие писал он в последнее время √ трусливенькие, мутные, притязающие на руководящее значение, только роняют его в глазах читателей, что перекраивать "Молодую гвардию" в угоду начальству постыдно, - он совестливый, талантливый, чуткий √ барахтался в жидкой зловонной грязи, заливая свою совесть вином". (К.Чуковский, Дневник, 1956 год).

Книга года

Литературная Москва. Сборник. Кн. 1 и 2. √ М.
Редколлегия: М.Алигер, А.Бек, Э.Казакевич, А.Котов, К.Паустовский, В.Рудный, В.Тендряков, В.Каверин.
Авторы: К.Федин, Л.Мартынов, С.Маршак, Н.Заболоцкий, С.Антонов, А.Твардовский, А.Ахматова, К.Симонов, Б.Слуцкий, В.Шкловский, В.Розов, В.Тендряков, К.Чуковский, Б.Пастернак, М.Пришвин, М.Цветаева, И.Эренбург, Н.Тихонов, А.Крон, Ю.Нагибин, А.Яшин, М.Щеглов и др.

"Эренбург, привычно оценив альманах с политической точки зрения, сказал мне, что он мало чем отличается от хорошего номера "Нового мира". Он был не прав...

Ни с "Новым миром", ни с любым другим журналом нельзя было сравнить "Литературную Москву". Мы впервые напечатали шедевры Н.Заболоцкого "Журавли", "Лебедь в зоопарке", "Уступи мне, скворец, уголок" и др. Мы впервые опубликовали новые главы поэмы Твардовского "За далью √ даль"...

После "Литературной Москвы" А.Ахматова и Л.Мартынов стали печататься часто √ запрет молчания, недоверия был нарушен, и это относилось не только к ним. "Заслоненные" произведения открылись перед читателем, показывая. что наша литература богаче, значительнее, чем это могло показаться". (В.Каверин, Эпилог. Мемуары. √ М., 1989).

"Сборник √ большое литературное событие. В нем попытка дать материал очень разнообразный, представить лит. Москву со всех сторон √ особенно с тех, которые было немыслимо показывать при Сталине". (К.Чуковский, Дневник, 1956 год).

Фраза года

"Быть знаменитым некрасиво".
Б.Пастернак, стихотворение Быть знаменитым. Знамя, #9.

Действующие лица и исполнители

Эренбург И. О стихах Бориса Слуцкого | Мартынов Л. Стихи | Рождественский Р. Моя любовь Флаги весны | Носов Н. Поговорим о поэзии | Казакевич Эм. Дом на площади | Бек А. Жизнь Бережкова | Тендряков В. Саша отправляется в путь | Катаев В. Хуторок в степи | Носов Н. Приключения Незнайки | Атаров Н. Можно ли читать книжки не думая | Другие произведения

Эренбург И.

О стихах Бориса Слуцкого. "Литературная газета", #89.

"Мне кажется, что теперь мы присутствуем при новом подъеме поэзии. Об этом говорят и произведения хорошо всем известных поэтов √ Твардовского, Заболоцкого, Смелякова, и выход в свет книги Мартынова, и плеяда молодых, среди которых видное место занимает Борис Слуцкий...

В печати имя Слуцкого стало появляться недавно √ с 1953 года. Его стихи привлекли к себе внимание читателей, и мне захотелось о них написать...

Что меня привлекает в стихах Слуцкого? Органичность, жизненность, связь с мыслями и чувствами народа. Он знает словарь, интонации своих современников. Он умеет осознать то, что другие только смутно предчувствуют. Он сложен и в то же время прост, непосредственен... Он не боится ни прозаизмов, ни грубости, ни чередования пафоса и иронии, ни резких перебоев ритма, - порой язык запинается...

Конечно, стих Слуцкого помечен нашим временем √ после Блока, после Маяковского, но если бы меня спросили, чью музу вспоминаешь, читая стихи Слуцкого, я бы, не колеблясь, ответил √ музу Некрасова. Я не хочу, конечно, сравнивать молодого поэта с одним из самых замечательных поэтов России. Да и внешне нет никакого сходства. Но после стихов Блока я, кажется, редко встречал столь отчетливое продолжение гражданской поэзии Некрасова...

Особенность гражданской поэзии Слуцкого в том, что она глубоко лирична. У нас часто под видом гражданской поэзии печатаются рифмованные передовицы или фельетоны, авторы которых подражают интонациям Маяковского и располагают слова "лесенкой", или, наконец, псевдоэпические оды. Слово "лирика" в литературном просторечье потеряло свой смысл: "лирикой" стали называть стихи о любви. Такой "лирики" у Слуцкого нет; я не знаю его любовных стихов; может быть он их никому не показывает, а может быть, еще не написал. Однако все его стихи чрезвычайно лиричны, рождены душевным волнением, и о драмах своих соотечественников он говорит, как о пережитом им лично...

Говорят, что стихи особенно близки молодым. Вероятно, это так: в молодости чувства обостреннее. Но признаюсь √ стихи Слуцкого меня волнуют, хотя я и стар. Я нахожу в них мою землю, мой век, мои надежды и горечь, все, что позволило мне вместе с другими идти вперед, хотя порой это было нелегко, идти и дойти до наших дней...

На чувствах мы никогда не экономили, и часто нам бывало обидно, когда мы читали пустые, холодные стихи, ничего и никого не выражавшие. Ведь стихи √ это не сахар, это скорее соль, - без поэзии не обойтись. Хорошо, что настало время стихов".

Мартынов Л.

Стихи. √ М.

"В издательстве "Молодая гвардия" вышла тоненькая книжечка стихов Леонида Мартынова. Примерно десятилетие отделяет ее от предыдущей книги "Лукоморье", которая прочно закрепила за ее автором славу поэта редкой одаренности, но "странного"... "Странность" Мартынова казалась тем камнем преткновения, который лег поперек дороги поэта к читателю...

А между тем "странность" поэзии Мартынова есть не более, чем выражение яркой индивидуальности художника.

Л.Мартынов обладает редким умением проникнуть в сущность явления, найти новые, смелые связи между, казалось бы, далекими друг от друга фактами действительности... Его поэзия √ явный антипод поэзии эмпиризма, приземленного бытовизма...

Он видит мир в целом, слышит ритмы эпохи, гул миллионов...

Жизнь видится им символично, реальные отношения √ между классами, между людьми одного общества, но разных жизненных устремлений √ выступает в лирике Л.Мартынова опосредованно, в образах аллегорических, а потому собирательных..." (В.Огнев, Лирика Леонида Мартынова. "Новый мир", #6).

"Леонид Мартынов √ поэт яркой художественной индивидуальности... Мне Мартынов представляется с лютней в руках, идущим по земле и воспевающим все чудесное на ней. Он поет о ликующих городах, о плывущих в синей дымке лесах, о говоре рек, о первом снеге, о первых цветах...

Но Мартынов видит мир не сквозь розовые очки. Нет, в его поэзии много контрастов, конфликтов, верно схваченных противоречий и в жизни и вдуше человека.

Сильная сторона поэта √ его пейзажи, они всегда одухотворены...

Недавно исполнилось 50 лет со дня рождения Л.Мартынова. Скромный человек и смелый художник, он сегодня находится в расцвете своих творческих сил". (А.Граши, Лирика Леонида Мартынова. "Литературная газета", #42).

Рождественский Р.

Моя любовь. Поэма. √ Петрозаводск.
Флаги весны. Стихи. √ Петрозаводск.

"В поэме "Моя любовь" молодой поэт спорит с осторожными обывателями, пренебрежительно называющими юношеские мечты "выдуманной блажью". Он прославляет трудную жизнь, похожую на крутую дорогу...

Для Р.Рождественского любовь √ это верность людям, готовность выдержать любую схватку, пройти, "где не сможет никто пройти", быть всегда в первом ряду. Поэтому его обещания любимой звучат, как клятвы Родине...

Наиболее интересны стихи Р.Рождественского о молодежи, например, стихотворение "Двое", без всяких красивых слов и общих фраз передающее сдержанность первого чувства.

Со стихами о молодости, честной, радостной, целеустремленной, гордой, в сборнике соседствуют гневные сатирические стихи о плесени..." (Н.Муравина, Нетерпимость молодости. "Новый мир", #1).

Носов Н.

Поговорим о поэзии. Заметки сатирика. "Новый мир", #3.

"Многие начинают писать стихи в юности, когда испытывают первое чувство любви...

Иногда желание писать стихи приходит в более зрелые годы и в таком случае носит очень навязчивый характер. Человек не знает, о чем писать, но все же пишет и пишет, словно им движет какая-то находящаяся вне его сила...

Не нужно... думать, что поэты только и пишут, что о любви, да о своих семейных делах. Они обо всем могут. Поэт что ни увидит, о том и напишет. Увидит на небе облако √ напишет про облако, увидит луну √ напишет про луну. Заметит у себя на голове седой волос и сразу √ готово! √ уже о седине пишет и близкой старости. Останется один с соседкой по квартире √ тут же и этот факт поэтически осмыслит. В общем, у него все идет в дело: и чернозем, и весна, и еловые шишки, и почтальонша, и няня из родильного дома, и снегоочиститель, и электропоезд, и космические лучи. В этом смысле поэт √ необыкновенное существо. Он не может даже прогуляться по улице, где ему на глаза попадаются то парикмахерская, то пивная, то пошивочная мастерская, то фотоателье или гастрономический магазин. Простой человек гуляет спокойно, а поэт только и ищет, с какой бы стороны прицепиться к этим предметам, чтобы получились стихи...

Поэтам полагается писать стихи не простым языком, а по возможности поэтическим. Это достигается употреблением красивых слов, а именно: высь, поднебесье, зов, клекот, аромат, струенье, упоенье, мечта, обаяние, восторг, страсть, экстаз, миг. Большой любовью у поэтов пользуется слово "девичий": девичий узор, девичье сердце, девичья улыбка, девичья грудь...

Кроме указанных красивых слов, существуют еще специальные поэтические слова: осокорь, чернобыл, купырь, пупырь и другие. Смысл этих слов несколько темноват, значение их почти никому не известно, употребляются же они исключительно для поэтичности.

Не нужно, однако, думать, что слова поэтами употребляются только для красоты. Некоторые из слов несут иногда смысловую нагрузку. Есть слова, которые придают стихам философский смысл: фортуна, формула, первопричина, истина, система, гипербола, фосфоресценция и теорема. Другие слова придают стихам космический характер: космос, хаос, вселенная, планета, мироздание, перегной времени, звездный рассев, верчение земли. Наконец, есть еще слова, назначение которых √ придавать стихам народный оттенок: пользительный, поблазиться, нет спасу, спозарань, глухомань, окаянство и другие...

Иногда поэту достаточно придумать только первое слово, и сейчас же за этим словом уже без всяких творческих потуг выстраивается вся первая строчка. Беда лишь в том, что многие авторы никак не могут придумать это первое слово, между тем тут и думать нечего, а надо просто начинать стихотворение со всем известного слова "ой". Попробуйте мысленно произнести слово "ой", и вы убедитесь, что тут же, как бы помимо вашей воли, к нему подстроятся другие недостающие вам слова:

Ой, дороженька, ты моя дальняя!
Ой, цвела белым цветом черемуха!
Ой, забыть я тебя не могу!
Ой, гудут мои старые ноженьки!
Ой, я помню чудное мгновенье!

Сколько вы ни повторяйте "ой", каждый раз у вас будут получаться фразы, и, заметьте, все разные. После того как наберется достаточно стихотворений на "ой", можно начинать их на "ох", потом на "ах", на "эх", на "эй", на "ух" и т.д. Каждое из этих междометий придает особый характер стихотворению: "ой" √ напевный, лирический, "ах" √ грустный, элегический, "эх" √ эпический, народно-былинный, "ох" √ трагический, "эй" √ призывный, исторический...

Мы, конечно, сознаем неполноценность и однобокость нашего труда, так как делали свои научные выводы на основе анализа не всего нашего поэтического богатства, а только стихов с солидным стажем лежания на магазинных полках, выдержавших, так сказать, испытание временем. Нас успокаивает, однако, сознание того, что в каждом труде могут быть свои недостатки. Надеемся, что критика не преминет своевременно указать нам на них".

Казакевич Эм.

Дом на площади. Роман.//Сборник "Литературная Москва". √ М.

"В отзывах (о романе. √ Е.О.) √ печатных и устных √ справедливо отмечена важность жизненного материала, положенного в основу книги, рисующей самые первые и самые трудные шаги Советской Военной Администрации в Германии...

В романе Казакевича находишь неповторимые черты и краски того времени, находишь картину этой работы и проникаешься благодарностью к писателю: он закрепил словом то, что не должно быть забыто...

Напряженная работа пытливой мысли человека, воспитанного в представлении о незыблемом единстве слова и дела, составляет идейную атмосферу книги. Читать ее все равно, что говорить с умным человеком, каждый день проверяющим и оттачивающим свои убеждения на практическом деле, а такой разговор с таким собеседником всегда интересен, всегда поучителен". (С.Львов, После того, как роман прочитан. "Новый мир", #9).

Бек А.

Жизнь Бережкова. Роман. √ М.

"У нас в стране существует огромная армия людей, связанных с социальной индустрией, с наукой и техникой: от рабочего нового типа, труд которого все более и более приближается к труду инженера, до технической и научной интеллигенции...

Много лет талантливо разрабатывает эту тему Александр Бек. Доменщики, сталевары, металлурги многих других специальностей, конструкторы и изобретатели √ люди щедрой мысли и смелой технической мечты √ вот любимые герои этого чрезвычайно своеобразного писателя...

В центре произведения (и даже не просто в центре, а как бы заполняя собою почти все "пространство" романа) находится фигура Алексея Николаевича Бережкова, конструктора авиационных моторов, создателя сверхмощного советского авиамотора. В романе рассказывается жизнь Бережкова и одновременно многосложная история его изобретения...

Поставив перед собой задачу исследовать процесс творчества, процесс изобретательства, писатель все время подчеркивает художническую природу таланта своего героя...

Мы как-то в последнее время порастеряли здесь то, что уже было завоевано нашей литературой в этой области (вспомним хотя бы "Цемент" Ф.Гладкова, "Гидроцентраль" М.Шагинян, "Танкер "Дербент" Ю.Крымова, "Донбасс" Б.Горбатова, повести Бека о доменщиках, "Русский лес" Л.Леонова).

"Жизнь Бережкова", произведение интересное, яркое, сложное, не во всех своих частях соразмерное и совершенное, во многом продолжает эту плодотворную традицию". (И.Питляр, Люди смелой и щедрой мысли. Знамя, #8).

Тендряков В.

Саша отправляется в путь. Повесть. "Новый мир", ##2,3.

"Особенность произведений В.Тендрякова √ их драматизм... В реалистическом драматизме √ пафос и сила таланта В.Тендрякова.

Истинное, правильное побеждает в нашей жизни не просто потому, что оно истинное и правильное. Истинное побеждает у нас потому, что оно в конечном счете сильнее. Но это не значит, что в каждом конкретном случае перевес сил на его стороне. И Тендряков особенно внимательно вглядывается в те случаи, когда зло и неправда терпят моральное поражение, поражение в глазах читателя, не сдавая еще своих позиций в жизни. Отсюда √ некоторая сюжетная "незаконченность". нежелание ставить точки над "и"...

Бывает, что недостатки формы объясняются неумением писателя, слабостью его дарования, не способного к эстетически законченному претворению своих наблюдений над действительностью. Тендряков √ талантливый писатель. Недостатки его повести √ это, на наш взгляд, недостатки прежде всего его художественной мысли. Там, где его драматический талант пронизан продуманной, выношенной мыслью, там он силен. Когда же писатель спешит "высказаться", хотя во всем объеме, со всех сторон волнующие его проблемы им еще художественно не переработаны, получается искусственность". (Ю.Суровцев, Люди в пути. "Литературная газета", #69).

Катаев В.

Хуторок в степи. Роман. √ М.

"Нашу литературу за рубежом частенько упрекают за то, что она якобы не изображает реального быта героев...

В книгах Валентина Катаева частный быт его героев тесно связан с движением исторического процесса, с изменениями, происходящими в общественной жизни страны. Внутренние подземные толчки расшатывают мирное существование семейства Бачей. От революции нельзя отсидеться, укрыться в "частной жизни". Рисуя исторически конкретный, хотя, казалось бы поначалу, такой обыденный быт героев романа, Катаев показывает, какие сдвиги происходят в этот грозный предоктябрьский период во всем русском обществе...

В традиции русского реализма решает проблему простого человека Валентин Катаев. Его герои √ труженики, это люди большой чистоты и благородства.

Очень тонко в романе "Хуторок в степи" раскрыто Катаевым влияние рабочей среды на Петю Бачея, который именно здесь учится реальную жизнь глазами труженика. Но для этого мальчику приходится пройти сквозь серьезные испытания и беды...

В романе "Хуторок в степи" явственно ощущается движение истории, слышатся хотя пока еще и отдаленные, глухие, но неотвратимо грозные раскаты надвигающейся социальной бури. Тревожное, но одновременно и радостно-нетерпеливое ожидание решающих событий, предощущение неотвратимо близящейся революции - все это составляет романтику нового романа Катаева". (Л.Скорино, Хуторок в степи. Знамя, #9).

Носов Н.

Приключения Незнайки и его друзей. √ М.

"Реальность, жизненность характеров сказочных малышей-коротышек √ вот, бесспорно, самая подкупающая, самая привлекательная черта повествования об удивительных событиях, которые приключились с Незнайкой и пятнадцатью крошечными его друзьями...

Воспитательная, умная сказка насыщена тонким юмором, и надо ли доказывать, что уже самая радость восприятия ребенком добрых, причудливых, бесхитростных образов книги принесет ему куда больше пользы, чем навязчивое и сухое морализирование!.." (Н.Толченова, Средствами сказки. "Новый мир", #1).

Атаров Н.

Можно ли читать книжки не думая? "Новый мир", #1.

"Учительская газета", напечатав в #91 от 16 ноября 1955 года рецензию критика К.Владимирова, осудила повесть В.Пановой "Сережа".

Статья называется "Бедный Сережа", и мысль ее состоит в том, во-первых, что маленький Сереже не по годам много думает и что, во-вторых, "Сережу, по существу, никто не воспитывает"...

Критик утверждает следующее:
"В то время, как простые маленькие советские мальчики и девочки мечтают об игрушках, о книжках, о вкусной манной каше, ум Сережи заполнен мыслями о бессмертии, о бесконечности жизни, о своей исключительной судьбе".

Критик обескуражен:
"Ему некогда шалить. Ему надо по каждому поводу думать".

Критик подводит черту:
"Но не слишком ли мало для такого художника, как Панова, ограничиться задачей любования незрелой детской мысли, наивностью поступков ребенка? Ведь ничего другого в повести нет".

Не ради пустого спора с критиком, а для того, чтобы коснуться одного вопроса, всерьез тревожащего нашу педагогическую общественность, то есть всех, кто воспитывает, хочется мне подсказать К.Владимирову, что именно другое можно найти в повести "Сережа".

Разумеется, произведение это, как и всякое иное, может нравиться больше или меньше, может совсем не нравиться, но критика его будет успешной и плодотворной только в том случае, если она будет вестись с пониманием замысла писателя... а не станет сочинять какую-то совсем другую повесть, чтобы с легким успехом ее разгромить.

В реально существующей повести В.Пановой Сережа в самом деле очень маленький человек. Ему седьмой год. Он ловит стрекоз, любит кота Зайку, побаивается петуха... Предмет его мечты √ велосипед...

Повесть проникнута подлинно материнской любовью писательницы к Сереже.

Только предвзятостью концепции критика можно объяснить, что он усмтривает какие-то свои разногласия с писательницей по поводу отношения шестилетнего мальчика к игрушкам, играм и шалостям...

Но заставить нас верить, что Сережа маленький, - это лишь часть художественной задачи автора. И не ради нее написана повесть. Все дело в том, что Сережа не хочет быть маленьким, и именно этим он удивительно похож на всех своих сверстников. Да и только ли сверстников!..

Критику не нравится именно тот факт, что Сережа думает. Тут, видимо, критик питает недоверие к самой мысли. Что он там, дошкольник, ненароком надумает?..

Странно только, что критик К.Владимиров допускает все же просчеты в логике. Так, жалея думающего Сережу и прописывая ему лишь игрушки и вкусную манную кашу, К.Владимиров зачем-то рекомендует ему еще и книжки. Что это √ минутная слабость духа? Или описка? Или К.Владимиров на собственном опыте уверился в том, что книжки можно читать не думая?

Кто же в таком случае бедный √ Сережа или критик?"

Другие произведения

Авдеенко А. О.
Горная весна. Повесть. √ М.
Над Тиссой. (Из пограничной хроники). √ М.

Агишев Р.
Зеленая книга. Роман. √ М.

Азаров В.
Свет маяка. Стихи. √ Л.
Товарищ Тельман. Поэма. √ Л.

Андроников И.
Тагильская находка. М.

Ардаматский В.
Встречи. Рассказы. √ М.

Ардов В.
Ваши знакомые. Юмористические рассказы. √ М.

Арефьев С.
Красная шкатулка. Рассказы. √ М.

Асеев Н. Н.
Памяти лет. Сборник стихотворений. 1912-1955 г. √ М.

Атаров Н.
Повести и рассказы. √ М.

Бабаевский С.
Родниковая Роща. Повести и рассказы. √ М.

Барышников А.
Кто честен и смел. Роман. √ М.

Бек А.
Тимофей Открытое сердце. Повести и рассказы. √ М.

Белкин Ф.
Село Высокое. Книга стихов. √ М.

Бессонов Ю.
Восстание. Роман. √ М.

Благов Ю.
Своими словами. Сатирические стихи. √ М.

Болдырев С.
Решающие годы. Роман. √ М.

Бондарев Ю.
Юность командиров. Повесть. √ М.

Брщаговский А.
Пропали без вести. Повесть. √ М.

Браун Н.
Земля в цвету. Стихи. √ Л.

Булавин М.
Боевой девятнадцатый. Роман. √ М.

Бытовой С.
На Дальнем Востоке. √ Л.

Вадецкий Б.
Обретение счастья. Повесть. √ М.

Ваншенкин К.
Весна. Стихи. √ М.

Василевский В.
Пели песню девушки. Рассказы. √ М.

Васютина Е.
Звездочет. Рассказы и повесть. √ Л.

Викулов С.
Заозерье. Стихи. √ М.

Винокуров Е.
Синева. Стихи. √ М.

Вишневский В.
Матросы. Из цикла рассказов. √ М.

Воронин С.
Ненужная слава. Рассказы. √ Л.

Вышеславский Л.
Простор. Стихи и поэмы. √ М.

Ганабин И.
Стихотворения. √ М.

Гердт З. и Львовский М.
Поцелуй феи. Комедия в стихах. √ М.

Герман Ю.
Подполковник медицинской службы. Повесть. √ Л.

Годенко М. М.
Мое море. Стихи. Поэмы. √ М.

Грибачев Н.
Раздумье. Стихи. √ М.

Грин А.
Избранное. √ М.

Давыдов С.
Встреча с товарищем. Стихотворения. √ Л.

Долматовский Е.
Стихи и песни. √ М.
Добровольцы. Роман в стихах. √ М.

Доризо Н.
Стихи и песни. √ М.

Дремов И.
Весенний свет. Стихи. √ М.

Друнина Ю.
Разговор с сердцем. Стихи. √ М.

Дубровин Б.
Окрыленные бойцы. Книга стихов. √ М.

Дудин М.
Соловьи. Лирика. √ М.
Утро доброй осени. Стихи и поэма. √ Л.
Стихотворения. Поэмы. √ М.

Дудинцев В.
Не хлебом единым. Роман. "Новый мир", ##8-10.

Дырин Е.
Большие привязанности. Рассказы. √ М.

Ерошин И.
Утренний привет. Стихи. √ М.

Жаров А. А.
Тридцать пять. Стихи и поэмы. 1921-1956. √ М.

Журавлев В.
Полк, под знамя. Книга стихов. √ М.

Заводчиков В.
Стихотворения. √ Л.

Захарченко В.
Чайки летят. Стихи. √ М.

Зощенко М. М.
Избранные рассказы и повести. 1923-1956. √ Л.

Зубавин Б.
Рассказы о любви. √ М.

Иванов Вс. Н.
Путь к алмазной горе. √ Шаньдун. Повести. √ М.

Каверин В. А.
Исполнение желаний. Роман. Испр. и доп. изд. √ М.

Казакевич Э.
Дом на площади. Роман. √ М.
Сердце друга. Повесть. √ М.

Казин В.
Стихотворения. √ М.

Калиниченко А.
Полярная звезда. Роман. √ М.

Капусто Ю.
Жизнь Анны Акимовой. Повесть. √ М.

Кнорре Ф.
Рассказы. √ М.

Кобзев И.
Мои знакомые. Стихи. √ М.

Коваленков А.
Новые ключи. Рассказы в стихах. √ М.

Кожевников В.
Заре навстречу. Повесть. √ М.

Колычев О.
Олеко Дундич. Поэма. √ М.

Комиссарова М.
Лиза Чайкина. Поэма. √ Л.

Коростылев В.
Север. √ Юг. √ Семь дней. (Из полярного дневника). Стихи. √ М.

Котов В.
Летние дни. Поэмы. Стихи. √ М.

Кочетов В.
Молодость с нами. Роман. √ М.

Криванчиков Н.
Орлиный край. Стихи. √ М.

Кузнецов В.
Наследство. Стихи. √ Л.

Кулемин В.
От сердца к сердцу. Лирика. √ М.

Кустов П.
Стихотворения. √ М.

Лашков И.
Дорога на перевал. Стихи. √ М.

Лебедев А.
Путь на моря. Стихотворения. √ М.

Ленч Л.
Единственный свидетель. Юмористические рассказы. √ М.
С точки зрения реализма. Рассказы. √ М.

Либединский Ю. Н.
Неделя. √ Комиссары. Повести. √ М.

Лисовский К.
Из новых стихов. √ Новосибирск.
Сторона моя сибирская. Стихи. √ М.

Лисянский М.
Всегда с нами. Стихи о В.И.Ленине. √ М.

Локотков К.
Содружество. Роман. √ М.

Лукницкий П.
За синим камнем. Повести, рассказы и очерки разных лет. √ М.
Ниссо. Роман. √ М.

Луконин М.
Стихи дальнего следования. Новые стихи. √ М.

Максимов В.
Не забывая встреч. Стихи. √ Л.

Максимов М.
Десять лет спустя. Стихи. √ М.

Малин А.
Басни и фельетоны. √ М.

Марков А.
Ветер в лицо. Стихи. 1940-1955. √ М.

Маршак С. Я.
Стихи, сказки, переводы. В 2-х кн. √ М.

Межиров А.
Разные годы. Стихи. √ М.

Мелешин С.
Разные люди. Рассказы. √ М.

Меттер И.
Первый урок. Рассказы. √ Л.

Мусатов А.
Крутые тропы. Повесть. √ М.

Мухин М.
Басни. √ М.

Нагибин Ю.
Рассказы. √ М.

Найдич М.
Разведчики весны. Стихи. √ Свердловск.

Некрасова К.
Ночь на баштане. Стихи. √ М.

Никитин М.
Здесь жил Достоевский. Повесть из 33 сцен. √ М.

Николаев А.
В дороге. Стихи. √ М.

Никулин Л.
Московские зори. Роман. √ М.

Обухов М.
Ястребовы. Роман. √ М.

Овчаренко И.
Путь к свободе. Роман. √ М.

Ойслендер А.
Добрый климат. Стихи. √ М.

Ойфа П.
Память сердца. Стихи. √ Л.

Окуджава Б.
Лирика. Стихотворения и поэма Весна в октябре. √ Калуга.

Орлов С.
Лирические стихи. √ М.

Осинин В.
Цветы и пепел. Стихи. √ М.

Островой С.
Я в России рожден! Стихи. 1934-1956. √ М.

Пагирев Г.
На линии огня. Стихотворения. √ М.

Пак А.
Разные люди. Повести, рассказы, очерки. √ М.

Паустовский К.
Повесть о жизни. √ М.
Золотая роза. Заметки о писательском труде. √ М.

Первенцев А.
Шестнадцатая весна. Рассказы. √ М.

Пиляр Ю.
Все это было! Повесть. √ М.

Письменный А.
В маленьком городе. Повести и рассказы. √ М.

Поженян Т.
Штормовые ночи. Стихи. √ М.

Полевой Б.
Пять рассказов. √ М.

Полякова Н.
Право на счастье. Стихи. √ Л.

Прокофьев А.
Лирика. √ Л.

Решетов А.
Стихотворения. Поэмы. √ М.

Рождественский В.
Стихотворения. 1920-1955. √ М.

Рождественский Р.
Испытание. Стихи и поэма Моя любовь. √ М.

Рывлин А.
Стихи о тебе. √ М.

Рыленков Н.
Стихотворения и поэмы. √ М.

Рядченко И.
Высокая должность. Стихи. √ М.

Саянов В. М.
Колобовы. Роман в стихах. √ Л.
Страна родная. Роман. √ Л.

Семенов Ю.
Прощайте, скалистые горы. Повесть. √ М.

Семушкин Т.
Приключения Айвама. Повесть. √ М.

Сергеев-Ценский С. Н.
О художественном мастерстве. Статьи и воспоминания. √ Симферополь.
Преображение России. Эпопея. √ Симферополь.

Серебровская Е.
Начало жизни. Повесть. √ Л.

Серман Б.
Именем поколения. Стихи и поэмы. √ Симферополь.

Симонов К.
Лирика. √ М.
На литературные темы. Статьи. 1937-1955. √ М.

Смеляков Я.
Строгая любовь. Книга стихов. √ М.

Солоухин В.
Золотое дно. Очерки. √ М.

Софронов Л.
В добрый путь! Рассказы. √ М.

Старшинов Н.
Солдатская юность. Стихи. √ М.

Сычев П.
У Тихого океана. Повесть. √ М.

Твардовский А. Т.
За далью √ даль. (Новые главы. √ Из лирики). 1955-1956. √ М.

Тендряков В.
Падение Ивана Чупрова. Очерк. √ Не ко двору. Повесть. √ М.
Тугой узел. Повесть. √ М.

Тимофеев Б.
Сатирические стихи. √ М.

Томашевский Б. В.
Пушкин. Опыт изучения творческого развития. Кн. 1. √ М.-Л.

Торопыгин В.
Ваш корреспондент. Стихи. √ Л.

Троицкий М.
Стихи и поэмы. √ Л.

Тушнова В.
Дорога на Клухор. Поэма и стихи. √ М.

Тэсс Т.
Главный редактор. Рассказы. √ М.

Урин В.
Рекам снятся моря. Книга лирики. √ М.

Ушаков Н.
Год за годом. Стихотворения и лирическая повесть В Царицын, в Царицын! √ Киев.

Филатов А.
Застава Ильича. Стихи и поэмы. √ М.

Фоломин Ф.
Песня о Волге. Книга стихов. √ М.

Харитонов В.
Стихи и песни. √ М.

Чепуров А.
Молодость моя. Стихи. √ Л.

Чуковский К.
Бибигон. √ М.

Шаров А.
Сверстники. Повесть и рассказы. √ М.

Шварц Е. Л.
Снежная королева. Пьеса в 4-х д. На андерсоновские темы. √ М.
Два клена. Сказка в 3-х д. √ М.
Тень и другие пьесы. √ Л.

Швецов С.
Стихи разных лет. √ М.

Шейкин А.
Письма любимой. Рассказы. √ Л.

Шестинский О.
Друзья навеки. Стихи. √ Л.

Шефнер В.
Стихи. √ Л.

Шошин В.
Песни в пути. Стихи. √ Л.

Щипачев С. П.
Березовый сок. Повесть. √ М.
Строки любви. Стихи. √ М.

Энтин В.
Рассвет. Стихи. √ Брянск.

Эрлих А.
Многие годы. Повести и рассказы. √ М.

Югов А.
Ратоборцы. Эпопея в 2-х кн. √ М.

Яковлев Ю.
Растут сыновья. Стихи. √ М.

Ямпольский Б.
Дорога испытаний. Повесть. √ М.