Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, выпуск 61: 1961
Дата публикации:  31 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ФРАЗА ГОДА | ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ | САМИЗДАТ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Сказка о Шлагбауме и о сторожевой будке

Старый полосатый шлагбаум
был убежден, что он у Дороги -
единственный в мире поклонник.
И храбро сказал он:
"Дорогая Дорога,
я кланяюсь вам
уже двадцать лет,
пора бы и заметить, право".
Дорога ответила:
"Милый Шлагбаум,
вы знаете
только мою частицу,
а всю не знаете.
У меня десятки таких поклонников.
Найдите вы лучше такую,
которая вся на виду".
И только сторожевая будка
услыхала эту беседу.
Она стояла напротив и плакала:
"Боже, а я-то, дура,
думала, что это он мне
кланялся столько лет.
О, почему
не умерла я
до этого дня!"

Г.Айги. Стихотворение опубликовано в "Литературной газете", #115.

События

Первый сознательный тамиздат: А.С.Есенин-Вольпин (Александр Вольпин) издал в Нью-Йорке книгу стихов Весенний лист.

В "Литературной газете" #115 появилась подборка стихов Геннадия Айги, снабженная предисловием М.Светлова :

"Юность поэта - это еще закрытые ставни, сквозь которые пробивается солнечный свет. В Литературном институте, где я вел семинар, я был убежден, что вижу в Геннадии пробивающееся солнце.

Дело не в том, владеет ли молодой поэт в достаточной степени ямбом, хореем или какими-то еще стихотворными размерами┘ Мне важно, чтобы он, преодолев сумбур своей ранней молодости, стал явлением в советской поэзии.

С Геннадием сложно было работать. Я даже в шутку называл его "Советским Бодлером", что практически невозможно. Он, допустим, не мог бы показать обычную собаку. Он обязательно должен был сделать из нее какого-нибудь ихтиозавра только для того, чтобы его собака лаяла не так, как другие ее сородичи.

Я на несколько лет потерял из виду своего ученика. Я слышал, что он много пишет, вообще много работает, в Чувашии вышел в прошлом году переведенный Геннадием Айги на свой родной язык "Василий Теркин" А.Твардовского. Сейчас я прочел новые стихи Геннадия. Спасибо ему за то, что он оправдал мои надежды. Хотя, в общем-то, этого и следовало ждать┘

Прочтите эти несколько стихотворений. Это умно, талантливо и необыкновенно свежо. И главное, это по-человечески".

17 июля умерла О.Д.Форш.

11 ноября умер В.Каменский.

Фраза года

Сороковые, роковые
Свинцовые, пороховые┘
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Д.Самойлов. "Новый мир", #6.

Избранные цитаты

"Горький ждал будущего, как женщина ждет любимого.
Он слушал шаги идущих по лестнице.
Вот сидит усталый, похудевший, одутловатый Глазунов, о нем надо заботиться. Это тоже важно.
Горький разговаривает с Глазуновым. Говорить надо о многом. Хлеба мало, его делят восьмушками.
Но Глазунов имеет лимит на консерваторию.
- Да, - говорит Глазунов, - нужен паек. Хотя наш претендент очень молод. Год рождения 1906.
- Скрипач, они рано выявляются, или пианист?
- Композитор.
- Сколько же ему лет?
- Пятнадцать. Сын учительницы музыки. Аккомпанирует кинокартинам в театре "Селект" на Караванной улице. Недавно загорелся под ним пол, а он играл, чтобы не получилось паники, но это неважно: он композитор. Он принес мне свои опусы.
- Нравится?
- Отвратительно! Это первая музыка, которую я не слышу, читая партитуру.
- Почему пришли?
- Мне не нравится, но дело не в этом, время принадлежит этому мальчику, а не мне. Мне не нравится. Что же, очень жаль┘ Но это и будет музыка, надо устроить академический паек.
- Записываю. Так сколько ему лет?
- Я говорил: пятнадцать.
- Фамилия?
- Шостакович.
Трудно дождаться и узнать.
Труднее, дождавшись, увидать не того, кого ждешь, перешагнуть через себя и отказаться от себя для увиденного будущего.
Гавриил, трубя в свою трубу, извещает не об идущем с ним, а об идущих вместо нас"
В.Шкловский, Жили-были┘ "Знамя", #11.

Самиздат

Появился сборник, составленный Ю.Галансковым, Феникс. Среди авторов: Красовицкий, Чертков (сидящий с 1957 года в лагере за стихи же), Хромов и др.

К этому времени уже появились три номера Синтаксиса:

#1, декабрь 1959 года. Авторы: Аронов, Бурич, Глазков, Вс.Некрасов, Муза Павлова, Панкратов, Сапгир, Харабаров, Холин, С.Чудаков.

#2, февраль 1960 года. Авторы: А.Аврусин, Б.Ахмадулина, Н.Бялосинская, С.Калашников, Э.Котляр, Н.Котрелев, Б.Окуджава, О.Прокофьев, А.Тимофеевский, В.Шестаков.

#3, апрель 1960 года (Ленинград). Авторы: Бобышев, Бродский, Горбовский, В.Голявкин (проза), Еремин, С.Куллэ, Кушнер, Рейн, Н.Слепакова, Уфлянд.

Иллюстрации в Синтаксисе Л.Кропивницкого.

Был подготовлен и 4-й номер, но А.Гинзбурга (редактора журнала) посадили.

Действующие лица и исполнители

Сарнов Б. Если забыть о "часовой стрелке" | А.Меньшутин А.Синявский Давайте говорить профессионально | Аксенов В. Звездный билет | Шаламов В. Огниво | Абрамов Ф. Безотцовщина | Конецкий В. Завтрашние заботы | Паперный З. О лирике Ярослава Смелякова | Родин Н. Вторая любовь | Другие произведения

Сарнов Б.

Если забыть о "часовой стрелке". "Литературная газета", #76-78.

"Пытаться определить место поэта, не думая о прошлом и будущем литературы, - это, как любит говорить Самуил Яковлевич Маршак, все равно что пользоваться часами, на которых нет часовой стрелки┘

Кое-кому Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский кажутся наиболее ярким созвездием на небосклоне сегодняшней нашей поэзии. Что ж, это может показаться, если забыть о "часовой стрелке". А забыть о "часовой стрелке" в данном случае - это значит забыть о Блоке, Маяковском, Есенине, Багрицком, Твардовском, Асееве, Тихонове, Светлове, Смелякове

Успех у аудитории - вещь прихотливая и часто недостоверная. Но даже незаслуженный успех не бывает случайным.

Громкий успех Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского связан, мне кажется, с какими-то неутоленными душевными потребностями читателя.

Произошел своеобразный оптический обман.

Евтушенко почувствовал, что откровенность его нравится┘ Евтушенко очень хотел нравится, и ему показалось, что откровенность - это и есть та "золотая жила", из которой можно черпать поэзию пригоршнями. И вот┘ лирический герой Евтушенко стал регулярно заниматься самобичеванием и саморазоблачением. Причем не трудно заметить, что саморазоблачение это вовсе не лишено для него приятности┘

Стихи Андрея Вознесенского, едва только они появились в печати, сразу же стали предметом обостренного и настороженного внимания критики┘

Вознесенский работает в поэзии всего два-три года. Он начинал ярко, многообещающе. Но вот у него уже появляются стихи, о которых можно сказать, что они "сделаны под Вознесенского". Он уже начинает повторять себя".

А.Меньшутин, А.Синявский

Давайте говорить профессионально. "Новый мир", #8.

В последнее время у нас принято ругать поэта А.Вознесенского. Особенную склонность к этому выказал в "Сибирских огнях" (#4, 1961. Куда-то не туда┘ Заметки о "сибирских" стихах А.Вознесенского.) поэт К.Лисовский, обвинивший Вознесенского в человеконенавистничестве и порнографии, а его творчество называющий не иначе как "злой карикатурой" на нашу действительность, "чистейшим надругательством над целомудрием, возвышенной силой нашей русской классической поэзии", его стихи и книги - "смакующими и любовно воспевающими самые низменные, самые темные стороны человеческой души, принижающими человека, ставящими его на четвереньки", и т.д. и т.п.

Мы не принадлежим к числу поклонников Вознесенского. Но выступления, подобные статье К.Лисовского, не могут не вызвать у нас чувства протеста┘ По нашему убеждению┘ нельзя расправляться с человеком по принципу "все дозволено".

Конечно, нелегко начинающему автору выслушивать, что его стихи слабы, бессодержательны, банальны и т.д. Но такое "ниспровержение", горькое для авторского самолюбия, не касается гражданского и человеческого достоинства┘ Та же критика, которую ведет Лисовский по адресу Вознесенского, носит характер прокурорского обвинения и одновременно личного оскорбления, возрождает методы и нравы, решительно осужденные нашей общественностью┘

Но в искаженных представлениях К.Лисовского о творчестве Вознесенского повинны, нам думается, не только ложные "общетеоретические" установки, но и некоторые существенные недостатки его "сугубо профессионального" взгляда.

А именно - поэт Лисовский плохо понимает стихи, специфику поэзии. Посмотрите, как он комментирует образы Вознесенского, которые нам отнюдь не представляются шедевром поэтического творчества, но все же, как любое поэтическое иносказание, предполагают не буквальное, протокольно-точное, "лобовое" понимание стихотворного текста, а присутствие некоторых широких ассоциаций и допущений, условности и воображения. Лисовский же поэзию проверяет линейкой, циркулем и всякий раз возмущается, если "размеры" не совпадают".

Аксенов В.

Звездный билет. "Юность", #6,7.

"До самого последнего времени я испытывал острую обиду и боль, слушая, на каком неприятном жаргоне изъясняется порою наше юношество.

Фуфло, потрясно, шмакодявка, хахатура, шикара - в каждом этом слове мне чудилось циничное отношение к людям, вещам и событиям.

Может ли, спрашивал я себя, питать уважение к девушке тот, кто называет ее чувихой или, скажем, кадришкой? И если, влюбившись в нее, он говорит, что вшендяпился, не ясно ли: его влюбленность совсем непохожа на ту, о которой мы читаем у Блока┘

На днях я прочитал один очень интересный роман, семнадцатилетние герои которого все изъясняются на таком языке┘

Автор романа, талантливый Василий Аксенов, всячески стремился к тому, чтобы мы отнеслись к этим ненавистным словам гораздо добрее и мягче. На десятках страниц он всеми средствами своего мастерства убеждает читателей, что далеко не каждый, кто пользуется вульгарным и грубым жаргоном, бывает непременно вульгарен и груб┘

До сих пор я полагал, что этого никогда не бывает, что в грубой речи всегда отражается грубая психика. Аксенов уверен, что это не так┘

Одно для меня остается неясным: почему молодежный жаргон должен чуть не сплошь состоять из таких пошловатых и разухабистых слов? Почему в нем нет ни силы, ни доброты, ни изящества - никаких качеств, свойственных юным сердцам?..

Утешительно одно: если аксеновские герои и вправду такие чудесные малые, какими изображает их автор (а они действительно такие), к восемнадцатилетнему возрасту они сами изгонят из языка этот дикарский жаргон┘

Так и случилось: во второй половине романа герои становятся чуточку старше, и жаргон этот почти улетучивается, все они уже по прошествии нескольких месяцев говорят другим языком - человеческим". (К.Чуковский, Нечто о лабуде. "Литературная газета", #96).

Шаламов В.

Огниво. Стихи. - М.

"Конечно, горько, когда поэту уже за пятьдесят, а выходит только первая книга его стихов. Горько, что почти двадцать лет Варлам Тихонович Шаламов был насильственно оторван от литературной работы. Но настоящий поэт, какие бы тяготы ни выпадали на его долю, всегда остается самим собой. Его не оторвешь от поэзии, потому что поэзия для него - естественная внутренняя потребность. Подтверждение тому книга стихов Варлама Шаламова.

Эта книга вобрала в себя многолетний опыт ее автора. И хотя в нее, надо думать, вошло не все, что написано им, эта книга дает достаточно определенное представление о поэте - человеке вдумчивом, неторопливом, сосредоточенном. Он, этот человек, знает, почем фунт лиха, и не бросает слов на ветер. Он умеет не только глядеть, но и вглядываться. И потому-то он видит то, что не бросается в глаза. Он видит, что север Сибири (этому краю посвящены многие его стихи) не только пугает человека суровой и неласковой своей природой, но и дает ему возможность помериться силами с этой природой - и выходить победеителем из этой борьбы". (Л.Левицкий. "Новый мир", #11).

Абрамов Ф.

Безотцовщина. "Звезда", #1.

"В повести "Безотцовщина" - умное доверие к парню сыграло роль той самой точки опоры, с помощью которой Кузьма перевернул всю прежнюю неправильную и унизительную жизнь подростка. В рассказе "Однажды осенью" неумение и нежелание открыть сердце навстречу людям ломает жизнь Зинаиды. Нет и не должно быть места в нашей сегодняшней жизни себялюбивым, эгоистичным, корыстным чувствам и мыслям - таков пафос новых произведений Федора Абрамова". (Л.Иванова, О чувствах добрых... "Знамя", #7).

Конецкий В.

Завтрашние заботы. Повесть. - М.

"Автору хочется быть интересным, необычным, увлекательным, и в погоне за красивостью он теряет главное - правду┘

Писателю не хватает смелости быть простым и естественным. Он надевает чужой наряд, тешится туманными романтическими настроениями и придуманной поэтичностью. А хотелось бы увидеть настоящего Конецкого, узнать, от чего ему бывает горячо и холодно, во что он ценит свет, что у него за душой". (В.Лакшин, Робкие мужчины. "Новый мир", #8).

Паперный З.

О лирике Ярослава Смелякова. "Новый мир", #10.

"Лирика Ярослава Смелякова - это работа и любовь, взявшиеся за руки. Слово и слава, добытые трудом.

Это возвышенные скрижали, вырубленные честным рабочим зубилом".

Родин Н.

Вторая любовь. Повесть в письмах. - М.

"Издательство "Советская Россия" выпустило повесть "Вторая любовь" тиражом 90 тысяч экземпляров.

Жаль бумаги!" (В.Гейдеко. "Знамя", #3).

Другие произведения

Авраменко И.
Обращение к реке. Книга новых стихов. - М.

Адамович А.
Война под крышами. Роман. - М.

Азаров В.
Вечный огонь. Стихотворения. - Л.

Аксенов В.
Коллеги. Повесть. - М.

Андреев А.
Солнце Ленинграда. Стихи. - Л.
Широкое течение. Роман. - М.

Андроников И.
Личная собственность. - (О собирателях древностей). - М.

Ардаматский В.
Звезды в полдень. Повесть. - М.

Асадов Э.
Галина. Лирическая повесть. - М.

Асанов Н.
Электрический остров. Роман. - М.
Волшебный камень. Роман. - М.

Асеев Н. Н.
Зачем и кому нужна поэзия. - М.
Лад. Стихи последних лет. - М.

Астафьев В.
Рассказ о любви. Пермь.
Дикий лук. Пермь.

Астафьева Н.
Гордость. Стихи. - М.

Ахматова А.
Стихотворения. (1909-1960). - М.

Бакланов Г.
В Снегирях. Повесть. - М.

Бек А.
Резерв генерала Панфилова. Повесть. - М.
Несколько дней. Повести и рассказы. - М.

Белинский Я.
Звездный час. Новая книга стихов. - М.

Белов В.
Деревенька моя лесная. Стихи и поэмы. - Вологда.

Берггольц О. Ф.
Дневные звезды. Автобиографическая повесть. - Л.

Болдырев С.
В горах. Повесть. - М.

Браун Н. Л.
Я слушаю время. Стихи. - Л.

Васильев С.
Лирика. 1956-1960 гг. - М.

Виноградов В.
Время требует песни. Стихи. - М.

Виноградов В. В.
Проблема авторства и теория стилей. - М.

Волков А.
Волшебник изумрудного города. Сказка. - М.

Воронин С.
Среда жизни. Повести и рассказы. - М.

Вяхирев И.
Мороз и солнце. Стихи. - М.

Герман Ю.
Здравствуй, доктор! Документальная повесть. - Л.

Глазков Н.
Зеленый простор. Стихи. - М.

Гнеушев В.
Стихи о рядовом. - М.

Годенко М.
Лучшее имя. Стихи и поэма. - М.

Горбовский Г.
Поиски тепла. Стихи. - М.

Грудинина Н.
Дневник сердца. Стихи. - Л.

Долматовский Е.
Все только начинается. Стихи и песни о светлой Африке, о любви, о фантазерах и строителях. - М.

Досталь А.
Сосны шумят. Книга лирики. - М.

Драгунский В.
Он живой и светится┘ Денискины рассказы. - М.
Расскажите мне про Сингапур. Денискины рассказы. - М.

Друнина Ю.
Современники. Лирика. - М.

Друскин Л.
Ледоход. Поэмы и стихотворения. - Л.

Евтушенко Е.
Яблоко. Новая книга стихов. - М.

Жаров А.
На земле, в небесах и на море. Новые стихи. - М.

Жданов И.
Дорога к солнцу. Стихи. - М.

Журавлев В.
Весна на Енисее. Поэма и стихи. - М.
Взлет. Стихи. - М.

Завадский Б.
Пять лет за океаном. Канадские записки. - М.

Зорич А.
Самое главное. Рассказы. Очерки. Фельетоны. - М.

Искандер Ф.
Зеленый дождь. Стихи. - М.

Каверин В. А.
Неизвестный друг. Повесть. - М.
Автобиографические рассказы. - М.

Казакевич Э.
Синяя тетрадь. Повесть. - М.

Каменский В.
Лето на Каменке. Избранная проза. - Пермь.

Кассиль Л. А.
Чаша гладиатора. Роман. - М.

Кетлинская В.
Иначе жить не стоит. Роман. - Л.

Кирсанов С. И.
Ленинградская тетрадь. Стихи. - М.

Кондырев Л.
Небо в реке. Стихи и песни. - М.

Коржиков В.
Дальняя земля. Стихи. - М.

Кроткий Э.
О дряни. Стихи. - М.

Кудрявцев П.
Дни нашей жизни. Стихи. - М.

Кулемин В.
Я - малахит. Лирика. - М.
Облака. Стихотворения. Поэмы. - М.

Левушкин А.
Во глубине России. Стихи и поэмы. - М.

Лихарев Б.
С тобою, жизнь. Стихи. - М.-Л.

Лукницкий П.
Ленинград действует┘ Фронтовой дневник. - М.

Марков С.
Земные корни. Стихи. - М.

Матвеева Н.
Лирика. Первая книга стихов. - М.

Межиров А.
Ветровое стекло. Книга стихов. - М.

Мельников Ю.
Тепло земли. Стихи. - М.
Костры на проталинах. Стихи. - М.

Москвин Н.
Два долгих дня. Повести и рассказы. - М.

Нагибин Ю.
Перед праздником. Рассказы и повесть. - М.
Ранней весной. Рассказы. - М.

Некрасов В.
Вася Конаков. Рассказы. - М.

Озеров Л.
Светотень. Книга стихов. - М.

Орлов С.
Память сердца. Стихи. - М.

Ошанин Л.
Стихи и песни. - М.

Плавник А.
Журавли над бухтой. Стихи и поэмы. - М.

Поженян Г.
Жизнь живых. Стихи и поэма. - М.

Полторацкий В.
Времена года. Стихи. - М.

Поперечный А.
Червонные листья. Стихотворения и поэмы. - Л.
Черный хлеб. Стихотворения и поэмы. - М.

Приставкин А.
Страна Лэпия. Очерк. - М.

Пришелец А.
Тропинка милая. Стихи и песни. - М.

Разумовский Ю.
Радуга. Стихи. - М.

Решетников Л.
Высокая звезда. Стихи. - М.

Розен А.
Полк продолжает путь. Повести и рассказы. - М.

Рыбаков А.
Приключения Кроша. Повесть. - М.

Рыленков Н.
Корни и листья. Стихи. - М.

Сартаков С.
Не отдавая королеву. Повесть. - М.

Саянов В.
Страна родная. Роман. - Л.

Свиридов Г.
Ринг за колючей проволокой. (Герои Бухенвальда). Повесть. - М.

Семенов Ю.
49 часов 25 минут. Повесть. - М.
Уходят, чтобы вернуться. Рассказы и повесть. - М.

Слуцкий Б.
Сегодня и вчера. Книга стихов. - М.

Соболь М.
Короткие ночлеги. Стихи. - М.

Соколов А.
Встречи с юностью. Стихи и поэма. - М.

Солоухин В.
Капля росы. Повесть. - М.
Лирические повести. - М.
Как выпит солнце. Стихи. - М.

Твардовский А. Т.
Статьи и заметки о литературе. - М.
Стихи из записной книжки. - М.

Тендряков В.
Повести. - М.

Трифонов Ю.
В конце сезона. Рассказы. - М.

Тхоржевский С.
Четверо на нижней Тунгуске. Повесть и рассказы. - Л.

Тэсс Т.
При свете совести. Очерки и рассказы. - М.

Ушаков Н.
Лирика. - М.

Фомичев Н.
Забыть нельзя. Стихи. - М.

Хрилев Л.
Костры на дне моря. Стихи. - Л.

Цыбин В.
Медовуха. Стихи и поэмы. - М.

Чаковский А.
Дороги, которые мы выбираем. Роман. - М.

Чепуров А.
Ветер с Невы. Стихи. - Л.

Чуковский Н.
Княжий угол и другие повести. - М.

Шаховский Б.
Певучие плесы. Стихи. - М.
Крутое племя. Стихи. - М.

Шефнер В.
Знаки Земли. Стихи. - Л.

Щипачев С. П.
Строки любви. Стихи. - М.

Эйхенбаум Б. М.
Статьи о Лермонтове. (Предисловие Б.Бухштаба). - М.-Л.

Эренбург И.
Люди, годы, жизнь. - М.

Эрлих А.
Нас учила жизнь. Литературные воспоминания. - М

Яшин А.
Совесть. Лирическая запись. - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 36 /24.07/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 60: 1960 /24.07/
Смерть Бориса Пастернака. Проза Твардовского. Я хочу измениться, потому что не устал расти. Бывалый Олег Волков. Новый писатель. Знакомство с Вознесенским. Бестактные строки Кобзева. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 36. Эмигрантское охвостье. Удушье трупного духа. Черная болезнь Берберовой. Писатель среди журналистов и журналист среди писателей. Жарить скупердяев не легко. В России нет худых!
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 35 /16.07/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 59: 1959 /16.07/
Пастернак отказывается писать оригинальные стихи. Пассивный гуманизм Веры Пановой. Запахи деревни. Нагибин в пути. Коммунизм в туманности Андромеды. Когда родилась русская литература? Осторожно - трупный яд. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 35. Анри Труайа - французский академик. Смерть Бориса Ширяева. Язык большинства наших поэтов - нищ до огорчения. Что не договаривает Кленовский? Записные книжки Сургучева.
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 58: 1958 /09.07/
Жизнь Л.Мартынова с оборотной стороны. Пастернак в КГБ. Болезненный бред В.Каверина. Спокойствие Ф.Искандера. Примитив Валентина Берестова. Дебют Владимира Богомолова. "Батальоны просят огня" Бондарева. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 34 В Каннах летят журавли. Лучший современный поэт умер в изгнании. "Марьянка" Л.Зурова. Смерть придет обязательно. Самое неудачное в книге - ее заглавие. Вертинский капризничает.
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru