Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010716.html |
Век=текст, выпуск 59: 1959 Егор Отрощенко Дата публикации: 16 Июля 2001 Стихотворение года
А.Вознесенский. Журнал "Знамя", #4. События Публикуются идейно враждебные авторы: Стихотворения и трагедии. - Л. Мелкий бес. Роман. - Кемерово. "Был Пастернак. Он встревожен, что на 21-м съезде опять начнут кампанию против него - и потребуют изгнать его из отечества. Он знает, что было заседание идеологической комиссии. Я сказал ему: - Вы можете считать меня пошляком, но, ради Бога, не ставьте себя в такое положение: я, Пастернак, с одной стороны и Советская власть с другой. Смиренно напишите длинное письмо, заявите о своих симпатиях к тому, что делает Советская власть для народа, о том, как вам дорога Семилетка - и т.д. - Нет, этого я не напишу. Я сообщу, что я готов быть только переводчиком и отказываюсь писать оригинальные стихи. - А им какое до этого дело? Они ни в грош не ставят ни то, ни другое. Вам надо рассказать подробно о том, при каких обстоятельствах вы отдали свой роман за границу, осудить этот свой поступок. - Ни за что. Скорее пойду на распятье. (К.Чуковский, Дневник, 27 января). Все еще негодующий по поводу "предательства" Пастернака И.Сельвинский опубликовал в #11 "Огонька" стихотворение "Отцы, не раздражайте ваших чад...". Оно заканчивается строфой: К чему ж былая щедрая растрата Книга года Носов Н. Действующие лица и исполнители Панова В. Сентиментальный роман."Несомненно, что в последнем романе талантливой писательницы Веры Пановой... ощущается одностороннее понимание природы социального гуманизма. В самом деле, если не рассматривать "Сентиментальный роман" только как элегическое путешествие в прошлое и попробовать определить стержневую тему романа, то она, видимо, мыслилась автором как тема становления характера главного героя романа - писателя Севастьянова. Мы говорим "видимо" потому, что эта, на наш взгляд, главная тема проступает в романе не очень отчетливо. Замысел произведения воспринимается как нечто весьма аморфное, и, пожалуй, - мы рискнем высказать это предположение - он не был до конца продуман и самой Верой Пановой... Вольно или невольно В.Панова все узловые проблемы времени замыкает в сфере личных, частных отношений героев, отводя объективным, социальным факторам второстепенную и малозначительную роль. Поэтому столь книжен тот временной фон, на котором разыгрывается драма Севастьянова, столь внешни и натуралистичны предметы бытия. Поэтому столь неподвижен характер самого главного героя, ибо нет ничего беднее, чем история героя, трактуемого писателем как частное лицо". (Б.Сучков, Понятое время. "Знамя", #1). "Принятие людей "такими, каковы они есть", многое определяет на страницах "Сентиментального романа" - и в движении сюжета, и в развитии образов героев. Однако жалеть и сочувствовать мало для художника социалистического реализма: надо активно воевать за счастье человеческое. А в произведениях Веры Пановой гуманизм действенный, связанный с уважением к человеку, начинает сменяться гуманизмом пассивным, гуманизмом жалости". (Л.Скорино, Необходимые реплики. "Знамя", #5). Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман. - М."Роман Ф.Абрамова "Братья и сестры" не принадлежит к тем безупречным произведениям искусства, где все выверено, гармонично, изящно. Написан он неровно... ┘Автор превосходно знает язык, которым говорят сегодняшние жители северной русской деревни, и мы слышим в романе их настоящую, неподдельную речь во всем ее своеобразии, во всей новизне и неожиданности ее оборотов. Но временами - к концу книги это бывает чаще - речь героев как-то обесцвечивается... и становится той "средней" "крестьянской" речью, какой говорят персонажи посредственных книг на сельские темы... Книга Абрамова правдива. Автор знает деревню не из газеты или из книги и не из наблюдений туриста или дачника: знает так, как может знать ее лишь крестьянин, то есть со всех сторон и во все времена года. Пока мы читаем книгу, мы не только помним, что действие происходит в деревне: нет, мы в самом деле живем в ней, впитываем в себя массу деревенских впечатлений, видим краски и формы тех предметов, среди которых происходит жизнь крестьянина, слышим запахи и голоса". (Ю.Буртин, О наших братьях и сестрах. "Новый мир", #4). Человек и дорога. Рассказы. - М."Одно время в творчестве Нагибина не ощущалось развития, в нем появилось нечто даже слишком опытное. Писатель словно обрадовался тому, что отвоевал себе собственную тему и умело ей распоряжается. Сейчас он пустился в новые поиски, а значит, опять "им овладело беспокойство". В этом обаяние последнего сборника, в этом залог будущего Ю.Нагибина. Автор книги "Человек и дорога", к счастью, и сам находится в пути". (М.Иофьев, Писатель в пути. "Новый мир", #3). Бондарев Ю. Последние залпы. Повесть. - М."Одно из главных достоинств повести Ю.Бондарева - язык. Образный, яркий, живой современный язык. Это тот язык, на котором мы говорим сегодня, но только побывавший в руках художника, чувствующего слово. Это язык, на котором мы думаем, которым мы говорили на фронте. Точно, сжато, достоверно передает Бондарев обстановку, состояние людей... Как это нередко бывает, недостатки Бондарева - это продолжение его достоинств. Он очень хорошо видит то, о чем пишет, и потому так много эпитетов в его прозе... Все это по отдельности хорошо: и "слепящая быстрота огня", которая ударила по глазам "с колючей болью", и "рвущий воздух треск", хотя слова здесь поставлены по принципу: "мать любит дочь". Но вместе это многовато, одно заслоняет другое и уже плохо воспринимается глазом. Ведь изобилие определений как раз мешает точности, ее вернее достигают через одно взвешенное, ничем не заменимое слово". (Г.Бакланов, Новая повесть Ю.Бондарева. "Новый мир", #7). Ефремов И. Туманность Андромеды. Роман. - М."Автор... написал умную, страстную книгу, продиктованную смелой фантазией писателя и ученого, опирающейся на самое передовое мировоззрение человека нашего времени, книгу, во многом спорную, в отдельных деталях, может быть, надуманную, но нужную всем тем, кто своими руками создает это грядущее, - ибо это не научно-фантастический или приключенческий роман, но книга о будущем коммунистическом обществе". (К.Андреев, Мир завтрашнего дня. "Новый мир", #4). Глубокий тыл. Роман. - М."Для самого Бориса Полевого роман "Глубокий тыл" является важной вехой в творчестве - и по широте привлечения жизненного материала, и по масштабности кругозора, и по стремлению к углубленности психологических характеристик. Ему всегда удавалось и удается описать "людей прямого действия", смелые поступки своих героев. А теперь перед нами шире распахнулся их духовный мир. И насколько же богаче они стали!" (Б.Галанов, На переднем крае. "Новый мир", #2). Вирта Н. Наша Берта. Журнал "Москва", #2, 1959."Трудно назвать, какую именно из давно читанных и забытых книг напоминает эта новая повесть. Нет, речь идет не о каких-либо прямых заимствованиях или подражании. Литературные штампы, как известно, принадлежат всем и никому, они анонимны, как, впрочем, и повесть, на обложке которой вы увидите имя известного и талантливого писателя". (М.Злобина, В мире условностей. "Новый мир", #9). Человек в литературе древней Руси. - М.-Л."Прочитав небольшую книжку Д.Лихачева, даже предубежденный читатель почувствует интерес к литературным исканиям древней Руси, к тем ее писателям, которым были знакомы и муки слова ("суть словеса скудна", - жалуется Епифаний Премудрый, литератор XIV века) и творческие радости... Книга Д.Лихачева, полная живого интереса, основанная на больших знаниях ученого и смелом проникновении в природу художественного творчества древней Руси, неотразимо убеждает читателя в том, что, говоря словами ее автора, "русская литература родилась не в XVIII веке и не в Петербурге", и что уже в те далекие времена она "обладала непреходящими ценностями". (И.Серман, Образ человека в литературе древней Руси. "Новый мир", #8). Копелев Л. Осторожно - трупный яд. "Знамя", #2."В странах буржуазного мира ежегодно появляются все новые и новые имена прозаиков и стихотворцев. Драматургов и публицистов - теоретиков и практиков современного декаданса. Наиболее резвые из них объявляют "устаревшими классиками" и Кафку и Джойса. И все они претендуют на звание мастеров новейшего "авангардистского" искусства. Они пишут, как правило, либо нарочито бессмысленно, либо ревностно живописуют всяческие уродства, извращения, постыдные пороки. Они смакуют болезни, смерть и гниение, оплевывают, обливают смрадными помоями все, что может доставить людям радость и надежду, все, что способно вызвать чистое душевное волнение... Такова литература современного декаданса. Ради своих корыстных интересов и политиканских расчетов правящие круги буржуазных стран поощряют ее и стараются выдавать зловонную стряпню Бекета и ему подобных за живое искусство. Но их сочинения не имеют ничего общего с подлинной литературой. Они не только отвратительны, но и опасны. В них трупный яд!" Другие произведения Авраменко И. Агеев Н. Азаров В. Аквилев А. Алексеев В. Алигер М. Андреев А. Арамилев И. Арсенева К. Артищев В. Асеев Н. Н. Астафьев В. Астафьева Н. Атаров Н. Бабаевский С. Бахтин П. Безыменский А. И. Белов М. Беляев В. Богомолов В. Боков В. Болдырев В. Бондарев Ю. Борщаговский А. Босняцкий Е. Буданцев С. Бытовой С. Вагнер Н. Вадецкий Б. Ваншенкин К. Варно В. Васильев С. Виноградов В. В. Вирта Н. Волков О. Гаврилов Д. Гладилин А. Гордейчев В. Гранин Д. Гуковский Г. А. Давыдычев Л. Домбровский Ю. Доризо Н. Дорош Е. Дудин М. Евтушенко Е. Елисеев Е. Жестев М. Журавлев В. Завалишин А. Зайцев Б. Замойский П. Зубавин Б. Иванов Вс. Казаков Ю. Казакова Р. Каменский В. Капица П. Кежун Б. Кетлинская В. Кирсанов С. И. Клещенко А. Кобраков П. Ковынев Б. Конецкий В. Коптяева А. Корнеев Н. Котляр Э. Котов В. Краснов Н. Кудрейко А. Кузнецов В. Курочкин В. Лещинский Н. Либединский Ю. Н. Лидин Вл. Лиснянская И. Лисовский К. Лисянский М. Лихарев Б. Львов М. Мариенгоф А. Марков А. Марков С. Мартынов Л. Михалков С. Михайлов И. Нагибин Ю. Найдич М. Некрасов Г. Никулин Л. Орлов С. Осинин В. Островой С. Островская Н. Ошанин Л. Пагирев Г. Панов Н. Панова В. Перевалов Н. Письменный А. Полевой Б. Полякова Н. Попова Л. М. Прокофьев А. Радов Г. Рождественский В. Рождественский Р. Рыленков Н. Самойлов Д. Сафонов В. Сахнин А. Я. Саянов В. М. Светлов М. А. Сельвинский И. Л. Семенов Ю. Сидоренко Н. Сидоров В. Симонов К. Скосырев П. Слонимский М. Слуцкий Б. Смеляков Я. Смирнов С. Солоухин В. Софронов А. Старшинов Н. Стругацкий А. и Стругацкий Б. Сухов Ф. Тарковский А. Таурин Ф. Твардовский А. Т. Тендряков В. Тихонов И. Тихонов Н. С. Толмачев Д. Томашевский Б. В. Трифонов Ю. Удалов А. Устинов В. Ушаков Н. Федоров В. Федорович В. Флит А. Цыбин В. Чаковский А. Чачко М. Чуковский К. И. Шаховский Б. Шевцов И. Шейнин Л. Шемшелевич Л. Шестинский О. Шефнер В. Шолохов-Синявский Г. Шошин В. Шошмин Г. Шторм Г. Шубин П. Щипачев С. П. Эрлих А. Югов А. Яковлев Ю. Яшин А. |