Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, зарубежье, выпуск 43
1967 год

Дата публикации:  24 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати



ПОЧТА ИЗ СССР | О ЛИТЕРАТУРЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ | СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | КНИГА ГОДА | КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ | О ЯЗЫКЕ

Почта из СССР

В.Л.Андреев (сын писателя) при посещении России, имея дипломатическую неприкосновенность, перевозит за границу микропленку с текстом романа А.Солженицына "В круге первом".

О литературе в Советской России

В журнале "Грани"(#66) содержится информация о том, что в Москве состоялся суд над В.Буковским, Е.Кушевым и В.Делонэ.

Феникс 1966

"Редакция журнала "Грани" получила из СССР новый подпольный машинописный журнал "Феникс 1966" (376 страниц)...
В отличие от поэтического сборника "Феникс 1961", настоящий журнал содержит также литературно-критический, философский, публицистический, исторический, религиозный и политический материал.
"Феникс 1966" политически значительно острее, чем его подпольные предшественники...
"Феникс 1966" вышел в тот момент, когда и сессия Верховного совета РСФСР утвердила "указ 16 сентября", показав ясно, "что власть упорно стремится создать правовую базу для обуздания стихийно развивающегося демократизма". Передовая советская интеллигенция своим выступлением подчеркивает, что в борьбе за этот демократизм главным условием является гласность..." ("Грани", #63).

О молодых советских поэтах

Келер Л.
Подспудные течения в Советской поэзии последних лет. "Возрождение", #187.

"Стихотворное творчество литературного "молодняка", а также поэтов, не удостоенных отдельных сборников по разным причинам, появляется по преимуществу в сборниках "День Поэзии"...

Художественный уровень этих выпусков... очень неровен. Мало оригинальности в тематическом отношении, хромает зачастую и техника стиха. Но и это не главное: еще хуже чем с техникой дело подчас обстоит с содержанием. Поражает узость и однообразие тем: "переживания" героических тем войны, лирика, выражающая по большей части, любовь к родине (это еще наиболее приемлемая часть) и, наряду с этим, совершенно уже казенные советские вирши о пафосе труда...

Но вот проскальзывает иногда живое слово, помимо, наперекор убогой социалистической указке, слово искреннее...
Об этом говорится в строчках поэтессы Вероники Тушновой...

Ты не горюй обо мне, не тужи,
Тебе, а не мне
Доживать во лжи,
Мне-то никто не прикажет:
- Молчи!
- Улыбайся! √
- Когда хоть криком кричи.
- Не надо мне до скончания лет
- Думать √ да,
- Говорить √ нет..."

Судьба человека

15 января в Лонг-Айленде, около Нью-Йорка, в возрасте 85 лет умер "отец российского футуризма" Давид Бурлюк .

9 декабря в Париже умер Владимир Злобин.

Книга года

Белая книга. Изд. "Посев". √ Франкфурт-на-Майне.

"Издание "Белой книги" последовало в ответ на требование наших друзей...
Молодой москвич Александр Гинзбург, собравший сотни документов по делу Синявского и Даниэля, известен как бывший редактор вольного журнала "Синтаксис"...
Документы "Белой книги" охватывают три раздела. В первом √ до процесса √ содержатся иностранные отклики на арест Синявского и Даниэля, письменные протесты жен арестованных, их друзей и других лиц, инспирированные властью и напечатанные перед самым процессом статьи послушных клевретов власти из писательской среды. Раздел о процессе включает не только ход самого судебного разбирательства, речи обвинения и защиты и последние слова обвиняемых, но и письменные заявления суду многих лиц, так и не оглашенных на процессе. Документы последующего за судом времени содержат появившиеся в печати отклики на процесс, в частности протесты отдельных лиц и организаций против незаконного приговора..."

Книжная летопись

В #66 журнала "Грани" перепечатан литературный и общественный журнал "Русское слово" √ Москва, 1966.

Адамович Г.
Единство. Стихи. √ Нью-Йорк.
О книгах и авторах. Заметки из литературного дневника. √ Париж.

Благов Д.
Солженицын и духовная миссия писателя. "Грани", #64-65.

Боброва Э.И.
Ирина Истомина. √ Торонто.

Буковский В.
Аквариум. Рассказы. "Грани", #65.

"На стенках улитки оставили икру и все ползали вверх и вниз, вверх и вниз.
А стекла были всюду, но в них отражались те же водоросли и те же камни, так что трудно было отличить их от настоящих.

И рыбы часто стукались о них носом. Они просто хотели поглядеть на новые водоросли, ведь нужно же изредка менять место.

Здесь они знали каждую песчинку, каждый листик. И даже самый темный угол аквариума, где изредка шевелилась большая рыба, которую они не знали по имени. Она была не похожа на них. Она была больше и отливала голубым, в то время как у них была яркая полоска на хвосте.

И улитки все ползали вверх и в них, вверх и вниз. Иногда они оставляли икру, тогда на стекле появлялись серые мутные пятна.

Никто не мог понять, как им хотелось туда, где были неизвестные водоросли, и не было улиток. Ведь они были молоды и плавали друг за другом. Да и кто их мог видеть? Разве что большая рыба, что жила в темном углу и не имела красной полосы на хвосте, но она была больна и не ела сухих рачков, которые плавали на поверхности.
Только улитки все ползали вверх и в них, вверх и вниз..."

Галин В.
Ближе к родине. √ Лос-Анжелес.

Димер Е.А.
Дальние пристани. √ Вашингтон.

Елагин И.В.
Косой полет. √ Нью-Йорк.

Жохов Л.
Лесные рассказы (костромские) √ Нью-Йорк.

Иваск Ю.П.
Хвала. Стихи. √ Вашингтон.

Ильин В.Н.
Памяти Государя-Мученика. "Возрождение", #192.

Йорк О.
Река времен. √ Нью-Йорк.

Карагужин Н.
Сталинская улыбка. Сталинское обаяние. Рассказы. "Грани", #63.

Каратеев М.
Богатыри проснулись. Книга вторая. "Возрождение", #181-184.

Арх. Киприан (Керн)
Золотой век святоотеческой письменности. √ Париж.

Кленовский Д.И.
Стихи. Избр. из шести книг и новые стихи. 1965-1966. √ Мюнхен.

Кротков Ю.
Пастернаки. Воспоминания. "Грани", #63.

Кузнецова Г.
Грасский дневник. √ Вашингтон.

Ленский С.
На чужбине. Стихи. √ Германия.

Мандельштам О.
Четвертая проза. (Публикуется впервые). "Грани", #63.

"Мальчик в козловых сапожках, в плисовой поддевочке, с зачесанными височками стоит в окружении мамушек, бабушек, нянюшек, а рядом с ним стоит поваренок или кучеренок √ мальчишка из дворни. И вся эта свора улюлюкающих и пришептывающих архангелов наседает на барчука:
- Вдарь, Васенька, вдарь!
Сейчас Васенька вдарит, и старые девы, гнусные жабы подталкивают друг друга и придерживают паршивого кучеренка:
- Вдарь, Васенька, вдарь, а мы покуда чернявого придержим, мы покуда вокруг попляшем.
Что это? Жанровая картинка по Венецианову? Этюд крепостного живописца?
Нет, это тренировка вихрастого малютки к... под руководством агитмамушек, бабушек, нянюшек, чтобы он, Васенька, топнул, чтобы он, Васенока, вдарил, а мы покуда чернявого придержим, а мы покуда вокруг попляшем...
- Вдарь, Васенька, вдарь!..."

Мейер Г.А.
Свет в ночи (о "Преступлении и наказании"). Опыт медленного чтения. √ Франкфурт-на-Майне.

Моршен Н.Н.
Двоеточие. √ Вашингтон.

Набоков В.В.
Лолита (по-русски). - Нью-Йорк.

Новгород-Северский Ив.
Таежные рассказы. "Возрождение", #187.

Одоевцева И.
На берегах Невы. - Вашингтон.

Пастухов В.Л.
Хрупкий полет. √ Нью-Йорк.

Полторацкий Н.П.
Бердяев и Россия. Философия истории России у Бердяева. √ Нью-Йорк.

Прегель С.
Весна в Париже. Шестая книга стихов. √ Париж, 1966.

"Новая книга стихов Софии Прегель "Весна в Париже", как всякая весна √ "своим законам лишь послушна"... И хотя много в ней еще безнадежных и скорбных мотивов и даже криков отчаяния, но есть и новые ноты, которых мы раньше у поэта не встречали...
Многие темы остались теми же: воздух, которым она дышит √ трагический, это дыхание нашей эпохи, жесткий, часто бессмысленной √ разрушительницы красоты всех прежних идеалов и ценностей, губительницы красоты, приюта и уюта...

Как всегда, у С.Прегель есть стихи, где слышится возмущение и скорбь за невинно погибших, но нет больше, как в прежних стихах, зова к суду человеческому, желания мести, потому что "раскрыт высокий обман", потому что этот наш мир лишь "слепой шар"...

Свою тоску по России поэт не может заглушить. И на самом дне отчаяния вспоминаются родные места:

Ржавый якорь
В песке у самого моря,
Того, что Черным зовется,
Хотя глубокое оно...
Паруса
В дальнем краю забыты,
И только в полночь мне снится
Черноморская глубина..."

(О.Можайская. "Грани", #65).

Райс Э.
Под глухими небесами. Из дневников 1938-1941. √ Мюнхен.

Самарин В.
Тени на стене. Рассказы. √ Нью-Йорк.

Синявский А.
В защиту пирамиды. Заметки о творчестве Евг.Евтушенко и его поэмы "Братская ГЭС". "Грани", #63.

Угрюмов А.
Тень жизни. Повесть. "Возрождение", #186.

Федотов Г.П.
Лицо России. √ Париж.

Филиппов Б.
Тусклое оконце. Рассказы. Стихи. Очерки. √ Нью-Йорк.

"Всего 85 страниц в этой книжке, черная обложка, которой точно задается какой-то вопрос. К ощущению вопроса возвращаешься и после чтения...

"Молодая была, и хотя полная, но полнота была приятная, пикантная", - говорит о себе героиня первого рассказа "Блажен иже скоты милует".
Раньше она пела в Полтаве, в оперетте, а на склоне лет стала домашней хозяйкой в Бруклине. Там же, в том же Бруклине, с ней продолжают жить мелодии: "Сильва, ты меня не любишь, Сильва, ты меня погубишь"...

Все это весь этот "багаж" прошлого пришлось приноровить к модуляциям очень оседлой и мелкобуржуазной жизни. И в виде внутреннего протеста, нежелания начисто, совсем подчиниться, с помощью "частицы чорта"... героиня назвала свою любимую кошечку Сильвой, а котика Ромочкой... Далее кошечек стало 23, а котов √ 18...

"Кошачью страсть" муж-археолог объяснял тем, что в древнем Египте коты и кошки были причислены к лику богов. Потом пришло предложение покинуть квартиру... Куда деваться? Нашелся, как раз, богатый американец, сам владелец 34 собак, 12-ти котов и 2-х черепах, человек явно понимающий. Пришел, погладил по спинкам, почесал за ушами и написал чек: покупайте, мол, домик.

Чрезмерность во всем этом? Ирония? Несуразность? √ Нет. Горячая рука автора чувствуется с первой же страницы, и в ней все дело, это все объясняет..." (Я.Гобов. "Возрождение", #189).

Энден Л.
Мыс. Стихи. √ Париж.

"Есть, вероятно, читатели, которым книжка эта не покажется странной, но √ смеем утверждать √ таких должно быть не много...

Ни в малейшей степени не будет "против течения" вопрос: ну зачем это? Какую преследовал цель автор? Хотел ли он чье-то поразить воображение? Или просто оригинальничал, чтобы не сказать кривлялся?...
Зачем, почему печатать:

Дыба
Одиночества
Не меч и
Не щит.
Не живи как
Хочется
А
Как
Бог
Велит...

Нелепое расположение слов совсем ни к чему...
Есть в "Мысе" и полные нелепости. Например:

Защиты √ нет
Вина √ кругом
Вина
Н
А
В
С
Е
Г
Д
А
Талант √ помелом
Без √
Суда
!

И многое другое, в таком же роде.
Однако, погоня за оригинальностью изуродовала не все. В ряде стихов находим прекрасно звучащие темы √ утверждения, с которыми легко, даже приятно согласиться:

Все сияние √ все ответственность.
Настоящие мысли просты.
Тишина наступает великая,
Да Святится Имя Твое".

(Я.Горбов. "Возрождение", #186)

О языке

Лесной С.
Бедный русский язык. "Возрождение", #184.

"Конечно, в каждой стране имеются люди, пишущие безграмотно, но мы намеренно брали примеры из высокоавторитетных и официальных источников...

Откройте #9 журнала "Природа" за 1966 год, издаваемого Академией. Там на странице 126 вы найдете статью двух сотрудников "Главного ботанического сада АН СССР". В статье 2 раза встречается выражение √ "язычковые цветы георгинов"!...

Можно, конечно, забыть правило, что названия растений с твердым окончанием женского рода остаются неизменными в родительном падеже множественного числа, утрачивая только конечное "а", например: малина √ малин, черника √ черник, роза √ роз, георгина √ георгин... и т.д., тогда как названия мужского рода получают окончания на "ов": дуб-дубов, тюльпан √ тюльпанов, ирис √ ирисов, клен √ кленов и т.д.; можно, повторяем, не помнить этого правила, но ухо образованного человека подскажет, как сказать правильно...

Не следует, однако, предполагать, что из сотрудников Академии только естественники находятся в разладе с родным языком, - филологи не лучше. Возьмем юбилейное академическое издание сочинений Пушкина, 1949 года, том второй, стр. 433, примечания, написанные высококвалифицированным пушкинистом. Там мы находим такую фразу: "Стихи являются ответом Родзянке на его письмо из Лубн..."
Эх вы, академические "калеки и калекши"! √ письмо было из Лубен! ...

Эта глухота к звукам родной речи стала особенно заметной в последнее время, стали писать и говорить (даже образованные люди) на каком-то невероятном жаргоне...
Ведь если так будет продолжаться еще 10-20 лет, русские перестанут понимать своих классиков. Сочинения их скоро придется снабжать примечаниями, чтобы поклонники советского жаргона их поняли. Выражение √ "ражий парень" получит примечание: "свой парень в доску"; "он учился отлично" √ "он учился на большой палец с присыпкой"; "между Гоголем и Толстым в том разница, что..." √ "между Гоголем и Толстым две большие разницы" и т.д."


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 66, 1966 /18.09/
Дело Синявского и Даниэля. Открытое письмо Л.Чуковской. СМОГ. Обыкновенный фашизм. Чудо Искандера. Интеллектуальная поэзия. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 42. Природа и тюрьма. Переписка с друзьями. Воззвание СМОГа. Советский говорок Анны Шерер. Лягушки постепенно лопались. Красавиц повырезали.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 42 /17.09/
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 41 /31.08/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 65: 1965 /31.08/
Конфискация архива Солженицына. Сказка для научных работников младшего возраста. Нагибин очарован собственной умелостью. Академики в чепцах. Умудренная юность. Стихи невысокой температуры. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 41 О попках и малых детях. Обращение издательства "Посев". Первая книга Бродского. Горький ненавидел крестьянство. Книга свидетельств.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 40 /24.08/
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru