Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010831.html |
Век=текст, выпуск 65: 1965 Егор Отрощенко Дата публикации: 31 Августа 2001 Стихотворение года
И.Холин. Стихотворение опубликовано в кн.: Самиздат века. ≈ Минск-М., 1997. События 12 января состоялся вечер (первый за двадцать последних лет), посвященный Зощенко. В #8 "Нового мира" напечатан "Театральный роман" М.Булгакова. Ночью 11 сентября на квартире у В.Л.Теуша КГБ был проведен обыск и конфискованы машинописные экземпляры романа А.Солженицына "В круге первом". Разворачивается "дело" Синявского и Даниэля. В этом году были изданы сразу две важнейшие работы: Бахтин М. Лотман Ю.М. Книга года Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста. - М.Действующие лица и исполнители "Роман Г.Бакланова "Июль 1941 года" вобрал много трагических, драматических эпизодов, в описании которых всегда был так силен писатель: немецкая танковая атака, судьба наших пленных и т.д. В сущности, это очень суровая книга. Но в ней нет растерянности перед громадностью и тяжестью обрушившихся на Родину испытаний. В ней есть сильные героические характеры людей, которые выведут Отчизну к победе, есть образы военачальников-офицеров и солдат, оказавшихся способными сокрушить отлаженную гитлеровскую военную машину. Несмотря на суровость общего колорита, роман внутренне оптимистичен и проникнут верой в жизнь, в необоримую силу социалистического строя..." (Бочаров А. Истоки победы. "Знамя", #5). Нагибин Ю. Далеко от войны. Повесть. - М."Писатель настолько увлечен стремлением быть в русле модной стилистики, удивлять читателя ловко подмеченными деталями, он так очарован собственной умелостью, что начинает беспечно относиться к главному - к тому, что он хотел сказать, невольно путается и начинает противоречить сам себе. Когда писатель холодно-профессионально говорит о проблемах больших, серьезных, ждущих глубокого и уж никак не равнодушного раскрытия, удивительно ли, что он сползает к неприемлемой для подлинного искусства мысли о том, что правда если и нужна, то только в "разумных" пределах, что следует признать достоинства и права "лжи во спасение"..." (Ф.Светлов, Детали и суть. "Новый мир", #4). Кочнев М. Потрясение. Роман. - М."Перелистывая последнюю, девятьсот пятую страницу этого романа, испытываешь чувство глубокой читательской удовлетворенности, даже гордости. Ты дошел до конца, не остановился на полпути, у тебя хватило выдержки не сойти с дистанции. Читателю-"спринтеру", предпочитающему короткие рассказы и новеллы, Так медленно, заторможенно, с какой-то особенной "вязкостью" движется повествование. Скажем, начинается беседа двух героев. Они говорят, что называется, не думая ни о каком регламенте. Причем разговор вокруг одного и того же. Иной читатель не вытерпит, да и перелистнет странички три-четыре сразу: может быть, дальше дело пойдет повеселее. Но напрасно: снова он сталкивается с теми же героями, которые по-прежнему беседуют о том же. Автор рассказывает о людях одного колхоза. Подробнейшие биографии председателя колхоза Виктора Силыча Секиры, агронома Никандра Кирпичева, колхозницы Павлы Соломкиной, их родных, друзей, знакомых выписываются на фоне многолетней борьбы травопольщиков и их противников, или, как они называют друг друга, "травоедов" и "удобренцев"... Борьба длится долго. Обе стороны прибегают к довольно энергичным выражениям в полемике. Шапкин, например, называет противников Кривничера "зарвавшимися мракобесами в чепцах академиков". Кстати сказать, это выражение повторяется затем не раз. Академик Пластунов, со своей стороны, так отзывается о Кривничере: "Невдомек канцеляристу в чепце академика". В пылу спора никто даже не обращает внимания на то, что в "чепцах" академики никогда не ходили; но тут уже не до мелочей... Бывают бесталанные книги. Здесь же другой случай. Перед нами книга писателя опытного, не лишенного литературного умения. Но эта книга может быть названа расширенным изданием самой себя..." (З.Паперный, Читательский марафон. "Новый мир", #4). Охотничий домик. Книга новых стихов. - М."В "Охотничьем домике" много стихов о старости. Но лейтмотив и этих стихов, и всего сборника - необычайно острое ощущение бессмертной молодости всего окружающего... Ощущение бережливой нежности ко всему начинающему жить, ко всему юному - ведущая нота сборника... Мягкий, улыбчивый взгляд поэта из окон своего охотничьего домика - вовсе не созерцательное добродушие старика. Это скорее взгляд умудренной опытом юности, юности, умеющей беречь и ценить красоту мирного мира, красоту всего нежного и живого в нем. И простые, вроде бы непритязательные строки о том, что все равно будет на земле расти трава, а над землей светить солнце, выражает главное чувство поэта, простую истину: жизнь не нуждается в наших обоснованиях, скорее наши обоснования нуждаются в жизненности..." (Ю.Айхенвальд, Стихи Михаила Светлова последних лет. "Новый мир", #7). Стихи о нас. - М."Книга... не содержит каких-либо серьезных изъянов или погрешностей стиля. А вместе с тем что-то не пускает ее выйти за пределы "общего ряда" со всеми ее положительными приобретениями и со всеми последствиями широко распространенного, общеупотребительного стандарта... Человек у Долматовского выглядит так, как если бы за ним наблюдали в бинокль, не наведенный на резкость. Конкретные черты пропадают, и видны лишь самые общие контуры... В "Стихах о нас" нам недостает "себя" в виде ли полнокровных, выхваченных из жизни характеров, в позиции ли резко очерченного, самобытного "я" поэта... Помимо известной отвлеченности, лирический герой Долматовского связан и другими путами, мешающими ему встать перед нами в полный рост и выступить в роли, которую ему прочит поэт, в роли глашатая нашей бурной эпохи. Там, где ему действительно предоставлено право быть "самим собой" и проявлять свою живую индивидуальность (а не предъявлять список признаков), он ведет себя как-то скованно, принужденно, неопределенно. Не то чтобы он был скромным или застенчивым человеком, скорее ему свойственно повышенное чувство собственного достоинства и своих положительных качеств... Горечи, кислоты и соли не хватает Долматовскому. Он обо всем рассказывает не "ртом перекошенным и опаленным", а довольно спокойно, пресно и рассудительно, и нам странно слышать, что кто-то его героя называет "легкомысленным" ("Всю жизнь я легкомысленным слыву..."), тогда как в стихах перед нами вырастает характер человека достойного, но в общем ординарного и, пожалуй, слишком трезвого, осторожного с постоянной оглядкой на мнение окружающих и склонного к поучениям, декламациям, резонерству... Конечно, не обязательно всем быть отчаянными романтиками. Возможны и солидные, рассудительные герои. Допустима и дидактическая, рассудительная поэзия - при одном, правда, условии: если она не выдает себя за в высшей степени рискованное дело, не выступает под маской бурного гения... Сбивчивость, двусмысленность поэтической интонации, смешивающей холод и жар, путающей благополучие с трагедией, - вот главный упрек, который мы обращает герою и лирике Долматовского... Стоит ли рекомендовать себя неутомимым путешественником, объехавшим полсвета, чтобы здесь же... жаловаться на отсутствие интереса ко всему заграничному? (Кстати сказать, мотив туристической ностальгии в последняя время сделался штампом в нашей поэтической практике. Уехав на две недели, поэты не устают писать о том, как они тоскуют по дому, как им грустно и тяжело в этом путешествии. Позволительно спросить: не лучше ли отказаться от этих удручающих вояжей и не портить себе нервы?) "Стихи о нас" - это теплые стихи невысокой температуры, с неясной тенденцией, стихи, избегающие крайностей, остроты и тяготеющие к золотой середине. (А.Синявский, Есть такие стихи... "Новый мир", #3). Другие произведения Агеев Л. Адрианов Ю. Аксенов В. Аннинский Л. Антокольский П. Асадов Э. Асанов Н. Астафьев В. Атаров Н. Ахматова А. Бабаевский С. Бауков И. Бек А. Белов В. Берггольц О. Берестов В. Битов А. Богомолов В. Боков В. Бондарев Ю. Борщаговский А. Бражнин И. Булгаков М. Ваганова Л. Ваншенкин К. Васильев С. Викулов С. Винокуров Е. Вирта Н. Власов Ю. Воронин С. Герман Ю. Гладилин А. Годенко М. Горбовский Г. Грибачев Н. Гроссман В. Гуковский Г. Драгунский В. Друнина Ю. Дудин М. Дудинцев В. Жестев М. Журавлев В. Закруткин В. Злобин А. Золотоусский И. Иванов Вс. Каверин В. Казакова Р. Казанцев А. Капица П. Кетлинская В. Кожевников В. Колычев О. Костюковский Б. Котляр Э. Кочетов В. Крон А. Куняев Б. Кустов П. Лившиц Б. Лидин В. Лифшиц В. Лукашевич В. Мальцев Е. Малышев Н. Мартынов Л. Медынский Г. Межиров А. Меттер И. Михалков С. Нагибин Ю. Найдич М. Наровчатов С. Некрасов В. Некрасов Г. Носов Н. Озеров Л. Ойслендер А. Ошанин Л. Панова В. Пастернак Б. Первенцев А. Пермяк Е. Письменный А. Полторацкий В. Померанцев В. Поперечный А. Прокофьев А. Проскурин П. Рассадин С. Рейн Е. Рождественский Р. Розен А. Рыбаков А. Сапгир Г. Светлов М. Сельвинский И. Симонов К. Смеляков Я. Смирнов Д. Солоухин В. Соснора В. Спиров М. Субботин В. Сырыщева Т. Танич М. Тарасенко Н. Тартаковский Б. Тендряков В. Трифонов Ю. Тряпкин Н. Тушнова В. Тхоржевский С. Успенский Э. Ушаков Н. Цветаева М. Чивилихин В. Чичибабин Б. Чуковский К. Чуковский Н. Шадур П. Шаховский Б. Шефнер В. Шукшин В. Щипачев С. Яковлев Ю. Яшин А. |