Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20020131.html |
Век=текст, выпуск 81: 1981 Егор Отрощенко Дата публикации: 31 Января 2002 Стихотворение года
С.Кулле. Стихотворение опубликовано в кн.: С.Кулле. Верлибры. СПб., 2000. События Вышли в свет книги: Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов. - М. Бальмонт К. Цветаева М. Пруст М. Честертон Г.К. 22 июля умер С.Наровчатов. Действующие лица и исполнители Конспекты лекций. ("Прометей" т.12) - М., 1980. "Бахтин к славе не стремился. Она пришла к нему сама, ничего, в общем, не изменив в жизни бескорыстного и мужественного ученого, продолжавшего спокойно и нацеленно доводить начатое до конца. Слава Бахтина служила не ему самому, а его читателям. Для академической науки книги Бахтина о Достоевском и Рабле приобрели широкую известность с опозданием. Для читателя же - как нельзя вовремя. Они оказались более чем созвучны звонким 60-м годам. С их поэзией, исполненной жаждой диалога и всепонимания. С их прозой, предпочитавшей вопросы ответам. С их театром, стремившимся прочесть в слове далеких эпох обращение к современности. Бахтинская формула специфического катарсиса, завершающего романы Достоевского, значила гораздо больше, чем просто литературоведческое разъяснение: "...ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди". Слава Бахтина помогала разрушить перегородки, отделявшие литературоведение от литературы, с одной стороны, и от читателя - с другой. В этом ее серьезное и необратимое культурное значение. Но в более спокойные и сосредоточенные 70-е годы стало заметно и другое. Слава Бахтина, сделавшись всеобщим достоянием, начала развиваться порою вразрез с внутренней сутью его научно-художественного творчества с его словом об искусстве, мире и человеке... ...Из Бахтина выдергивают - и довольно часто - цитаты "попроще", какие-то трюизмы, играющие в его текстах скромную роль связок, прослоек... Между тем заветные идеи Бахтина выражены в весьма специальных и достаточно сложных (с точки зрения читательского восприятия) суждениях. Имя Бахтина вышло далеко за пределы профессионально-литературоведческого круга. Само по себе это прекрасно, но сколько издержек связано со столь широкой популярностью! Имя, которое должно звучать как решительная антитеза всяческой суете и пошлости, вошло в потребительский "джентельменский набор": кожаный пиджак, билет на Таганку, пара цитат из Бахтина... Пора подумать о нашей духовной экологии. Смысл бахтинской деятельности нуждается в защите от репетиловщины. И от безотчетных восторгов в том числе. Ибо за ними, к сожалению, чаще всего стоит непонимание ( а то и простое незнание)... Пока же порадуемся выходу еще одного сборника трудов ученого, с большой тщательностью и вкусом составленного С.Бочаровым и содержательно (хотя и по необходимости экономно) прокомментированного им совместно с С.Аверинцевым. Сборник этот, говоря языком, приближенном авторскому, имеет характер объемлющий и завершающий. Он отвечает на многие вопросы, возникавшие при чтении предыдущих книг". (Вл.Новиков, Слово и слава. "Новый мир", #4). Три рассказа // "Север", 1979, #10.Мамониха. Повесть // "Нева", 1980, #9. Рассказы // "Нева", 1981, #1. Трава-мурава // "Север", 1981, #1; "Огонек", 1981, ##17-19. "У него, что ни вещь, то социальный вопрос, и острие этого вопроса прорывает текст, колется. И слез у него не заметно. Слезы, впрочем, никогда не были зазорны для русской литературы. Не стыдилась он их, не прятала. Даже и в грозных обличениях своих была милосердна. Милосердие и есть трепет сердца. Оттого и нетерпелив Федор Абрамов и страстен, что выводит его на острие вопроса живая боль... Читаю его новые повести и рассказы. Опять деревня, опять абрамовские старики. Но что поделаешь? Старое не стареет. Старики - пуповина, связывающая нас с прошлым. С уходящим, конечно, но не с ушедшим. Потому что прошлое это у нас в крови, прошлым этим питаемся и живем... Федор Абрамов если и лечит, то болью. Вызывая ответную боль, он вызывает силы для отпора болезни. Он не страшится признать, что посягает на всю правду, а не только на часть ее. В этом его достоинство и праведность... Сколько раз колотила его критика за трепет сердца. За горячность, несдержанность. За то, что хватает он через край, перебарщивает. Все взнуздать его пытались, обуздать. Не вышло. Поэтому не померк его голос, поэтому не остыл. Иных бог и талантом не обделил, а натуры не дал. Талант мастера при твердости натуры - сила. Сила, которую и пресилить нельзя". (И.Золотусский, Трепет сердца. "Новый мир", #9). Встречи на улицах. - М."Книга эта театральна. Не потому, что ее рассказы сделаны как монологи и скетчи, вернее не только потому. Проза Жванецкого - принадлежность того театра, который, по словам Маяковского, "...не зеркало, а увеличивающее стекло". Автор беоет самые простые житейские ситуации, знакомые каждому из нас, и гиперболизирует их, заставляя вглядеться, разглядеть и задуматься... Жванецкий, как и любой сатирик, - публицист. Это трудное дело - быть ненавязчивым публицистом. Он это дело знает. Автор владеет многими жанрами и главным из них - жанром общения. У него самобытный стиль письма: он строит произведение короткими репризными фразами. Так ударнее. И доходчивей. И коэффициент эмоциональной и интеллектуальной емкости высок. И простоон пишет так. Пишет о самых разных делах, и веселых и грустных, ему вообще свойственно смешивать грусть с весельем. Главный его дар - это чувство времени и понимание человека во времени". (С.Александрова. "Новый мир", #4). Избранные стихи. М., 1979."Читая "Избранные стихи" Николая Глазкова, вышедшие буквально сорок дней спустя после смерти поэта, как бы страницу за страницей перелистываешь жизнь: в сборнике стихи 1936-1977 годов, и это дает возможность увидеть Глазкова в полный рост, его открытое лицо, светлую душу и ясный ум... Многое из созданного Глазковым перекликается с поэзией Даниила Хармса, обериутов, отчасти с Хлебниковым, отражает время бескорыстных чудаков и романтиков, утверждая вместе с тем чувство человеческого достоинства, возвышения над мелочами быта... Борис Слуцкий в стихотворении, названном "Коля Глазков", писал: Он остался на перевале. Скинемся, товарищи, что ли? Стихи написаны еще при жизни. Но слова о памятнике могут оказаться пророческими. У поэзии Глазкова большое будущее, потому что с его перевала была хорошо видна даль". (Л.Фрухтман. "Новый мир", #3). Зимний день. Стихотворения. - М."Он не воспитывает, не наставляет читателя, как это делает, к примеру, в своей поэзии Б.Слуцкий, по-прежнему ощущающий себя учителем "школы для взрослых". Он и не исповедуется, не изливает перед читателем дуду, как это делает, к примеру, А.Межиров, ищущий в читателе "случайного попутчика". В своих стихотворениях Тарковский вообще не обращается к читателю прямо. Кажется, лишь однажды он шутливо спросил его: Кто, Державину докука, Этот вопрос - определенного рода тест, тест на выявление своего читателя, читателя, способного незамедлительно понять, что речь идет о "кузнечике". И если Слуцкий рассчитывает на читателя прежде всего "внимающего", если Межиров ждет читателя в первую очередь "участливого", то Тарковский не может существовать без читателя образованного, свободно ориентирующегося в русской поэзии. Ведь именно русские поэты от Державина до Хлебникова, Ахматовой и Заболоцкого - любимые собеседники поэта. Эпиграф или имя, цитата одно лишь характерное слово, а иногда и парафраза его - знаки напряженного, как иногда говорится, цехового разговора. Этот разговор во всем его объеме и должен уметь восстановить читатель Тарковского... Таков Тарковский прежний... Однако в его последнем сборнике "Зимнем дне" - ракурс зрения существенно меняется. Поэт уже не стремиться объять взглядом всю вселенную, весь мир с его прошлым и будущим, ему хочется "поближе" рассмотреть лицо природы, сосредоточиться на одном единственном дне - "зимнем"... ...Сердце поэта в этой книге впервые отказалось подчиняться голосу разума, внять чисто умозрительным, логическим доводам. Поэт как бы впервые ощутил всю важность, всю значительность своего личного, человеческого опыта, впервые признал за ним право на существование в стихах... ...Как встретит читатель знающий и любящий поэзию Тарковского, новую его книгу? Ведь нет в ней резкой необычности, гармонической цельности его прежних книг... И все же читатель, нам кажется, встретит сочувственно эту столь важную для Тарковского книгу. От несколько холодноватого интеллектуализма поэт идет в ней к обнаженной сердечности, от сложности идет к простоте". (И.Винокурова, Ладья на стремнине. "Новый мир", #3). Соболь М. Высокие костры. - М."Девушка любила капитана... Так мог написать только Марк Соболь. Чем-то похожий на Светлова? Да. Но главное - на самого себя. В большей степени, нежели другие, он всегда как бы интуитивно опасается откровенной публицистичности, набатной интонации. Но - что очень важно! - по-своему принимает ближний бой, по-своему выходит на прямую наводку, сохраняя при этом собственную интонацию - улыбчивую, чуть-чуть печальную, даже когда приближается к пафосу... Это совсем не просто - избежать чрезмерной пафосности или, напротив, стилизации под самую непритязательную, разговорную речь... Книга ветерана. И много в ней достоинства, хорошей озабоченности и пробившихся через сутемень солнечных лучей. Верится, что "Высокие костры" Марка Соболя зажжены не последней спичкой. Кое-что в запасе у поэта еще есть - нам на радость". (М.Найдич, Характер портрета. "Новый мир", #2). Два времени. Стихи. - М.Новые стихи // "День поэзии 1981". - М. "Ю.Левитанский, прирожденный лирик, начисто лишенный полемического азарта, может быть, даже несколько отставал от общего продвижения поэтического фронта, но обнаружил в себе главное, свое, что напитало его лирику, сделав ее и самородной и значительной. Это главное, эта этическая сердцевина личности поэта - доброта. Его стихи прежде всего добрые по преимуществу... Жить "по возможности достойно" - вот нравственное кредо поэта, итог его многолетних размышлений и о своей судьбе и о судьбе своего поколения добрых и усталых мужчин. Не исключено, что этот итог окажется недостаточным для тех, кто еще только начал тратить запасы своей жизненной энергии, кто с жаром и энтузиазмом юности ставит перед собою более романтические, максималистские цели. Что ж, "поздний опыт зрелого ума возрасту иному не годится"..." (С.Чупринин, "Евангелье от Сизифа". "Новый мир", #12). Десятилетье. Лирика. - М.Поздние яблоки. Лирика. - М. "В последних книгах нашел ритм соответствий окружающей жизни психологическим состояниям, который дает ощущение особой достоверности, искренности, подлинности его лирики". (А.Урбан, Сквозь годы. "Новый мир", #5). Другие произведения Азаров В. Алексин А. Ананьев А. Аннинский Л. Асадов Э. Бек Т. Белов В. Берестов В. Бондарев Ю. Вайнер А.А., Вайнер Г.А. Ваншенкин К. Винокуров Е. Гальперин Ю. Голявкин В. Горбовский Г. Гордин Я. Гранин Д. Гроссман М.С. Давыдов Ю. Добровольский Е. Драбкина А. Друнина Ю. Дудин М. Евтушенко Е. Елисеев Е. Журавлева А.И. Залыгин С. Заходер Б. Зорин Л. Каверин В. Казаков Ю. Казакова Р. Кожинов В. Куклин Л. Куняев С. Кушнер А. Лисянский М. Лихачев Д. Лотман Ю.М. Маканин В. Марков Г. Мартынов Л. Медынский Г. Михалков С. Могутин Ю. Мориц Ю. Нагибин Ю. Найдич М. Наровчатов С. Овалов Л. Озеров Л. Орлов В. Осповат А.Л. Остер Г. Ошанин Л. Пиляр Ю. Приставкин А. Рождественский Р. Рубина Д. Рыбаков А. Салимон В. Самойлов Д. Сатуновский Я. Сикорский В. Солоухин В. Софронов А. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Шевцов И. Шефнер В. Шкляревский И. Щипачев С. |