Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, зарубежье, выпуск 47
1971 год

Дата публикации:  29 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати



О ЛИТЕРАТУРЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИИ | СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ | О СЧАСТЬЕ

О литературе в Советской России

На смерть Твардовского

"Есть много способов убить поэта.

Для Твардовского было избрано: отнять его детище - его страсть - его журнал.

Мало было шестнадцатилетних унижений. Смиренно сносимых этим богатырем, - только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! - и добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости. Это жжение прожгло его в полгода. Через полгода он уже был смертельно болен и только по привычной выносливости жил до сих пор - до последнего часа в сознании. В страдании.

Третий день. Над гробом портрет, где покойному близ сорока и желанно-горькими тяготами журнала еще не борожден лоб, и во все сиянье - та детски-озаренная доверчивость, которую пронес он черезо всю жизнь, и даже к обреченному она возвращалась к нему...

А.Солженицын. К девятому дню".

("Вестник Р.С.Х.Д.", #101-102).

Открытое письмо Солженицына

"Открытое письмо министру Госбезопасности СССР Андропову.

Многие годы я молча сносил беззакония ваших сотрудников: перлюстрацию всей моей переписки, изъятия половины ее, розыск моих корреспондентов, судебные и административные преследования их, шпионство вокруг моего дома, слежку за посетителями, подслушивание телефонных разговоров, сверление потолков, установку звукозаписывающей аппаратуры в городской квартире и на садовом участке и настойчивую клеветническую кампанию против меня с лекторских трибун, когда они представляются сотрудникам вашего министерства.

Но после вчерашнего налета я больше молчать не буду. Мой садовый домик пустовал; обо мне был расчет у подслушивателей, что я в отъезде. Я же, по внезапной болезни вернувшись в Москву, попросил моего друга Александра Горлова съездить на садовый участок за автомобильной деталью. Но замка на домике не оказалось, а изнутри доносились голоса...

Я требую от вас, гражданин министр, публичного поименования всех налетчиков, уголовного наказания их и публичного же объяснения этого события. В противном случае мне остается считать их направителем - вас.

А.Солженицын.

13 августа 1971 г." ("Вестник Р.С.Х.Д.", #100).

Судьба человека

10 сентября умер Леонид Зуров.

"10 сентября Леонид Федорович умер от разрыва сердца... В первую очередь, Зуров был не только инстинктивно, но и сознательно взыскательным, к самому себе, художником. Черту эту сразу подчеркнул Бунин, когда обратил внимание на первые произведения писателя... Зуров долго и упорно работал над романом "Зимний дворе", отрывки из которого были напечатаны в журнале "Новоселье"...

Одно время Л.Ф. председательствовал в Объединении писателей и поэтов в Париже и оставил по себе добрую память, как доброжелательный и справедливый человек, никогда не включавшийся в "местнические счеты". У него было много друзей и в разных странах и в разных общественных слоях.

Книги Зурова останутся в русской литературе не в разделе литературных экспериментов, но как важные и правдивейшие свидетельства очевидца, совестливого и чуткого, русских трагедий и русской стойкости, запечатленные талантливым мастером прозы в полновесном писательском слове". (Н.Андреев. "Новый журнал", #105).

5 июля умер Г.Газданов в Мюнхене.

"Остаться тоже здесь и стать шофером такси, как героический Гайто Газданов?" - говорил И.Бабель Юрию Анненкову в Париже, размышляя: "что делать?"

Это было в начале 30-х годов.

Через пять лет Бабель стал жертвой стал жертвой сталинского террора.

Гайто же (Георгию Ивановичу) судьба подарила еще четыре десятилетия жизненного пути.

На самом деле "героического": так сплелись, уплотнились здесь и борьба за хлеб насущный и - какое-то время - университет, и большое литературное дарование - творческий труд. "Я всегда жил в глубокой нищете и заботы о пропитании поглощали все мое внимание, - пишет Г.И. в своих автобиографических "Ночных дорогах", лучшей, может быть, из его книг. - Однако это же обстоятельство дало мне относительное богатство впечатлений, какого у меня не было бы, если бы моя жизнь протекала в иных условиях"..." (Л.Ржевский. "Новый журнал", #106, 1972).

15 января в Женеве скончался проф. А.В.Соловьев - известный ученый-славист, автор многих статей и книг по древнерусской литературе. См. ниже.

Книжная летопись

Адамович Г.
Бунин. Воспоминания. "Новый журнал", #105.

Алексеева Л.
Время разлук. 4-я книга стихов. - Мюнхен.

"Легким нержавеющим сосудом" называет Лидия Алексеева свои "многие страницы" в стихотворении "Слушай, Жизнь! Меня твою родную". Поэт совершенно прав: лучшего названия не придумаешь для этого воздушного, но крепкого творчества, в котором ощущается и рост травы, и "летучесть" сквозной ветреной осени, "стройный шум" водопада с его "бурлящей музыкой", речка, что "льется муаром под лед", гроза, пахнущая арбузом, одуванчик, что так "умно неосторожен, так бесстрашно одинок", очаровательный "простуженный рыжик" и "молчанье той долины" из далекого прошлого, что не умирает в памяти, "как на ладони, в розовом соку светящаяся ягода малины"... Родство поэта с природой глубоко и нерасторжимо - "родство с косулей, крокусом и тлей, кровное со зверем, травное с землей"... " (О.Можайская. "Грани", #85, 1972).

Ант В.Н. (Трипольский)
Песни Космоса и Земли. - Сан-Франциско.

Бердяев Н.
Русская идея. - Париж.

Варди А.
Подконвойный мир. - Франкфурт-на-Майне.

Гинзбург Е.
Крутой маршрут. - Франкфурт-на-Майне.

Гребенщиков Н.
Раздумия. Эссе. Распространяются в России Самиздатом. "Грани", #82.

Гуль Р.
Читая "Август 14-го" А.И.Солженицына. - Нью-Йорк.

Даниэль Ю.
Стихи из неволи. - Амстердам.

Зернов Н.
Символика имен в романах Достоевского. "Вестник Р.С.Х.Д.", #99.

Иванов Вяч.
Сочинения в 4-х томах - Брюссель.

Карамов И.
Стихи. "Грани", #79.

Кленовский Д.И.
Почерком поэта. - Мюнхен.

Ковалевский П.Е.
Зарубежная Россия: История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). - Париж.

Коржавин Н.
Стихи. "Грани", #80.

Краснов А.
Мое возвращение. Биографии друзей. "Грани", #79.

"Итак, я вернулся. Вернулся, к радостному изумлению друзей. Вернулся, к горестному недоумению врагов. Уже почти месяц прошел со дня моего освобождения, а сенсация не уменьшается, а количество вопросов, обращенных ко мне, не становится меньшим.

Пора дать отчет моим друзьям о всем пережитом..."

Крымов Вл.
Портреты необычных людей. - Париж.

Кушев Е.
Огрызком карандаша. Стихи и проза. - Франкфурт-на-Майне.

Максимов В.
Семь дней творения. Роман. - Франкфурт-на-Майне.

"Вновь заговорила русская литература. Не та псевдолитература талантливых и бесталанных оборотней, которая идет под тавром соцреализма, а литература в подлинном значении этого слова.

Роман "7 дней творения" В.Максимова завоевал себе право на одно из первых имен в этой возрождающейся русской литературе.

О композиции: роман состоит из шести частей, названных по дням недели. Последняя же седьмая часть сведена лишь к одной фразе: "И наступил седьмой день - день надежды и воскресения..." Но в этой последней фразе и есть вся "соль" романа!..." (А.Неймирок. "Грани", #84, 1972).

Мейер Г.А.
У истоков революции. - Франкфурт-на-Майне.

Набоков В.В.
Poems and Problems. На русском и английском языках. - Нью-Йорк.

Неймирок А.
О Бунине. "Грани", #79.

Нео-Сильвестер Г.
На буреломе. Воспоминания русского журналиста. - Франкфурт-на-Майне.

Олицкая Е.
Мои воспоминания. - Франкфурт-на-Майне.

Перелешин В.Ф.
Качель. 6-я книга стихов. - Франкфурт-на-Майне.

Петров-Агатов А.
Сначала Колыма. Потом Мордовия. Стихи. "Грани", #80.
Арестантские встречи. Повесть. Распространяется в России Самиздатом. "Грани", #82.

Поспеловский Д.
Этика и история. Историософские идеи в Самиздате. "Грани", #81.

Ремизов А.М.
Собрание сочинений в 8-ми томах. - Мюнхен.

Россиянский М.
Утро внутри. Стихи и поэмы. - Мюнхен.

"Россиянский начал писать стихи еще до первой мировой войны и подписывал их "Хрисанф". Вместе с Рюриком Ивневым, Вадимом Шершеневичем и др. он участвовал в футуристической группе "Мезонин поэзии". Теперь он давно уже живет во Франции, где известен как художник Леон Зак...

В сборник включены лишь немногие его юношеские стихи: их можно назвать умеренно футуристическими. Кое-что напоминает Кузмина...

Фонетика Россиянского утомительна и нелегко дочитывать его поэмы, а все же прочесть их стоит - преимущественно поэтам... Как у многих футуристов - у Россиянского чувство звука сильнее чувства слова. Он сам отмечает, что у него мало прилагательных, но зато много книжных причастий, которые он умеет "обыгрывать"...

В сборник включен и единственный образчик прозы раннего Россиянского "Княжна Каракатицева", - и, по-моему, удачный. "Некоторые из модных современных прозаиков", пишет Марков в своем предисловии "были бы неприятно удивлены, если бы узнали, что их "открытия" были сделаны в России в 1913 году неведомым поэтом в мало кому известном альманахе". (Ю.Иваск. "Новый журнал", #104).

Солженицын А.
Автобиография. Рассказы. "Грани", #80.
Август Четырнадцатого. Узел 1. - Париж.

"Самая свободная в мире" печать не обмолвилась ни единым словом о крупнейшем событии в мире литературы: выходе в свет романа А.Солженицына "Август Четырнадцатого". Что ж... Китайцы и по сей день не знают, что на Луне высаживались люди...

Как и прежние произведения Солженицына, его "Август Четырнадцатого" займет свое место в мировой литературе, несмотря на молчание "самой свободной".

Каждое подлинно художественное произведение - это изобретение, это нахождение нового, доселе небывшего.

Вот такое же "изобретение" и "Август Четырнадцатого". Новизна уже в самой композиции романа: повествование, ведущееся эпическим слогом, вдруг прерывается. Перед читателем - как бы не связанные между собой фразы. Обрывки фраз, быстро появляющиеся и столь же быстро исчезающие образы. А затем - снова повествование. Прорывы бешеной сутолоки в эпос, - как бы кинематографический экран. На котором быстро и смятенно появляются и исчезают картины, но именно эта обрывочность и быстрота переносят в давно ушедшую эпоху, превращают нас в современников событий, описанных в "Августе Четырнадцатого"..." (А.Неймирок. "Грани", #82).

Соловьев А.В.
Светлая и святая Русь. "Новый журнал", #104.

"Давно еще, в статье о "Слове о погибели Русской земли", мы указали, что в этом поэтическом отрывке 13 века впервые появляется понятие "светло светлая земля Русская", которое гораздо позже заменяется схожим по звукам понятием "земля Святорусская"...

В применении к целой стране идея "светлой Руси", просвещенной светом христианства, могла уже появиться в 11 веке, с тех пор, как Владимир "просвети землю Русскую святым крещением". Пребывшая раньше в мраке неверия, она стала просвещенной, т.е. светлой...

При помощи былин и духовных стихов понятие о "светлой" и "святой Руси" внедрялось в народное сознание..."

Струве Н.
Встреча с писателями. Ремизов и Бунин. "Вестник Р.С.Х.Д.", #100.

"Бунин и Ремизов составляют классическую литературную пару. Как Толстой и Достоевский, Блок и Гумилев, основанную на общности судьбы и крайней противоположности писательских темпераментов. Жили они недалеко друг от друга, но встречались редко. Друг друга не любили, не понимали...

Лед и пламень не столь различны между собой... как были Бунин и Ремизов. Ремизов весь в причудах, в фантазии, в словесном сплетении: из снов, из глуби времен он старается заглянуть в область неведомого. Бунин без причуд, строго-классичен, на мир смотрит нарочито острым, беспощадно-объективным глазом. Ремизов весь в изломах, в изгибах, он идет от Достоевского, в нем многое из Подполья. Бунин держится прямо. Подобранно. Он прячет свою душу от других, страх смерти у него запрятан глубоко, как можно глубже, - он идет от Толстого, в нем многое от Ивана Ильича.

Ремизов окружил себя густым бытом, передал вещам жизнь своей души. Бунин - безбытен, его квартира ничем не отличается от других эмигрантских квартир, разве что беспорядка больше, чем обыкновенно. Принимать он любит в столовой - там чуть прибраннее чем в других комнатах - но она ничем не примечательна. Ремизов никуда не выходит, или почти, ему живется по-настоящему только в кукушкиной; Бунин не прочь пойти в гости, проветриться, развлечься..."

Цветаева М.
Неизданные стихи. "Вестник Р.С.Х.Д.", #100.

Цест А.
Стихи. Распространяются в России Самиздатом. "Грани", #82.

Шаховской Д.А.
Созерцания. - Сан-Франциско.

Шиляева А.
Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. - Нью-Йорк.

Шиманов Г.
Записки из красного дома. Очерк из сборника "Перед смертью", распространяемого Самиздатом. "Грани", #79.

Эвус Д.
Город солнца. Повесть. Распространяется в России Самиздатом. "Грани", #81.

Сборники:

Поэма России. Стихи и песни советского подполья. Предисл. Арх. Иоанна С.Ф. - Без места.

Казнимые сумасшествием. Сборник материалов о насильственном заключении инакомыслящих в психиатрические больницы в СССР. Составили: А.Артемова, Л.Рар, М.Славинский. - Франкфурт-на-Майне.

Русская подпольная литература (на французском языке). - Париж.

Процесс четырех. Сборник материалов по делу Галанскова, Гинзбурга, Добровольского и Лашковой. Сост. П.Литвинов. - Амстердам.

О счастье

Померанц Г.

Счастье. Отрывок из книги "Неопубликованное", распространяемой Самиздатом. "Грани", #80.

"Русское слово "счастье" сливается по своему значению то с удачей, то с радостью. Первое несколько устарело, оно сохранилось в поговорках (счастлив в картах - несчастлив в любви и т.д.). Несколько меньше - в отрицательной форме... Но в положительном смысле слова "счастье" на первое место выдвинулось переживание, связанное с удачей, - радость, и это подавило первоначальное значение.

Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым. Несмотря на неудачи...

В развитии семантики слова "счастье" сказалась стихийная мудрость языка: обстоятельства могут сделать счастливого человека несчастным, но есть люди, которые ни при каких обстоятельствах не умеют быть счастливыми. И величайшая удача в жизни - это способность к радости...

Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем). О том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором, - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне, и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, даровым: небу, деревьям, человеку...

Современное искусство охотно, даже слишком охотно изображает неврастеников, душевнобольных инстинктивно предпочитая их нормальным мещанам. Однако свинья не счастлива, она только сыта и довольна; это - гармония со средой, основанная на безличности, на отсутствии самостоятельного проекта. В подсознании мещанина дремлют подавленные порывы; вырываясь наружу они разрушают карточный домик мещанского счастья...

Способность к счастью - признак гармонической личности, свободной от страха, суеты, запутанности в заботах; личности, способной брать от жизни то, что жизнь дает, и давать ей все, что жизнь требует... С высшей, надличной точки зрения, счастье - не цель, но это средство, без которого трудно обойтись: счастливый человек делится с окружающими своим счастьем. Неврастеник - своими больными нервами...

Счастье живет только в обмене. В передаче от одного другому. Им нельзя владеть, как домом или поместьем, обособившись от других. Только давая, не спрашивая взамен. Можно вызвать его к жизни. Только рискуя потерять счастье, можно умножить его..."


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 70: 1970 /19.10/
Разгром "Нового мира". Нобелевская премия Солженицына. Жалкий удел Набокова. Самоходный Слуцкий. Что думает Кушнер о себе. Болотоход Вознесенского. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 46. Лучшему творцу российской литературы. Песни Галича. Поколение, "не заметившее" исчезновения 14 млн сограждан. Тощий идальго на тощем коне перерос Пиренеи. Обновитель зарубежной русской поэзии. Воспоминания Н.Мандельштам. Ульянов под каменным небом.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 46 /19.10/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 69: 1969 /08.10/
Смерть Чуковского. Поэзия ни в зуб ногой. Недоступное знание Далады. Агитационный накал кавказского пленника. Экспериментальная проза Катаева. Кабинет мемуаров Бека. В поэзию пришел новый человек. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 45 Русские за границей. "Иван Чонкин" в "Гранях". "Эвелина и ее друзья" Газданова. Повесть, которая хороша своей законченностью. Хеппи Энд Виктора Морта. Секрет Филиппова. Манифест Одоевцевой.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 45 /08.10/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 68: 1968 /30.09/
Горят ли рукописи? Племенной вождь Анискин. Природа юмора Драгунского. Деньги для Марии. Реалистическая фантастика и фантастическая реальность. Был ли Беринг красномордым. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 44 Л.Чуковская о Солженицыне. Открытое письмо Галанскова Шолохову. Радий поэзии. Собачье сердце. Две вершины творчества Б.Зайцева. Загадочный Перелешин. Поэт умирал долго.
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru