Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20010917.html |
Век=текст, выпуск 66, 1966 Егор Отрощенко Дата публикации: 18 Сентября 2001 Стихотворение года
В.Алейников. Стихотворение опубликовано в сборнике "Чу" и в журнале "Грани", #61, 1966). События Дело Синявского и Даниэля10 февраля начался суд. Общественные обвинители, выдвинутые СП СССР - А.Васильев и З.Кедрина. Ни один из писателей ни частично ни полностью вины не признали. Синявский был приговорен к семи годам заключения, а Даниэль √ к пяти. 12 февраля. Вот у меня в неопубликованном рассказе "Пхенц" есть фраза, которую я считаю автобиографической: "Подумаешь, если я просто другой, так уж сразу ругаться..." Так вот √ я другой. Но я не отношу себя к врагам, я советский человек и мои произведения √ не вражеские произведения. В здешней наэлектризованной, фантастической атмосфере врагом может считаться всякий "другой" человек. Но это не объективный способ нахождения истины. А главное √ я не знаю, зачем придумывать врагов, громоздить чудовища, реализуя художественные образы, понимая их буквально..." 14 февраля "Говорит Москва" сделали призывом к террору. Как мы оба говорили на предварительном следствии и здесь, мы глубоко сожалеем, что наши произведения использовали во вред реакционные силы, что тем самым мы причинили зло, нанесли ущерб нашей стране. Мы этого не хотели. У нас не было злого умысла, и я прошу суд это учесть... Я хочу еще сказать, что никакие уголовные статьи, никакие обвинения не помешают нам - Синявскому и мне - чувствовать себя людьми, любящими свою страну и свой народ. Открытое письмо писательницы Лидии Чуковской М.Шолохову.
"Михаилу Шолохову, автору "Тихого Дона".
Выступая на ХХIII съезде Партии, Вы, Михаил Александрович, поднялись на трибуну не как частное лицо, а как представитель советской литературы. Появилось знаменитое письмо 62 писателей в президиум XXIII съезда КПСС и президиум Верховных Советов СССР и РСФСР с просьбой взять Синявского и Даниэля на поруки. Письмо подписано К.Чуковским, И.Эренбургом, В.Шкловским, П.Антокольским, Л.Славиным, В.Кавериным, Е.Дорошем и др. Отклики Фирсов В. В наши дни Каждый - гений. Жрец культуры. Душка. Власовцы духовные родятся! Судьбы 21-22 февраля в центральных газетах появилось сообщение: "Президиум Верховного Совета СССР на основании статьи 7 Закона "О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик" от 19 августа 1938 года лишил гражданства СССР Тарсиса Валерия Яковлевича, 1906 года рождения, уроженца города Киева УССР, за проступки, порочащие гражданина СССР". Вскоре после этого В.Тарсис выехал в Лондон. "Поэт Вл. Батшев (участник СМОГа) принимал активное участие в подготовке демонстрации в защиту Синявского и Даниэля, за что 2 декабря 1965 года был задержан КГБ и на короткий срок заключен в психиатрическую лечебницу "Матросская тишина". 5 марта в Домодедове под Москвой умерла Анна Ахматова Демонстрации За 1965-1966 гг. состоялись три демонстрации. 14 апреля 1965 г. на площади Маяковского состоялась демонстрация СМОГа, во время которой выдвигались требования свободы слова, права на независимую творческую организацию, освобождения Нарицы, Буковского, Осипова, Бродского. Ряд участников были захвачены КГБ, избиты и отправлены под арест. 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади прошла демонстрация в защиту Синявского и Даниэля. 5 марта 1966 г. в Москве состоялась демонстрация против реабилитации Сталина на XXIII съезде КПСС. Арестованы: (5 декабря) В.Буковский и В.Батшев, а после митинга √ Ю.Вишневская, Л.Губанов, С.Морозов. Буковский просидел в сумасшедшем доме до августа 1966 г., остальные через некоторое время были выпущены из тюрем. Самиздат Издания СМОГа за 1965-1966 гг. Журналы: "Сфинксы", #1, ред. В.Тарсис (был опубликован в "Гранях", #59, 1965). Сборники: СМОГ-молодой (стихи и рассказы: Ю.Вишневской, Б.Дублина, М.Янкелевича, А.Иванушкина, С.Морозова, В.Резникова, В.Гусева, А.Разумовского). Книги: В.Алейников Л.Губанов В.Батшев Морозов С. Ю.Кублановский М.Щукин А.Урусов Избранные цитаты Тынянов Ю. Из записных книжек. "Новый мир", #8. "Научи мня, город Щерица, говорить. Научи меня говорить спокойно. Вот так спокойно - научи меня говорить. "Здесь был убит Александр Второй". Смещение перспектив, напластование пространств, насильственное соседство московского декаданса, спирто-водочного красного кирпича, болота, холмика и монастырски-белого острога и бревенчатого, стального от дождя средневековья - такова провинция. Оптический обман на каждом шагу. Если б я не родился в провинции, я не понимал бы истории". Действующие лица и исполнители Кедрина З. Наследники Смердякова. "Литературная газета", #10."Передо мной вашингтонское издание книг Абрама Терца и Николая Аржака. Я прочитала эти книги внимательно, и для меня совершенно ясно, что это самая настоящая антисоветчина, вдохновленная ненавистью к социалистическому строю... Даже если отвлечься от всего того, что в этих книгах возмущает вас как советского человека, читать их неприятно и скучно, - в иных случаях из-за примитивной прямолинейности, художественного худосочия, в других - из-за нарочитой запутанности изложения, такого нагромождения всевозможных иносказаний, что иной раз начинает казаться, будто перед вами бессвязное бормотание... Особенно наглядно нищета мысли раскрывается в насквозь клеветнической повести Н.Аржака "Говорит Москва". Сюжет этого "произведения" столь же прост, сколь облыжен. Правительственным указом по радио объявляется (в ряду дней "железнодорожника", "танкиста" и др.) "День открытых убийств". В этот день каждый может и должен уничтожить любого человека (кого заблагорассудится), исключая лиц некоторых административных категорий┘ Обыкновенный фашизм, скажете вы? Да, обыкновенный фашизм┘ Нравственная нагота Абрама Терца, те антисоветские "идеи", которые он усвоил и жаждет распространить, выступают в одеждах самых различных литературных реминисценций и параллелей. Вырванные с мясом из самых различных произведений, вывернутые наизнанку и на скорую руку сметанные в пестрое лоскутное одеяло антисоветчины, они характеризуют "творческое лицо" Абрама Терца как человека, нагло паразитирующего на литературном наследии┘ В отношении самого Терца всякому, кто прочитал его сочинения, становится ясно: в его, терцевской "душе" больше всего Смердякова. Если бы┘ сам Смердяков писал романы, обобщая явления жизни со своих, смердяковских позиций, мы могли бы без труда установить прямое родство Терца с такой "традицией"┘ Есть, впрочем, у этого автора и нечто бесспорно свое, "задушевное". Это, во-первых, порнография, рядом с которой самые рискованные пассажи Арцыбашева выглядят литературой для школьников. Это, во-вторых, стойкий "аромат" антисемитизма┘ И, наконец, в-третьих, настойчиво повторяющийся, переходящий из повести в повесть, мотив страха перед арестом и предвидение неизбежности его┘ Наследники Смердякова, нетерпимые в нашей среде, нашли своих ценителей, издателей и почитателей в среде зарубежной реакции, все еще не теряющей надежду на то, что удастся сколотить "советское литературное подполье". Напрасные надежды, господа!" Еремин Д. Перевертыши. "Известия", #10."Враги коммунизма нашли то, что искали: двух отщепенцев, символом веры для которых стали двуличие и бесстыдство┘ Первое, что испытываешь при чтении их сочинений √ это брезгливость. Противно цитировать пошлости, которыми пестрят страницы их книг. Оба с болезненным сладострастием копаются в сексуальных и психопатологических "проблемах". Оба демонстрируют предельное нравственное падение. Оба выплескивают на бумагу все самое гнусное, самое грязное┘ Пройдет время, и о них уже никто не вспомнит. На свалке истлеют страницы, пропитанные желчью. Ведь история не раз подтверждала: клевета, какой бы гнусной и злобной она ни была, неизбежно испаряется под горячим дыханием правды". Запретный плод. Рассказы. - М.Тринадцатый подвиг Геракла. Рассказы. - М. "Рассказы Фазиля Искандера... вызывают почти зримый образ улыбки. Не усмешки и не смеха, а именно улыбки - чуть ироничной, немного благодушной и очень теплой. Когда какие-то частности прочитанной книги Искандера уже начинают уходить из твоей памяти, происходит маленькое чудо: улыбка остается". (Лебедев А. Улыбнись во гневе. "Новый мир", #9). Сердца моего боль. Рассказы. - М., 1965."Литературная судьба В.Богомолова не совсем обычна. Его имя - сразу же после того, как был опубликован первый рассказ "Иван", - прочно вошло во все мало-мальски серьезные обзоры литературы о Великой Отечественной Войне... О В.Богомолове не следует говорить "молодой", "начинающий". Это тот редкий случай, когда первой опубликованной вещью заявил о себе писатель сложившийся. Если надо было бы одним словом определить пафос рассказов В.Богомолова, я, не колеблясь, сказал бы: пафос ответственности". (Л.Лазарев. "Новый мир", #1). Кожевников В. Щит и меч. Роман. - М."Не только уважение к писателю, но и к читателю заставило нас взяться за перо Роман многим нравится, пользуется успехом. Иной читатель, утомившийся от нудных и серых книг, смотрит снисходительно на литературные недостатки романа, довольствуясь, видимо, тем, что книга "здорово закручена". Конечно, проблема может идти рука об руку с интригой, серьезное с занимательным. Но попытку В.Кожевникова соединить рассказ о головоломных приключениях с глубоким психологическим анализом и философскими обобщениями едва ли можно считать удавшейся. Не потому что это невозможно, как говорится, в принципе, а потому что литературная нетребовательность и просчеты вкуса способны нанести непоправимый урон произведению любого рода или жанра. Роману "Щит и меч" недостает художественного единства, единства стиля. В результате книга, от которой можно было ожидать художественных открытий и высокого героического звучания, стала не более, чем занимательным повествованием о приключениях разведчиков в тылу врага". (Н.Гей, В.Пискунов. "О новом романе В.Кожевникова". "Новый мир", #4). Ночной дозор. Вторая книга стихов. - М.-Л."Перед нами, как принято теперь говорить, интеллектуальная поэзия. Ее нельзя назвать "рассудочной", потому что на размышление тут почти всегда наводит живое чувство, увлеченная, искренняя интонация. Порой, правда, хотелось бы с большей силой ощутить непосредственное переживание, быть может, не влекущее за собой далеко идущих обобщений, но способное захватить силой и страстью. Но при этом надо сказать, что "поэзия мысли" почти нигде не переходит у А.Кушнера за ту грань, где начинается надуманность, искусственность, претенциозность". (В.Портнов. "Новый мир", #9). Гармония. Книга лирики. √ Харьков."Чичибабин влюблен в запахи и краски мира, у него глаз художника и ухо музыканта┘ Чичибабин хорош своим душевным здоровьем, влюбленностью в материю, в натуру. Его лучшие стихи мускулисты, крепко сколочены. И просты, а то даже и грубоваты". (М.Санин, "Чтоб стих твой был для всех┘" "Знамя", #7). Босиком по земле. Стихи. - М., 1965."Яшин завоевал свою интонацию в борьбе с самим собой, в преодолении становившихся привычными внешних поэтических приемов. Многие годы описательности, голая сюжетность связывали поэта, обескрыливали его стих... В лучших стихотворениях (сборника - Е.О.)... "Босиком по земле" привлекает доверительность, открытость чувства. И то, что в других стихах показалось бы дидактикой, поучением, у Яшина звучит как исповедь, как признание другу. А оттенки чувства передаются часто не словами, а подтекстом, интонацией... Поэт верит в торжество счастья на земле, в душе человека. Но только через борение, через активное действие - путь к ним. "Только бы простоев не знать душе", "только б не лишиться бессоных ночей". И еще больше. Мечта поэта - Уйти от равновесия, Это, пожалуй, самое главное в сегодняшней поэзии Яшина". (Н.Калитин. "Новый мир", #2). Узел. Новая книга стихов. - М.-Л., 1965."Книга Берггольц трагична. Испытание за испытанием. Удар за ударом. Но ущербности нет. Недаром поэт решительно отметает не только жалость к себе, но даже и участие. Никогда он не стремился к тихой гавани, затянутой тиной. И не унижение паче гордости, а ощущение полноценности прожитого и подлинного достоинства звучит в самых трагических и горьких строках..." (Левицкий Л. От сердца к сердцу. "Новый мир", #1). Другие произведения Адалис А. Алексин А. Алигер М. Антокольский П. Анчаров М. Асадов Э. Астафьев В. Белов В. Берггольц О. Берестов В. Благинина Е. Боков В. Ботвинник С. Браун Н. Британишский В. Быков В.
Мертвым не больно. Повесть. "Новый мир", #1-2. Вознесенский А. Герман Ю. Глазков Н. Горбовский Г. Гордейчев В. Долинский Д. Домбровский Ю. Драгунский В. Евтушенко Е. Жигулин А. Жуховицкий Л. Зелинский К. Зубавин Б. Иванов Вс. Искандер Ф. Казаков Ю. Кожевников В. Кондырев Л. Кочетов В. Конецкий В. Крон А. Кульчицкий М. Кушнер А. Ленч Л. Леонов Л. Лидин В. Лисовский К. Луговский В. Луконин М. Матвеева Н. Михалков С. Нагибин Ю. Найдич М. Наровчатов С. Никулин Л. Ошанин Л. Панова В. Первенцев А. Перегудов А. Пиляр Ю. Полевой Б. Попов В. Почивалин Н. Распутин В. Сапгир Г. Семенов Ю. Сидоренко Н. Слонимский М. Смеляков Я. Солженицын А. Солоухин В. Субботин В. Тендряков В. Тарковский А. Трифонов Ю. Тряпкин Н. Тынянов Ю. Френкель И. Харабаров И. Холин И. Цветаева А. Чаковский А. Чивилихин А. Чуковский К. Шагинян М. Шевелев А. Шейнин Л. Шкловский В. Щипачев С. |