Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20011225.html |
Век=текст, выпуск 76: 1976 Егор Отрощенко Дата публикации: 25 Декабря 2001 Стихотворение года
А.Кушнер. "Юность", #6. События В "Библиотеке поэта" изданы книги: И.Северянин Стихотворения. - Л. (Малая серия) и А.Ахматова Стихотворения. - Л. (Большая серия). Вышла книга: М. Пруст Под сенью девушек в цвету. (Пер. Н.Любимова.) - М. В #10-12 "Иностранной литературы" опубликован роман: Джеймс Джойс Портрет художника в юности. (Пер. М. Богословской-Бобровой). А.Югов в книге "Думы о русском слове" (М., 1975) выдвинул гипотезу, что герой Троянской войны Ахиллес - был "русским князем", который "во главе своей русской дружины" осаждал Трою. См. также здесь. Самиздат "Мера времени", поэтический сборник. Сост.: Ю.Вознесенская, Г.Трифонов, И.Синявин, В.Филимонов. Журналы: "Архив" (В. Нечаев и М. Недробова), ##1-3. "Часы" (Ред. - Б. Иванов.) Избранные цитаты "Жила-была на белом свете одна тихая женщина-инвалид, и жил на белом свете вместе с нею бойкий барабанщик из похоронного оркестра. Эта женщина однажды проживала с мужем в городе Караганде Казахской ССР и ехала в рейсовом автобусе на работу. И тут у автобуса заглох мотор на переезде, а поезд был слишком близко. И поезд налетел на автобус, делая кашу и железный лом. И барабанщица вылетела из автобуса. Во время полета ей разбило голову кованым сапогом, и кости торчали наружу, после чего она что-то все стала бормотать, бормотать, бормотать, а также читала всего лишь одну книгу. А именно - Расула Гамзатова "Горянка", где он описывает новые отношения между людьми в республике Дагестан и борьбу за их женское равноправие. Эту книгу она купила в больничном киоске непосредственно после травмы. И никогда больше с ней не расставалась. После несчастья многие отвернулись от женщины, и первым из них был ее родной муж. А барабанщик всю жизнь играл на барабане. Он сильно пил и допился до того, что стал играть в похоронном оркестре, где ходил за гробами с музыкой. И от него тогда тоже многие отвернулись. Вот тут-то они и сошлись с женщиной и стали жить на улице Достоевского во времянке". (Е.Попов, Барабанщик и его жена-барабанщица. Рассказ. "Новый мир", #4). Книга года Трифонов Ю. Действующие лица и исполнители "В.Катаев стремится заглянуть в историю непосредственно через обычную человеческую жизнь, воплощенную в "незащищенном" открытом слове, как бы не ориентированном на публикацию и читателя". (Н.Иванова, Минувшее меня объемлет живо..."Знамя", #5). Блокада. Роман. - М."Подводить итоги еще рано. Но уже сейчас, не боясь впасть в грех преувеличения, можно сказать, что А.Чаковский написал книгу значительную и весомую, своевременную... Успех "Блокады" не случаен. Он продиктован в первую очередь гражданской зрелостью романиста. "Утвердить историческую правду - правду, включающую в себя, как и сама жизнь, и хорошее и плохое, - что может быть дороже писателю, когда он берется за историческую тему такой важности и актуальности!" В этом утверждении Александра Чаковского ключ к пониманию его замысла. Поистине - уходить от исторических фактов нельзя и незачем. История на нашей стороне и историческая правда с нами". (У.Гуральник, Правда истории, правда искусства. "Новый мир", #3). Было. - М."Последняя глава книги "Было" - "Четыре континента" - рассказ о путешествиях поэта по земному шару... Многотрудна зарубежная деятельность наших советских писателей - вот к какому выводу приходишь, читая эти рассказы. Доклады и лекции в университетах, выступления перед общественностью, терпеливое разъяснение советского образа жизни, встречи с писателями, участие в международных конгрессах, переводы стихов для ознакомления советских читателей с зарубежной литературой, разоблачение вражеской клеветы..." (Маршал Советского Союза В.И.Чуйков, Верность. "Знамя", #4). Богульник. Рассказы. - М."Рассказы Ю.Яковлева полны тонкого, доброго юмора, умения одним-двумя словами нарисовать человеческий характер, внешность, обстановку. Читаешь его рассказы и все время чувствуешь, что их писал хороший, добрый, справедливый человек. Но самое важное - это то, что творчество Ю.Яковлева-прозаика (до сих пор я знал только Яковлева-поэта) полностью и до конца поставлено на службу воспитания нашего юношества в духе советского патриотизма и помогает юному читателю понять всю глубину, всю историческую правоту коммунистической идеологии, то есть всю закономерность нашего поступательного движения к высшей и самой справедливой форме человеческого общества". (В.Катаев, С добрым чувством. "Новый мир", #6). Действующие лица и исполнители. - М., 1975.Третий в пятом ряду. "Юность", 1975, #10. "При всей верности своей теме, своим писательским пристрастиям и привязанностям, А.Алексин, как теперь хорошо видно, не повторял самого себя, а шел дальше в глубь открытой им земли в стране детства и юности. Проблемы "детской страны" оказывались нерасторжимо связанными с заботами всей человеческой жизни. В этом смысле "Третий в пятом ряду" воспринимается как эпилог, ...как своего рода эстетический шифр к другим, более ранним вещам писателя... Возникало, надо сказать, какое-то щемящее чувство сродни тем, что возникают при чтении лучших алексинских повестей. Мы заново ощущали ценность человеческой жизни, ценность человека своеобразного, похожего "на самого себя". Мы учились высокому искусству разглядеть такого человека - и помочь ему, потому что, как сказано одним поэтом, "талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". (А.Смелянский, Люди из страны детства. "Новый мир", #10). Полянский А. Командир полка. Роман. - М."Не возникает сомнений в том, что автор знает жизнь современной армии не понаслышке... Правда, с не меньшим знанием дела живописуются и всевозможные возлияния. Вот, например, встреча слушателей военной академии с медработниками: "Все было благопристойно: доклад, художественная самодеятельность, танцы. Потом кто-то предложил закончить вечер более достойным образом. Небольшой компанией они попали в ресторан "Балчуг"... рядом с "Твиши" вдруг появилась "Экстра"..." В другой раз наш герой, хотя его и "тянуло домой", к жене и дочери, все же предпочел заглянуть к однополчанину, который тотчас же "достал из холодильника бутылку Старки, какую-то закуску. Молча выпили по рюмке..." И еще одна "вечеринка": "Как всегда у студентов, вина было мало, а веселья много. Потом кто-то из ребят принес бутылку медицинского спирта..." Следующий эпизод - пьют офицеры (вовсе не герои Куприна): "Официант принес водку и закуску. Борис налил рюмку и одним махом опрокинул ее в рот. Тут же налил опять..." Мы не хотим упрекать автора в каком-либо этаком субъективном пристрастии к застольным сюжетам. Более того, можно допустить, что, описывая всяческие ресторанные "подвиги", А.Полянский как раз осуждает таким образом гипертрофированное внимание к "бутылке", которое, право, начинает изрядно надоедать - и в жизни и в литературе..." (Б.Хотимский, Не следует спешить. "Знамя", #1). Ночной смотр. Стихи. 1970-1974. - М., 1974.Путевой журнал писателя. Статьи. - М., 1976. "В книге "Путевой журнал писателя" Антокольский... вспоминает Ключевского: "На что был учен, трезв, осторожен лучший русский историк Василий Осипович Ключевский, но ведь и он обмолвился крылато: "Сказка бродит по всей нашей истории". Что Ключевский имел в виду? Думаю, не только варягов и вещего Олега, не только Лжедмитрия и Тушинского вора, не только Пугачева и княжну Тараканову, не только Александра I, воскресшего странником Федором Кузьмичом, но и многосотпудовую махину, сдвинутую и поднятую на плечи Петром Великим, и четырнадцатое декабря 1925 года, и всю жизнь Бакунина, и Софью Перовскую, и Желябова, включая в этот ряд Апрельские тезисы Ленина и гром "Авроры", до которых Ключевский не дожил". Крылатая обмолвка Ключевского возведена здесь в степень своего рода концепции, охватывающей русскую историю от варягов до "Авроры". Вы можете с ней не согласиться, но она бесспорно помогает нам осмыслить творчество Антокольского 70-х годов. Это подтверждается и последней по времени поэтической книгой Антокольского - "Ночной смотр"... Я уж не говорю о том, что присуще ему одному и что принято называть его безграничным культурно-историческим кругозором. Антокольский узнается не только по выбору тем и сюжетов, но и по интонации, по ковке и чеканке стихотворной строки, по почерку, по походке". (Л.Левин, "Весь мир воображеньем опоясан". "Новый мир", #7). В сентябре и в апреле... Стихи. - М."Читатель сам разберется, где поэзия, где проза, "где боль, где поза", как сказал Куняев в своей другой книге, а эта, новая, уязвимая в частностях, местами написанная поспешно, в целом слаженная и крепкая, фактически предлагает нам разные варианты одного широкого раздумья, размышления, рассуждения... Удача - раздумье, неудача - рассуждение. Но и удача, и неудача - живое дело! В одном потоке сегодня, вчера и завтра России. Ее новые и старые гены, ее контрасты, тайны земли и души". (И.Шкляревский. "Новый мир", #11). Другие произведения Абатуров К. Азаров Вс. Аксенов В. Асадов Э. Асанов Н. Астафьев В. Атаров Н. Бакланов Г. Бахтин М.М. Бек А. Белов В. Битов А. Боков В. Бондарев Ю. Булычев К. Вайнер А., Вайнер Г. Ваншенкин К. Васильев Б. Виноградов И. Винокуров Е. Гладилин А. Глазков Н. Голявкин В. Горбовский Г. Гранин Д. Грибачев Н. Дворкин И. Долматовский Е. Драбкина Е. Друнина Ю. Дудин М. Евтушенко Е. Ежов В., Михалков-Кончаловский А. Елисеев Е. Есин С. Жаров А. Жигулин А. Жирмунский В.М. Жуховицкий Л. Залыгин С. Зорин Л. Зубарев В. Каверин В. Кочетков В. Крутилин С. Кузнецов Ф. Кушнер А. Лев Ф. Лидин Вл. Липкин С. Лисянский М. Лихачев Д.С. Лихачев Д.С., Панченко А.М. Лотман Ю.М. Луконин М. Мальцев Е. Манн Ю. Мартынов Л. Межиров А. Мейлах Б. Минц З.Г. Михалков С. Мориц Ю. Наровчатов С. Озеров Л. Окуджава Б. Орлов В. Орлов С. Остер Г. Ошанин Л. Петрушевская Л. Пикуль В. Поперечный А. Попов Е. Попцов О. Приставкин А. Проскурин П. Радов Г. Разгон Л. Распутин В.Г. Рождественский Вс. Рождественский Р. Сазонов М. Сапгир Г. Сатуновский Я. Семенов Ю. Серебрякова Г. Сикорский В. Симонов К. Слуцкий К. Солоухин Вл. Степанов Н.Л. Татьяничева Л. Тельпугов В. Тендряков В. Томашевский Ю.В. Торопыгин В. Трифонов Ю. Успенский Э. Френкель И. Швец И. Шевцов И. Шестинский О. Шефнер В. Шкляревский И. |