Русский Журнал / Круг чтения / Век=текст
www.russ.ru/krug/vek/20011218.html

Век=текст, выпуск 75: 1975
Егор Отрощенко

Дата публикации:  18 Декабря 2001


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть
Свобода есть свобода

Вс.Некрасов. Стихотворение опубликовано в сборнике: "Свобода есть свобода". - Цюрих, 1975.

События

Журналу "Новый мир" - 50 лет. К этому событию в первом номере была составлена "летопись полувека". Ни одному из произведений Солженицына, опубликованных в "Новом мире", не нашлось места в этой "летописи". Не было такого писателя, и "Ивана Денисовича" не было! Вот так делается история.

Умерли: И.С.Соколов-Микитов, М.М.Бахтин, Д.Д.Шостакович, О.Ф.Берггольц.

См. также здесь.

Действующие лица и исполнители

Михалков С. Российская литература на новом этапе коммунистического строительства | Беляев А. Правда истории и ложь "советологов" | Лукин Ю. Эстетические проблемы зрелого социализма | Богомолов В. В августе сорок четвертого┘ Рассказы | Шукшин В. Я пришел дать вам волю | Быков В. Волчья стая | Мартынов Л. Воздушные фрегаты | Вайнер А., Вайнер Г. Гонки по вертикали | Бочаров С. Поэтика Пушкина | Берковский Н. Романтизм в Германии | Кушнер А. Письмо. Прямая речь | Матвеева Н. Ласточкина школа | Винокуров Е. Избранное | Вознесенский А. Выпусти птицу! | Рождественский Р. За двадцать лет. Перед праздником | Долматовский Е. Прошу слова┘ | Жигунов В. Плюс семнадцать | Другие произведения

Михалков С.

Российская литература на новом этапе коммунистического строительства. Речь на IV съезде писателей РСФСР. "Литературная газета", #51.

"Драгоценное свойство социализма в том, что он обеспечивает гармоническое развитие человеческой личности. В этом заложена его неколебимая гуманистическая суть! Вот почему мы считаем наш социальный строй самым передовым, самым высоконравственным строем...

Да, наше дело - общее! Несмотря на разное отношение к тем или иным произведениям, несмотря на разные личные творческие планы и пути, нас всех, советских писателей, объединяет общая идейная позиция.

Для писателя, неустанно ведущего поиск темы и героя, потеря идейных ориентиров губительна. Но у нас есть самые четкие, самые ясные, самые верные ориентиры. Их указала нам партия. Наше коммунистическое мировоззрение, наша идейная убежденность всегда служит залогом, прочной гарантией успеха в творческих исканиях".

Беляев А.

Правда истории и ложь "советологов". "Знамя", #3.

"Особый интерес "советологов" в последние годы вызывают послевоенные съезды советских писателей. Пристально вчитываясь в речи делегатов этих съездов, "советологи" искали подтверждения своим громогласным заявлениям о наступившей якобы после 1953 года некоей "деидеологизации" советской литературы и чуть ли не об отказе советских писателей от основных принципов социалистического реализма, принципов партийности, народности...

Сокрушительный удар надеждам "советологов" на раскол советских литераторов нанес Пятый съезд советских писателей, состоявшийся в 1971 году...

Словно подводя черту под несостоявшимися расчетами наших идейных противников, Евгений Евтушенко в речи на Пятом съезде заявил: "Мы искренне плакали в марте 1953 года, когда умер человек, с именем которого мы росли и без которого мы не представляли свою жизнь..."

Расчеты "советологов" на идейную эрозию социалистического общества, на разжигание ревизионистских настроений в среде творческой интеллигенции провалились. Деятели советской культуры и искусства тесно сплочены вокруг коммунистической партии, их творчество, вдохновляемое идеями марксизма-ленинизма, верно служит делу народа, делу коммунизма".

Лукин Ю.

Эстетические проблемы зрелого социализма. "Знамя", #12.

"Богатство и многообразие индивидуальных стилей, видов, жанровых форм - неотъемлемое свойство социалистического реализма. Отдельные стили, формы, жанры не подменяют друг друга. Каждому присущи свои изобразительно-выразительные средства, свои особенности. Социалистическое общество заинтересовано в их гармоническом развитии. Можно с полным основанием утверждать, что дальнейшее развитие искусства социалистического реализма закономерно приведет к еще большему богатству форм, способов выражения социалистического содержания".

Богомолов В.

В августе сорок четвертого... - М.

"В августе сорок четвертого..." прежде всего роман военный, психологический. Необычность и в то же время абсолютная жизненная достоверность, если даже угодно - узнаваемость исключительных его ситуаций подсказаны автору не только самой профессией героев романа, подсказаны всей жизнью человека на войне. Вот почему движение сюжета определяется у Богомолова не одним лишь захватывающим ходом событий, но, как во всякой хорошей психологической прозе, множеством сложных внутренних сцеплений и коллизий, не только приемов "силовой борьбы и задержания", но движением, раскрытием характеров людей, взятых в один из самых драматических моментов". (Б.Галанов, Герои, о которых не знали. Роман В.Богомолова "В августе сорок четвертого..." "Литературная газета", #1).

"Следуя традиционным критическим канонам, надо было бы... хоть коротко охарактеризовать особенности мастерства писателя, проявившиеся в его романе. Мне не хочется этого делать, потому что, как и всякое талантливое произведение, роман В.Богомолова противится нехитрой, отдающей школярством классификации. Стоит подчеркнуть только, что "В августе сорок четвертого..." - это не приключенческое произведение и не "производственный роман" в привычном понимании этого слова. Это добротная реалистическая проза, отмеченная тонким психологизмом, углубленным вниманием к внутреннему миру человека". (Ф.Чапчахов, "Огромная тяжелая работа..." "Знамя", #5).

Рассказы. - М.

"Владимир Богомолов - эпический писатель, он именно рассказывает, притом интересно; мы привыкли, что в эпосе на первом месте "характеры", правда бывает, характеры есть, а читать скучно. Не всегда тут виноват сам писатель, но "читатель-то всегда прав". Для В.Богомолова нет этой проблемы. Он центростремителен, и даже если фабульной остроты нет, как оно и случилось в рассказе "Иван", повествование нас "не отпускает". (В.Гусев, Память и боль сердец. "Новый мир", #9).

Шукшин В.

Я пришел дать вам волю. Роман. - М.

"Первое отдельное издание романа Шукшина оказалось посмертным. Мы его вписываем не в живой контекст продолжающегося творчества, - вписываем в итог. При таких обстоятельствах "главная книга" становится своеобразным творческим завещанием, средоточием судьбы писателя, ключом к его наследию независимо от того, удался или не удался текст с точки зрения объективных оценок.

С этой последней точки зрения ткань романа небезупречна. В ней чувствуются следы сценарной основы. И конечно, роман уже не заменит нам фильма, который Шукшину так и не удалось поставить. И конечно, кинематографическое членение эпизодов вопреки ожиданиям некоторых современных теоретиков все-таки не идет на пользу прозе. А все же рискну предсказать этому роману счастливую читательскую судьбу. Не только потому, что написан он живо, ярко и страстно, но прежде всего потому, что это итог долгих и мучительных, глубоких, противоречивых и неотступных размышлений Шукшина о русской истории и о русском человеке...

Замечу и вот что: именно авторская позиция делает здесь повествование историческим романом. И доказывает, что "отставание" и "оскудение" этого жанра в прозе последних лет вовсе не так фатально..." (Л.Аннинский, Воля. Путь. Результат. "Новый мир", #12).

Быков В.

Волчья стая. Повесть. "Новый мир", 1974, #7.

"Говоря о новой книге В.Быкова, необходимо отметить ее несомненные художественные достоинства, мастерство писателя в обрисовке характеров, в раскрытии психологии героев. В целом повесть художественно предельно убедительна". (С.Журавлев, Нравственность подвига. "Знамя", #2).

Мартынов Л.

Воздушные фрегаты. Новеллы. - М.

"Тридцать лет в конкретной, или, как любил говорить Твардовский, "личной", биографии человека - срок немалый. Но между "Повестью о тобольском воеводстве" и "Воздушными фрегатами", с одной стороны, а с другой - между прозой и поэзией Леонида Мартынова вообще есть прочное внутреннее единство, внутреннее "сцепление" неизмеримо большее, чем в какой-либо иной писательской судьбе. Даже создавалась новая книга вперемежку со стихами, старыми и новыми, и стала не только своеобразным комментарием к ряду известных, входивших во многие антологии стихотворений поэта, но и исследованием, размышлением, дневником - всего не перечислишь". (В.Дементьев, Проза поэта. "Новый мир", #5).

Вайнер А., Вайнер Г.

Гонки по вертикали. Роман. - М., 1974.

"В романе динамичном, с напряженным сюжетом, - одновременно серьезно, объемно, последовательно исследуются корни "философии" тунеядства, анатомия паразитизма, процессы эскалации негодяйства. Думается, что на сей раз не только следователь Стас Тихонов - главный герой романа "Визит к Минотавру" и его товарищи из МУРа, а и "вор в законе" Алеха Дедушкин, по кличке Батон, стал творческой удачей авторов...

Трудное дело - работа в "легком" детективном жанре. Отрадно видеть, как от книги к книге писатели поднимаются по вертикали творчества. Новая их книга - еще одна весомая заявка на зрелость, гражданскую и художественную". (Г.Лебедев, "Секреты" жанра. "Знамя", #3).

Бочаров С.Г.

Поэтика Пушкина. Очерки. - М., 1974.

"Границ естественного слуха не раздвинешь - ультразвука уху слышать не дано, но пределы слуха духовного, читательского в частности, расширить, к счастью, можно. Книга С.Бочарова лишний раз в этом убеждает. После нее многие обертоны пушкинского слова слышны явственней, иные, наверно, вообще слышны впервые". (С.Ломинадзе. "Новый мир", #6).

Берковский Н.Я.

Романтизм в Германии. - Л., 1974.

"Значение книги "Романтизм в Германии" нельзя ограничить лишь новизной концепции, свежестью взглядов и гипотез. Это произведение свежей научной мысли в той же мере, в какой и самостоятельное литературное творчество. Исследователь в нем естественно уживается с художником, оригинальный мыслитель - с оригинальным писателем". (К.Азадовский. "Новый мир", #3).

Кушнер А.

Письмо. Стихи. - Л., 1974.
Прямая речь. Стихотворения. - Л.

"Сам... Кушнер не дает в руки собеседнику и адресату стихов никакой подсказки относительно своей лирической "миссии" или "роли", не отчуждает от себя идеализированного, легендарного, так сказать, "двойника", способного завладеть воображением читателей.

Но здесь, как мне кажется, и разгадка "места" Кушнера, не окончательная... но ориентирующая. Он воскресил "частного человека", столкнув его участь с необозримым культурно-историческим, географическим и космическим пространством и побудив читателя не к приподнимающему отождествлению с "Поэтом", а к сомышлению и соседству с равным по уделу собеседником, к своего рода "обмену опытом". (И.Роднянская, Прибавление к объему. "Новый мир", #10).

Матвеева Н.

Ласточкина школа. Книга стихов и поэм. - М., 1974.

"Образованность - "книжность"? Начитанность - "книжность"? Не книжность, а сложность, бой против элементарности. И нет почвы для упреков в поэтическом герметизме, эстетстве...

Чтение большинства стихотворений нового сборника позволяет говорить об успешном слиянии уровня идейно-философской позиции со степенью мастерства. А в чем же "но" меньшинства? Отстаивая первородность поэтического слова, изобретательный автор неожиданно заменяет своеобразие жестом. Бабочка "по цветам зигзажила" - в одном стихотворении, "слеп и сиренев, лебедь плывет в печали" - в другом. Стремительно точная образность отступила перед натужной красивостью". (Л.Михайлова, Поэзия духовности. "Литературная газета", #8).

"Перед нами расслоение, разобщение сентенций и их конкретного воплощения, то, что является самым примечательным, самым явным признаком книжности, вторичности, отсутствия непосредственного восприятия реальности.

Она, книжность, которую в лучших своих прежних стихах Н.Матвеева преодолевала, и приводит одаренную поэтессу к очевиднейшей элементарности". (Г.Красухин, Изощренность мастерства. "Литературная газета", #8).

Винокуров Е.

Избранное. - М.

"Мне кажется, Евгения Винокурова слишком мало знают. Он достоин большего признания. Это благородный поэт. Он своеобразен и скромен. Это можно проследить и в его пунктуации. Где у другого метались бы по строкам многоточия, запятые, он часто ставит скромную точку. Этим достигается неожиданная выразительность.

Отрезки фраз кованы. Реже он позволяет себе троеточия. Еще реже - разрыв строки. Маяковский, которого он чтит, понимает, не повлек его за собой - как столь многих, в разрубанье строк на ступеньки. Он серьезен, задумчив - и добр. Словами Павла Антокольского - в нем токи высокого напряженья". (А.Цветаева, Евгений Винокуров. "Юность", #9).

Вознесенский А.

Выпусти птицу! Стихи и поэмы. - М.

"Новая книга стихов Андрея Вознесенского - "Выпусти птицу!" - книга большой поэтической экспрессии. В ней все до предела сжато. Сжат сам опыт поэзии, которая была до Вознесенского, и он ее чутко и умно наследует...

Книга Андрея Вознесенского... - мощный орган, большая станция, которая очищает природу природы и природу человека от всех шлаков и наслоений. И сам поэт постоянно судит себя, очищает, выдавливает из себя, подобно Чехову, по капле все то, что мешает ему стать ЧЕЛОВЕКОМ". (В.Боков, Чудо поэзии. "Юность", #12).

Рождественский Р.

За двадцать лет. Избранные стихотворения и поэмы. - М., 1973.
Перед праздником. Стихи и поэмы. - М., 1974.

"Здесь все вместе - и осмысливание постулатов современной философии, и рифмы на "непоэтичные" слова вроде "несовместимость" и "ветошь", и настойчиво ведомая из стихотворения в стихотворение тема отвращения к понятию "предательство". И еще - повторяемая в разных вариантах фраза едва ли не из первого советского букваря: "Не люблю рабов"..." (В.Коротич, Направление роста. "Новый мир", #7).

Долматовский Е.

Прошу слова... Стихи и поэмы. - М.

"Вся книга пронизана одною мыслью: связь времен не распалась, тридцатые и семидесятые годы стоят в одном строю, рассказывая друг другу о своих задачах и решениях". (В.Елагин, Слово предоставляется... "Знамя", #4).

Жигунов В.

Плюс семнадцать. Стихи. - М.

"Вообще наш поэт, явно тяготея к истертым прописям типа: "Летний ливень не промокнет (?!), жизнь и свежесть принося... Без вина и женщин - можно, без прекрасного - нельзя!", - не прочь иногда и припугнуть читателя: "Яды, черепов оскалы, над виском нависла сталь..." О чем это? Куда попал лирический герой? Увы, автор не поясняет, но скромно утешает перепуганного читателя: "Я от жизни не усталый - я от смерти (?!) не устал!"

Нужны ли еще комментарии?.." (В.Широков, "Макси-прима-экстра-супер-люкс""Литературная газета", #26).

Другие произведения

Азаров В.
Стихотворения. - Л.

Алексин А.
Третий в пятом ряду. Повесть. "Юность", #10.
Как ваше здоровье? Рассказы об отце. - М.

Алешковский Юз
Кыш и я в Крыму. Повесть о новых приключениях Алеши Сероглазова и его верного друга Кыша. - М.

Антокольский П.
Ночной смотр. Стихи. 1970-1974. - М.

Асанов Н.
Дипломированная невеста. Рассказы. - М.

Ахмадулина Б.
Стихи - М.

Бакланов Г.
Друзья. Роман. "Новый мир", ##2, 3.

Бахтин М.
Вопросы литературы и эстетики.. Исследования разных лет. - М.

Берестов В.
Что всего милее. Стихи для детей. - М.

Битов А.
Под знаком Альбины. Из хроники семейства Одоевцевых. "Дружба народов", #7.
Что было, что есть, что будет... (История однолюба). "Аврора", #1.

Бухштаб Б.Я.
А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. - Л.

Васильев С.
Полдень. Стихи. - М.

Винокуров Е.
Сережка с Малой Бронной. Стихотворения. - М.

Вознесенский А.
Дубовый лист виолончельный. - М.

Гиллельсон М.И.
Молодой Пушкин и арзамасское братство. - Л.

Гладилин А.
Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине. - М.

Глазков Н.
Незнамые реки. Стихи. - М.

Горбовский Г.
Веснушки на траве. Стихи для детей. - Л.

Гранин Д.
Однофамилец. Повесть. "Звезда". #3.

Долматовский Е.
Руки Гевары. Поэма и композиция из фотографий. - М.

Домбровский Ю.
"И я бы мог..." Заметки и размышления писателя. "Новый мир", #12.

Жигулин А.
Полынный ветер. Стихи. - М.

Ивнев Р.
Избранные стихи. 1912-1972. - М.

Искандер Ф.
Дерево детства. Рассказы и повесть. - М.

Каверин В.
Освещенные окна. Повесть. - М.

Катаев В.
Кладбище в Скулянах. "Новый мир", #10.

Котов В.
А любовь всего дороже. Стихи, песни. - М.

Левитанский Ю.
Воспоминание о Красном снеге. - М.

Ленч Л.
Душевная травма. Рассказы о тех, кто рядом, и о себе самом. - М.

Липатов В.
И это все о нем. Роман. - М.

Лифшиц В.
Избранные стихи. - М.

Межиров А.
Тишайший снегопад. Стихи. - М.

Михалков С.
Моя профессия. - М.

Наровчатов С.
Знамя над высотой. Стихотворения и поэмы. - М.
Боевая молодость. Стихотворения. Поэма. - М.

Озеров Л.
Вечерняя почта. Книга стихов. - М.

Орлов С.
Свидетели живые. - М.

Пикуль В.
Слово и дело. Роман-хроника времен Анны Иоанновны. В 2-х кн. - Л.
Мальчики с бантиками. Повесть. - Л.

Радзинский Э.
104 страницы про любовь. Пьесы. - М.

Сапгир Г.
Лошарик. Сказка в стихах. - М.

Сатуновский Я.
Сапожки для гусят. Стихи. По мотивам нем. нар. сказки. - М.

Сафронов В.
Завещание. Повесть. - М.

Солоухин Вл.
Венок сонетов. - М.

Тарковский А.
Стихотворения. - М.

Татьяничева Л.
Корабельный бор. Стихи. - М.

Тендряков В.
Весенние перевертыши. Повесть. - М.

Трифонов Ю.
Другая жизнь. Повесть. "Новый мир", #8.

Щипачев С.
Красный ветер. Стихи и поэмы. - М.
Несмолкшая тишина. Поэма. - М.