Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, зарубежье, выпуск 64
1988 год

Дата публикации:  31 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати



ЮБИЛЕЙ | СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ | РАЗМЫШЛЯЯ О РОССИИ

Юбилей

Александру Исаевичу Солженицыну - 70 лет.
"Исполнилось 70 лет нашему замечательному современнику, русскому писателю, Нобелевскому лауреату по литературе - Александру Солженицыну.

На его судьбе отложилась, почитай, вся история нового государства от начала до сегодняшнего дня. Но как?! Не отложилась, а отлилась в высшей пробы приговор этой системе со всеми ее "морозами", "заморозками", "детантами", "застоями" и "перестройками"...

У Солженицына нет ни одного нейтрального или отдельно стоящего литературного детища, невозможно разделение на тех, что редакторам, и те, что в стол. Все его детища, такие разные, неслиянные, но ведь и нераздельные! И не выберешь из них "чистую прозу", то есть безболевую игру слов...

Живите долго, Александр Исаевич! Вам еще предстоит возвращение. Вы своей жизнью, своими книгами уже доказали простую истину: не кончается талант, не кончается боль за свою землю, не кончается литература, не кончается совесть и честь, не кончается человек на первой же пограничной станции - он только продолжается, если высочайшее звание его - русский писатель!.." ("Грани", #150).

Судьба человека

В СССР возвращается Юрий Любимов и ставит "Бориса Годунова" в Театре на Таганке.

Во дворце театральных деятелей в Ленинграде - вечер Бродского.

24 июня умер поэт и писатель Родион Березов (США).

22 декабря умер поэт, прозаик, литературовед и критик Лев Гомолицкий.

Книжная летопись

Аксакова-Сиверс Т.
Семейная хроника. В двух книгах. - Париж.

"Аксакова-Сиверс, дочь известного ученого... родилась в Петербурге, жила в Москве и в Калужском имении в небольшом селении Аладино, была связана со многими именитыми людьми своего времени. Она вполне могла бы избежать ГУЛага: дважды после революции уезжала за границу, однако возвращалась. Вернулась из Франции и во второй раз, оставив там мать и сына. Очень скоро оказалась сначала в ссылке, потом в тюрьме, затем в лагере и, наконец, - в новой ссылке...

Аксакова-Сиверс сдерживает гнев, о своих мытарствах говорит порой с оттенком иронии, которая, впрочем, ничуть не заслоняет от читателя горечи происходящего - абсурда и ужаса действительности..." (Н.Т. "Континент", #57).

Аллилуева С.
Далекая музыка. - Нью-Йорк.

Андреев Д.
Из "Избранного". Стихи. "Грани", #147.

Антонов Д.
Надежда. - Чеховград.

"Автор книги определяет ее содержание словами: "...повесть о первой любви, о русской литературе - надежде на Духовное возрождение России..."

Главный персонаж книги, Федор Константинович Морозов, "второволновик", проживает с родителями в Италии, но тоска по родине одолевает его. Эту тоску увеличивают встречи с туристами из СССР, желание переменить образ жизни, повидать родные края... Совершив некий приключенческий трюк, он с поддельным паспортом переезжает в Швейцарию, затем в Финляндию и в качестве туриста появляется в Москве...

В книге много места и внимания посвящено проблемам секса во всех его разновидностях: супружеской любви, внебрачных связей, прелюбодеяния, насильничества... Отвратительные половые извращения связаны с общим нравственным вырождением и беспринципностью, столь характерными для "органов".

Страшно становится - до чего может человек дойти, отрешившись от Бога, религии, Церкви. Сознание тревожит вопрос: только ли в коммунистическом, советском царстве возможно такое вырождение? К сожалению, приходится констатировать, что - не только...

В современную секуляризированную эпоху, которую автор называет "деофобической" (богоборческой, богоненавистнической), почти все содействует развращению: педагоги высказываются в пользу свободной любви; кинопромышленность продает "секс" как ходкий товар; книжные магазины и газетно-сигаретные киоски продают порнографию; суды вчерашнюю бульварщину рассматривают как литературу...

Из современного словоупотребления выпали такие слова, как честь, благородство, патриотизм, грех..." (Игумен Геннадий (Эйкалович). "Континент", #59, 1989).

Армалинский М.
По обе стороны оргазма. Стихотворения 1964-1988. - Миннеаполис.

Башлачев А.
Уберите медные трубы. Стихи. "Континент", #57.

Бродский И.
"Рождественская звезда" и другие стихотворения. "Континент", #58.
Нобелевская лекция 1987. "Континент", #55.

Визель Э.
Завет. - США.

"Роман "Завет" - не биография жизни, а биография души. Потому автор покоряет нас не литературными достоинствами, в этом смысле книга его весьма и весьма уязвима, но в первую очередь своей эмоциональной страстью, жаждой справедливости и покоряющим стремлением, употребляя пастернаковское выражение, во всем дойти до самой сути..." (В.М. "Континент", #56).

Владимирова Л.
Стихи. "Новый журнал", #172-173.
Стихотворения. - Израиль.

"Последнее десятилетие опять ввело в литературу понятия "шестидесятые", "семидесятые". Но кончились шестидесятые, а литература семидесятых ушла в самиздат, затем за границу. Лия Владимирова не занималась политикой, не входила в круги диссидентов, но знала, что в России писатель, как преступник, - вне закона. Потому что искусство всегда нарушение косных догматов, и именно эстетическая самоценность, а не социальная направленность потрясает устои.

Моя тарусская Россия,
Моя владимирская ширь,
Моя возлюбленная Лия,
И Руфь, и нежная Эсфирь!

И блещет двуединым светом
Крыло у каждого плеча,
И две судьбы, как два завета,
В меня вошли кровоточа.

Так пишет о своей судьбе, уходе из России Лия Владимирова, чей голос уже 15 лет звучит на Западе..." (М.Фельдман. "Континент", #59, 1989).

Владимов Г.
Даешь Предславль! Поклонная гора. Главы из романа "Генерал и его армия". (Журнальный вариант). "Континент", #56- 58.

Войнович В.
Шапка. Повесть. (Журнальный вариант). "Континент", #55.

Волин М.Н.
Избранные стихи. - Аделаида.

Ерофеев В.
Моя маленькая лениниана. "Континент", #55.

Зайцев Б.К.
Мои современники. - Лондон.

Зиновьев А.
Катастройка. Главы из романа. "Континент", #57.

Иваск Ю.
Играющий человек. - Париж-Нью-Йорк.

"Юрий Павлович Иваск (1907-1986) - поэт, критик. Литературовед - ввел в русскую поэзию тему и понятие "играющего человека". Впервые его поэма под одноименным названием была напечатана в 1973 году в журнале "Возрождение" в париже (#240, 241, 242), затем в 1977 году распространялась в Москве в Самиздате и вот, наконец, вышла отдельной книжкой...

Написанная в форме септетов, поэма "Играющий человек" содержит целый ряд универсальных тем, от мирового зла до мировой культуры и темы благостного рая. Обращает на себя внимание также автобиографичность произведения. Это своего рода поэтический пробег по жизни: раннее детство, Суханово, Москва до четырнадцатилетия, потом Эстония после революции, первые встречи с видными поэты... Далее следует Западная Европа, Париж. Общение с Мережковскими, Мариной Цветаевой, Георгием Адамовичем, Ремизовым, Владимиром Вейдле...

Будучи наследником "Серебряного века", Ю.П. поистине жил поэзией, литературой и культурой. Жил, однако, не только для себя. У него... было глубокое чувство ответственности перед культурой. Отсюда и его дар благодарности, и забота о преемственности. С чувством благодарности, хотя одновременно и оценки, вспоминает он в поэме "Играющий человек" свои встречи с выдающимися поэтами и писателями, главным образом первой эмиграции: "Червинская, Варшавский или Кнут", "Затравленная гордая Марина", Георгий Иванов, "которого музыка высоко вознесет", "приятный Марков", "Моршена окрепшие напевы", "Брат ягуара, пумы - Перелешин"...

Ю.П. хотелось с стихах запечатлеть и сохранить заграничную культуру для изолированной и отчужденной от мира России. Он верил или, скорее, надеялся на возрождение страны своего детства..." (Е.Филипс-Юзвигг. "Новый журнал", #171).

Кашкаров Ю.
Стихи. "Грани", #148.

Кенжеев Б.
Стихотворения. "Континент", #56.

Кибиров Т.
Лесная школа. Плэма. "Континент", #56.

Колкер Ю.
Стихи. "Континент", #58.

Коржавин Н.
Сплетения. Стихи и поэмы. Франкфурт-на-Майне.

Кублановский Ю.
Metamorphosis. Стихи. "Грани", #149.

Ланской А.
Перед первой смертью. "Новый журнал", #171.

"Откроешь этак книжку, а там какой-нибудь Николай Емельянович спрашивает о чем-нибудь Мирру Георгиевну, а она ему отвечает. И уж знаешь точно, что читать не будешь. Пусть и фамилия авторская знаменитая, и разговор героев умен и свеж, а сил читать нет...

Не постигаю: для чего нужны авторам герои, почему не уморить их всех на первой же странице и не загулять самому. Самому спросить, самому ответить. Самому влюбиться, объясниться, и самому же прошептать: "Я согласна".

Перенаселение грозит мировой литературе. Ведь там ни детской смертности, ни голода, ни инфекции приличной не встретишь нынче. А если что-нибудь такое массовое объявится, то обязательно как символ или идеал. Ненатурально, в общем.

Как хотелось бы почитать книгу, где о герое говорилось бы примерно следующее: "Был у меня знакомый еврей, все мог достать в ноль минут. Но деньги брал бешенные". И все. А до этого и потом - рассуждения, рассуждения да пейзажи. И не надо бояться, что спросит некто: "А что же случилось дальше с вашим героем?" Ясно, что случилось: посадили, конечно, или в Израиль уехал. Писать, разумеется, этого не нужно. Дайте простор читательской фантазии.

Я живу в серенькую эпоху. На удивление бесплодна человеческая кровишка. Сколько пролилось ее и льется в том месте, которое называется - "наше время"! А где обещанные Маргарите виноградные гроздья? Одна чахлость и муть..."

Максимов В.
Как в саду при долине. Маленькая повесть. "Континент", #57.

Меньшагин Б.
Воспоминания. Смоленск... Катынь... Владимирская тюрьма. - Париж.

Минский М.
Короткие рассказы. "Новый журнал", #172-173.

Некрасов В.
В окопах Сталинграда. - Лондон.

Оболенский В.А.
Моя жизнь. Мои современники. - Париж.

Оболенский С.
Жанна - Божья Дева. - Париж.

Павлова Ж.
Императорская библиотека Эрмитажа 1762-1917. - Нью-Йорк.

Перелешин В.Ф.
Вдогонку. - Холиок.
Стихи. "Новый журнал", #170-173.

Савин И.
Только одна жизнь. 1922-1927. - Нью-Йорк.

"Говорят, что писатели и поэты должны жениться на своих вдовах, т.е. должны подумать о том, кому оставят свое литературное наследие, кто бережно сохранит его...

Такой жертвенной женщиной можно считать Людмилу Владимировну Сулимовскую, вдову известного поэта и прозаика русской эмиграции Ивана Савина. Критики называли его "Поэтом белой мечты".

Людмила Сулимовская пережила своего мужа на десятки лет, но все эти долгие и временами трудные для нее годы, бережно хранила светлую о нем память...

Редко кого в русской эмиграции любили так, как любили этого рано ушедшего из жизни поэта и прозаика. О нем много писали, причем не "по долгу службы" и не по знакомству и, конечно же, не корысти ради...

Произведения автора в книге начинаются с прозы. Благодаря трем изданиям "Ладонки", Савин в русской эмиграции (особенно второй) известен больше всего как поэт.

Мне кажется, не нужно особенно увлекаться сравнением савинской прозы и поэзии. Оба жанра у него "перекликаются"... И в прозе и в стихах та же большая тема: Россия, - битва за нее и боль за ее потерю...

Чем же особенна поэзия Ивана Савина? Что расположило к ней многих, совершенно разных по таланту и темпераменту писателей, поэтов и критиков русской диаспоры?

Думается, что самое главное в этой поэзии - ее необыкновенно искреннее чувство страдания, душевная мягкость даже в самых героических стихах и вера в поэтическое призвание. Эпиграфом к стихам Савина могут быть эти его строки:

... А я на коне,
Набегая, как хрупкая шлюпка
На девятый, на гибельный вал,
К голубому слову - голубка -
В черном грохоте рифму искал..."
(В.Синкевич. "Грани", #149).

Сапгир Г.
Новые сонеты. "Континент", #55-58.

Синкевич В.А.
Здесь я живу. - Филадельфия.

Солженицын А.
Красное колесо. Узел III. Март Семнадцатого (10 марта - 18 марта). - Париж.

Солоухин В.
Смех за левым плечом. - Франкфурт-на-Майне.
Смех за левым плечом. Главы из новой книги. "Грани", #147.

Тарковский А.
Из дневника. Публикация Ларисы Тарковской. "Континент", #57.

Тер-Погосиан Р.С.
Вдоль межи. - Лос-Анджелес.

Уфлянд В.
Два голоса и балалайка. Стихи. "Континент", #55.

Федотов Г.П.
Защита России. - Париж.

Чиннов И.
Стихи. "Новый журнал", #171-173.

Шельвах А.
Черновик отваги. - Миннеаполис.

Шенфельд И.
Зоська без носа. Рассказ. "Континент", #56.

Шехтер Ш.
Время, задержанное до выяснения. - Лондон.

Эткинд Е.
Симметрические космпозиции у Пушкина. - Париж.

Яновский В.
По ту сторону времени. Продолжение. Роман. "Новый журнал", #170.

Сборники:
Русская эмиграция. Журналы и сборники на русском языке 1920-1980 гг. Сводный указатель статей. Под редакцией Т.Л.Гладковой и Т.А.Осоргиной. - Париж.
Встречи. Поэтический альманах. - Филадельфия.

Размышляя о России

Довлатов С.
Встретились, поговорили. Рассказ. "Континент", #58.

"...Мысль о России становилась неотступной. Воображаемые картины следовали одна за другой. Целая череда эмоций представлялась Головкеру: удивление, раздражение, снисходительность. Ему четко слышались отдельные фразы на каждом этапе.

Например - у фасада какого-то случайного здания:
- Пардон, что означает "Гипровторчермет"?
Или - в случае какого-то бытового неудобства:
- Большевики меня поистине умиляют.
Или - за чтением меню:
- Цены, я так полагаю, в рублях?
Или - когда речь зайдет о нынешнем правительстве:
- Надеюсь, Горбачев хотя бы циник. Идеалист у власти - это катастрофа.
Или - если разговор пойдет об Америке:
- Америка не рай. Но если это ад, то самый лучший в мире.
Или - реплика в абстрактном духе. На случай, если произойдет что-то удивительное:
- Фантастика! Непременно расскажу об этом моему дружку Филу Керри...

У него были заготовлены реплики для всевозможных обстоятельств. Выходя из приличного ресторана, Головкер скажет:
- Это уже не хамство. Однако все еще не сервис.
Выходя из плохого, заметит:
- Такого я не припомню даже в Шанхае...

Головкер вечно что-то бормотал, жестикулировал, смеялся. Вдруг становился задумчивым и молчаливым. Много курил.
И вот он понял - надо ехать..."


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 87: 1987 /26.03/
"Пушкинский дом" Битова. Бродский с любовью. Собачье сердце. Покаяние Трифонова. Стиль Калещука наводит на мысль о бурении. Вечный раб своей свободы. Чувство греха Межирова. Честная книга. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 63. Нобелевская премия Бродского. Залыгин не хочет Войновича. Одоевцева возвращается в Россию. Смерть Елагина. Кублановский вводит читателя в заблуждение. Людоед Совецка Власть. Воспоминания Терапиано. Сегодня мои ребята затеяли пощупать вашу квартиру.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 63 /25.03/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 86: 1986 /20.03/
Дуэли отменены, а пощечины подсудны. "Плаха" Айтматова. Возвращение Гумилева. "Печальный детектив" Астафьева. Человек у обелиска. Тревожные сигналы Васильева. Жуткое чтение Л.Гинзбург. Свобода Гранина. Воинствующий Кушнер. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 62. Склока в эмиграции. Смерть Романа Гуля. Заметки Аксенова о журнальных пошлостях. Агония сна. Вся власть сонетам! "Детоубийца" Горенштейна. Книга Липкина о Гроссмане. Три жизни Оскара Рабина. Диссидентство как личный опыт Синявского. Воображаемое интервью с Набоковым.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 62 /20.03/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 85: 1985 /28.02/
Я простой московский чебурек. Личные жанры Гранина и Каверина. "Пожар" Распутина. Прораб Вознесенский ждет подвижника. Трудные пьесы Петрушевской. Соус вечности. "Обрядовая" лирика Окуджавы. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 61. Окололитературная бесовщина. Алешковский о посуде. Бродский в Стамбуле. Довлатов, как червонец, всем нравится. Спектр Кублановского. "Чудесный десант" Лосева. Борьба с книгами Саши Соколова.
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru