Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, зарубежье, выпуск 42
1966 год

Дата публикации:  17 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати



О СИНЯВСКОМ И ДАНИЭЛЕ | АКЦИЯ | О ЛИТЕРАТУРЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ | О СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ | СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ |МОСКОВСКИЕ КАРТИНКИ

О Синявском и Даниэле

Кн. С.Оболенский
Дела и люди. "Возрождение", #180.
"Гнет, тяготеющий над духовной и умственной жизнью России, несомненно усилился, но и сопротивление ему усилилось и √ что особенно важно √ стало гораздо более открытым. Самым естественным образом, то и другое √ гнет и сопротивление ему √ сгустились вокруг дела осужденных писателей: власть сама избрала эту почву, чтобы дать бой новой, вольнолюбивой общественности, вернее, думала без всякого боя, по примеру прежних лет, одержать легкую победу, одним устрашающим примером; общественность приняла бой, и он продолжается".

Филлипов Б.
Природа и тюрьма. О творчестве Абрама Терца и Николая Аржака. "Грани", #60.
"Несмотря на почти полную невозможность укрыться от карающей руки коммунистического вседержителя, Терц, как всякий подлинный творец, писал, писал и писал. Ибо живое не может не топорщиться, ибо невольно подмывает всякого свободолюбца хотя бы язык выставить, хотя бы кукиш показать скучнейшему зданию социально-целесообразной, ко всеобщей (а, следовательно, ни к чьей конкретно) пользе направленной организации жизни...
Эта жизнь, собственно говоря, приемлема только для скопцов √ духовных и физических. Недаром Терц иронизирует в своих "Мыслях врасплох":
"Если бы стать скопцом - сколько можно успеть!..."
Абрам Терц был бы совсем не реалистом, если бы он шел по стопам социалистического реализма. Терц шел вслед за жизнью: он нарисовал подлинную картину советской системы: магический реализм √ это знание нашего времени...
Тот коммунизм, который пытаются строить материалисты-маги и ленинисты-богословы, обречен на неудачу: не посчитались они с пустяком, казалось бы: с единичной, слабой, казалось бы, человеческой душой. Ей можно внушить на время, что красный перец √ бифштекс, а минеральная вода √ чистый спирт.
Но похмелье наступает скоро и неизбежно...
Своеволие √ это... единственное, чем я лично могу бороться с тюрьмой "закона единообразия природы". Я не хочу быть типом: хочу быть неповторимой личностью.
Тип √ это история, это массовое механическое производство: его поэтому нет и в искусстве Абрама терца и Николая Аржака (как нет у Гоголя и Достоевского, Лескова и Пастернака, ни у одного из больших писателей)...
Смех, гротеск, в особенности √ гротеск трагический, - лучший способ нашей борьбы с природой-тюрьмой. На этом пути скрестились литературные дороги А.Терца и Н.Аржака...
Аржак менее метафизичен, чем Терц. Его гротеск более вещен, его язык более окрашен под обычный советский сказовый лад, мотивация поведения его героев более психологически оправдана √ менее неожиданна, чем у Терца. Но основные устремления их творчества, пожалуй, очень близки друг другу".

В #62 "Граней" опубликованы документы, касающиеся дела А.Синявского и Ю.Даниэля, впоследствии известные под названием "Белая книга по делу А.Синявского и Ю.Даниэля". Составитель А.Гинзбург.

Акция

"Грани" организуют акцию под названием "Переписка с друзьями".

"Чтобы ознакомить больший круг людей с нашим журналом, мы решили издать специальное издание. Это √ "Переписка с друзьями журнала "Грани". На восьми страничках почтового формата мелким шрифтом, на тонкой бумаге печатаются выдержки отдельных произведений, статей, опубликованных в журнале. Дается содержание каждого вышедшего номера журнала. Публикуется информация о важнейших явлениях культурной жизни в России и за границей. Это специальное издание посылается в Россию по почте из разных стран мира. Адресаты в России √ писатели, артисты, ученые и другие деятели культуры, студенческая молодежь..." ("Грани", #61).

О литературе в Советской России

Нобелевская премия

"Союз Русских Писателей и Журналистов в Париже встречает с большим удовлетворением известие, что уже в третий раз Премией Нобеля увенчивается русская литература. В это же время Союз не может не высказать своего сожаления о том, что Премия присуждена Михаилу Шолохову.
Мы не вдаемся в оценку литературных достоинств "Тихого Дона". Но мы не можем забыть, что, согласно завещанию Нобеля, премия присуждается за неразрывное единство литературного дарования и благородного нравственного влияния.
Между тем. Михаил Шолохов, в угоду власти, неоднократно вносил изменения в "Тихий Дон".
Принял в свое время участие в недостойной травле Пастернака. Кроме того, будучи сам кандидатом на Нобелевскую премию, резко осуждал присуждение ее Пастернаку.
Союз считает, что другие советские писатели, бывшие кандидатами одновременно с Михаилом Шолоховым, несравненно более соответствуют высокому критерию Нобелевской Премии.
Председатель: Б.Зайцев". ("Возрождение", #169).

Из России

В 61 номере "Граней" было опубликовано воззвание СМОГа.

"МЫ!
Наконец нам удалось заговорить о себе в полный голос, не боясь за свои голосовые связки.
МЫ!
Вот уже шесть месяцев вся Россия смотрит на нас, ждет от нас┘
Чего она ждет?
Что можем сказать ей мы, несколько десятков молодых людей, объединенных в Самое Молодое Общество Гениев - СМОГ?
Что?
Много. И мало. Все и ничего.
Мы можем выплеснуть душу в жирные физиономии "советских писателей".
Но зачем? Что они поймут?
Наша душа нужна народу, нашему великому и необычайному русскому народу. А душа болит. Трудно больной ей биться в стенах камеры тела. Выпустить ее пора.
Пора, мой друг, пора!
МЫ!
Нас мало и очень много. Но мы - это тот новый росток грядущего, взошедший на благодатной почве.
Мы, поэты и художники, писатели и скульпторы, возрождаем и продолжаем традиции нашего бессмертного искусства. Рублев и Баян, Радищев и Достоевский, Цветаева и Пастренак, Бердяев и Тарсис влились в наши жилы, как свежая кровь, как живая вода.
И мы не посрамим наших учителей, докажем, что мы достойны их.
Сейчас мы отчаянно боремся против всех: от комсомола до обывателей, от чекистов до мещан, от бездарности до невежества - все против нас.
Но наш народ за нас, с нами!
Мы обращаемся к свободному миру, не раз показавшему свое подлинное лицо по отношению к русскому искусству, помогите нам, не дайте задавить грубым сапогом молодые побеги.
Помните, что в России есть мы.
МЫ, СМОГ.

Россия, ХХ ВЕК".

Смерть Ахматовой

"В лице Анны Ахматовой Россия потеряла не только самого знаменитого среди всех своих современных поэтов, слава которой вышла далеко за пределы нашей родины, но и совершеннейшее олицетворение своих лучших душевных сил..." (М.Бусин. "Возрождение", #172).

Об анекдотах

"Спасаясь от газетной скуки, советские граждане пользуются, как известно, услугами "радио Эривань", т.е. "беспроволочно" передающимися по всей стране анекдотами. Теперь они предупреждены, что, по крайней мере, на территории РСФСР, "систематическое распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй... наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до ста рублей" (новая статья 109.1 Уголовного кодекса РСФСР). Едва ли, однако, можно серьезно думать о том, чтобы переловить всех любителей вышеназванного "радио", безостановочно действующего по всей стране" ("Возрождение", #179).

О советском кинематографе. "Война и мир" на экране

"О самом фильме, о технической его стороне и о доступном кинематографу художественном уровне скажем, вскользь, что батальные сцены, коим уделено слишком много времени, очень обширны, но не очень убедительны... Хотелось бы на партийную пропаганду глаза закрыть совсем. Но противопоставления ран, крови, усталости, грязи, голода и холода театра военных действий слишком частым и буйным кутежам и барскому самодурству очевидно умышленно и тексту романа не соответствует; так же как слишком подчеркнутые роскошь и беспечное богатство...
Советский же говорок, которым произносят написанные Толстым фразы придворные и аристократы и говорит комментатор, попросту непереносим, так же как непереносим добавленный тут и там, мелодраматический и декламаторский эффект. Что у Льва Николаевича нет ни одного грамма ни того ни другого √ все хорошо знают. По счастью, это не беспрерывно. Все-таки, прислушавшись к советскому акценту графини Ростовой или Анны Шерер, чувствуешь себя оскорбленным, и извинений постановщикам нет..." (Я.Н.Горбов. "Возрождение", #173).

Судьба человека

2.4. в Лос-Анджелесе умер В.Л.Корвин-Пиотровский.

Юбилей

11 февраля исполнилось 80 лет Борису Зайцеву.

Книжная летопись

Анненков Ю.П.
Дневник моих встреч: Цикл трагедий. Том 1. Том 2. √ Нью-Йорк.

Ант В.Н. (Трипольский)
Мал-Кок-Тит. Сказка в стихах. √ Сан-Франциско.

Аронсон Г.Я.
Россия в эпоху революции. √ Нью-Йорк.

Белавина Н.
Земное счастье. Вторая книга стихов. √ Нью-Йорк.

Березов Р.М.
Все новое. √ Нью-Йорк.
Разлука. √ Нью-Йорк.
Раздумья. √ Калифорния.

Бернацкая Т.В.
Крошки жизни. √ Сан-Пауло, 1965.
"Потерпевшим крушение на море бесконечности √ снисхождение", значится в эпиграфе, предпосланном этой небольшой книжке, отчасти отведенной стихотворениям, отчасти прозе. И как, действительно, не помыслить о том, что √ где бы им ни пришлось писать! √ они всегда остаются в некоторой созвучности с образами ушедшего и вдохновляются современным и окружающим..." (Я.Н.Горбов "Возрождение", #172).

Прот. Владимир Глиндский
Основы христианской Православной Веры. √ Сан-Франциско.

Джанумов Ю.А.
Стихи. √ Мюнхен.

Ильинский О.П.
Стихи. Книга 3. √ Мюнхен.

Лифарь С.
Моя зарубежная Пушкиниана. √ Париж.

Набоков В.В.
Сборник рассказов на английском языке. √ Нью-Йорк.

Нарциссов Б.
Память. Третья книга стихов. √ Вашингтон, 1965.
"Почти все из собранных в этом томике сорока шести стихотворений необычайны. При этом автор не поддается искушению, которому теперь поддаются многие, и не ищет эффектов в злоупотреблении приемами стихосложения. Рифмы √ иной раз не совсем четкие, - не всегда точно соблюденный счет слогов, некоторые вольности в размерах, вот все , что себе позволил поэт, и т.к. он поэт испытанный, то все сделано очень искусно. Нет ни нарочитых повторения, ни однобоких перегрузок. Необычайность стихов, т.о., необычайность подлинная, относящаяся к существу творчества и оригинальность их √ оригинальность настоящая; что до некоторых неожиданностей, то тут, то там попадающихся, им уделяешь как раз столько удивления, сколько пожелал автор. (Я.Н.Горбов. "Возрождение", #170).

Новгород-Северский И.И.
Матерь Божия Державная. √ Париж.

Петрушевский В.А.
Стихи. √ Сидней.

Прегель С.
Весна в Париже. √ Париж.

Сабурова И.Е.
Счастливое зеркало. √ Мюнхен.

Тарсис В.
Палата #7. √ Франкфурт-на-Майне.
Из цикла "Зеркало Вечности". Стихотворения в прозе. "Возрождение", #175.
"Забавы с претензией.
Надо же такому случиться.
Когда пришел черед для самых больших дел, не стало больше людей.
Маленькие, конечно, тужились. Не просто забавлялись как дети, играющие с серьезным видом. А с претензией на историчность.
Получалось несмешно.
Хотя лягушки постепенно лопались, но в мире наступило великое уныние. Некоторые довольно покидали спектакль.
Но самое страшное заключается в том, что все знают √ чего хочется, и никто не знает как надо.
Поэтому добродетельные герои нередко совершают большие злодеяния.
Малодушные прощают. А вдруг их заподозрят в строптивости?"

Терц А.
Мысли врасплох. √ Нью-Йорк.

Федорова Н.
Театр для детей. √ Бразилия.
Жизнь. Роман. Продолжение. √ Вашингтон.

Шаршун С.И.
Роздых. Идиллия. √ Париж.
Подвернувшийся случай. Эмигрантская лирика. √ Париж.

Шаховской Д.А.
Книга лирики. √ Париж.

Эристов Г.
Ладья. √ Париж.

Подборка стихов смогистов: В.Алейникова, В.Батшева, Л.Губанова, Ю.Кублановского и др. - "Грани", #61.

"Авторы СМОГа, конечно, еще черезчур молоды, чтобы от них можно было ожидать законченных зрелых достижений. Но наличие подлинного своеобразия, а порою и недюжинной одаренности - несомненно. Почти у каждого из них уже встречаются отдельные большие удачи┘

Интересно, что смогисты, все вместе, являют собой лик России, некую собирательную личность┘

Объединяющее смогистов общее настроение┘ - не светлый лик рублевско-пушкинской Руси, а темный достоевско-нарбутовский кошмар, рожи Бориса Григорьева, кустодиевская ярмарка со зловещими откликами "Петрушки" Стравинского". (Э.Райс, Модернизм и молодая русская литература. "Грани", #61).

Сборники:
Вышла антология Содружество. Из современной поэзии Русского зарубежья. Изд. Victor Kamkin. - Вашингтон.

Московские картинки

Борисов Б.
По "ту" сторону. "Возрождение", #169.
"Опять довелось слушать двух путешественниц, посетивших СССР летом этого года. К тому, что все и всегда привозят в качестве информации (недоедание, "недоодевание", сумрачные лица и т.д.), на этот раз можно добавить:
В каком-то городишке, недалеко от Киева, путешественница, отлично говорящая по-русски, пристроилась к очереди, попавшейся на глаза, и получила... "несколько картошек".
В Эрмитаже, перед портретом знаменитой красавицы Демидовой, ей пришлось услышать разговор двух незнакомых женщин.
- Какая красавица. Отчего теперь таких нет? √ спросила одна.
- Всех повырезали, - получила в ответ.
По дороге в Загорск (Троице-Сергиевская Лавра) туристам, едущим в собственных автомобилях, запрещено останавливаться, чтобы не допустить разговоров с проходящими богомольцами. Самих туристов, ехавших с собственным переводчиком, усиленно отговаривали вообще от этой поездки. √ "Что вы там можете увидеть!?"
Одна из побывавших там раздарила свои носильные вещи женщинам попроще, на что получала неизменный ответ: "Спаси Вас Господи".
Вторая, побывавшая предварительно во всех закоулках Европы, рассказывает, что нигде нет такого разительного различия между различными слоями населения, как в бесклассовом СССР.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 41 /31.08/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 65: 1965 /31.08/
Конфискация архива Солженицына. Сказка для научных работников младшего возраста. Нагибин очарован собственной умелостью. Академики в чепцах. Умудренная юность. Стихи невысокой температуры. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 41 О попках и малых детях. Обращение издательства "Посев". Первая книга Бродского. Горький ненавидел крестьянство. Книга свидетельств.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 40 /24.08/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 64: 1964 /24.08/
Как Бродский угонял самолет. Друзья и недруги Ивана Денисовича. Работа над обнаженной натурой. Биография души Толстого. Микровидение поэта. Коммунисты в сфере прекрасного. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 40 Эмиграция о Бродском. Поиски красоты в казарме. Музыка, что стала тишиной. Могильная жуть В.Самарина. Сколько стоит литр водки.
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 63: 1963 /16.08/
"Известия" против "Нового мира". Модернизм враг творчества. Баланда для героя. Кочка зрения Войновича. Кто бесшумно крадется по пятам за усталым героем? Перемигивания Сосноры. Что прячет Кушнер? Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 39. Родословная Ивана Денисовича. Бесстрашный Николай Аржак. Магия поэта-энтузиаста. Не угодно ли расшибиться о "потегенез"? Как рождаются рассказы И.А. Они подходят к нам у входа в гостиницу, или на улице, заслышав иностранную речь...
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru