Русский Журнал
/ Круг чтения / Век=текст www.russ.ru/krug/vek/20020430.html |
Век=текст, выпуск 91, 1991 Егор Отрощенко Дата публикации: 30 Апреля 2002 Стихотворение года
А.Левин Из кн.: Орфей необязательный. Стихотворения 1984-2001 гг., М. - Тверь, 2001. События Опубликованы: Аверченко А. Алданов М. Анненков Ю. Аронзон Л. Бродский И. Вагинов К. Вайль П., Генис А. Волошин М. Газданов Г. Гиппиус З. Гиппиус З., Мережковский Д. Горенштейн Ф. Гумилев Н. Гуль Р. Даниэль Ю. Довлатов С. Дон-Аминадо Зиновьев А. К.Р. (Константин Константинович, Великий князь) Кузнецов А.В. Максимов В. Мамлеев Ю. Мандельштам О. Мережковский Д. Набоков В. Оболдуев Г. Ремизов А. Розанов В.В. и Гершензон М.О. Сидур В. Солженицын А. Степун Ф. Тэффи Н. Хармс Д. Ходасевич В. Чуковский К. Шмелев И. Миллер Г. Мрожек С. Толкин Д.Р.Р. Сборники: Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии. Сост. П.Бехтин. Авт.: А.Макаревич, Б.Гребенщиков, А.Башлачев, А.Градский, А.Романов, К.Никольский, Г.Ордановский, С.Рыженко, Ю.Шевчук, М.Науменко и др. Действующие лица и исполнители "Отворились темницы. Рухнули оковы. Они выходят на свободу, меняют одинаково полосатые арестантские одежды на партикулярное платье, рвут и бросают одинаковые у всех казенные документы: "...несмотря на ограниченность мировоззрения, правдиво отразил... изобличил... самодержавие и крепостничество... критика дворянства... вера в светлое будущее". Их не станут теперь гнать по трем этапам освободительного движения, не будут уличать в "кричащих противоречиях". Помилуйте, как же гению и мастеру творить без противоречий, без необходимой ему "энергии заблуждения"? Это ваши собственные, батенька, противоречия, причем не кричащие, а просто вопиющие. Судите теперь сами, кто смешон как пророк, открывающий новые рецепты спасения человечества, кто, в конце концов, "архискверный"... Идет большая и беспощадная переоценка (во многих случаях уценка) текстов, авторитетов, постулатов и суждений. Мы далеки от эйфорического обольщения, чувствуя, как велик и труден еще путь к царству истины, но мы уже ощутили на собственном опыте, что говорить правду легко и приятно. В заслуженное небытие отправляются тонны книг - это не только творения Брежнева и Черненко, не только монографии о развитом социализме и социалистическом реализме. Процесс духовного раскрепощения пошел в глубину, затронул отдаленные хронологические слои, наши представления не только о веке нынешнем, но и о веках минувших..." Вайль П., Генис А. Страна слов // "Новый мир", #4."Мифотворчество как идеологическое самообслуживание общества. Этим общечеловеческим талантом советский человек наделен в особой степени. Первой причиной тому - специфический характер русской культуры, всегда отождествляющей себя с искусством. Культура социальная и материальная выводилась за скобки, внутри которых привольно и ущербно развивалась культура духовная. Отсутствие парламента и унитаза никогда не унижало человека, знакомого с Достоевским и Бердяевым. Среди искусства во все времена господствовала литература. Литературоцентристская русская культура дала миру не только мастеров слова - от Пушкина до Бродского, не только учителей жизни - от Толстого до Солженицына, не только шедевры словесности - от "Героя нашего времени" до "Москвы-Петушков", но и уникального потребителя всего этого грандиозного потока слов, составляющего жизнь..." Ожег. - М.Остров Крым. - М. "Аксенова хочется пародировать. И не потому, что к тексту его возникли претензии (хотя они могут и возникнуть), наоборот. Энергичная, искрящаяся, "резвоскачущая" проза подхватывает и несет читателя - ты вливаешься в громокипящий поток, ты уже не замечаешь, что от автора, а что от тебя самого... Почти физиологическая радость охватывает тебя оттого, что словом можно описать все: пляж, автобус, драку, генерального секретаря, портвейн, черную икру... Слова блестят, как свежевымытые фрукты или машины, слова звенят, как гитара и ручей, слова кочевряжатся и комикуют, как герои Аксенова. Словом: "Жизнь моя, милый друг, течет... в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет". И впрямь кино, в котором всегда лето". (А.Немзер. Странная вещь, непонятная вещь // "Новый мир", #11). "Василий Аксенов писатель не метафизический. И все же, думается, не будет насилием над текстом прочесть его книгу ("Остров Крым". - Е.О.) как спрятавшуюся под маской политической антиутопии и не открывающуюся даже себе мечту. Мечту о свободной, гуманной и процветающей стране, где древняя земля Тмутараканская, чтобы быть счастливой, не нуждается в том, чтобы оборотиться в заграничный остров. Вторая книга. - М., 1990. "У Надежды Яковлевны была редкая способность, куда более редкая, чем литературное дарование само по себе: она писала, как говорила, без видимого миру усилия перенося на бумагу устную информацию. Это может показаться самым легким, а на деле труднее всего. Кто хочет, пусть попробует... В книгах сохранен, кажется, самый воздух, в который падали слова. Такая безыскусность со времен античных риторов почиталась за вершину искусства... Власть над словом либо есть, либо ее нет, и тогда ее не заменят ни добрые намерения, ни прекрасные порывы. Но вот что примечательно: насколько здесь власть эта была дана для исполнения определенного дела. Насколько она была обусловлена тем, что человеку было что сказать. Тем, что сказать это было смертельно необходимо... Надежда Яковлевна не могла применять свой дар, пускать его в ход хотя бы для самой благой цели. Она могла говорить только своим голосом - и только о своем... Надежда Яковлевна писала даже не романы, как Достоевский, а мемуары. Но если мы будем ожидать от ее книг того, что нормально ожидаем от мемуарной литературы, нам угрожает опасность быть очень несправедливыми - либо к ней, либо к ее персонажам, либо на обе стороны сразу. Ее сила - в изображении не конкретного, а общего, не внешнего, а внутреннего. Ее специальность - не столько факты, сколько атмосфера, окружающая факты..." (С.Авернинцев. "Были очи острее точимой косы..." // "Новый мир", #1). Критика - это критики. Проблемы и портреты. - М., 1988."Может быть, и стоило бы погадать о том, что ждет нашу критику в будущем, но только это тема совсем другого разговора, к которому я пока не готов. Как не готов и к ответу на простой, казалось бы, вопрос: что есть критика? Я не знаю. Но твердо уверен, что - не критики. И на такое отрицательное решение наводит меня среди прочего книга Чупринина - с любовью возведенный памятник литературной ситуации недавно миновавших лет. Тех лет, когда с горечью и радостью можно было сказать: "Критика - это критики!" (А.Немзер. Конец прекрасной эпохи. Заметки на полях книги о критике и критиках // "Новый мир", #5). Бродский И. Осенний крик ястреба. Стихотворения 1962-1989 годов. - Л., 1990.Часть речи. Избранные стихи. 1962-1988. - М., 1990. "Прежде поэзия наша традиционно связывала себя с французскою или немецкой. Пушкин читал Байрона в подлиннике, естественно, предпочитал Шекспира Расину, но в целом английское влияние оказалось для него опосредованным. То же и потом в "серебряном веке": российская поэзия - при всем своем великом своеобразии - как бы оставалась в рамках континентальной Европы. Бродский решительно стал прививать русскому стиху традиции англоязычной поэзии. Это вывело его на новые рубежи, позволило заговорить по-новому: монументальность текста, масштаб сарказма, остроумная нюансировка мысли и положений, пряная смесь иронии и лиризма - такого и в таких количествах до Бродского у нас не было. Теперь как-то неловко писать "просто" любовную или пейзажную лирику. Стихи, которые, не будь Бродского, выглядели бы вполне полноценно, ныне кажутся легковесными. Отныне стиху вдвойне необходима мысль, необходима какая-то философская "информация". Бродский сильно повысил концентрацию лирической речи... Музыка Бродского узнаваема сразу: она столь личностна и присуща именно его лирическому герою, что любая попытка работать в той же манере выглядит пародийно. Русская ритмика, в общем-то, ограничена; не старея, она кочует от поэта к поэту. У Бродского, однако, ее не позаимствуешь, это выдает с головой, обрекает на неудачу. Психологический и ритмический строй, тон, ток неповторимы, неподражаемы. У него не только свой трагический мир, но и собственная устойчивая символика, синтаксис, словарь - словом, своя, дотоле неслыханная "часть речи". (Ю.Кублановский. Позия нового измерения // "Новый мир", #2). Колокол. - М., 1989.Мои шестидесятые. Стихотворения. - Киев, 1990. "Контекст поэтического исповедничества Чичибабина, характер его лирического героя начисто исключает гордыню. Этот герой удивительно, обезоруживающе прям и открыто простодушен. Его стих правилен и ясен, но в нем нет докторального напора и нет чеканности; набат - да, это может прорваться, но нет чекана формул, нет самозабвенья правоты... Тут будущее с прошлым вразмах перемешаны, и сатанинская тоска - изначально, и бред скомороший едва удерживает от срыва в ярость, и кротость мудреца едва спасает от срыва в бессилие. "Верхним сознанием", пушкински выверенным, просветительски ясным, Борис Чичибабин объясняет читателю задачу, "как выбрать мед тоски из сатанинских сот и ярость правоты из кротости Сократа". Но колотится из под гармонии вечная боль, и кроется среди бескрайних цветущих, дождичками поливаемых просторов пропасть, которой нет имени. Впрочем есть: Но и за словом "Бог" встает такая бездна, которую надо иметь, чем объять". (Л.Аннинский. "Как выбрать мед из сатанинских сот?" // "Новый мир", #6). Другие произведения Агеев М. Аксенов В. Алейников В. Андреев Д. Андреев Д., Парин В., Раков Л. Арабов Ю. Астафьев В. Бавильский Д. Башлачев А. Белый А. Битов А. Буковская Т. Буковский В. Вайнер А., Вайнер Г. Ваншенкин К. Величанский А. Вертинский А. Винокур Г. Вознесенский А. Высоцкий В. Гинзбург Л.Я. Гладилин А. Горбовский Г. Гранин Д. Давыдов Ю. Ерофеев В. Жванецкий М. Жолковский А. Заболоцкий Н. Залыгин С. Искандер Ф. Искренко Н. Карабчиевский Ю. Кедров К. Кибиров Т. Кондратович А.И. Куклин Л. Кушнер А. Левитанский Ю. Лившиц Б. Липкин С. Мариенгоф А. Матвеева Н. Мориц Ю. Нагибин Ю. Некрасов В. Озеров Л. Окуджава Б. Ошанин Л. Пастернак Б. Петрушевская Л. Платонов А. Попов В. Попов Е. Рейн Е. Рождественский Р. Самойлов Д. Сологуб Ф. Стругацкий А, Стругацкий Б. Токарева В. Третьяков С. Цветаева А.И. Черный С. Чуковская Л. Шварц Е. Шервинский С. |