|
||
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь |
Век=текст, выпуск 62: 1962 Дата публикации: 7 Августа 2001 получить по E-mail версия для печати Стихотворение года
Б.Слуцкий. "Литературная газета", #140. События В сборнике "День поэзии 1962 г.", М., впервые в печати после многолетнего перерыва появились стихи О.Мандельштама. 22 сентября умер Э.Г.Казакевич. Публикация года Солженицын А. "Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо больше, чем даже появление нового яркого писателя. Эти книги призваны оказать влияние на то, что пишется сейчас, на то, что будет писаться после них. Они всегда появляются как бы вдруг. На самом же деле появление их подготовлено всем ходом развития жизни. И читатель их ждет. Не зная еще, какая это будет книга, кто написал ее, зная только, что она нужна ему. Потому, что она нужна, потому, что она предугадана, книга эта появляется на свет. После нее становится совершенно очевидно, что писать так, как писали еще недавно, нельзя уже. Не в том смысле нельзя, что теперь всем вместе срочно надо кинуться разрабатывать ту же тему, от себя пересказывать сказанное, а в смысле том, что возник другой уровень разговора с читателем. И на этом уровне многое, что недавно могло еще удовлетворить, становится просто неинтересным, устаревшим. Такой книгой, которой читатель ждал, появление которой он предугадывал, стала маленькая повесть с непритязательным названием "Один день Ивана Денисовича", только что напечатанная в журнале "Новый мир". Имя ее автора √ А.Солженицын √ в литературе не встречалось до сих пор и само по себе пока еще читателю ничего не говорит. Верится, однако, что человеку этому предстоит многое сказать людям... С позиции умудренного тягчайшими испытаниями человека написана повесть А.Солженицына. Это не крик раненой души, не первый крик боли √ повесть написана спокойно, сдержанно, с юмором даже √ эта житейская простота изложения действует значительно сильнее". (Г.Бакланов, Чтоб это никогда не повторилось. "Литературная газета", #139). "Сейчас вышел на улицу┘ и встретил Катаева. Он возмущен повестью "Один день", которая напечатана в "Новом мире". К моему изумлению он сказал: повесть фальшивая: в ней не показан протест. - Какой протест? - Протест крестьянина, сидящего в лагере. - Но ведь в этом же вся правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости и под угрозой смерти не смеют и думать о том, что на свете есть совесть, честь, человечность. Человек соглашается считать себя шпионом, чтобы следователи не били его. В этом вся суть замечательной повести - а Катаев говорит: как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все". (К.Чуковский, Дневник, 24 ноября.) Книга года Тарусские страницы. Литературно-художественный сборник. √ Калуга. Проза: К.Паустовский, Главы из второй книги "Золотая роза"; Б.Окуджава, Будь здоров, школяр; Ю.Казаков, Три рассказа; Ю.Трифонов, Однажды душной ночью; Б.Балтер, Трое из одного города и др. Избранные цитаты "Двадцать первого июня прошел сильный дождь. Люба собиралась в воскресенье поехать за город √ снять дачу. Двадцать второго июня рано утром нас разбудил звонок В.А.Мильман: немцы объявили войну, бомбили советские города. Мы сидели у приемника, ждали, что выступит Сталин. Вместо него выступил Молотов, волновался... Мы долго сидели у приемника. Выступил Гитлер. Передали речь Черчилля. А Москва передавала веселые, залихватские песни, которые меньше всего соответствовали настроению людей. Не приготовили ни речей, ни статей; играли песни... Поздно вечером на Ордынке я увидел парочку. Молодая женщина плакала. Человек ей говорил: "Да ты не убивайся! Слышишь, Леля, я тебе говорю: не убивайся!.." Это был самый длинный день в году..." И.Эренбург, Люди, годы жизнь. "Новый мир", #6. Действующие лица и исполнители Елкин А. Кубарем с Парнаса. Фельетон. "Комсомольская правда", 14 января."Однажды мы оказались свидетелями бурной сценки. Группа парней освистала молодого человека с бородкой, который хриплым голосом что-то читал, размахивая руками, у памятника Маяковскому в Москве... Комсомольцы с "Серпа и молота", проходившие тогда около памятника Маяковскому, во время чтения подлых стишков, отказали проводникам "сложной пустоты" в праве быть единственными истолкователями понятий правды, красоты, прогресса. Они освистали их, и тем под улюлюканье прохожих пришлось уносить ноги. У рабочего человека √ тонкое чутье. Ребята с завода сразу поняли, что им преподносят грязную мораль болота... Кто же они, эти "сложные натуры"? В.Носов √ в прошлом студент Института иностранных языков, презрительно сплевывал, когда при нем говорили о том, что для нас свято. В.Буковский √ в прошлом студент биолого-почвенного факультета МГУ, бездельник, свихнувшийся от избытка благ, дарованных ему папой, разносил сплетни из антисоветской зарубежной прессы. А.Сахаров спекулировал иконами и слыл теоретиком по части иностранных поношенных штанов. И.Бокштейн, В.Калугин, В.Вишняков, В.Аркинд во всем подражали им. В жизни рифмоплеты шли явно назад, к павианьим нравам... Болото пахнет везде одинаково. Не удивительно, что упомянутых "прогрессистов" используют всяческие злобствующие отщепенцы. Так возник, отнюдь не как Афродита из пены морской, некий Ю.Галансков, вызвавшийся играть роль "теоретика". Сам он стихов не читал √ подбивал на это легкомысленных дурачков, заболевших манией славы. Галансков клеветал на наш народ, старался духовно растлить неопытных. Это очень знаменательно, что подобные жалкие одиночки, не рискуя выйти на белый свет, роются в мусорных ямах, на задворках жизни. Не стоило бы и говорить обо всех этих подонках, но их падение предостерегает: там, где вместо твердой убежденности, ясных идеалов √ душевная слякоть, там обязательно заведется плесень. Отнюдь не безобидная". Звездопад. Повести и рассказы. √ М."У писателя под руками коренные, глубинные пласты свежего народного языка. И он умеет черпать из этих россыпей удивительно полнозвучные, полнозначные слова. Думается, что ему нужно только остерегаться перейти какую-то грань, не увлечься погоней за "почвенностью", словесными узорами. Временами у В.Астафьева проскальзывают отголоски так называемой "орнаментальной прозы" двадцатых годов. Но в целом √ у В.Астафьева живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз... Цельность, единство мысли, образа и языка √ вот что привлекает в повестях молодого писателя". (Э.Кузьмина, Таежные звезды. "Новый мир", #7). 40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша". √ М."Андрей Вознесенский не сразу дошел до меня в своих первых стихах. Виноват был не он. Я просто не умел еще читать новый почерк. Глазами трудно освоить ритм непривычных строк. Чувствовалась культура автора, его стремление быть по-своему выразительным, но ключа к его мелодиям я тогда еще не нашел. Думаю, что этого лишены были и многие, не слышавшие голоса поэта. И только цикл стихов под общим названием "Треугольная груша" заставил меня отыскать такой ключ... И напрасно, я думаю, ищут критики, пусть даже благожелательные, черты сходства у Вознесенского с Пастернаком или Цветаевой. Утверждающие это просто ищут в альбоме поэтических обликов похожесть на то или иное дарование, также необъяснимое сразу. А ведь уж если отыскивать черты родоначального поэтического свойства, то это больше всего напоминает стилистическую манеру Маяковского: тот же неуспокоенный, внетрадиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой в ее ритмическом и синтаксическом разнообразии. Но главное общее √ это повышенная впечатлительность от видимого и ощущаемого... Вот подымаются разговорчики о том, что культура стиха, выношенная Маяковским, не имеет продолжения. Неправда. Это неправда, идущая от лени и консерватизма, привычки к бывалому, когда-то безусловному для вкуса. А вот Вознесенский, да и не только он один, а и Евтушенко, и Соснора, и Ахмадулина показывают, что культура Маяковского сильнее в своих продолжателях, чем у подражателей любого течения русского стиха... У нас не хватает внимания и времени присмотреться к жизни искусства, поэзии, в частности, чтобы предотвратить ранние морозы на цветущем дереве русской поэзии. А ведь оно действительно цветуще и плодоносно". (Н.Асеев, Как быть с Вознесенским? "Литературная газета", #92). Молодой Ленинград. Альманах. √ Л. "Заметно "похудевший", помолодевший и с виду, и в редколлегии своей, "Молодой Ленинград" в последнем номере наглядно и убедительно заявляет о своем стремлении к обновлению, своеобразию. Стремление это понятно. А стало быть, понятно и то, почему редколлегия открыла номер альманаха повестью А.Битова "Одна страна". Здесь много неожиданного, непривычного для читательского глаза, и неожиданна прежде всего сама манера повествования... Что сулит такое начало? Видимо, полную, беспощадную к себе откровенность и отсутствие вымысла. Краткость и точность слов, обостренную жадность наблюдений. Все это в повести А.Битова есть. Есть и нечто большее √ щедрый и находчивый юмор... В стихах сборника... легко почувствовать и проследить общую для всех безошибочность, уравновешенность "среднего уровня", но редко остановишься перед неожиданной мыслью, сильным чувством, свежей интонацией. Только В.Соснора ("Май") и А.Кушнер готовы, пожалуй, так же откровенно, как А.Битов, обнаружить хотя бы свою наивность: Что делать с первым впечатленьем? Остальные юные поэты выглядят куда сдержанней и солидней, они аккуратно застегнуты на все пуговицы и, не идя на рискованные поиски, охотно пользуются тем, что стало уже общей принадлежностью и потому с достаточным "запасом прочности" может быть использовано каждым". (В.Соколов, Талант обязывает. "Литературная газета", #102). Дети Черноморья. Стихи и поэмы. √ Сухуми."Фазиль Искандер... чуждается легкого "романсно-альбомного" пути. Он ищет по-рембрандтовски не красивое личико, а характер. Он знает, что духовность не может быть без материальности. Он знает, как современный ученый, что психология не может быть без физиологии. Его мир √ это мир материальный, вещный, объемный. Он густ, иногда даже чересчур густ, этот мир... Поэт хочет максимально чувственно, максимально осязаемо передать свое ощущение мира, почти физиологическую, бьющую через край радость жизни, и это ему, на мой взгляд, удается". (Е.Винокуров, Характерность. "Литературная газета", #87). Необитаемые острова. Стихи и поэмы. √ М.Ровеснику. Стихи. √ М. "Будучи очень искренней и личной, поэзия Рождественского в то же время по-настоящему широка. И это широта не географическая √ хотя в сборниках есть стихи, написанные на целине, в Литве, Болгарии, Венгрии, на Севере, - а широта интересов. Поэт охотно рассказывает о себе, но едва ли не охотнее о людях, рвущихся в космос, о моральном кодексе людей послевоенного поколения, о суровой правде века. И в этом √ еще один секрет обаяния его поэзии: Р.Рождественский действительно ровесник своего века, любознательный, широкий, прямой и честный". (А.Бочаров, Сквозь ветер века. "Литературная газета", #128). Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания. √ М."Мыслим ли сколько-нибудь живой и содержательный разговор об искусстве без непосредственного наслаждения этим искусством? Маршак рассказывает об экскурсоводе, выражавшем свое недовольство теми посетителями музея, которые пытались рассматривать картины без его помощи. "Не смотрите, не смотрите, - говорил он. √ Я вам сейчас все расскажу". Маршак-критик не похож на этого экскурсовода. Он сводит вас лицом к лицу с поэзией, заставляет прежде всего услышать стихи, а потом уже позволяет себе некоторые рассуждения на этот счет. Ему приходится поэтому много цитировать, да что за беда! Поэтические строчки, строфы и целые стихотворения, которые он с таким безукоризненным вкусом припоминает, не просто иллюстрируют его мысль, а будят в нас художественную радость, ощущение красоты слова". (В.Лакшин, Слово-золото. "Новый мир", #4). Другие произведения Абрамов Ф. Аброскин А. Агеев Л. Адамов А. Ажаев В. Айги Г. Алигер М. Андроников И. Анциферов Н. Ардаматский В. Асадов Э. Асанов Н. Асеев Н. Н. Астафьев В. Ахмадулина Б. Бабаевский С. Бакланов Г. Баркова О. Барто А. Бауков И. Бедный Б. Безыменский А. И. Бек А. Берестов В. Бершадский В. Бершадский Р. Богомолов В. Боков В. Болдырев С. Бондарев Ю. Борзенко С. Винокуров Е. Владимирова А. Герман Ю. П. Гладилин А. Глазков Н. Голявкин В. Гордейчев В. Грибачев Н. Гроссман В. Долматовский Е. Доризо Н. Дубровин Б. Дудин М. Евтушенко Е. Жестев М. Жуховицкий Л. Забелин И. Закруткин В. Залыгин С. Заходер Б. Зенкевич М. Зорин М. и Шулькина И. Каверин В. Казакевич Э. Казаков Ю. Казакова Р. Калинин А. Катаев В. П. Кирсанов С. И. Колычев О. Комиссарова М. Константинов Ю. Кончаловская Н. Кочетов В. Кронгауз А. Крутилин С. Крутицкий В. Куклин Л. Куняев С. Ленч Л. Лидин Вл. Лифшиц В. Луговской В. А. Луконин М. Майоров Н. Мартынов Л. Маршак С. Я. Медынский Г. Межиров А. Михалков С. Мориц Ю. Мочалов Л. Нагибин Ю. Найдич М. Некрасов Г. Ойслендер А. Ойфа П. Орешин К. Ошанин Л. Парфентьев В. Паустовский К. Первенцев А. Полевой Б. Приставкин А. Пришелец А. Рождественский Вс. Розен А. Сапгир Г. Светлов М. А. Сельвинский И. Л. Семенов Ю. Сикорский В. Симонов К. Славин Л. Смеляков Я. Смирнов Л. Соколов-Микитов И. С. Солоухин В. Соснора В. Софронов А. Стругацкий А. и Стругацкий Б. Субботин В. Сурков А. А. Тарковский А. Татьяничева Л. Тендряков В. Тряпкин Н. Ушаков Н. Филиппов Б. Харабаров И. Хаустов Л. Чуковский К. И. Шаров А. Шевелева Е. Шехтер М. Шошин В. Щипачев С. П. Яворская Н. поставить закладку написать отзыв
|
otr@russ.ru |
|
||