Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20020128.html |
Век=текст, выпуск 80: 1980 Егор Отрощенко Дата публикации: 28 Января 2002 Стихотворение года
Париж, 1 июня 1980. События 23 июня умер Л.Мартынов. 25 июля дома в Москве умер от сердечного приступа В.Высоцкий. Вышли книги: Анненский И. Сологуб Ф. Гинзбург Л.Я. Кортасар Х. Маркес Г.Г. В "Новом мире" (#6) опубликовано Начало прозы 36 года Б.Пастернака. Предисл. Е.Б.Пастернака. Книга года Орлов В. Действующие лица и исполнители Другая жизнь. Повести, рассказы. - М. "Передо мной две книги Юрия Трифонова; все было ранее читано, но теперь перечитывается с возросшим интересом и беспокойством. Отдельно взятые вещи сливаются в одну "человеческую комедию": судьбы как бы переплелись, ситуации дополнили друг друга, характеры наложились один на другой - и ты стремишься понять, кто же в целом эти люди. Ошибки их во многом общие, мытарства тоже, семейные неурядицы переходят из семьи в семью. И всех героев гложет примерно одно и то же: в любой неурядице остаться по возможности человеком". (И.Велембовская, Симпатии и антипатии Юрия Трифонова. "Новый мир", #9). Мгновения. - М."Ю.Бондарев с горечью пишет о том, как в так называемом секс-шопе молчаливые люди разных возрастов, не поднимая глаз, неторопливо просматривают книги, посвященные вариантам и вариациям любви. Как непохоже, как далеко это от той культурной и нравственной атмосферы, от того художественно климата, которым столько веков пленял нас Париж┘ Я познакомился с ним (Ю.Бондаревым. - Е.О.), когда ему еще не было сорока, только что вышли его "Батальоны просят огня" и "Последние залпы". Критики считали его военным писателем. Потом он написал "Тишину". И вновь стало неясно, к какой рубрике причислить: никуда не укладывается. С "Горячим снегом" в этом смысле было проще. А потом он написал "Берег". Всегда неожиданный и самобытный художник, он не вмещается в готовые критические рубрики. Раздвигает их. Так произошло и здесь, в книге столь необычной по жанру, столь цельной и разнообразной, поражающей удивительной искренностью и той неожиданной мудростью прозрений, что дается настоящим художникам┘" (В.Амлинский, Грани единого опыта. "Новый мир", #4). Свечи на ветру. Роман. - Вильнюс."Не только для читателя, пожалуй, и для критики эта книга окажется неожиданностью. В ней открылся нам готовый художник, вполне владеющий и словом и тем жизненным материалом, который наполняет все три части романа "Свечи на ветру". Он сложился в добрых традициях нашей литературы. Написанный поэтом и многолетним переводчиком литовской поэзии на русский язык, поэтический по самому виденью мира, роман привлекает глубоко достоверным, реалистическим изображением жизни, изначальный взгляд автора на человека добр и справедлив, а судьбы людей, их земное существование складывается в обширную панораму действительности исторической, неотделимой от великих и трагических событий века". (А.Борщаговский, Пробуждение личности. "Новый мир", #9). Нескучный сад. Повесть. Романы. Рассказы. - М."Если воспринимать эту книгу как избранное, то скорее всего в рассказах (а не в повести и романах) чувствуешь, что писатель "недоисповедовался", что он чего-то избегает, а может быть, страшится. Может быть, ему мешает излишняя строгость вкуса, оберегающая от открытости чувства. Хочется больше раскованности и даже растрепанности, взвихренности, большего вываливания на страницы всего, что накипело. В ком не накипело? Я не за искусственное взвинчивание темперамента, не за росплеск африканских страстей, но если учитель говорит на уроках только сдержанным голосом, то когда-нибудь, пусть в одиночестве, он может и взвыть или замычать, пряча от пугающего зеркала свое лицо набрякшими смертельной усталостью руками". (Е.Евтушенко, Причастность. "Новый мир", #7). Пусть каждый исполнит свой долг. Документальная повесть о Северной войне. - М."Проза Я.Гордина экономна. Предпочитая короткую, динамичную фразу, он максимально насыщает ее информацией. Причем информация эта совсем не обязательно фактографическая, он находит место и для описаний природы, и для чисто художественных деталей, передающих динамизм сражений, томительность ожиданий, спасительность личного героизма. Нелегко определить, к какому известному нам жанру относится произведение: перед нами книга, в которой сочетаются черты исторической хроники-исследования, психологических портретов и приключенческой военной беллетристики. При этом важно сказать, что в повести нет ни одного вымышленного персонажа┘ Равнодействующая истории складывается из самых сложных и разнонаправленных сил, начиная от поведения русского солдата, участника астраханского восстания, крестьянина глухой деревни и кончая психологией саксонского короля и коменданта шведской крепости. Хотим мы этого или не хотим, мы все являемся участниками истории". (Ф.Чирсков. "Новый мир", #9). Герасимов И. Эффект положения. Роман // "Знамя", 1979, #11-12."Роман убеждает: надо, надо искать гармонию между делом и душой и не успокаивать себя мыслью, что одно замена другому. Это тем более существенно, что цель-то наша - воспитание гармоничной личности. И нет цели выше этой". (Ю.Смелков, Трудный путь к гармонии. "Новый мир", #8). Шугаев В. Арифметика любви. Повести и рассказы. - М.В рецензируемой книге, на мой взгляд, общественный климат, в котором живут ее персонажи, несколько приглушен. Фон событий, изображенных писателем, колоритен, ярок - природа, охотничий промысел, контора, завод, пасека, больница - все зримо и конкретно. Но ощущение времени ослаблено, действие некоторых рассказов могло происходить и в тридцатые, и в шестидесятые, и в любые другие мирные годы. А разве изображение сферы личных чувств исключает их социальную опредеоенность?" (О.Солоухина, Служение любви. "Наш современник", #2). Сторона отправления. Книга стихов. - М."Не странно ли, что Вадим Шефнер, не слишком склонный к литературным и вообще "культурным" ассоциациям (даже обожаемый Ленинград не манит его этой своей стороной), проявил такое внимание к библейской притче об изгнании человека из рая?.. Потому скорее всего, что вдумчиво-пристальный, аналитический взгляд на вещи не был присущ Шефнеру изначально, он был добыт им ценою немалых потерь. В частности, потерей простодушного, легкого, грациозного лиризма, каковым исполнены его ранние стихи┘ Безмятежность ушла, мир предстал сложным, парадоксальным. Не просто в нем человеку┘ С пафосом определяя цели поэзии вообще, Шефнер с лукавой скромностью говорит о собственной задаче. "Мне б создать велосипед", - заявляет он в одном из стихотворений. Он не заблуждается насчет новизны своей романтической концепции счастья. Он хочет лишь сделать ее пригодной для "повседневного пользования", целебной для всех, а для слабых в особенности. Вера в человека воодушевляет его". (И.Винокурова, Поэзии пристальный опыт. "Новый мир", #3). Другие произведения Абрамов Ф. Айтматов Ч. Асадов Э. Астафьев В. Бакланов Г. Битов А. Бондарев Ю. Булычев К. Васильев Б. Винокуров Е. Вознесенский А. Володарский Э.Я., Михалков Н.С. Глазков Н. Голявкин В. Горбовский Г. Гранин Д. Дудин М. Евтушенко Е. Жигулин А. Заходер Б. Зорин Л. Искандер Ф. Каверин В. Катаев В. Корнилов В. Кузовлева Т. Куняев С. Кушнер А. Лакшин В.Я. Левитанский Ю. Маканин В. Манн Ю. Мартынов Л. Межиров А. Можаев Б. Мориц Ю. Нагибин Ю. Озеров Л. Окуджава Б. Остер Г. Попов В. Разгон Л. Регистан Г. Рождественский Р. Солоухин В. Софронов А. Татьяничева Л. Шевцов И. Шпаликов Г. |