|
||
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь |
Век=текст, выпуск 63: 1963 Дата публикации: 16 Августа 2001 получить по E-mail версия для печати Стихотворение года Дом музей Потомков ропот восхищенный, ...производит глубокое... Заходите, пожалуйста! Это - Это вот безымянный портрет. Вот письмо: "Припадаю к стопам..." Вы устали? Уж скоро конец. Здесь он умер. На том канапе. Д.Самойлов. "Новый мир", #3. События В январе в "Известиях" появляются критические статьи о произведениях, напечатанных в "Новом мире". Статья В.Ермилова "Необходимость спора" ("Известия", 29 января) о мемуарах И.Эренбурга, публикуемых в журнале на протяжении 1961-1963 гг.: "Эренбург... выдвигает искусство модернизма на первый план... Не видит, как искало себя искусство революции". Перепечатка из вологодской газеты письма студента Берсенева - против "Вологодской свадьбы" А.Яшина, напечатанной в 12 номере "Нового мира" за 1962 год: "В записках нет ни одного положительного образа... Удивительно, в каких мрачных красках показана наша молодежь! Второстепенные персонажи записок выглядят еще более отвратительными... Не спорю, встречаются еще у нас и пьяницы, и хулиганы. Но их единицы. Нас окружают всюду честные, хорошие люди... А у автора единичный случай выглядит как типичный... Автор записок копается во всем плохом, что есть в нашем районе, и объединяет это плохое в одно целое. Слишком уж в мрачных, пессимистических тонах показана наша жизнь". ("Известия", 30 января). 7-8 марта состоялась встреча правительства с интеллигенцией. "Главным объектом нападения был И.Эренбург. Книгу "Люди, годы, жизнь" Хрущев оценил как "взгляд из парижского чердака на историю советского государства". Эренбург пытался возражать, крикнул что-то своим несильным голосом, но тотчас же был оборван и замолчал. Оскорбления сыпались одно за другим. Сидевший радом со мной руководитель МХАТа Кедров сказал с негодованием: "Это безобразие подстроено". В перерыве я посоветовал Илье Григорьевичу уйти - вокруг него мгновенно образовалась пустота, и он, расстроенный, сидя за стаканом чая в буфете, не мог не видеть этой оскорбительной перемены". (В.Каверин. Эпилог. Мемуары. - М., 1989) "16. III. 1963. После "встречи" не пишется, не читается. Вокруг растерянность, уныние. Перепуганные интеллигенты еще пуще запугивают друг друга". (В.Лакшин, "Новый мир" во времена Хрущева. Страницы дневника. "Знамя", #6, 1990). Начинают публиковать опальных Платонова и Булгакова: Платонов А. Булгаков М. Книга года Бахтин М. Фраза года "Мы должны привыкать к будущему, любя прошлое, и, улыбаясь ему, с ним прощаться". Действующие лица и исполнители Дымшиц А. Модернизм - враг творчества. "Знамя", #6."Есть у сторонников модернизма... один "аргумент". "Измы", говорят они, были неизбежными этапами творчества мастеров, своего рода "Стартовыми площадками", с которых юные новаторы отправлялись в большие полеты. Именно эту концепцию проводит в своих мемуарах И.Г.Эренбург. Так проводится им "реабилитация" разного рода давно усопших "измов", так оказывается, что кубизм и сюрреализм были новаторскими течениями в искусстве. Модернистские идеи И.Г.Эренбурга, выраженные в его воспоминаниях, получили основательный разбор и основательный отпор в речах Н.С.Хрущева и Л.Ф.Ильичева не встрече руководителей партии и правительства с деятелями искусства и литературы. Нельзя "стартовать" в область реализма с декадентской площадки... Декадентское болото не может быть "стартовой площадкой". С болота не взлетишь. И если бы И.Г.Эренбург более самокритично взглянул в своих мемуарах на свой собственный путь, он понял бы, что декадентские искания многих его друзей из парижского кафе "Ротонда" были не новаторскими, а формалистическими, что и его самого эстетический анархизм в великом 1917 году довел до откровенного политического анархизма... Замалчиванием модернистических ошибок и заблуждений И.Г.Эренбург... пропагандирует модернизм. Он пропагандирует его громко и полунамеками. И то и другое - вредно... Надо знать и помнить: реализм и модернизм непримиримы. Они антиподы и враги". Павлов С. Творчество молодых - служению великим идеалам. "Комсомольская правда", 22. III. 1963."Почему в жизни мы встречаем хороших советских людей, а в некоторых советских книгах пишут совсем о других? И действительно, стоит почитать мемуары И.Эренбурга, "Вологодскую свадьбу" А.Яшина, путевые заметки ("По обе стороны океана". - Е.О.) В.Некрасова, "На полпути к Луне" В.Аксенова, "Матренин двор" А.Солженицына, "Хочу быть честным" В.Войновича (и все это - из журнала "Новый мир") - от этих произведений несет таким пессимизмом, затхлостью, безысходностью, что у человека непосвященного, не знающего нашей жизни, могут, чего доброго, мозги стать набекрень. Кстати, подобные произведения "Новый мир" печатает с какой-то совершенно необъяснимой последовательностью". Литература социалистического реализма всегда шла рука об руку с революцией. Интервью корреспонденту "Юнайтед Пресс Интернейшнл" Г.Шапиро. "Правда", 12 мая 1963)."По-моему "Один день" - из тех явлений литературы, после которых невозможно вести речь о какой-либо литературной проблеме или литературном факте, так или иначе не сопоставив их с этим явлением..." Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Повесть. - М."Удивительно сдержанно написана эта повесть. Но тем большая внутренняя сила спрессована в ее сжатых строках... Вся жизнь лагеря показана в повести глазами Ивана Денисовича - через его восприятие и осмысление. Сделано это мастерски: с абсолютной точностью характера восприятия, стиля мышления, изложения. Автор как бы перевоплощается в своего героя и ведет повествование от его имени, его языком, создавая уже этим - интонациями и красками народной речи - законченный, четко очерченный характер. Характер человека умудренного, знающего жизнь с самой тяжелой ее стороны и тем не менее на удивление сдержанного, спокойного, твердого... Нет, не случайно поставил А.Солженицын в центр своей повести не кого-нибудь, а именно Ивана Денисовича Шухова. В строе мыслей, переживаний, чувствований, поступков, даже в красках и интонациях речи своей, с такой живописной точностью переданной А.Солженицыным, Иван Денисович Шухов - характер воистину народный. Иван Денисович - живое олицетворение трудового народа, который вынес многое, в том числе и эту страшную, нелепую, беспощадную беду, и не сломался, не согнулся, души своей не растратил, ни в чем нравственно не уступил". (Ф.Кузнецов, День, равный жизни. "Знамя", #1). "И по самой жизни и по всей истории советской литературы мы знаем, что типичный народный характер, выкованный всей нашей жизнью, - это характер борца, активный, пытливый, действенный. Но Шухов начисто лишен этих качеств. Он никак не сопротивляется трагическим обстоятельствам, а покоряется им душой и телом. Ни малейшего внутреннего протеста, ни намека на желание осознать причины своего тяжкого положения, ни даже попытки узнать о них у более осведомленных людей - ничего этого нет у Ивана Денисовича. Вся его жизненная программа, вся философия сведена к одному: выжить! Некоторые критики умилились такой программой: дескать, жив человек! Но ведь жив-то, в сущности, страшно одинокий человек, по-своему приспособившийся к каторжным условиям, по-настоящему даже не понимающий неестественности своего положения. Да, Ивана Денисовича замордовали, во многом обесчеловечили крайне жестокие условия - в этом не его вина. Но ведь автор повести пытается представить его примером духовной стойкости. А какая уж тут стойкость, когда круг интересов героя не простирается далее лишней миски "баланды", "левого" заработка и жажды тепла. Повторяю: я не собираюсь строго судить героя А.Солженицына, мой жизненный опыт не дает мне на это права... Но я решительно не согласен ни с автором повести, ни с его критиками, которые стремятся представить Ивана Денисовича типичным народным характером. Если в Шухове и есть черты такого характера, то они скорее унаследованы не от советских людей 30-40-х годов, а от патриархального мужичка, который нашел свое законченное воплощение в образе Платона Каратаева". (Н.Сергованцев, Трагедия одиночества и "сплошной быт". "Октябрь", #4). Солженицын А. Для пользы дела. Рассказ. "Новый мир", #7."Итак, неудача... Но разве застрахован от этого хотя бы один художник, тем более художник ищущий? Войнович В. Хочу быть честным. - Расстояние в полкилометра. Два рассказа. "Новый мир", #2, 1963."Талант - это умение видеть широко и верно. Без этого невозможно правдивое отображение жизни в художественном произведении. Писатель В.Войнович отступил от этого правила. Он показал наших современников в искаженном виде. Думается, что и стройка, и строители ему понадобились лишь для того, чтобы воплотить в рассказе порочную в идейном отношении посылку о том, что и в нашем обществе честному человеку, правде нелегко пробить дорогу. Однако вся наша жизнь опровергает этот неверный тезис. Горький говорил: есть точка и кочка зрения. В.Войнович, взявшись писать о наших днях, встал на кочку зрения. А с кочки, как известно, кругозор ограничен". (Ю.Узюмов, Кочка и точка зрения. "Известия", 9 апреля 1963). Вечная командировка. Повесть. - М."Запутанны и лукавы... отношения писателя с жанром. Гладилин на этот раз писал приключенческую повесть. Ее герой Алексей Краминов носит то самое звание майора, которое раз и навсегда присвоено разведчикам с седыми висками из библиотечки военных приключений. Краминов расследует "золотое дело" - выслеживает тех, кто орудует на приисках на Чукотке, настигает их в Харькове и выходит на их же след в Ленинграде... Совершается покушение на его помощника где-то в тундре; сам майор угадывает неслышные шаги в гостиничном коридоре, на лестнице, на улице у себя за спиной - может быть, сдают нервы, а может быть... В том, как Гладилин строит этот сюжет... есть привкус пародии. Гладилин пишет детектив, все время посмеиваясь над остротою фабулы, над низкопробной приключенческой неожиданностью, как будто бы отменяя ее пародией. Но все эти опущения в развитии фабулы, выпавшие (не записанные Краминовым) драматические моменты, небрежно оставленные вне текста завязка и развязка - это все вовсе не издевка над дешевым интересом читателя к уголовщине: кто в кого стрелял, кто готовил взрыв на корабле, кто бесшумно крадется по пятам за усталым героем... В итоге просто написан детектив сортом выше, почитающий себя свободным от мелочного объяснения что к чему, детектив, добавляющий к примитивному удовольствию от уголовной истории еще и удовольствие чувствовать себя (заодно с автором) выше этого удовольствия". (И.Соловьева, Материал и прием. "Новый мир", #4). Александров В. Ночной вокзал. Рассказы. - Ташкент."Вильям Александров пишет рассказы в так называемой лирической манере. Его художественные просчеты связаны с желанием выжать из этой манеры побольше: тогда вокруг какого-нибудь простого действия (скажем, сошел человек с поезда) повисают гирлянды многозначительных деталей и эпитетов "с настроением"... Однако интереснее Александров пишет там, где он, отвлекаясь от игры в подтекст, принимается просто рассказывать. Рассказывает он хорошо; главное в его новеллах - ощущение человеческой судьбы, взятой не во внешнем, чисто событийном плане, а в плане нравственном". (Л.Аннинский, Преодоление манеры. "Знамя", #5). Январский ливень. Стихи. - М.-Л."Книжку эту любители поэзии ждали с нетерпением... Стихи из цикла "За Изюмским бугром" сложенные по мотивам "Повести временных лет" и "Слова о полку Игореве", насыщен до предела звуковой игрой. Перемигивания, перехваты и переплясы звуков - в каждой строчке. И это не просто "избыток юных сил" и "буйство молодое". Словесное искусничество работает на тему... Соснора бесспорно даровит, и если в циклах на мотивы "Повести временных лет" и "Слова о полку Игореве" есть неубедительные повороты мысли, недоборы и переборы, то почти нет стихов вовсе слабых и непримечательных. Самая мысль - в живых образах, в современных красках и ракурсах показать, "откуда есть пошла Русская земля", - заслуживает самой живой признательности. Радует, что молодой поэт взялся воссоздать прекраснейшие страницы русской истории и поэзии". (В.Портнов, По былинам сего времени. "Новый мир", #2). Первое впечатление. Стихи. - М.-Л."Стихи молодого ленинградского поэта Александра Кушнера глубже того первого впечатления, которое производят. В них стоит вчитываться не только потому, что "второе" впечатление многое меняет в их восприятии. Стихи Кушнера по видимости очень просты. Но не так прост мир поэта, из которого они пришли, и поэтому надо сначала войти в этот мир, а только потом соотносить свои впечатления с объективным читательским опытом... И когда эти стихи перечитываешь, становится ясно, что поэт прячет за своей литературно-стилистической образованностью свою тоску по каким-то другим словам, по истинному воплощению себя - человека, а не себя - литератора. В подтексте стихов Кушнера - требовательность к себе, неудовлетворенность сделанным". (А.Асаркан. "Новый мир", #6). Игра. - М."Проходят десятилетия - и мы открываем в литературе то, что было погребено временем. В детской литературе было незаслуженно забыто имя Даниила Хармса. Поэтические симпатии Хармса - Маршак и Чуковский, и связь их очевидна не только потому, что излюбленный прием Хармса раньше известен по "Черепахе" Чуковского, а Маршак вместе с Хармсом написал "Веселых чижей"... Хармс верит в живость и гибкость детского ума, понимает, как интересна для него словесная игра, чувствует повторяемый, но лишенный всякой монотонности ритм детской речи. Это основа его стихов. В последнее время особенно в ходу сомнительный, на мой взгляд, комплимент, который спешат сделать автору детской книжки: что она, мол, будет не менее интересна и взрослому читателю. Нередко это так и бывает. Но ведь есть отличные поэты, успех которых у ребенка и у взрослого несоизмерим (Чуковский, например). Не вернее ли поэтому другой признак: необманное - по-своему для взрослого и для ребенка - чувство, что автор нисколько не подделывается под маленького читателя, а писал как бы в свое удовольствие - так, что ему самому это было интересно и весело. Такое необманное чувство, когда читаешь Хармса". (В.Глоцер. "Новый мир", #2). Другие произведения Абрамов Ф. Агеев Н. Адалис А. Адамов А. Азаров В. Алексин А. Антокольский П. Г. Ардаматский В. Асадов Э. Асанов Н. Асеев Н. Н. Бакланов Г. Балтер Б. Безыменский А. И. Битов А. Богомолов В. Бондарев Ю. Бражнин И. Браун Н. Л. Быков В. Ваншенкин К. Виноградов В. В. Виноградов И. Вирта Н. Войнович В. Волков О. Гарнакерьян А. Гатов А. Гитович А. И. Гор Г. Гранин Д. Грибачев Н. Гроссман Л. Долматовский Е. Дорош Е. Драгунский В. Дудин М. Дудинцев В. Евстифеев Н. Жигулин А. Жирмунская Т. Жуховицкий Л. Залыгин С. Заяц А. Звягинцева В. Вечерний день. Стихи. - М. Злобин С. Иванов В. Каверин В. Казаков Ю. Казакова Р. Казанцев А. Казин В. Калинин А. Катаев В. Кежун Б. Кирсанов С. И. Кондырев Л. Коржавин Н. Корнеев Н. Костров В. Кочетов В. Кочнев М. Кукушкин В. Куняев Б. Кустов П. Левитанский Ю. Лидин Вл. Липкин С. Лиснянская И. Лисовский К. Лисянский М. Лифшиц В. Луконин М. Люшнин Г. Маршак С. Я. Матвеева Н. Матусовский М. Медынский Г. Межиров А. Михалков С. Москвин Н. Нагибин Ю. Найдич М. Некрасов Г. Никитина Т. Николаев А. Овалов Л. Озеров Л. Островой С. Ошанин Л. Павлович Н. Панов Н. Панченко Н. Паустовский К. Первенцев А. Пермитин Е. Пиляр Ю. Полевой Б. Полторацкий В. Поперечный А. Почивалин Н. Прокофьев А. Рахманин Б. Рождественский В. А. Розен А. Ручьев Б. Рыленков Н. Сажин П. Самойлов Д. Сапгир Г. Сартаков С. Сафонов В. Светлов М. Свиридов Г. Семакин В. Семынин П. Сидоренко Н. Симонов К. Слонимский М. Слуцкий Б. Смеляков Я. Снегова И. Солженицын А. Солоухин В. Степанов А. Стругацкий А. и Стругацкий Б. Сухов Ф. Татьяничева Л. Твардовский А. Тендряков В. Трифонов Ю. Троепольский Г. Тушнова В. Тюрин В. Урин В. Фоняков И. Фраерман Р. Френкель И. Храмов Е. Чаковский А. Чивилихин В. Чирков К. Чичибабин Б. Чуковский К. И. Чумандрин Ю. Шефнер В. Шмидт Б. Шпирт А. Шукшин В. Щипачев С. П. Эрлих А. Югов А. Яшин А. поставить закладку написать отзыв
|
otr@russ.ru |
|
||