Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, выпуск 91, 1991
Дата публикации:  30 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати


СТИХОТВОРЕНИЕ ГОДА | СОБЫТИЯ | ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Стихотворение года

Ничего не написано
пусто

потом что-то зачеркнуто,
зачеркнуто

но так ничего и не написано

А.Левин Из кн.: Орфей необязательный. Стихотворения 1984-2001 гг., М. - Тверь, 2001.

События

Опубликованы:

Аверченко А.
Трава, примятая сапогом. - М.
Хлопотливая нация. Юмористические произведения. - М.

Алданов М.
Собрание сочинений. В 6 т. - М.
Святая Елена, маленький остров. Убийство Урицкого. Исторический этюд. - М.

Анненков Ю.
Дневник моих встреч. Цикл трагедий. В 2 т. - М.

Аронзон Л.
Стихотворения. - Л.

Бродский И.
Письма римскому другу. Стихотворения. - Л.

Вагинов К.
Козлиная песнь. Романы. - М.

Вайль П., Генис А.
Американа. Главы из книги // "Знамя", #4.

Волошин М.
Автобиографическая проза. Дневники. - М.
Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. - М.
Коктебельские берега. Поэзия. Рисунки. Акварели. Статьи. - Симферополь.

Газданов Г.
Призрак Александра Вольфа. Романы. - М.

Гиппиус З.
Живые лица. Воспоминания. - Л.
Петербургский дневник. - М.
Последние стихи. 1914-1918. (Петербург, 1918). - М.
Пьесы. - Л.
Чертова кукла. Проза. Стихотворения. Статьи. - М.

Гиппиус З., Мережковский Д.
Воспоминания; 14 декабря. Роман. - М.

Горенштейн Ф.
Койко-место. Роман // "Знамя", ##1-2.

Гумилев Н.
Сочинения. В 3 т. - М.

Гуль Р.
Азеф. Исторический роман. - М.

Даниэль Ю.
Говорит Москва. Проза, поэзия, переводы. - М.

Довлатов С.
Чемодан. Повести. - М.
Зона. Записки надзирателя. Компромисс. Заповедник. - М.
Рассказы. - М.

Дон-Аминадо
Парадоксы жизни. Стихотворения, воспоминания, афоризмы. - М.

Зиновьев А.
Зияющие высоты. - М.
Гомо советикус. Пара беллум. - М.

К.Р. (Константин Константинович, Великий князь)
Стихотворения. - М.

Кузнецов А.В.
Бабий яр. Роман-документ. - М.

Максимов В.
Собрание сочинений. В 8 т. - М.

Мамлеев Ю.
Голос из ничто. Рассказы. - М.

Мандельштам О.
Камень. Изд. подг. Л.Я.Гинзбург. (Серия "Литературные памятники"). - Л.
Собрание сочинений. В 4 т. - М.
Четвертая проза. Очерки разных лет. - М.

Мережковский Д.
В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. - М.
Павел I. Пьеса; Александр I. Роман. - М.
Воскресшие боги. Леонародо да Винчи. Роман. - М.

Набоков В.
Стихотворения. - М.
Собрание сочинений. В 4 т. - М.

Оболдуев Г.
Устойчивое неравновесие. Стихи. - М.

Ремизов А.
Взвихренная Русь. Роман. - М.
Узлы и закруты. - Петрозаводск.

Розанов В.В. и Гершензон М.О.
Переписка. 1909-1918. Вст. ст., публ. и комм. В.Проскуриной // "Новый мир", #3.

Сидур В.
Самая счастливая осень. Стихотворения. 1983-1986 гг. - М.

Солженицын А.
Малое собрание сочинений. - М.
На возврате дыхания и сознания; Раскаяние и самоограничение; Образованщина; ...Колеблет твой треножник. Статьи // "Новый мир", #5
Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни // "Новый мир", ##6-8, 11-12.

Степун Ф.
Мысли о России // "Новый мир", #6.

Тэффи Н.
Выбор креста. Рассказы. - М.
Житье-бытье. Рассказы, воспоминания. - М.
Ностальгия. Рассказы. Воспоминания. - Л.

Хармс Д.
Старуха. Рассказы. Сцены. Повесть. - М.
Случаи. - М.
Проза. - Л.

Ходасевич В.
Некрополь. Воспоминания. - М.

Чуковский К.
Дневник. Окончание // "Новый мир", #5.

Шмелев И.
Пути небесные. Избранная проза. - М.
Солнце мертвых. Эпопея. - М.

Миллер Г.
Тропик Рака. Роман. Пер. с англ. Г.Егорова // "Иностранная литература", ##7-8.

Мрожек С.
Хочу быть лошадью. Сатирические рассказы и пьесы. - М.

Толкин Д.Р.Р.
Дерево и лист. Сборник. - М.

Сборники:

Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии. Сост. П.Бехтин. Авт.: А.Макаревич, Б.Гребенщиков, А.Башлачев, А.Градский, А.Романов, К.Никольский, Г.Ордановский, С.Рыженко, Ю.Шевчук, М.Науменко и др.

Действующие лица и исполнители

Новиков Вл. Освобождение классики | Вайль П., Генис А. Страна слов | Аксенов В. Ожег. Остров Крым | Мандельштам Н.Я. Воспоминания. Вторая книга | Чупринин С. Критика - это критики | Бродский И. Осенний крик ястреба. Часть речи | Чичибабин Б. Колокол. Мои шестидесятые | Другие произведения

Новиков Вл.

Освобождение классики // "Новый мир", #3.

"Отворились темницы. Рухнули оковы. Они выходят на свободу, меняют одинаково полосатые арестантские одежды на партикулярное платье, рвут и бросают одинаковые у всех казенные документы: "...несмотря на ограниченность мировоззрения, правдиво отразил... изобличил... самодержавие и крепостничество... критика дворянства... вера в светлое будущее".

Их не станут теперь гнать по трем этапам освободительного движения, не будут уличать в "кричащих противоречиях". Помилуйте, как же гению и мастеру творить без противоречий, без необходимой ему "энергии заблуждения"? Это ваши собственные, батенька, противоречия, причем не кричащие, а просто вопиющие. Судите теперь сами, кто смешон как пророк, открывающий новые рецепты спасения человечества, кто, в конце концов, "архискверный"...

Идет большая и беспощадная переоценка (во многих случаях уценка) текстов, авторитетов, постулатов и суждений. Мы далеки от эйфорического обольщения, чувствуя, как велик и труден еще путь к царству истины, но мы уже ощутили на собственном опыте, что говорить правду легко и приятно. В заслуженное небытие отправляются тонны книг - это не только творения Брежнева и Черненко, не только монографии о развитом социализме и социалистическом реализме. Процесс духовного раскрепощения пошел в глубину, затронул отдаленные хронологические слои, наши представления не только о веке нынешнем, но и о веках минувших..."

Вайль П., Генис А.

Страна слов // "Новый мир", #4.

"Мифотворчество как идеологическое самообслуживание общества. Этим общечеловеческим талантом советский человек наделен в особой степени. Первой причиной тому - специфический характер русской культуры, всегда отождествляющей себя с искусством. Культура социальная и материальная выводилась за скобки, внутри которых привольно и ущербно развивалась культура духовная. Отсутствие парламента и унитаза никогда не унижало человека, знакомого с Достоевским и Бердяевым. Среди искусства во все времена господствовала литература. Литературоцентристская русская культура дала миру не только мастеров слова - от Пушкина до Бродского, не только учителей жизни - от Толстого до Солженицына, не только шедевры словесности - от "Героя нашего времени" до "Москвы-Петушков", но и уникального потребителя всего этого грандиозного потока слов, составляющего жизнь..."

Аксенов В.

Ожег. - М.
Остров Крым. - М.

"Аксенова хочется пародировать. И не потому, что к тексту его возникли претензии (хотя они могут и возникнуть), наоборот. Энергичная, искрящаяся, "резвоскачущая" проза подхватывает и несет читателя - ты вливаешься в громокипящий поток, ты уже не замечаешь, что от автора, а что от тебя самого... Почти физиологическая радость охватывает тебя оттого, что словом можно описать все: пляж, автобус, драку, генерального секретаря, портвейн, черную икру... Слова блестят, как свежевымытые фрукты или машины, слова звенят, как гитара и ручей, слова кочевряжатся и комикуют, как герои Аксенова. Словом: "Жизнь моя, милый друг, течет... в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет". И впрямь кино, в котором всегда лето". (А.Немзер. Странная вещь, непонятная вещь // "Новый мир", #11).

"Василий Аксенов писатель не метафизический. И все же, думается, не будет насилием над текстом прочесть его книгу ("Остров Крым". - Е.О.) как спрятавшуюся под маской политической антиутопии и не открывающуюся даже себе мечту.

Мечту о свободной, гуманной и процветающей стране, где древняя земля Тмутараканская, чтобы быть счастливой, не нуждается в том, чтобы оборотиться в заграничный остров.
Например, Крым..." (В.Малухин. Покоренье Крыма, дубль два // "Знамя", #2).

Мандельштам Н.Я.

Воспоминания. - М., 1989.
Вторая книга. - М., 1990.

"У Надежды Яковлевны была редкая способность, куда более редкая, чем литературное дарование само по себе: она писала, как говорила, без видимого миру усилия перенося на бумагу устную информацию. Это может показаться самым легким, а на деле труднее всего. Кто хочет, пусть попробует... В книгах сохранен, кажется, самый воздух, в который падали слова. Такая безыскусность со времен античных риторов почиталась за вершину искусства...

Власть над словом либо есть, либо ее нет, и тогда ее не заменят ни добрые намерения, ни прекрасные порывы. Но вот что примечательно: насколько здесь власть эта была дана для исполнения определенного дела. Насколько она была обусловлена тем, что человеку было что сказать. Тем, что сказать это было смертельно необходимо...

Надежда Яковлевна не могла применять свой дар, пускать его в ход хотя бы для самой благой цели. Она могла говорить только своим голосом - и только о своем...

Надежда Яковлевна писала даже не романы, как Достоевский, а мемуары. Но если мы будем ожидать от ее книг того, что нормально ожидаем от мемуарной литературы, нам угрожает опасность быть очень несправедливыми - либо к ней, либо к ее персонажам, либо на обе стороны сразу. Ее сила - в изображении не конкретного, а общего, не внешнего, а внутреннего. Ее специальность - не столько факты, сколько атмосфера, окружающая факты..." (С.Авернинцев. "Были очи острее точимой косы..." // "Новый мир", #1).

Чупринин С.

Критика - это критики. Проблемы и портреты. - М., 1988.

"Может быть, и стоило бы погадать о том, что ждет нашу критику в будущем, но только это тема совсем другого разговора, к которому я пока не готов. Как не готов и к ответу на простой, казалось бы, вопрос: что есть критика? Я не знаю. Но твердо уверен, что - не критики. И на такое отрицательное решение наводит меня среди прочего книга Чупринина - с любовью возведенный памятник литературной ситуации недавно миновавших лет. Тех лет, когда с горечью и радостью можно было сказать: "Критика - это критики!" (А.Немзер. Конец прекрасной эпохи. Заметки на полях книги о критике и критиках // "Новый мир", #5).

Бродский И.

Осенний крик ястреба. Стихотворения 1962-1989 годов. - Л., 1990.
Часть речи. Избранные стихи. 1962-1988. - М., 1990.

"Прежде поэзия наша традиционно связывала себя с французскою или немецкой. Пушкин читал Байрона в подлиннике, естественно, предпочитал Шекспира Расину, но в целом английское влияние оказалось для него опосредованным. То же и потом в "серебряном веке": российская поэзия - при всем своем великом своеобразии - как бы оставалась в рамках континентальной Европы.

Бродский решительно стал прививать русскому стиху традиции англоязычной поэзии. Это вывело его на новые рубежи, позволило заговорить по-новому: монументальность текста, масштаб сарказма, остроумная нюансировка мысли и положений, пряная смесь иронии и лиризма - такого и в таких количествах до Бродского у нас не было. Теперь как-то неловко писать "просто" любовную или пейзажную лирику. Стихи, которые, не будь Бродского, выглядели бы вполне полноценно, ныне кажутся легковесными. Отныне стиху вдвойне необходима мысль, необходима какая-то философская "информация". Бродский сильно повысил концентрацию лирической речи...

Музыка Бродского узнаваема сразу: она столь личностна и присуща именно его лирическому герою, что любая попытка работать в той же манере выглядит пародийно. Русская ритмика, в общем-то, ограничена; не старея, она кочует от поэта к поэту. У Бродского, однако, ее не позаимствуешь, это выдает с головой, обрекает на неудачу. Психологический и ритмический строй, тон, ток неповторимы, неподражаемы. У него не только свой трагический мир, но и собственная устойчивая символика, синтаксис, словарь - словом, своя, дотоле неслыханная "часть речи". (Ю.Кублановский. Позия нового измерения // "Новый мир", #2).

Чичибабин Б.

Колокол. - М., 1989.
Мои шестидесятые. Стихотворения. - Киев, 1990.

"Контекст поэтического исповедничества Чичибабина, характер его лирического героя начисто исключает гордыню. Этот герой удивительно, обезоруживающе прям и открыто простодушен. Его стих правилен и ясен, но в нем нет докторального напора и нет чеканности; набат - да, это может прорваться, но нет чекана формул, нет самозабвенья правоты...

Тут будущее с прошлым вразмах перемешаны, и сатанинская тоска - изначально, и бред скомороший едва удерживает от срыва в ярость, и кротость мудреца едва спасает от срыва в бессилие.

"Верхним сознанием", пушкински выверенным, просветительски ясным, Борис Чичибабин объясняет читателю задачу, "как выбрать мед тоски из сатанинских сот и ярость правоты из кротости Сократа".

Но колотится из под гармонии вечная боль, и кроется среди бескрайних цветущих, дождичками поливаемых просторов пропасть, которой нет имени.

Впрочем есть:
Я не могу любить людей,
Распявших Бога.

Но и за словом "Бог" встает такая бездна, которую надо иметь, чем объять". (Л.Аннинский. "Как выбрать мед из сатанинских сот?" // "Новый мир", #6).

Другие произведения

Агеев М.
Роман с кокаином. Роман. - М.

Аксенов В.
Право на остров. - М.
День первого снегопада. Романы. - Л.
Желток яйца. Роман // "Знамя", ##7-8.

Алейников В.
Возвращения. 1966-70. Стихи. - М.
Звезда островитян. Стихи. - М.

Андреев Д.
Железная мистерия. Поэма. - М.
Русские боги. Стихотворения и поэмы. - М.

Андреев Д., Парин В., Раков Л.
Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен от А до Я. - М.

Арабов Ю.
Автостоп. Стихи. - М.

Астафьев В.
Тихая птица. Роман, повести, рассказы, очерк. - М.

Бавильский Д.
Невозможность путешествий. Стихи. - Челябинск.

Башлачев А.
Посошок. Стихотворения. - Л.

Белый А.
Первое свидание. Стихи и проза. - М.
Симфонии. - Л.

Битов А.
Мы проснулись в незнакомой стране. Публицистика. - Л.
Жизнь в ветренную погоду. - Л.

Буковская Т.
Отчаяние и надежда. Стихотворения. - Л.

Буковский В.
И возвращается ветер... Письма русского путешественника. - М.

Вайнер А., Вайнер Г.
Петля и камень в зеленой траве. - М.

Ваншенкин К.
Музыка из окна. Лирика. - М.

Величанский А.
Подземная нимфа. 1976-1977. Стихи. - М.
Помолвка. (Несостоявшийся роман). В стихах. 1976-1977. - М.

Вертинский А.
Дорогой длинною... - М.
Годы эмиграции. Избранные стихи. - М.

Винокур Г.
Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. - М.

Вознесенский А.
Россiя. Poesia. - М.

Высоцкий В.
Сочинения. В 2 т. - М.

Гинзбург Л.Я.
Претворение опыта. - Рига.

Гладилин А.
Французская Советская Социалистическая Республика. Роман. - Таллин.

Горбовский Г.
Остывшие следы. Записки литератора. - Л.
Сорокоуст. Триптих. Стихи. - Л.

Гранин Д.
Наш дорогой Роман Авдеевич. Повесть. - Л.

Давыдов Ю.
Три адмирала. - М.

Ерофеев В.
Попугайчик. Рассказы. - М.
Жизнь с идиотом. Рассказы, повесть. - М.

Жванецкий М.
Год за два. - Л.

Жолковский А.
НРЗБ. Рассказы. - М.

Заболоцкий Н.
История моего заключения. - М.

Залыгин С.
Проза. Публицистика. - М.

Искандер Ф.
Поэты и цари. - М.
Собрание сочинений. В 4 т. - М.

Искренко Н.
Или. Стихи и тексты. - М.

Карабчиевский Ю.
Незабвенный Мишуня. Повесть и рассказ. - М.

Кедров К.
Утверждение отрицания. Стихи. - М.
Компьютер любви. Стихотворения и поэмы. - М.

Кибиров Т.
Календарь. Стихи. - Владикавказ.

Кондратович А.И.
Новомирский дневник. 1967-1970. - М.

Куклин Л.
Автострада. Книга новых стихотворений. - Л.

Кушнер А.
Аполлон в снегу. Заметки на полях. - Л.
Ночная музыка. Книга стихов. - Л.

Левитанский Ю.
Белые стихи. - М.

Лившиц Б.
Полутораглазый стрелец. Воспоминания. - М.

Липкин С.
Лунный свет. Стихотворения и поэмы. - М.
Угль, пылающий огнем. Зарисовки и соображения. - М.

Мариенгоф А.
Роман без вранья; Циники. Романы; Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. - Л.

Матвеева Н.
Нерасторжимый круг. Книга стихов. - М.

Мориц Ю.
В логове голоса. Книга стихотворений. - М.

Нагибин Ю.
Срочная командировка, или Дорогая Маргарет Тетчер. - Б.м.
Пророк будет сожжен. Новеллы. - М.

Некрасов В.
По обе стороны океана. Записки зеваки. Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы... - М.

Озеров Л.
Гравюра на самшите. Стихи, поэмы. - М.
Аварийный запас. Стихи. - М.

Окуджава Б.
Приключения секретного баптиста. Рассказы и повесть. - М.

Ошанин Л.
Ты есть у меня или нет? Новая книга стихов. - М.

Пастернак Б.
Собрание сочинений. В 5 т. - М.

Петрушевская Л.
Свой круг. Рассказы. - М.

Платонов А.
Счастливая Москва. Роман. Публ. М.А.Платоновой. Подг. текста и комм. Н.В.Норниенко // "Новый мир", #9.

Попов В.
Праздник ахинеи. - М.

Попов Е.
Самолет на Кельн. Рассказы. - М.

Рейн Е.
Непоправимый день. Стихи. - М.

Рождественский Р.
Бессонница. Стихи. - М.

Самойлов Д.
Снегопад. Московские стихи. - М.

Сологуб Ф.
Мелкий бес. Роман. Заклинательница змей. Роман. Рассказы. - М.
Творимая легенда. Роман. - М.

Стругацкий А, Стругацкий Б.
Гадкие лебеди. Фантастическая повесть. - Таллин.
Рассказы. - М.

Токарева В.
Старая собака. Рассказы. - М.

Третьяков С.
Страна - перекресток. Документальная проза. - М.

Цветаева А.И.
Amor. Роман и повесть. - М.

Черный С.
Библейские сказки. - М.
Солдатские сказки. - М.

Чуковская Л.
Процесс исключения. - М.

Шварц Е.
Стихи. - Л.
Исторические стихи // Вестник новой литературы. Вып. 2. - Л.

Шервинский С.
Ост-Индия. Роман. - М.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 67 /30.04/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 90: 1990 /28.04/
Год Солженицына. Довлатов чувствует абсурд. На долю последней книги Каверина остались концы. Синтез Бердяева. Фантастичная книга О.Волкова. "Крутой маршрут" Е.Гинзбург. Политико-экономические импровизации Александра Кабакова. Е.Попов не церемонится с читателем. Русский Джойс звучит вяло. Третий Некрасов. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 66. Отходная Тамиздату. Возвращение на родину. Алексей Парщиков по определению Аристотеля. Книга о Малевиче. Послания Кибирова. Проповеди и беседы А.Меня. Лица СОЦА Сапгира. Вл.Новиков и Настасья Филипповна.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 66 /28.04/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 89: 1989 /18.04/
"Окаянные дни" и "Архипелаг ГУЛАГ" в России. Умер В.Каверин. Веселые слова о раболепстве и предательстве. Мы в ответе за судьбу Руслана. "Москва - Петушки" Ерофеева и водка как карнавал. Искандер - любомудр. Валерий Попов в поисках счастья. Читателям не дают встретиться с писателями. Айги есмь! Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 65. Скользковатый "Огонек". Новое понятие в русской поэзии. Каменный ангел Аллы Головиной. "Русская судьба" Павла Жадана. Стансы к лангусте, или Томление о Тямпе. "Глубинка" Фалькова. "Столпы отечества" о самиздате.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 65 /18.04/
предыдущая в начало следующая
Егор Отрощенко
Егор
ОТРОЩЕНКО
otr@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru