Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, выпуск 77: 1977
Дата публикации:  31 Декабря 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | КНИГА ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Авгурша, кобь прервав, раскидывает
На потрохах, - и моделируется
Один из вариантов жизни, -
И вспыхивает в вайях глаз провидицы, и гаснет
От дуновения еще неслышимого шороха, -
И - перехваченным военкурьером -
Червленые клочки, давясь, глотает
Воспитанница тьм и мгл.

М.Еремин. Стихотворение опубликовано к книге: Стихотворения. СПб., 1998.

События

В "Новом мире" (#2) опубликованы Письма Марины Цветаевой Максимилиану Волошину. Публикация, вступление и примечания Ирмы Кудровой. В #4 публикация: Максимилиан Волошин. - "Войди, мой гость┘" Предисловие Л.Евстигнеевой.

Вышла книга, ставшая много позже культовой: Толкин Д.Р.Р. Хоббит, или Туда и обратно. Сказочная повесть. Пер. Н.Рахмановой. √ Л.

Научная литература

Виноградов В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. Послесл. А.П.Чудакова; Коммент. А.П.Чудакова и Р.Д.Тименчика. - М.

Гиллельсон М.И.
От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей. - Л.

Гинзбург Л.
О психологической прозе. - Л.

Лакшин В.
Александр Николаевич Островский. - М.

Лихачев Д.С.
"Слово о полку Игореве". Историко-литературный очерк. - М.

Манн Ю.
Поэтика русского романтизма. - М.

Пропп В.
Фольклор и действительность. Избранные статьи. - М.

Тынянов Ю.
Поэтика. История литературы. Кино. Предисл. В.Каверина. - М.

Умер Вс.Рождественский.

См. также здесь.

Книга года

Лосев А.Ф.
Проблема символа и реалистическое искусство. - М.

"Название книги явно скромнее ее содержания. А.Лосев, по сути, создает введение в общую теорию символа┘

Предлагаемое в книге А.Лосева толкование символа как "порождающей" модели, как функции, разложимой в бесконечный ряд, как принципа "бесконечного становления с указанием всей той закономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления", дает возможность осмыслить символическую сущность┘ и образа тройки, и символизма как художественного направления, и теорию символизма, разрабатываемую в этом направлении, и современное мифотворчество, и сами эти мифы, и еще многое другое". (В.Сапогов. "Новый мир", #11)

Действующие лица и исполнители

Каверин В. Рассказы Шукшина | Айтматов Ч. Пегий пес, бегущий краем моря | Астафьев В. Царь-рыба | Распутин В. Прощание с Матерой | Контекст. Литературно-теоретические исследования | Томашевский Ю. Встречи | Вознесенский А. Витражных дел мастер | Ахмадулина Б. Стихи | Тарасов Н. Впечатление | Другие произведения

Каверин В.

Рассказы Шукшина. "Новый мир", #6.

"Я не отношу Шукшина к "крестьянской" прозе, потому что не понимаю этого тематического определения. Оно проникло в нашу критику под влиянием издательских планов. В самом деле, можно ли назвать "крестьянскими" "Поликушку" или "Власть тьмы"?

Проза Шукшина тем и хороша, что город и деревня остро и оригинально перепутаны в ней. Городские или даже газетные выражения в разговорах колхозников встречаются на каждом шагу, и это производит впечатление свежести и правдивости, потому, что в наши дни на таком языке говорит страна┘

"Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость - сестра таланта┘ любовные объяснения, измены жен и мужей, вдовьи, сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны, - писал Чехов старшему брату 11 апреля 1889 года, - Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать".

Здесь каждое слово ведет к прозе Шукшина. Он писал короткие рассказы о мелочах, не заслуживающих на первый взгляд никакого внимания. Он отменил подробности в портретном изображении героя. Жизнь состоит из мимолетностей, случайностей, обрывающихся впечатлений. Он остановил мимолетность и сумел придать ей характер явления. Он не зализывал, не шлифовал и был неуклюж и дерзок. Его искренность была трогательной, воинствующей и нежной. Мы потеряли писателя, успевшего занять свое место в литературе. Это удается немногим".

Айтматов Ч.

Пегий пес, бегущий краем моря. Повесть // "Знамя", 1977, #4.

"Пегий пес┘", несомненно, сказание, повесть-сказание с присущими сказанию признаками. С форсированием специфически национальных моментов общественной жизни и быта: русский человек в сказании выступит в старинной одежде, допетровски бородатым, степенным, а нивхи, северный притихоокеанский народ, естественно, открываются в своей, нивховской необыкновенности┘

Космогония в сказании всепроникающа: о чем бы ни повествовало оно, события будут возведены ко дням сотворения мира. Поэтому и мир в сказании √ слитный какой-то мир и причудливый: рассматриваемый вне жанра сказания, он легко может быть развенчан как нелепое суеверие, темный домысел. В учебнике зоологии чадо у человека и рыбы родиться не может, а в сказании может, и родился же мальчик у Рыбы-женщины и нивхского юноши, и было положено начало поселению нивхов на берегу океана, на срезе земли и воды. Сказание имеет дело с душою стихий и вещей, отсюда, кстати, и гипнотизирующий, завораживающий (а не аналитически убеждающий аргументами и доводами) ритмический стиль сказания┘

Но "Пегий пес┘" и бесспорная повесть: все локализовано в социальном времени┘ Критическое отношение к событиям почти вековой давности, сердитый их анализ явствен у Айтматова┘

Неожиданность повести Айтматова, ее этапность, ее загадочность и, наконец, ее художественная общелитературная перспективность - в такой стереоскопичности зрения, видения мира. В понимании, что герои его живут в своем нравственном мире, в мире сказаний; моральное и художественное для них синкретически нераздельны, едины┘

Все так, и все у Айтматова по-хорошему традиционно. Но повесть его не только повесть, монологически утверждающая свое воззрение на мир в качестве единственно правомерного. Она на распутье. Она в колебаниях. Она отступает перед сказанием, оставляя неприкосновенной его странную правду". (В.Турбин, За други своя. "Новый мир", #8).

Астафьев В.

Царь-рыба. Повествование в рассказах. - М.

"В том, что астафьевская "Царь-рыба" в отличие от предшествовавших ей "Кражи" и "Пастуха и пастушки" вызовет взрыв критической разноголосицы, можно было и не сомневаться. Но того, что под обстрел попадет язык писателя, я как-то не ожидала. Вежливые замечания, а порой и сдержанные упреки в адрес языковых экспериментов В.Астафьева раздавались и прежде. Но тут уж от былой сдержанности и следа не осталось, хотя именно "Царь-рыба", как мне представляется, вещь в языковом отношении и целостная, и органичная. Простонародное слово здесь не торчит, подобно экзотическим лаптям на новомодной кухне, а живет, дышит, работает, создавая удивительную своей свободой и нестандартностью языковую атмосферу книги┘

Астафьев не чурается ни прямой публицистики, ни статистических выкладок, ни открытого обсуждения как экологических, так и хозяйственных вопросов. Но будь в "Царь-рыбе" только это, мы бы имели еще один, сибирский, вариант "Деревенского дневника". Однако перед нами не просто дневник, хотя, может быть, начиналась "Царь-рыба" именно с лирико-публицистического дневника. И эта внутренняя установка на исповедь, освободив Астафьева от разного рода жанровых скреп, придала его публицистическому выступлению широкий философский смысл". (А.Марченко, "Стал он кликать золотую рыбку┘" "Новый мир", #1).

Рапутин В.

Прощание с Матерой. Повести. - М.

"В "Прощании с Матерой", оплакав поэзию крестьянской жизни с поразительной искренностью любви и горя, Распутин более жестоко и менее гуманно, чем раньше, разделил мир своей повести на "своих" и "чужих": своих, живущих на священном острове, омываемом и отделяемом от всего и всех чистой водой родной реки, и на чужих, городских, пришлых, с чужой речью, с полным непониманием духа и бед Матеры, с утилитарно-паразитическим жизненным кредо. Это усиленное обобщенностью жанра деление мира я бы назвала фельетонностью. Потому что в таком механическом, не свойственном в принципе Распутину делении того, что в глубине едино, есть своя публицистическая сила, но нет объективности и большой, всепонимающей гуманности". (Е.Старикова, Жить и помнить. "Новый мир", #11).

Контекст - 1972. Литературно-теоретические исследования. Редкол.: А.С.Мясников, П.В.Палиевский, Я.Е.Эльсберг. - М., 1973;
Контекст - 1973, 1974; Контекст - 1974, 1975. Редкол.: Н.К.Гей, А.С.Мясников, П.В.Палиевский, Я.Е.Эльсберг.

"В переводе с латинского слово "контекст" означает "связь", "сцепление". Этим заглавием выражена основная цель сборника - исследовать литературу в тесной связи с мыслью и действительностью нашего времени. Как отмечено в редакционном вступлении к первому выпуску сборника, современное буржуазное литературоведение во многих своих направлениях "тяготеет к понятию "текст", стремится вычленить его, обособить, отделить и представить как единственную реальность, достойную изучения". Но литература не сводима к тексту - она включает и тот исторический, социальный, личностный контекст, который входит в слово полнотой его смысла. Художественное слово подобно живой личности: внешне оно ограничено чувственной оболочкой (тканью, "текстом"), но внутри полно бесконечного смысла, который постоянно стремится к воплощению бесконечности внешнего мира┘

Важно понять, почему связь литературы с реальностью не отнимает у них самостоятельности, но прибавляет обеим ценности, почему контраст нужен гармонии, а особенность укрепляет общность. Исследование литературного текста в его реальном контексте - многообещающее неправление нашей науки, ведущее в долгий и трудный путь от слова к жизни". ( М.Эпштейн, От слова к жизни. "Новый мир", #6).

Томашевский Ю.

Встречи. Литературно-критические сюжеты. - Воронеж.

"Книжка Юрия Томашевского "Встречи" концептуальна. Богата мыслями, наблюдениями. Эмоционально крепко заряжена. Свои "литературно-критические сюжеты" - именно так обозначен жанр работы - автор предварил обращением к читателю. "Критика пишет не о литературе. Она, как и литература, пишет о жизни. С той только разницей, что в своих суждениях опирается на произведения литературы". Мысль не очень новая, но напоминать о ней изредка не вредно: уж слишком прочно в иных умах утвердилось представление о вторичности критики, призванной "приплясывать перед "родительницей", петь с ее голоса, только лишь вторить тому, что пишет литература". (У.Гуральник, Первая книга критика. "Новый мир", #1).

Вознесенский А.

Витражных дел мастер. - М.

"В поэзии Вознесенского всегда есть будоражащее начало, которое свидетельствует о присутствии жизни. Правда, жизнь эта "какая-то взвинченная", эйфорическая. Ее можно сравнить с атмосферой дружеского пира. С одной стороны, говорят умно и жарко, жизненные энергии сгущены; с другой же - некто встанет наутро, посмотрит в окно на падающий снежок и подумает: "О чем, собственно, была речь?" (Вл.Гусев, Прошлое и будущее стиха. "Новый мир", #7).

Ахмадулина Б.

Стихи. - М., 1975.
Цикл стихов // "Октябрь", 1975, #6.
Цикл стихов // "День поэзии", М., 1976.

"Есть, видимо, некий (не шуточный, не пустяковый) нравственный конфликт, питающий и движущий поэзию Ахмадулиной. Обычно он растворен в образе, но иногда прорывается наружу, и кажется тогда, что нет сейчас другого поэта, который так же пылко, резко, а подчас категорично отдавал бы предпочтение "сердцу" в ущерб "уму", как это делает не говорящая прямо, затейливая Ахмадулина. При уме, сразу же оговоримся, ссылаясь на предисловие к ее книге П.Антокольского и полностью присоединяясь к нему, "по-мужски проницательном"┘

Но если в ранних стихах Ахмадулиной конфликт этот еще не отчетлив и носит несколько общий, абстрактный характер, то в дальнейшем он приобретает более конкретные черты, проецируясь непосредственно не человеческие отношения. То, что условно называлось нами "сердцем" (а Ахмадулиной - "душой"), славится ею уже как сердечность. "Ум" же выступает как четкий синоним рассудочности, ведущей по ее мнению, к разобщенности, разъединенности людей, ибо участие подменяется любопытством┘

Отсюда и возникают в этих (сравнительно поздних) стихах энергические нападки на рацио, принимающие зачастую обостренно-полемическую форму┘

Ахмадулина - за пристрастность, за верность, за душевную щедрость, доброту. И сила ее таланта такова, что бесспорные истины эти вновь поражают читателя своей новизной. А такая власть дана лишь немногим поэтам". (И.Винокурова, Живое движение стиха. "Новый мир", #2).

Тарасов Н.

Впечатление. Книга стихов. - М.

"Николай Тарасов - поэт со своим почерком, со своей манерой, с точным и острым видением мира. Мыслит он всегда через детали, подробности, метафоры. В его книге находишь целостный обжитой мир, где строго определено место каждой подробности, все существенно и все мотивированно. Видно, что стихи вошли сюда "отстоявшиеся", собранные за много лет работы, что это опыт зрелой мысли, здесь нет ничего незначительного, скороспелого┘

Зрелость мысли, а с другой стороны, "свежесть чувств и зренья острота" определяют, на мой взгляд, обаяние, художественную индивидуальность безвременно ушедшего от нас поэта. Индивидуальность, столь полно выразившуюся в его последней книге". (Е.Винокуров. "Новый мир", #3).

Другие произведения

Абрамов Ф.
Олешина изба. Повесть, рассказы. - Архангельск.

Адамов А.
Час ночи. Повести. - М.

Азаров В.
Мужество. Стихотворения и поэма. - Мурманск.

Аксенов В.
Сундучок, в котором что-то стучит. Современная повесть-сказка без волшебства, но с приключениями. - М.

Алексеев М.
Ивушка неплакучая. Роман. - М.

Ананьев А.
Годы без войны. Роман. - М.
Верненские рассказы. - М.

Антокольский П.
Два века поэзии Франции. Переводы. - М.
Колыбель русской поэзии. Стихотворения и поэмы. - М.

Асадов Э.
Созвездие гончих псов. Стихотворения, поэмы. - М.

Астафьев В.
Повести. - М.
Черемуха. Драма в 2-х актах. - М.

Балл Г.
Трубящий в тишине. Рассказы и повести. - М.

Барто А.
Записки детского поэта. - М.

Белов В.
Кануны. Хроника конца 20-х гг. - М.
Рассказы о всякой живности. - М.

Берестов В.
Школьная лирика. Стихи. - М.

Битов А.
Семь путешествий. Повести. - Л.
Дни человека. Повести. - М.

Богомолов В.
Сердца моего боль. Повесть и рассказы. - М.

Бондарев Ю.
Ожидание. Страницы из записной книжки. - М.

Ботвинник С.
Зеленые миры. Стихи. - Л.

Ваншенкин К.
Дорожный знак. Лирика. - М.

Винокуров Е.
Она. Стихи о любви. - М.
Дом и мир. Стихи. - М.

Владимов Г.
Три минуты молчания. Роман. - М.

Волков О.
Чур, заповедано! - М.

Глазков Н.
С января до января. Стихи. - М.

Гнедич Т.
Этюды. Сонеты. - Л.

Голявкин В.
Три повести. - Л.

Горбовский Г.
Видения на холмах. Новые стихи. - М.
Монолог. Стихи. - Л.

Гордейчев В.
Соизмеренья. Стихотворения и поэмы. - М.

Гранин Д.
Дождь в чужом городе. Повести. - Л.
Клавдия Вилор. Повесть. - М.

Дворкин И.
Голова античной богини. Повесть. - Л.

Дроздов И.
... И капли первые дождя. Стихи. - М.

Дугин Л.
Лицей. Роман. - М.

Дудин М.
Лирика. Стихиотворения, переводы, 1971-1975. - Л.

Евтушенко Е.
В полный рост. Новая книга стихотворений и поэм. - М.

Елисеев Е.
Ночное. Стихи. - М.

Железнов П.
Молодости верен. Стихи. - М.

Жигулин А.
Горящая береста. Стихи. - М.

Залыгин С.
Комиссия. Роман. - М.

Западов А.
Забытая слава. Исторические повести. - М.

Зиновьев Н.
Вовремя. Стихи. - М.

Золотусский И.
Час выбора. Очерки о русккой литературе. - М.

Искандер Ф.
Сандро из Чегема. Рассказы, роман. - М.

Каверин В.
Петроградский студент. Роман. - М.

Казанцев В.
Солнечные часы. Стихи. - М.
Порыв. Книга стихов. - М.

Карелин Л.
Перед экраном. Рассказы. - М.

Кежун Б.
Стихотворения. - Л.
Дыхание земли. Стихотворения и поэмы. - Л.

Кобзев И.
Дума о России. Поэмы. - М.

Козин В.
Путешествие за стадом. Рассказы и повесть. - М.

Кондырев Л.
Рукопожатие. Стихи. - М.

Кузнецов Ф.
Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. - М.

Кузнецов Ю.
Край света √ за первым углом. Стихотворения и поэмы. - М.

Куклин Л.
Зов.Стихи. - М.
Я верю. Стихотворения, песни. - Л.

Куняев С.
Свиток. Новая книга стихов. - М.

Латынин Л.
Патриаршие пруды. Стихи. - М.

Липкин С.
Тетрадь бытия. Стихи и переводы. - Душанбе.

Лисовский К.
Стихи последних лет. - М.
Звезды дальних дорог. Стихи. - М.

Лифшиц В.
Лирика. - М.

Лукницкий Г.
Ленинград действует... Фронтовой дневник. - М.

Михалков С.
Быль. Стихи. - М.

Михалков С., Прокофьева С., Сапгир Г.
Лесной "Декамерон". Пьеса-басня в 2-х действиях. - М.

Можаев Б.
Мужики и бабы. Роман. - М.

Мориц Ю.
Малиновая кошка. Стихи для детей. - М.

Нагибин Ю.
Маленькие рассказы о большой судьбе. - М.

Ольшанский А.
Сто пятый километр. Рассказы и повесть. - М.

Орлов П.
Русский сентиментализм. - М.

Остер Г.
Котенок по имени Гав. Маленькие сказки. - М.

Островой С.
Зеленая обезьяна. Рассказы. - М.
Моя новая лирика. - М.

Ошанин Л.
Издалека √ долго... Лирические баллады. Песни. - М.

Пикуль В.
Из старой шкатулки. Миниатюры. - Л.

Пиляр Ю.
Разговор по душам. Повести и рассказы. - М.

Полевой Б.
Биографические повести. - М.
Анюта. Повесть. - М.

Поперечный А.
Августовское поле. Стихи и поэмы. - М.

Поскребышев О.
Вдали от больших городов. Книга стихотворений. - М.
Матица. Книга стихотворений. - М.

Приставкин А.
Ванюша и Селигерович. Художественно-документальная повесть. - М.

Распутин В.
Последний срок. - М.

Рассадин Ст.
Драматург Пушкин. Поэтика, идеи, эволюция. - М.

Ренемчук А.
Хлопоты. Повести и рассказы. - М.

Рождественский Вс.
Страна молодости. Лирика. - Л.

Рождественский Р.
Все начинается с любви. Лирические стихотворения. - М.
Не просто спорт. Стихотворения. - М.
Голос города. Новые стихи. - М.

Рыбаков А.
Выстрел. Повесть. - М.

Сажин П.
Севастопольская хроника. Повесть. - М.

Свирский В.Д.
Ученик маркера. Повесть. - Рига.

Семенихин Г.
Послесловие к подвигу. Повесть, роман. Рассказы. - М.

Серман Б.Е.
Восхождение. Документальные повести. - Симферополь.

Симонов К.
Шел солдат. Документальная повесть. - М.

Соболь М.
Товарищи Волшебники. Книга стихов. - М.

Софронов А.
Курганы. Стихи. Песни. Поэмы. - М.

Солоухин Вл.
Слово живое и мертвое. Статьи, очерки, выступления. - М.
Седина. Новая книга стихов. - М.

Соснора В.
Стихотворения. - Л.

Татьяничева Л.
У рассвета сосны розовы. Стихи. - М.

Трифонов Ю.
Обмен. Пьеса. - М.

Успенский Э.
Сегодня в нашем городе. - М.
Все в порядке. Стихи для детей. - М.

Хармс Д.
Что это было? Стихи для детей. - Л.

Черный С.
Что кому нравится. Стихи для детей. - М.

Чухонцев О.
Из трех тетрадей. Стихи. - М.

Шагинян М.
Очерки разных лет, 1941-1976. - М.

Шатинский А.
Утренний снег. Стихи. - Л.

Шевцов И.
Бородинское поле. Роман. - М.

Шестинский О.
Жизнь. Стихотворения и поэмы, 1947-1975. - М.

Шефнер В.
Имя для птицы. Повести. - Л.
Круглая тайна. Повести. - Л.

Шкляревский И.
Лодка. Книга стихов. - М.

Щипачев С.
Синева России. Новые стихи. - М.

Яковлев Н.
Жизнь во лжи. Антисоветская деятельность Солженицына. - М.

Яковлев Ю.
Моя дочь Нюша. Повесть и рассказы. - М.

Яшин А.
Дневники, 1941-1945. - М.

Яшина Н.
Воспоминания об отце. Лирические записки. - Архангельск.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 53 /29.12/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 76: 1976 /25.12/
Ахиллес - русский. Дом на набережной. Историческая правда с нами! Многотрудная зарубежная деятельность советских писателей. Третий в пятом ряду. Ресторанные подвиги командира полка. Ключевский и Апрельские тезисы. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 52. Скандал вокруг Синявского. Школа для дураков Саши Соколова. Иванькиада Войновича. Записки об Анне Ахматовой. Сидят литераторы и все время делают из себя литературу.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 52 /25.12/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 75: 1975 /18.12/
Свобода есть. Солженицына нет. Ориентиры С.Михалкова. В августе сорок четвертого. Главная книга Шукшина. Батон стал творческой удачей Вайнеров. Миссия Кушнера. 30-е и 70-е годы стоят в одном строю. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 51. В России открыт фронт свободы. Состояние Армалинского. Верный Руслан Владимова. Первая книга Л.Владимировой. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. Я повесился из-за того, что не мог найти носков.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 51 /18.12/
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru