Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20011231_a.html |
Век=текст, выпуск 77: 1977 Егор Отрощенко Дата публикации: 31 Декабря 2001 Стихотворение года
М.Еремин. Стихотворение опубликовано к книге: Стихотворения. СПб., 1998. События В "Новом мире" (#2) опубликованы Письма Марины Цветаевой Максимилиану Волошину. Публикация, вступление и примечания Ирмы Кудровой. В #4 публикация: Максимилиан Волошин. - "Войди, мой гость┘" Предисловие Л.Евстигнеевой. Вышла книга, ставшая много позже культовой: Толкин Д.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно. Сказочная повесть. Пер. Н.Рахмановой. √ Л. Научная литература Виноградов В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. Послесл. А.П.Чудакова; Коммент. А.П.Чудакова и Р.Д.Тименчика. - М. Гиллельсон М.И. Гинзбург Л. Лакшин В. Лихачев Д.С. Манн Ю. Пропп В. Тынянов Ю. Умер Вс.Рождественский. См. также здесь. Книга года Лосев А.Ф. "Название книги явно скромнее ее содержания. А.Лосев, по сути, создает введение в общую теорию символа┘ Предлагаемое в книге А.Лосева толкование символа как "порождающей" модели, как функции, разложимой в бесконечный ряд, как принципа "бесконечного становления с указанием всей той закономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления", дает возможность осмыслить символическую сущность┘ и образа тройки, и символизма как художественного направления, и теорию символизма, разрабатываемую в этом направлении, и современное мифотворчество, и сами эти мифы, и еще многое другое". (В.Сапогов. "Новый мир", #11) Действующие лица и исполнители "Я не отношу Шукшина к "крестьянской" прозе, потому что не понимаю этого тематического определения. Оно проникло в нашу критику под влиянием издательских планов. В самом деле, можно ли назвать "крестьянскими" "Поликушку" или "Власть тьмы"? Проза Шукшина тем и хороша, что город и деревня остро и оригинально перепутаны в ней. Городские или даже газетные выражения в разговорах колхозников встречаются на каждом шагу, и это производит впечатление свежести и правдивости, потому, что в наши дни на таком языке говорит страна┘ "Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта┘ любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны, - писал Чехов старшему брату 11 апреля 1889 года, - Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать". Здесь каждое слово ведет к прозе Шукшина. Он писал короткие рассказы о мелочах, не заслуживающих на первый взгляд никакого внимания. Он отменил подробности в портретном изображении героя. Жизнь состоит из мимолетностей, случайностей, обрывающихся впечатлений. Он остановил мимолетность и сумел придать ей характер явления. Он не зализывал, не шлифовал и был неуклюж и дерзок. Его искренность была трогательной, воинствующей и нежной. Мы потеряли писателя, успевшего занять свое место в литературе. Это удается немногим". Пегий пес, бегущий краем моря. Повесть // "Знамя", 1977, #4."Пегий пес┘", несомненно, сказание, повесть-сказание с присущими сказанию признаками. С форсированием специфически национальных моментов общественной жизни и быта: русский человек в сказании выступит в старинной одежде, допетровски бородатым, степенным, а нивхи, северный притихоокеанский народ, естественно, открываются в своей, нивховской необыкновенности┘ Космогония в сказании всепроникающа: о чем бы ни повествовало оно, события будут возведены ко дням сотворения мира. Поэтому и мир в сказании √ слитный какой-то мир и причудливый: рассматриваемый вне жанра сказания, он легко может быть развенчан как нелепое суеверие, темный домысел. В учебнике зоологии чадо у человека и рыбы родиться не может, а в сказании может, и родился же мальчик у Рыбы-женщины и нивхского юноши, и было положено начало поселению нивхов на берегу океана, на срезе земли и воды. Сказание имеет дело с душою стихий и вещей, отсюда, кстати, и гипнотизирующий, завораживающий (а не аналитически убеждающий аргументами и доводами) ритмический стиль сказания┘ Но "Пегий пес┘" и бесспорная повесть: все локализовано в социальном времени┘ Критическое отношение к событиям почти вековой давности, сердитый их анализ явствен у Айтматова┘ Неожиданность повести Айтматова, ее этапность, ее загадочность и, наконец, ее художественная общелитературная перспективность - в такой стереоскопичности зрения, видения мира. В понимании, что герои его живут в своем нравственном мире, в мире сказаний; моральное и художественное для них синкретически нераздельны, едины┘ Все так, и все у Айтматова по-хорошему традиционно. Но повесть его не только повесть, монологически утверждающая свое воззрение на мир в качестве единственно правомерного. Она на распутье. Она в колебаниях. Она отступает перед сказанием, оставляя неприкосновенной его странную правду". (В.Турбин, За други своя. "Новый мир", #8). Царь-рыба. Повествование в рассказах. - М."В том, что астафьевская "Царь-рыба" в отличие от предшествовавших ей "Кражи" и "Пастуха и пастушки" вызовет взрыв критической разноголосицы, можно было и не сомневаться. Но того, что под обстрел попадет язык писателя, я как-то не ожидала. Вежливые замечания, а порой и сдержанные упреки в адрес языковых экспериментов В.Астафьева раздавались и прежде. Но тут уж от былой сдержанности и следа не осталось, хотя именно "Царь-рыба", как мне представляется, вещь в языковом отношении и целостная, и органичная. Простонародное слово здесь не торчит, подобно экзотическим лаптям на новомодной кухне, а живет, дышит, работает, создавая удивительную своей свободой и нестандартностью языковую атмосферу книги┘ Астафьев не чурается ни прямой публицистики, ни статистических выкладок, ни открытого обсуждения как экологических, так и хозяйственных вопросов. Но будь в "Царь-рыбе" только это, мы бы имели еще один, сибирский, вариант "Деревенского дневника". Однако перед нами не просто дневник, хотя, может быть, начиналась "Царь-рыба" именно с лирико-публицистического дневника. И эта внутренняя установка на исповедь, освободив Астафьева от разного рода жанровых скреп, придала его публицистическому выступлению широкий философский смысл". (А.Марченко, "Стал он кликать золотую рыбку┘" "Новый мир", #1). Прощание с Матерой. Повести. - М."В "Прощании с Матерой", оплакав поэзию крестьянской жизни с поразительной искренностью любви и горя, Распутин более жестоко и менее гуманно, чем раньше, разделил мир своей повести на "своих" и "чужих": своих, живущих на священном острове, омываемом и отделяемом от всего и всех чистой водой родной реки, и на чужих, городских, пришлых, с чужой речью, с полным непониманием духа и бед Матеры, с утилитарно-паразитическим жизненным кредо. Это усиленное обобщенностью жанра деление мира я бы назвала фельетонностью. Потому что в таком механическом, не свойственном в принципе Распутину делении того, что в глубине едино, есть своя публицистическая сила, но нет объективности и большой, всепонимающей гуманности". (Е.Старикова, Жить и помнить. "Новый мир", #11). Контекст - 1972. Литературно-теоретические исследования. Редкол.: А.С.Мясников, П.В.Палиевский, Я.Е.Эльсберг. - М., 1973; "В переводе с латинского слово "контекст" означает "связь", "сцепление". Этим заглавием выражена основная цель сборника - исследовать литературу в тесной связи с мыслью и действительностью нашего времени. Как отмечено в редакционном вступлении к первому выпуску сборника, современное буржуазное литературоведение во многих своих направлениях "тяготеет к понятию "текст", стремится вычленить его, обособить, отделить и представить как единственную реальность, достойную изучения". Но литература не сводима к тексту - она включает и тот исторический, социальный, личностный контекст, который входит в слово полнотой его смысла. Художественное слово подобно живой личности: внешне оно ограничено чувственной оболочкой (тканью, "текстом"), но внутри полно бесконечного смысла, который постоянно стремится к воплощению бесконечности внешнего мира┘ Важно понять, почему связь литературы с реальностью не отнимает у них самостоятельности, но прибавляет обеим ценности, почему контраст нужен гармонии, а особенность укрепляет общность. Исследование литературного текста в его реальном контексте - многообещающее неправление нашей науки, ведущее в долгий и трудный путь от слова к жизни". ( М.Эпштейн, От слова к жизни. "Новый мир", #6). Томашевский Ю. Встречи. Литературно-критические сюжеты. - Воронеж."Книжка Юрия Томашевского "Встречи" концептуальна. Богата мыслями, наблюдениями. Эмоционально крепко заряжена. Свои "литературно-критические сюжеты" - именно так обозначен жанр работы - автор предварил обращением к читателю. "Критика пишет не о литературе. Она, как и литература, пишет о жизни. С той только разницей, что в своих суждениях опирается на произведения литературы". Мысль не очень новая, но напоминать о ней изредка не вредно: уж слишком прочно в иных умах утвердилось представление о вторичности критики, призванной "приплясывать перед "родительницей", петь с ее голоса, только лишь вторить тому, что пишет литература". (У.Гуральник, Первая книга критика. "Новый мир", #1). Витражных дел мастер. - М."В поэзии Вознесенского всегда есть будоражащее начало, которое свидетельствует о присутствии жизни. Правда, жизнь эта "какая-то взвинченная", эйфорическая. Ее можно сравнить с атмосферой дружеского пира. С одной стороны, говорят умно и жарко, жизненные энергии сгущены; с другой же - некто встанет наутро, посмотрит в окно на падающий снежок и подумает: "О чем, собственно, была речь?" (Вл.Гусев, Прошлое и будущее стиха. "Новый мир", #7). Стихи. - М., 1975.Цикл стихов // "Октябрь", 1975, #6. Цикл стихов // "День поэзии", М., 1976. "Есть, видимо, некий (не шуточный, не пустяковый) нравственный конфликт, питающий и движущий поэзию Ахмадулиной. Обычно он растворен в образе, но иногда прорывается наружу, и кажется тогда, что нет сейчас другого поэта, который так же пылко, резко, а подчас категорично отдавал бы предпочтение "сердцу" в ущерб "уму", как это делает не говорящая прямо, затейливая Ахмадулина. При уме, сразу же оговоримся, ссылаясь на предисловие к ее книге П.Антокольского и полностью присоединяясь к нему, "по-мужски проницательном"┘ Но если в ранних стихах Ахмадулиной конфликт этот еще не отчетлив и носит несколько общий, абстрактный характер, то в дальнейшем он приобретает более конкретные черты, проецируясь непосредственно не человеческие отношения. То, что условно называлось нами "сердцем" (а Ахмадулиной - "душой"), славится ею уже как сердечность. "Ум" же выступает как четкий синоним рассудочности, ведущей по ее мнению, к разобщенности, разъединенности людей, ибо участие подменяется любопытством┘ Отсюда и возникают в этих (сравнительно поздних) стихах энергические нападки на рацио, принимающие зачастую обостренно-полемическую форму┘ Ахмадулина - за пристрастность, за верность, за душевную щедрость, доброту. И сила ее таланта такова, что бесспорные истины эти вновь поражают читателя своей новизной. А такая власть дана лишь немногим поэтам". (И.Винокурова, Живое движение стиха. "Новый мир", #2). Тарасов Н. Впечатление. Книга стихов. - М."Николай Тарасов - поэт со своим почерком, со своей манерой, с точным и острым видением мира. Мыслит он всегда через детали, подробности, метафоры. В его книге находишь целостный обжитой мир, где строго определено место каждой подробности, все существенно и все мотивированно. Видно, что стихи вошли сюда "отстоявшиеся", собранные за много лет работы, что это опыт зрелой мысли, здесь нет ничего незначительного, скороспелого┘ Зрелость мысли, а с другой стороны, "свежесть чувств и зренья острота" определяют, на мой взгляд, обаяние, художественную индивидуальность безвременно ушедшего от нас поэта. Индивидуальность, столь полно выразившуюся в его последней книге". (Е.Винокуров. "Новый мир", #3). Другие произведения Абрамов Ф. Адамов А. Азаров В. Аксенов В. Алексеев М. Ананьев А. Антокольский П. Асадов Э. Астафьев В. Балл Г. Барто А. Белов В. Берестов В. Битов А. Богомолов В. Бондарев Ю. Ботвинник С. Ваншенкин К. Винокуров Е. Владимов Г. Волков О. Глазков Н. Гнедич Т. Голявкин В. Горбовский Г. Гордейчев В. Гранин Д. Дворкин И. Дроздов И. Дугин Л. Дудин М. Евтушенко Е. Елисеев Е. Железнов П. Жигулин А. Залыгин С. Западов А. Зиновьев Н. Золотусский И. Искандер Ф. Каверин В. Казанцев В. Карелин Л. Кежун Б. Кобзев И. Козин В. Кондырев Л. Кузнецов Ф. Кузнецов Ю. Куклин Л. Куняев С. Латынин Л. Липкин С. Лисовский К. Лифшиц В. Лукницкий Г. Михалков С. Михалков С., Прокофьева С., Сапгир Г. Можаев Б. Мориц Ю. Нагибин Ю. Ольшанский А. Орлов П. Остер Г. Островой С. Ошанин Л. Пикуль В. Пиляр Ю. Полевой Б. Поперечный А. Поскребышев О. Приставкин А. Распутин В. Рассадин Ст. Ренемчук А. Рождественский Вс. Рождественский Р. Рыбаков А. Сажин П. Свирский В.Д. Семенихин Г. Серман Б.Е. Симонов К. Соболь М. Софронов А. Солоухин Вл. Соснора В. Татьяничева Л. Трифонов Ю. Успенский Э. Хармс Д. Черный С. Чухонцев О. Шагинян М. Шатинский А. Шевцов И. Шестинский О. Шефнер В. Шкляревский И. Щипачев С. Яковлев Н. Яковлев Ю. Яшин А. Яшина Н. |