Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010629.html |
Век=текст, выпуск 57: 1957 Егор Отрощенко Дата публикации: 29 Июня 2001 Стихотворение года
Е.Евтушенко. "Новый мир", #3. События В серии "Библиотека поэта" выходят сборники Есенина и Бунина. Разгром "Литературной Москвы". Еремин Д. Заметки о сборнике "Литературная Москва". "Литературная газета", #28. "Известно, что выход первого сборника "Литературная Москва" был приурочен его редакторами к открытию ХХ съезда КПСС. В том сборнике - при всей его пестроте - все же преобладали боевые, активные в идейно-политическом отношении произведения... Но... как разительно изменился идейный, внутренний облик (второго. - Е.О.) сборника: многое в нем измельчало, поблекло. В нем, во-первых, наметился недуг мелкотемья... Но с особой отчетливостью проступает в сборнике другой недуг: недуг уныния, разочарования в красоте и правде нашей жизни, в ближних своих... Вот перед нами стихи Н.Заболоцкого. Каждое из них само по себе имеет право на существование. Однако, когда читаешь их подряд, да еще вместе со стихами других поэтов, соседей по сборнику, отчетливо улавливаешь специфическую тональность: тяготение к горестному в жизни, своеобразный сердечный надрыв, желание автора быть печальником, а не певцом своего времени... По-разному, но в одном русле с отмеченными выше взглядами и настроениями, идут и некоторые другие авторы сборника... А.Яшин выступил как прозаик... Рассказ "Рычаги" ни в художественном, ни в идейном отношении не может считаться удачей... Автор показывает нам казенщину, фальшь, лицемерие, которые являются якобы закономерными качествами деревенских партийцев, этих "рычагов" партии в колхозном строительстве. От рассказа веет безнадежностью, презрением к тому, что автор подразумевает под бравурными "маршами", глухо звучащими в конторе правления колхоза во время задушевной беседы несчастных "рычагов"... Думается, нет нужды в дополнительном анализе этих произведений: их внутренняя направленность самоочевидна... Они, эти произведения, - издержки, а не завоевания советской литературы на ее едином с партией и народом трудном и сложном, но победоносном, героическом пути". Н.Хрущев произносит речь "За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа" "В незавидное положение попал... писатель В.Дудинцев. В его книжке "Не хлебом единым", которую сейчас пытаются использовать против нас реакционные силы за рубежом, предвзято надерганы отрицательные факты и тенденциозно освещены с недружественных нам позиций. В книжке Дудинцева есть и правильные, сильно написанные страницы, но общее положение книги неверно в своей основе... Редакции ряда литературно художественных журналов и руководители некоторых издательств... начали забывать о том, что печать - наше идейное оружие... Забвение этого привело к тому, что некоторые печатные органы Союза писателей... оказались под сильным влиянием отдельных людей, стоящих на неправильных позициях, и, по сути дела, стали проводниками нездоровых настроений и тенденций. Сказанное особенно относится к альманаху "Литературная Москва". В этом альманахе были опубликованы порочные в идейном отношении произведения и статьи... Особо следует сказать о тов. Алигер, которая и до сих пор придерживается того взгляда, что линия альманаха "Литературная Москва" была якобы правильной, она берет под защиту опубликованные в альманахе произведения, в которых проталкиваются чуждые нам идеи..." ("Новый мир", #9). Книга года Шварц Е. Действующие лица и исполнители "Наш век - век великих исторических свершений, тяжких испытаний, острых социальных столкновений, в которых решаются судьбы народов, судьбы человечества... Литература не может обойти их молчание, она должна осмыслить их, запечатлеть в ярких, запоминающихся образах... Среди наших писателей до сих пор бытует представление о том, что эту задачу можно решить лишь в крупных прозаических жанрах, в произведениях с "эпохальным размахом". Но вот опубликован рассказ - небольшой, в два десятка журнальных страниц. В центре его судьба не народа и не человечества, а человека. Он так и называется "Судьба человека". И оказывается, что этот рассказ "весомее", содержательнее иных пухлых романов. Оказывается, что крупные исторические испытания и столкновения можно показать через одну человеческую жизнь... Рассказ обычно сравнивают с каплей, отражающей мир. Шолоховскую "Судьбу человека" хочется сравнить со слезой, с этой самой "жгучей и скупой, мужской слезой". Она солона, она горька. И в ней отражается не только трудная судьба народа, не только скорбь художника, но и его глубокая любовь к людям, его вера в человечность, в будущее..." (Д.Николаев, Судьба человеческая, судьба народная. "Знамя", #4). Бронзовая птица. Повесть. - М."Время, о котором идет речь в новой повести А.Рыбакова, читатели знают не только по "Кортику". Разве не те же ребята учились в первых советских школах в книжках Н.Огнева и Л.Кассиля?.. Читая о хороших ребятах-комсомольцах Мишке, Генке и Славке, нам приходят в голову не их современники, герои Н.Огнева и Л.Кассиля - Костя Рябцев и Степка Атлантида, - а многочисленные герои последних "хороших" и "плохих" книжек... Нас не оставляет ощущение, что герои "Бронзовой птицы" - современные нам книжные "мальчики и девочки", что они только "играют" в комсомольцев и пионеров двадцатых годов. Как благонравно они разговаривают! "Скажите, пожалуйста, товарищи, здесь вчера не появлялись два пионера, два мальчика в лодке?" - спрашивает Миша Поляков. Во всем, что делают ребята, в их пионерской работе, жизни, разговорах они никогда не переступают начертанных автором правил о том, "что могло быть можно", нигде не идут "дальше черта", как говорили когда-то в школе Кости Рябцева". (Ф.Светов, Верность времени. "Знамя", #5). Жестокость - Испытательный срок. Повести. - М."В произведении Нилина ("Жестокость". - Е.О.) своеобразный эстетический строй. Конкретность описаний и характеров освещена развитием внутренней темы. Выразительность мысли выводит повесть из бытового круга, но живые детали и даже юмор мешают ей стать сухой. "Жестокость" покоряет своей атмосферой, насыщенной тревогой и тайной, раздумием и страстью, но переданной в манере неторопливого безыскусного сказа. Повесть во многом следует традиции классической новеллы: Она еще раз демонстрирует преимущества острого сюжета, реалистической точности и "подводного течения". (М.Алексеев, Драматизм простого рассказа. "Новый мир", #2). Зачарованная Десна. "Юность", #1 за 1957 г."С первой строчки, уже с названия автобиографической повести Александра Довженко "Зачарованная Десна" мы попадаем под обаяние этого неисчерпаемо поэтического произведения. Совсем маленькая повесть о детстве... Даже не повесть, а набросок повести, как скромно назвал ее автор во вступлении. Здесь нет плавного, неторопливого погружения в старину, подробного воспроизведения характеров, исторических обстоятельств, хронологически последовательного рассказа о жизни. Но есть здесь сама жизнь, раскрывающаяся стремительно, страстно, резко, - мир волшебный и одновременно реальный, во всем его бесконечном богатстве и неисчислимой нищете. Это мир, полный звуков, запахов, зримый, вещественный мир, где все цветет, благоухает, переливается на солнце, искрится живыми, неповторимыми красками". (А.Берзер, Конь в облаках. "Новый мир", #3). Либединский Ю. Утро советов. Роман. - М."Произведение Либединского многолинейно, объемно. Лирика и политика, героика и сатира, взаимопереплетаясь, передают ощущение полноты жизни. В романе много острых сюжетных ситуаций и приключений... Все произведение... глубоко реалистично, и действие в нем развивается естественно и правдиво. Однако этой естественности мешает излишнее многословие, которое порой растворяет главное, основное среди второстепенного и неважного". (Г.Фиш, Утро Советов. "Новый мир", #11). Синева. Стихи. - М."Обложка этой тоненькой книжки залита густо синей - цвета грозового неба - краской. На ней прочерчено - этаким белым облачком - название: "Синева". Берешь книжку в руки и думаешь - вот еще один сборник поэтических закатов и рассветов, каталог ботанических и метеорологических наблюдений. Но это мнение держится недолго - не долее первой страницы... Книга┘ начатая стихом о красоте и значительности людского взора, дышит горячей и активной человечностью... Человек - единственный и излюбленный герой Винокурова. Книга Винокурова глубоко современна. Более того, она - своевременна. Если современная и своевременная Винокурова иногда производит впечатление чего-то замедленного, причина этого не в отсутствии идей и образов нашего времени. И не в так называемой технике стиха... Думаю, что причина этого в том, что излюбленная форма Винокурова - элегия. Стихотворение-раздумье, стихотворное воспоминание, причем воспоминание не о факте, а о переживании, - вот какая элегия преобладает в книге, создает ее жанровую необычность... Принято прослаивать положительные рецензии абзацами, начинающимися со слов: "В книге есть и некоторые недостатки..." В нарушение традиции опускаю эти абзацы". (Б.Слуцкий, Человечность. "Новый мир", #5). Другие произведения Авдеев В. Авраменко И. Алексин А. Алтайский К. Асадов Э. Асанов Н. Асеев Н. Атаров Н. Афанасьев В. Бабаевский С. Безыменский А. Берестов В. Березко Г. Бершадский В. Бианки В. Благов Ю. Болдырев С. Бражнин И. Браун Н. Бытовой С. Васильев Н. Васильев С. Винокуров Е. Волков О. Галич А. Гатов А.Б. Глазков Н. Годенко М. Гончаров Ю. Гор Г. Городецкий С. Грин Э. Гусев В. Долматовский Е. Досталь А. Дубровин Б. Дудинцев В. Дыховичный В. и Слободской М. Евтушенко Е. Жаров А. Заболоцкий Н. Зощенко М. Иванов В. Инбер В. Исаковский М. Каверин В. Казанский В. Казин В. Кассиль Л. Катерли Е. Кежун Б. Кетлинская В. Кирсанов С. Кленов А. Климов Д. Кожевников А. Козин В. Кокляев В. Колычев О. Конецкий В. Коренев А. Костров Б. Криванчиков Н. Кронгауз А. Кроткий Э. Кудрейко А. Кутов Н. Кучин И. Лаптев Ю. Левитанский Ю. Левушкин А. Лидин В. Лисовский К. Лифшиц В. Лиходеев Л. Луговский В. Мариенгоф А. Марков А. Мартынов Л. Матусовский М. Межиров А. Меркулов А. Меттер И. Михалков С. Морозов В. Москвин Н. Мочалов Л. Мурзиди К. Нагибин Ю. Наровчатов С. Недогонов А. Никулин М. Нилин П. Новиков И. Овалов Л. Озеров Л. Орлов С. Ошанин Л. Панов Н. Пархомов М. Пермитин Е. Пиляр Ю. Прокофьев А. Рождественский И. Розенфельд С. Рыбочкин А. Рывина Е. Рядченко И. Сазонов М. Светлов М. Сельвинский И. Семушкин Т. Сергеев-Ценский С.Н. Сидоренко Н. Симонов К. Слуцкий Б. Смирнов В. Солоухин В. Сорин С. Спасский С. Стекольников Л. Стонов Д. Сурков А. Твардовский А. Тендряков В. Тихонов Н. Федин К. Фейерабенд Е. Фоняков И. Фофанова М. Хелемский Я. Черный О. Чивилихин В. Чуковский Н. Шамов И. Шаховский Б. Швецов С. Шебунин П. Шейнин Л. Шефнер В. Шехтер М. Шкловский В. Щипачев С. Яшин А. |