Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010709.html |
Век=текст, выпуск 58: 1958 Егор Отрощенко Дата публикации: 9 Июля 2001 Стихотворение года
Л.Мартынов. Стихотворение опубликовано в сборнике "День русской поэзии", М. События В этом году не стало сразу трех замечательных и очень разных писателей: Е.Л.Шварца (15 января), М.М.Зощенко(22 июля) и Н.Заболоцкого (14 октября). Начали печатать А.Платонова (Избранные рассказы. - М.) и Артема Веселого (Избранные произведения. - М.) Травля Пастернака Когда Пастернак передавал рукопись "Доктора Живаго" для опубликования в Италии, он сказал Данджело: "Вы пригласили меня на собственную казнь". 23 октября стало известно о присуждении Пастернаку Нобелевской премии. "Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение - это враждебный политический акт, направленный против Советского государства. Не "изысканная", заумная лирика Б.Пастернака, не глубоко чуждые этому писателю действительно великие традиции русских прозаиков вдохновили инициаторов этого акта". ("Литературная газета", #128). В "Литературной газете" было опубликовано письмо редакции "Нового мира", которое якобы было отправлено Пастернаку еще в 1956 году. Это письмо было снабжено следующим предисловием: "В редакцию "Литературной газеты" Редакция журнала "Новый мир" просит опубликовать на страницах вашей газеты письмо, направленное в сентябре 1956 г. членами тогдашней редколлегии журнала Б.Л.Пастернаку по поводу рукописи его романа "Доктор Живаго". Письмо это, отклонявшее рукопись, разумеется, не предназначалось для печати. Оно адресовано автору романа в то время, когда еще можно было надеяться, что он сделает необходимые выводы из критики, содержащейся в письме, и не имелось в виду, что Пастернак встанет на путь, позорящий высокое звание советского писателя... Совершенно очевидно, что это присуждение не имеет ничего общего с объективной оценкой собственно литературных качеств творчества Пастернака, связано с антисоветской шумихой вокруг романа "Доктор Живаго" и является чисто политической акцией... А.Т.Твардовский, Е.Н.Герасимов, С.Н.Голубов, А.Г.Дементьев, Б.Г.Закс, Б.А.Лавренев, В.В.Овечкин, К.А.Федин". ("Литературная газета", #128). "Отмечу кстати, что под письмом "Нового мира" стоит, без всякого сомнения, ложная дата. Оно было написано не в сентябре 1956 года, а значительно позже, когда роман появился в печати. Это подтверждает Серджио Данджело, через которого Пастернак передал "Доктора Живаго" издателю Фельтринелли: "Пастернак никогда не упоминал мне о письме писателей, хотя мы до конца 1957 года часто виделись, чтобы обменяться новостями и взглядами по поводу опубликования романа". (Роман романа//"Восточная Европа", #7, 1968)" (В.Каверин, Эпилог. Мемуары. - М., 1989). 29 октября в "Известиях" опубликовано постановление президиума правления СП СССР, бюро Оргкомитета СП РСФСР и Президиума правления Московского отделения СП РСФСР, в котором, в частности, говорится: "Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман "Доктор Живаго", вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать. Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки..." На заседание этих организаций был приглашен и Пастернак. Он, однако, прислал письмо, основные положения которого состояли в следующем: 1. Я искренне хотел прийти, но не смог - заболел. 2. Я и сейчас еще верю, что можно писать "Д. Ж.", оставаясь советским писателем. Тем более, что это было в 56 году, когда появился роман Дудинцева "Не хлебом единым". 3. Я пeредал рукопись "Д. Ж." Итальянскому коммунистическому издательству и ждал цензурованного перевода. Я согласен был выправить все места... 4. Дармоедом я себя не считаю. 5. Самомнения у меня нет. Я просил Сталина позволить мне писать, как умею. 6. Я думал, что "Д. Ж." коснется дружеская рука критика. 7. Ничто не заставит меня отказаться от чести быть Нобелевским лауреатом. Но деньги (премию) я готов отдать в фонд Совета мира. 8. Я не ожидаю от вас справедливости. Я жду всего для себя. Но, прошу вас, не торопитесь. Славы и счастья вам это не прибавит. Студенты Литинститута ходили у СП с плакатами "Долой иуду из СССР". Пастернак посылает в Шведскую академию телеграмму: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ..." От поэта стали требовать покаяния. По свидетельству Ольги Ивинской она совместно с Поликарповым (заведующим отделом культуры ЦК КПСС, секретарем правления СП СССР) сфальсифицировала покаянные письма Пастернака: "Когда я... пришла к Боре с новым вариантом письма... он только рукой махнул. Он устал... Нужны были деньги на два дома и для других, кому он привык помогать. И Б.Л., совершив над собой непоправимое насилие, подписал это... письмо". (О.Ивинская, В плену времени. Годы с Борисом Пастернаком. - Париж, 1978). "Что заставило И.Сельвинского и В.Шкловского, которые в эти дни находились в Ялте, от которых никто ничего не требовал, напечатать в "Курортной газете" (1958. 31 октября. #213) письма, упрекавшие Пастернака в "подлом предательстве" (Сельвинский), в том, что "отрыв от писательского коллектива, от советского народа привел Пастернака в лагерь оголтелой империалистической реакции, на подачки которой он польстился" (Шкловский)? Рабский страх. Ослиный страх: "И я! И я! И я!" Стиль - это человек? Тогда еще и распад личности. Только в болезненном бреду можно представить себе Шкловского, пишущего таким языком". (В.Каверин, Эпилог. Мемуары. - М., 1989). 31 октября 1958 года в Москве состоялось общее собрание членов Союза писателей под председательством С.С.Смирнова. Из протокольной записи собрания: Л.Ошанин. Пастернак был под наблюдением наших врагов. Присуждение ему Нобелевской премии - тонкий расчетливый удар┘ Я называю его внутренним эмигрантом┘ А ведь было, что вдруг писал он несколько настоящих слов о Ленине. Корнелий Зелинский. Я внимательно, с карандашом в руках прочитал "Д. Ж." и почувствовал себя оплеванным. Масса религиозной писанины┘ В свое время за мою критику Пастернака┘ В.В.Иванов перестал подавать мне руку. Я говорю: "Иди, получай там свои 30 серебреников. Ты нам не нужен". "Собрание московских писателей, обсудив поведение литератора Б.Пастернака, несовместимое со званием советского писателя и советского гражданина, всецело поддерживает решение руководящих органов Союза писателей о лишении Б.Пастернака звания советского писателя, об исключении его из рядов членов Союза писателей СССР". ("Литературная газета", #131). Случайно встретив на улице в Переделкине иностранного корреспондента, Пастернак отдает ему стихотворение "Нобелевская премия", которое через два-три дня передавалось радиостанциями Америки и Западной Европы. Пастернака неожиданно схватили на улице и, не разрешив даже заехать домой, чтобы переодеться, отвезли к генеральному прокурору СССР Руденко. Вяч. Вс. Иванов, который всегда был близок с Пастернаком рассказывал, что Руденко потребовал, чтобы Борис Леонидович дал письменное обязательство больше не встречаться с иностранцами, а потом, познакомив его с необъятным "досье", пригрозил процессом. Разговор кончился тем, что, отказавшись подписать обязательство, Пастернак вернулся в Пределкино и вывесил на дверях своего дома объявление, что он "никого не принимает". Книга года Ильф И. Фраза года Не позволяй душе лениться! Н.Заболоцкий. "Новый мир", #12. Действующие лица и исполнители "Конечно, именно лирическому поэту дано право впрямую, что называется "в лоб", высказывать дорогие ему мысли, обнаруживать владеющие им чувства. Но как важно, чтобы монолог нес в себе мысль, страсть, ощущение, чувство, а не представлял собой вялый пересказ мысли, бесплотный разговор об ощущениях, чувствах, страстях. Поэтический образ - это не только картина. Поэтическим образом может стать мысль. Но и тогда это должен быть образ, а не иероглиф: Спокойствие под черепной корою, Можно ли здесь отделить мысль от образа? Можно ли хотя бы предположительно сказать, что родилось вначале - мысль или ее образное воплощение? Праздный вопрос. Образ здесь - плоть мысли, а не одежда ее. Мир, открывающийся в стихах Искандера, предметен, осязаем до ощутимости... Лучшие стихи Ф.Искандера в основе своей самобытны, по-настоящему талантливы. И прежде всего они привлекают тем, чем, собственно, и должны привлекать стихи: их лирический герой - человек горячей и чистой души, чувствующий жизнь полно и ярко. Впрочем, разве не в том и состоит талант поэта, чтобы с обостренной яркостью чувствовать все, чем живет человек, твой современник". (Б.Сарнов, Полнота жизни. "Новый мир", #5). Отплытие. Стихи. - М."Я боюсь, что вы станете просто милым поэтом. Это самая большая опасность, которая вам угрожает. Откуда возникает такая опасность? От желания нравиться. Это болезнь молодости, но никогда не было такой молодости, которая бы не прошла. А потом, в старости, чем вы будете дороги людям? Вы будете дороги тем, что беда, настигшая человека, покажется ему рядом с вами более легкой, а радость, пришедшая к нему, более совершенной. Значит, речь идет о диапазоне творчества. Поэт должен быть спринтером на огромное расстояние, отделяющее горе от радости. Пока что вы только удивительно милый собеседник. Где ваши волевые качества?.. В ваших стихах много света и тепла. Это ощущение дает мне счастье. Но в то же время мне чуть страшновато. Я не люблю, когда ко мне приходит настроение: "какие мы все хорошие!" Мне тогда начинает казаться, что я в бою и теряю оружие... А теперь цитата из вашего стихотворения: Сначала поражаешься: вот выдал прозаизмы - "племя пней", "автобиографии деревьев". Потом восхищаешься прелестью и емкостью образа, особенно в последней строке: ...детство станет сердцевиной Да, это все очень хорошо, но этого мало. Вы любуетесь отдельными кирпичами, а забываете о том, что вы строите стихотворение, в котором людям надо жить. Сначала уясните задачу, а потом ищите кирпичи. Узнайте точно, что вы строите... Вы любите строить стихотворение на случае, на анекдоте. Вам, как видно, нравится притча. Но она часто сковывает вас. Ее мораль для нынешнего читателя немного наивна. Иногда притча вносит в ваши стихи примитив. Воспитывать своего читателя надо не милыми побасенками, а резким вмешательством в его жизнь". Вы это можете. Я на вас надеюсь. (М.Светлов. Первая книга молодого поэта. "Новый мир", #7). Иван. Рассказ. "Знамя", #6, 1957."В журнале "Знамя" напечатан рассказ Владимира Богомолова "Иван". Имя автора впервые появляется в литературе. В.Богомолов - участник Отечественной войны. Служил разведчиком. На фронте был тяжело ранен. В первом его рассказе высказалось увиденное и пережитое; высказалось или только еще начинает высказываться - это, вероятно, покажет ближайшее будущее. Но так или иначе, а "Иван" - хороший, обещающий дебют молодого писателя... Первым же своим произведением он заявил о себе как писатель серьезный и требовательный, умеющий глубоко заглянуть в души своих героев. Верится, что "Иван" - только начало, начало большой литературной судьбы". ( Б.Галанов, Один рассказ. "Новый мир", #9). "Никогда раньше я не слышал имени писателя Владимира Богомолова. Но теперь, прочитав... его рассказ "Иван", постараюсь не пропустить ни одной строки, которая выйдет из-под его пера. Чем же привлекает этот рассказ? Острой правдивостью доподлинно известных автору деталей фронтового быта, которые за давностию лет начинают нами уже забываться; мужественной, я бы сказал, солдатской сдержанностью повествования даже в самых драматических местах; юмором, прорезывающимся то там, то здесь, несмотря на суровый колорит вещи в целом..." (В.Бушин, Рассказ Владимира Богомолова. "Литературная газета", #86). Бондарев Ю. Батальоны просят огня. "Молодая гвардия", ##5, 6 за 1957 год."Невелик масштаб внешних событий в повестим Ю.Бондарева "Батальоны просят огня". Все происходит в ней на участке одной стрелковой дивизии... В основе повести острая и драматическая ситуация... Писатель вылепил цельный характер жестокого к врагу и безжалостного к подчиненным командира. Можно было бы согласиться с существованием такого персонажа в нашей литературе, если бы автор показал неминуемый крах жизненных взглядов и боевой практики Иверзева, ибо успешно руководить массами советских воинов, пренебрегая их сознанием и чувствами, нельзя. Но писатель пошел по другому, скажем прямо, неожиданному пути. Он попытался к концу повести полностью оправдать полковника Иверзева. По сказанной комдивом фразой "Так требовала война", к нашему удивлению, полностью подписался и автор повести... Повесть "Батальоны просят огня" подводит читателя к неверному выводу, что Иверзев, как тип командира, обычен для армии страны социализма... Души советских людей показаны в повести однобоко, духовный мир принижен. Потерян нравственный критерий; автор как бы равнодушно взирает на добро и зло... Отсутствие четкого нравственного отношения автора к воспроизведенным событиям и поведению людей - вот, пожалуй, коренной недостаток повести "Батальоны просят огня". (В.Катинов, Федоров, Лелюх, Ермаков и другие. "Знамя", #3). Владимирские проселки. (Лирический дневник). - М."Писатель В.Солоухин с двумя спутниками сорок дней ходил пешком по родным Владимирским землям, а потом точно, непринужденно и поэтично описал все примечательное, встретившееся ему на пути: села, города, отдельных людей, дома, редкостные памятники старины и, конечно, природу. Бесчисленные пейзажи любовно выписаны в дневнике рукою поэта, чувствующего прелесть всех оттенков звуков, запахов и красок. От книги В.Солоухина в памяти читателя остается аромат пригретого солнцем соснового бора и цветущего июньского луга". (Е.Старикова, Родное и близкое. "Знамя", #10). Кочетов В. Братья Ершовы. Роман. - М."Читается роман В.Кочетова с интересом. Не потому, что любопытно разгадывать различные внутрилитературные намеки и угадывать прототипы некоторых персонажей, а потому, что роман ставит такие современные вопросы, которые не могут не волновать каждого советского человека... Роман В.Кочетова - идеологический роман, а это жанр весьма важный с точки зрения перспектив развития нашей литературы, ибо у нас выходит немало книг описательных, избегающих острых мыслей, идейных конфликтов, серьезного разговора на современные темы... "Братья Ершовы" - одно из свидетельств того, что такие недостатки нашей литературы, как бесконфликтность, уходят в прошлое". (А.Дементьев, Заметки критика. "Новый мир", #11). Люди и книги. - М."Сборник "Люди и книги" интересен вдвойне. Он дает представление о своеобразии Чуковского-литературоведа и в то же время показывает изменение его интересов, движение стиля, одним словом, эволюцию". (О.Михайлов, Стиль, отвечающий теме. "Новый мир", #11). Другие произведения Авдеенко А. Адамов А. Алексеев Н. Алигер М. Антокольский П. Г. Арский П. Асанов Н. Астафьев В. Ахматова А. Безыменский А. Белинский Я. Белкин Ф. Боков В. Борзенко С. Ботвинник С. Браун Н. Букин Н. Вадецкий Б. Ваншенкин К. Васильев С. Винокуров Е. Воронин П. Воронин С. Галич А. Галкин Л. Гарнакерьян А. Гевелинг Л. Герман Ю. Гольдман Ю. Гончаров В. Гордеев С. Гордиенко Ю. Гранов В. Грибачев Н. Гроссман В. Грудев И. Гуковский Г. А. Гущин И. Демин М. Демьянов И. Диковский С. Долматовский Е. Друнина Ю. Дудин М. Евтушенко Е. Жаров А. Журавлев В. Журавлев Т. Залыгин С. Заходер Б. Звягинцева В. Зощенко М. М. Зубавин Б. Иванов А. Инбер В. Иоффе П. Исаковский М. Кабо Л. Каверин В. Казин В. Калинин А. Капиев Э. Карелин Л. Кассиль Л. Кнорре Ф. Ковалев Д. Ковальджи К. Комаров П. Кондырев Л. Котляров Б. Кочин Н. Краснов Н. Криванчиков Н. Кузнецов В. Куклин Л. Кулемин В. Куракин П. Куренев Г. Кустов П. Лирионова К. Ленч Л. Либковский Н. Лисянский М. Лифшиц В. Луговской В. Луконин М. Львов В. Марков А. Матов В. Медынский Г. Мелешин С. Михалков С. Нагибин Ю. Найдич М. Недогонов А. Некрасова К. Никулин М. Олендер С. Остров Д. Пагирев Г. В. Панферов Ф. Панфилов Е. А. Панченко Н. Парфенов Л. Пархомов М. Пастернак Б. Паустовский К. Пермитин Е. Перов Г. Платов Л. Полянский Е. Пришвин А. Прокофьев А. Радимов П. Решетов А. Рождественский И. Рублев Г. Рудерман М. Рыленков Н. Рядченко И. Савицкий В. Сажин П. Сарцевич Р. Саянов В. Седых К. Сельвинский И. Сергеев-Ценский С. Н. Сидоренко Н. Сикорский В. Симонов К. Ситковский А. Скворцова В. Скороходов М. Скуратов М. Смирнов С. Смольников А. Снегова И. Соколов В. Софронов А. Спасский С. Ставский В. Страхова М. Строганов И. Стюарт Е. Субботин В. Сурков А. Тараховская Е. Твардовский А. Тимофеев Б. Тихонов Н. Томашевский Б. В. Торопыгин В. Трифонов Г. Тряпкин Н. Тушнова В. Тхоржевский С. Федоров В. Фогельсон С. Фоломин Ф. Хазин А. Хаустов Л. Чуковский К. И. Чуковский Н. Шагинян М. Шевелева Е. Шейнин Л. Шкловский В. Шошин М. Шухов И. Щипачев С. Эльснер В. Эренбург И. Яшин А. |