Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, выпуск 79: 1979
Дата публикации:  24 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ФРАЗА ГОДА | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

У человека
В середине века
Болит висок и дергается веко.
Но он промежду тем прожекты строит,
Все замечает, обличает, кроет,
Рвет на ходу подметки, землю роет.
И только иногда в ночную тьму,
Все двери заперев, по-волчьи воет.

Но этот вой не слышен никому.

А.Межиров. Из цикла стихотворений Чужая жизнь // "Литературная газета", #5.

События

В "Новом мире", #12, опубликована вторая часть Повести о Сонечке. М.Цветаевой. Публикация и предисловие А.Саакянц.

Вышли книги:

Белый А.
Петербург. Роман. - М.

Пильняк Б.
Избранные произведения. Вст. ст. и комм. В.Новикова. - Л.

Льюис К.С.
Лев, Колдунья и платяной шкаф. Сказка. Пер. с англ. Г.Островской. - Л.

Кампания против составителей и участников "Метрополя".

8 февраля умер Н.С.Тихонов.

28 августа умер К.М.Симонов.

См. также здесь.

Фраза года

"Забвенье тоже создает культуру".

Б.Слуцкий. Необходимость забвенья // "Новый мир", #5.

Действующие лица и исполнители

Кузьменко Ю. В конце века | Окуджава Б. Путешествие дилетантов | Бакланов Г. Навеки девятнадцатилетние | Семенов Ю. ТАСС уполномочен заявить | Алексин А. Раздел имущества | Аннинский Л. Тридцатые-семидесятые. Зеркало экрана | Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения | Кушнер А. Голос | Слуцкий Б. Время моих ровесников. Неоконченные споры | Матвеева Н. Река | Другие произведения

Кузьменко Ю.

В конце века. Советская литература: годы восьмидесятые-девяностые // "Новый мир", #1.

"С любопытством и вниманием вглядываемся мы сейчас в годы 80-е. А там, за ними, открывается рубеж последнего десятилетия ХХ века. Что ожидает нас и наших детей на этом чистом, еще не заполненном ничем пространстве истории советской литературы. Какие высоты окажутся под силу нынешним молодым, подающим надежды писателям? Какие имена перейдут из безвестных школьных журналов успеваемости на обложки книг, заставив говорить о себе в нашей стране и за ее пределами? Какие художественные открытия наложат свою печать на облик литературы годов 80-х и 90-х, кануна XXI столетия?..

Будем исходить из того, что на протяжении последних двух десятилетий ХХ века нас ожидает беспокойный, полный тревог и опасностей, но все-таки мир, сохраняемый усилиями стран социалистического содружества, разумом и волей миллиардов жителей планеты...

Второе непременное "если" - положение в стране, ход коммунистического строительства. Наша наука не дает прогноза, когда именно всестороннее развитие социалистической системы приведет к качественному скачку, к вступлению страны во вторую, высшую фазу новой общественной формации... Однако вряд ли можно сомневаться в том, что этот рубеж окажется за пределами ближайших двух десятилетий...

Как выглядят с учетом этих двух "если" перспективы развития художественной литературы?

Эстетической революции, коренным образом меняющей способы художественного отражения реальности, не предвидится. Литература 80-90-х годов будет в основном развиваться в русле тенденций, обнаруживших себя в годы 60-70-е".

Окуджава Б.

Путешествие дилетантов. Из записок отставного поручика Амирана Амилахвари. Роман // "Дружба народов", 1976, #8-9, 1978, #9-10.

"Роман Булата Окуджавы "Путешествие дилетантов" - доказательство того, что границы исторической прозы куда менее четки, чем можно себе представить...

Два основных источника "Путешествия дилетантов" - проза Лермонтова и Толстого...

По мере того, как развивается жизненная драма Мятлева, роман - в плане опорного материала - явственно двигается от лермонтовской прозы к кавказской прозе молодого Толстого... Сравнение военного быта, психологической проблематики, манеры описания боевых действий соответствующих глав романа и... названных вещей Толстого обнаруживает несомненную ориентацию Окуджавы на этот материал именно как на исторический источник...

Вышесказанное вовсе не ставит под сомнение оригинальность произведения Окуджавы. Воссоздание такой своеобразной и характерной фигуры, как Мятлев, - безусловно, его заслуга.

Теперь мы должны попытаться понять импульсы, побудившие автора написать этот роман.

Если предыдущую историческую прозу Окуджавы можно рассматривать как прозу, и только, то "Путешествие дилетантов" невозможно понять, не обратившись к его поэзии...

Одна из основных черт поэзии Окуджавы - благородство. Одно из основных чувств, ее одушевляющих - ностальгия. Ностальгия по старому Арбату, военной молодости, пушкинскому времени. Ностальгия по тому стилю жизненного поведения, который связывается у нас с эпохой декабристов...

Роман насыщен декабристскими мотивами. Сам Мятлев - декабрист, опоздавший родиться. Мятлев - это Пьер Безухов другой эпохи. Пьер Безухов без идей, без почвы. В Мятлеве нет активности, которую рождал дух декабристского времени. Мятлев - герой пассивного сопротивления...

Принадлежность той или иной вещи к историческому жанру определяется в конечном счете не наличием исторических имен и легко узнаваемых событий, но тем, насколько удалось автору приблизиться к основным духовным конфликтам эпохи. Именно это и удалось Окуджаве. Горечь, с которой душа писателя резонирует на звуковые волны, идущие из прошлого века, придает особый драматический колорит и необычайное обаяние "Путешествию дилетантов". Основа воздействия романа на читателя - непрерывность исторической эмоции..." (Я.Гордин, Любовь и драма Мятлева. "Литературная газета", #1).

"Мне кажется, это уж скорее Анатоль Курагин, неизвестно почему возведенный в Печорины, да к тому же (для пущей загадочности?) украшенный грибоедовско-тютчевскими очками. Это худосочное существо есть наилучшая иллюстрация "историзма" романа. Все здесь тривиально: и таинственные упоминания о Поэте и декабристах, и усмешки над "патриотами" (которые, конечно, пишут доносы), и детали быта, знакомые любому, кто удосужился хоть раз в жизни посетить какой-нибудь музей-усадьбу...

Как это ни парадоксально, но у меня, читателя, знакомящегося с героем, "красно украшенным" предметами дворянского обихода, возникает аналогия с персонажами молодежных повестей времен "Звездного билета"...

С "молодежной прозой" шестидесятых годов исторические сочинения Окуджавы роднит и стилевая манерность... Тот же здесь и "антиобывательский" пафос, порожденный молодеческой глухотой к глубинным повседневным ценностям народной жизни.

После всего сказанного нетрудно ответить на вопрос: почему все-таки история? Тривиальность, литературщину легче скрыть за мишурным блеском исторической экзотики...

Да только не очень-то интересно следить за этими бесконечными переодеваниями. Закрадывается подозрение - а не демонстрирует ли нам романист свою профессиональную мускулатуру?

У Окуджавы в его старом стихотворении была строчка: "Надежды маленький оркестрик под управлением любви". Когда мысль-образ была высказана столь кратко, это звучало мило, трогательно, но когда оркестрик начинает выводить бесконечные вариации на тему себя самого - нам делается скучно". (С.Плеханов, Анатоль Курагин, возведенный в Печорины. "Литературная газета", #1).

Бакланов Г.

Навеки девятнадцатилетние. Повесть // "Октябрь", #5.

"Кто разделит великих и невеликих, когда они еще пожить не успели? Может быть, самые великие - Пушкин будущий, Толстой - остались в эти годы на полях войны безымянно и никогда ничего уже на скажут людям?

Вот какой видится автору жертва, принесенная целым поколением во имя чести, свободы и независимости Родины.

Вот почему тональность повести близка звучанию реквиема тем из двадцати миллионов, кому в войну не исполнилось двадцати лет.

Вот почему строй произведения так близок к строю лиро-эпической песни о бессмертии..." (Ю.Лукин, Ради жизни на земле. "Знамя", #11).

Семенов Ю.

ТАСС уполномочен заявить...- М.

"В своей новой повести Юлиан Семенов совершает вместе с читателем своеобразную экскурсию по арсеналу наших идеологических врагов. И мы видим достаточно опасное оружие, припасенное для борьбы со всеми сторонниками мира и разрядки международной напряженности. Но в мире есть люди, готовые остановить провокаторов из Лэнгли, штаб-квартиры ЦРУ. И среди них - работники советской государственной безопасности. Я думаю, читатель полюбит новых героев Юлиана Семенова. Потому что всегда дорог и близок тебе человек, который бескорыстно и вовремя приходит на помощь". (Э.Хруцкий, Заговор против тишины. "Литературная газета", #42).

Алексин А.

Раздел имущества. Повесть // "Юность", #2.

"А.Алексин всегда относится к своему юному герою с глубоким уважением. Видимо, поэтому ему удается проникнуть в порою недоступный взрослым внутренний мир подростка. И, открыв этот мир, писатель заставляет нас пристальнее вглядеться в себя и окружающих людей. Тогда и для нас тоже наступает час ученичества". (Н.Елистратова, Растет человек. "Знамя", #10).

Аннинский Л.

Тридцатые-семидесятые. - М., 1978.
Зеркало экрана. Минск., 1977.

"По сути своей манеры Л.Аннинский полемист, иногда, впрочем, создающий лишь видимость полемики - уже как прием, а не как метод... А основное его оружие - сравнение, сопоставление произведений, манер, мотивов, художников, творческих поколений. В таких сопоставлениях очень тесно сплетаются обычно в критике объективное и субъективное: объективность, основательность сопоставления и непредсказуемая, подчас рождаемая в глубинах памяти или подсознания причудливость, прихотливость...

А уж самое его любимое оружие - триада. Не та гегелевская тезис - антитезис - синтез, а та, что является логическим развитием сопоставления. Подчас они образуют своеобразный ряд: "...несокрушимо серьезен Слуцкий, пронзительно прямодушен Самойлов, Безжалостно распахнут Луконин". Все здесь субъективно, не претендует на научную точность, но остро, резко: скорее мгновенное восприятие, чем исчерпывающая характеристика...

Иногда он сам запутывается в этих отточенных триадах, противоречит самому себе...

И вот здесь мы подходим к самой, может быть, характерной черте дарования Аннинского. Я бы определил ее как парадоксальность. Парадоксальность во всем...

Но при этом нужно, разумеется, иметь в виду: парадокс парадокса состоит в том, что у него короткое дыхание. Он обнажает противоречия, но редко дает ход вперед. И это тоже ощутимо в концепции Аннинского: он охотнее расщепляет... чем синтезирует.

Живая мысль - казалось бы, разумеющееся, но (увы!) не всегда присутствующее в статьях критиков качество. У Аннинского оно обязательное". (А.Бочаров, За живой мыслью. "Новый мир", #1).

Лосев А.Ф.

Эстетика Возрождения. - М.

"Казалось бы, после безбрежного моря специальной литературы о Ренессансе сказать здесь новое слово почти невозможно. Однако А.Лосев нашел свою точку зрения, открыл целый пласт, не получивший до него системного и полного анализа и описания, - собственно эстетические учения и воззрения эпохи Возрождения...

Сильное аналитическое начало, соединенное с подлинной художественностью, отличает книгу А.Лосева. Читая ее, чувствуешь молодую, трепетную силу ищущей мысли, задор и напористость в словах и суждениях". (И.Нахов, Эстетика человеческих дерзаний. "Литературная газета", #24).

Кушнер А.

Голос. Стихотворения. - Л.

"Важное качество есть у лирики сегодняшнего Александра Кушнера: передавая нам многогранность мыслей и переживаний автора, стихи несут в себе обаяние поэтических мгновений (говоря его же словами - "это счастья неприбранный вид, это, кроме высоких материй, то, что мучает всех и роднит"), избегая итоговой завершенности. Они, как никогда ранее, раскрыты в мир, в жизнь". (В.Залещук, "Мне дорог жизни крупный план...""Литературная газета", #43).

Слуцкий Б.

Время моих ровесников. Стихотворения. - М., 1977.
Неоконченные споры. Стихи. - М., 1978.

"Жесткие контуры, непререкаемость интонации, грубая, ребристая арматура, проступающая сквозь звуковой, музыкальный покров стиха, отпечатавшего в себе "девяностоградусность, прямизну углов реальности", - вот что такое поэзия Слуцкого, какой мы привыкли ее знать. Только "тьма низких истин", недвусмысленно противопоставленная любому обману и самообману, в том числе и "возвышающему", только черный хлеб правды, только мысль, рассчитанная на однозначное, точное прочтение... Маловато? Пусть маловато, зато надежно, ответственно, основательно, а ради этих достоинств Слуцкий сто раз готов поступиться и многокрасочностью, и нюансировкой, и артистизмом...

Этика Бориса Слуцкого есть прежде всего и по преимуществу этика долга. Солдатская этика.

Аскетическая строгость, дисциплина, подтянутость, самозабвенность входят в нее на правах непременных условий...

Те стихи Бориса Слуцкого, которыми были отмечены последние годы, показывают, с каким мужеством и великой пользой для поэзии преодолевает поэт "кессонную болезнь", вызванную перепадом давлений - военного и нынешнего, как смело открывает он шлюзы чувствам и переживаниям, прежде подавлявшимся усилием воли, целомудренно утаивавшимся от читателя. Теперь можно увидеть, "как хороша в окне звезда, пусть хоть одна звезда, большая...", можно позволить себе тихую, просветленную радость "пустого" созерцания; ...можно дать волю жалости, незлобивой мудрости, грусти...

Так что это, "новый" Слуцкий? И да и нет. Шлюзы открылись потому лишь, что время потребовало этого. А значит, вновь прозвучала труба долга. Рассказавшему о трагической и прекрасной юности своего поколения, о его ясной и обильной трудами зрелости как же не поведать и о том, как поколение это достойно клонится к своему естественному рубежу?" (С.Чупринин, Школа долга. "Новый мир", #5).

Матвеева Н.

Река. Стихи. - М.

"Жесткая внутренняя дисциплина, всячески пропагандируемая ею, не самоцель, а единственно надежное средство жить не только достойно, но относительно счастливо.

Так незаметно Матвеева решает сложнейший вопрос бытия - естественно соединяет желание счастья с нравственною жаждой. И в этом, думается, секрет обаяния ее поэзии - полнокровной, веселой, живой, несмотря на "железный" внутренний стержень, а может быть, именно и благодаря ему.

Каждый поэт рождается, по словам Корнея Чуковского, со своей "длинной фанатичной мыслью". "Мысль" Матвеевой как бы вдвойне "фанатична". Ибо предмет ее веры - величие человеческого духа - исключает терпимость и снисхождение, предполагает самую суровую шкалу нравственных оценок...

В Матвеевой есть что-то донкихотское - отважное, бесхитростное и одинокое, чуточку наивное в век искушенных Гамлетов". (И.Винокурова, "...Ищу под видимостью - душу"."Новый мир", #4).

Другие произведения

Анчаров М.
Самшитовый лес. Роман // "Новый мир", #9-10.

Асадов Э.
Годы мужества и любви. Стихи, поэмы. - М.

Бахтин М.
Эстетика словесного творчества. - М.

Белов В.
Воспитание по доктору Споку. Сборник прозы. - М.
Кануны. Хроника конца 20-х гг. - Вологда.

Битов А.
Уроки Армении. - Ереван.

Бонди С.М.
О Пушкине. Статьи и исследования. - М.

Булычев К.
Сто лет тому вперед. Фантастическая повесть. - М.

Вайнер А.А., Вайнер Г.А.
Лекарство для Несмеяны. Роман. - М.

Ваншенкин К.
Лица и голоса. - М.

Вацуро В.Э.
"Северные цветы". История альманаха Дельвига - Пушкина. - М.

Винокуров Е.
Путешествия. Стихи последних лет. - М.

Гранин Д.
Дождь в чужом городе. Рассказы и повести. - М.

Доризо Н.
Пока деревья есть на свете. Книга лирики. - М.

Дроздов В.
Листва календаря. Стихи. - Л.

Дудин М.
Клубок. Стихотворения и поэмы. - Л.

Евтушенко Е.
Отцовский слух. Стихи. - М.
Присяга простору. Стихи. - Иркутск.
Компромисс Компромиссович. Стихи. - М.
Утренний народ. Новая книга стихов. - М.

Зорин Л.
Измена // "Театр", #1.

Ивнев Р.
Теплые листья. Стихи. - М.

Искандер Ф.
Начало. Рассказы. - Сухуми.

Кузовлева Т.
Две зари. Стихи. - М.

Лихачев Д.С.
"Слово о полку Игореве" и культура его времени. - Л.

Мартынов Л.
Гиперболы. Стихи. - М.

Михалков С.
Разговор по душам. Сатира, публицистика, юмор. - М.
Коты и мыши. Басни. - М.
Литература. Время. Жизнь. Публицистика. - М.

Можаев Б.
Старые истории. Повести и рассказы. - М.

Наровчатов С.
Окно в молодость. Очерки. - М.
Мы входим в жизнь. Книга молодости. - М.

Пикуль В.
Богатство. Два романа. - Л.

Пиляр Ю.
Такой случай. Роман, повести, рассказ. - М.

Проскурин П.
Имя твое. Роман. - М.

Сапгир Г.
Карманный комарик. Стихи для детей. - М.

Сатуновский Я.
Где загадка, там отгадка. Стихи для детей. - М.

Солоухин В.
Крутая Марина. Роман. - М.
Мед на хлебе. Повести и рассказы. - М.

Тарковский Арс.
Волшебные горы. Стихи. - Тбилиси.

Тихонов Н.
Стихотворения, 1970-1977 гг. - М.

Токарева В.
Летающие качели. Рассказы, повесть. - М.

Турбин В.Н.
Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. - М.

Чудакова М.О.
Поэтика Михаила Зощенко. - М.

Шкляревский И.
Неназванная сила. Новые стихи и поэмы. - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 55 /23.01/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 78: 1978 /15.01/
Составлен "Метрополь". Поиски жанра Аксенова. Аннинский жаждет беллетризма. Решительный и удавшийся опыт. Что можно сделать с литературой Каверина? Оптимизм Шефнера рождается из преодоления горя. Я - клоун. Весть Самойлова. Монотонная Ахмадулина. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 54 Игорь Чиннов о поэтах. Юбилей Солженицына. Крымские рассказы А.Седых. 800 страниц о лагерях. Воспоминания Ольги Ивинской. Лимонов как последователь Ломоносова. Сонеты на рубашках Сапгира.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 54 /14.01/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 77: 1977 /31.12/
Волошин возвращается. Современные мифы. Шукшин неуклюж и дерзок. Чадо человека и рыбы. Лапти Астафьева. Прощание с Матерой. Эйфорическая жизнь Вознесенского. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 53 Выставки нонконформистов. Вайль и Генис уезжают. Смерть Галича и Набокова. Конец прекрасной эпохи Бродского. Коммунисты стали редкостью. Москва-Петушки. Беседы Виктора Франка. Социализмом движет инстинкт смерти. Аполлон-77.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 53 /29.12/
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru