Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, зарубежье, выпуск 73
1997 год

Дата публикации:  4 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати



О ЛИТЕРАТУРЕ | О ПОЭТАХ И ПОЭЗИИ | О ЯЗЫКЕ | ЮБИЛЕЙ ИЗГНАНИЯ | СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ | О СЛОВАРЕ ДАЛЯ И НЕ ТОЛЬКО

О литературе

Генис А.
Обживая хаос. Русская литература в конце 20 века. ⌠Континент■, #94.
⌠После провала путча 91-го года, ознаменовавшего конец советского режима, возникла насущная необходимость понять, кто из писателей сумел пережить падение прежней власти.

Дело в том, что в те эйфорические времена в одночасье пала грандиозная литературная система, которая либо украшала, либо уродовала, но главное, питала нашу общественную жизнь на протяжении нескольких поколений. Крах коммунизма и отмена цензуры упразднили ту самую словесность, с которой эта же цензура так яростно боролась. В пропасть рухнула целая литература. И дело тут не в отдельных именах и названиях, а в самой мировоззренческой системе, без которой она не могла функционировать...

Фазиль Искандер, один из самых тонких и чутких не только романистов, но и эссеистов, остроумно и безжалостно описал новую литературную ситуацию. Представьте себе, говорит он, что вам нужно было всю жизнь делить комнату с буйным помешанным. Мало того, приходилось еще с ним играть в шахматы. Причем так, чтобы, с одной стороны, не выиграть - не взбесить его победой, а с другой - и поддаваться следует незаметно, чтобы опять-таки не разозлить сумасшедшего. В конце концов все стали гениями в этой узкой области. Но вот ⌠буйный исчез, и жизнь предстала перед нами во всей неприглядности наших невыполненных, наших полузабытых обязанностей. Да и относительно шахмат, оказывается, имели место немалые преувеличения. Но самое драгоценное в нас, на что ушло столько душевных сил, этот виртуозный опыт хитрости выживания рядом с безумцем оказался никому не нужным хламом. Обидно■...■

О поэтах и поэзии

Штейн Э.
Поэты русского Китая. Иконография. ⌠Новый журнал■, #206.
⌠Русская колония Китая исчезла, как Атлантида; память о ней сохраняют появляющиеся время от времени публикации малочисленных исследователей этого феномена. Но что знаем мы о судьбах эмигрантов┘ волнами революции выброшенных в далекий Китай?

А ведь, например, в русско-еврейском Шанхае только в 1937 году на 25 тысяч эмигрантов издавались четыре ежедневные газеты, одна вечерняя, пять еженедельников и ряд журналов. Театралы-эмигранты Шанхая посещали и ⌠Русский театр■, и ⌠Русскую оперетту■ и театр ⌠Русский Сокол■, ходили на концерты ⌠Объединения русского балета■...

Война и смерть, триумф маодзедуновского коммунизма, да лагеря перемещенных лиц на филиппинском острове Тубобао, наконец, естественные биологические законы привели к тому, что предвидел умнейший и талантливейший Арсений Несмелов:
...Мы умрем, а молодняк поделят -
Франция, Америка, Китай...

В течение тридцати лет при своих очень скромных возможностях я стараюсь сохранить хотя бы контура исчезающего ⌠следа■. За годы поисков, порою почти безнадежных, мне посчастливилось спасти множество документов и фотографий, напоминающих те ⌠баснословные года■...

На сегодняшний день из поэтов русского Китая в живых остались только: Лариса Андерсен (во Франции), Нора Крук и Михаил Волин (в Австралии), В.Слободчиков (в Москве), В.Салатко, брат В.Перелешина (в Калифорнии)...■

О языке

Вишняк В.
Письмо в редакцию. ⌠Время и мы■, #136.
⌠В наши дни, когда проблема невероятного оскудения русской речи выглядит особенно острой, мне, читателю и радиослушателю, хотелось бы поделиться некоторыми печальными наблюдениями.

Собственно, оскудение языка и речи происходило всегда. В нашем столетии оно пошло особенно широко в связи с развитием промышленности и распадом крестьянства. В итоге речь крестьян утрачивала образную сочность, а речь горожан крестьянскими выражениями и словами, как правило, не обогащалась.

Мало, кто помнит теперь, имена родства и их значение - ⌠деверь■, ⌠шурин■, ⌠невестка■... Или, скажем, такие народные выражения, как ⌠Семь верст до небес, и все лесом■...

Зато немало таких, кто говорит с претензией на изысканность, употребляя такие выражения, как ⌠я не в курсе■...

Оскудение проявляется среди прочего в огрублении и обынастранщивании. К огрублению отнесу прежде всего направленность к ударению на последнем слоге у некоторых существительных во множественном числе... Учители - учителя, профессоры - профессора, лекторы - лектора и пр. Дело, видно идет к тому, что скоро узаконятся ⌠печа■, ⌠портфеля■ и ⌠бюстгалтера■...

Характерный пример того, как обыностранщивание языка приводит к оскудению мышления мы наблюдаем в слове ⌠проблема■, к которому свелись все его возможные синонимы - трудность, затруднение, беда, неприятность, забота, озабоченность, тревога и т.д. ...■

Юбилей: к 75-летию "изгнания людей мысли"

Лосский Б.
О памятном 1922 годе. ⌠Русская мысль■, 25 сент.- 1 окт.
⌠...Наступило наконец 15 ноября - несколько раз откладывавшийся день посадки петербургской группы на пускавшийся в последний перед ледоставом рейс...

Дом на Кабинетной наша семья начала покидать как будто около пяти вечера, когда уже стемнело. Простились в квартире с плачущей Мазясей, спустившись стали грузиться с чемоданами и ⌠дорожными мешками■...

Помню возраставшее чувство волнения от прощания с невской столицей, когда, проехав из конца в конец Гороховую улицу мы очутились перед Адмиралтейством и свернули в монументальные кварталы. Оставив налево от себя ⌠дом на площади Петровой■, перед которым ⌠с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые■, величавую массу Исаакия и стройную колоннаду Синода, мы с братом в благоговейном молчании впились глазами в силуэт Медного всадника и несколько раз удивились, что, поравнявшись с ним, отец обернулся на откинутый верх дрожек, испытав именно в этот момент желание убедиться, что положенный в него дорожный мешок не вывалился на одном из поворотов...■

Судьба человека

Февраль 1997 года - умер Андрей Синявский.

⌠Умер Андрей Донатович Синявский. От вести этой, долетевшей по телефонному проводу из его парижского дома, щемит сердце, и набираешь побольше воздуха, словно атмосферы стало меньше. Но если говорить о воздушном пространстве эмигрантской культуры, то это так и есть. С русским писателем-эмигрантом и профессором Сорбонны Синявским уходит целая эпоха.

Есть люди, которые подчиняются времени, а есть такие, и их меньшинство, которые сами создают и даже меняют время. ⌠Русский скептик есть западный тип в России■, - говорил Бердяев. Это сказано задолго до Синявского, но будто бы о нем. На заре застоя он одним из первых зашевелился, подал голос, как он сам сказал, ⌠голос из хора■. И оказалось, что солист оказался сильнее целого хора...

Никого, кажется, столько не ругали в прессе, и в эмигрантской тоже. Чего только ему не приписывали! Синявский провозгласил плюрализм жизненным принципом и редко возражал оппонентам.

Нынче, два десятка лет спустя, я перечитал его ⌠Прогулки с Пушкиным■, написанные в виде писем из лагеря жене, - недавно вышло великолепное академическое издание на английском - и понимаю, что книжка эта стала первым камнем, разбившем стекло в здании угрюмой идеологизированной пушкинистики.

А за ⌠Прогулками■ пошла книга ⌠В тени Гоголя■, особая синявская проза ⌠Спокойной ночи■, субъективная проза ⌠Крошка Цорес■, рассказы, эссе, публицистика. Два авторских имени - Абрам Терц и Андрей Синявский - словно обязывали и писать за двоих...■ (Ю.Дружников. ⌠Новый журнал■, #206).

Книжная летопись

Азольский А.
Труба. Повесть. ⌠Континент■, #94.

Алавердова Л.
Рифмы. - Нью-Йорк.

Аннинский Л.
Барды. ⌠Время и мы■, #135-136.⌠Время и мы■, #135-136.

Битов А.
Новый Гулливер. - Тенефлай.

Бобышев Д.
Встречи и разговоры с Игорем Чинновым. ⌠Новый журнал■, #206.
Ангелы и силы. - Нью-Йорк.

Буланов Л.
Глагол в любом числе и роде. Стихи. ⌠Время и мы■, #137.

Горенштейн Ф.
Под знаком тибетской свастики. Записки белоказачьего офицера. Киносценарий. - Нью-Йорк.

Гурт Ф.
Сомненья червь подрос... Стихотворения. - Нью-Йорк.

Елина Н.
О давнем и недавнем. - Иерусалим.

⌠Нина Генриховна Елина - известный ученый, автор книг и статей об итальянской литературе... Оказывается, наряду с научной прозой, время от времени обращалась и к художественной...

В предисловии автор представляет свои невыдуманные рассказы как эпизоды ⌠обыденной жизни■, которые ⌠имеют социальный или национальный, и одновременно общечеловеческий смысл■...

Эти рассказы-воспоминания - одновременно и литературный, и исторический документ...

В книге три цикла, объединенных своим внутренним содержанием, мыслью, темой. Название первого цикла - ⌠Страх■ - является его лейтмотивом. Парадоксально здесь отозвалась давняя тема русской литературы - как ее принято называть, ⌠тема маленького человека■. Не совсем в смысле Гоголя и Достоевского...

С особенным чувством воссоздается в книге атмосфера родительского дома, главная суть которого в устойчивой автономии духовных интересов: ⌠... и все сильнее действовало не общественное воспитание и даже не книжно-театральное, а другое - семейное, которое незаметно передавалось из поколения в поколение и, в конце концов, определило мои взгляды, поступки, всю мою жизнь■...■ (В.Брио. ⌠Русская мысль■, 24-30 июля).

Ефимов И.
Четыре горы. Собрание ефимизмов. - Тенефлай.

Зиновьева Л.
Лимитчица. Рассказы. ⌠Новый журнал■, #206.

⌠Уже который раз Соня крыла Москву с ее ⌠психанутыми■ москвичами и гостями столицы, с ее путаными, кривыми очередями и улицами, дороговизной, сутолокой и еще особенно за то, что ей, располневшей акселератке, не дается та непринужденность манер, та особая, как бы непродуманная небрежность в одежде, на которую никакой фантазии у Сони не хватало и что всегда отличало жителей столичный городов от периферии.

Не давалась Соне жизнь московская. И, что обиднее всего, скучно было. Отстояла смену у станка - иди отдыхай. Билеты на Пугачеву не достанешь, а спекулянты втридорога дерут. В консерваторию пошла уровень повышать - отплеваться не могла. Сидят все вокруг как умненькие, глаза закатывают, а ведь знают, что обман все это. Соня притворяться не стала - ушла. Ленке, соседке, сказала: ⌠Ерунда какая-то! Трояк выбросила ни за что...■ Но когда домой писала, черкнула вскользь между новыми сапогами и придирками бригадира: ⌠На Моцарте была...■

Ильинский О.
Стихи. ⌠Новый журнал■, #206.

Кнут Д.
Собрание сочинений. - Иерусалим.

Кубланов М.
Энский собор. Роман. - Филадельфия.

Кублановский Ю.
Посвящается Крыму. Стихи. ⌠Континент■, #93.

Левина А.
Улыбки и ошибки. Повести и рассказы. - Тенефлай.

Лиснянская И.
Пунктир судьбы. ⌠Континент■, #91.

Машинская И.
После эпиграфа. Стихи. - Провиденс.

Носик Б.
Три рассказа. ⌠Время и мы■, #135.
Русские тайны Парижа. ⌠Время и мы■, #137-138.

Сарафанников Н.
Самсонов день. - Париж.

Торин А.
Дурная компания. Роман. - Тенефлай.

⌠В центре романа Александра Торина эмигрант, молодой физик из Москвы. В Иерусалимском университете он получил временную и плохо оплачиваемую должность и согласился на уговоры своего старого приятеля переехать в Калифорнию.

Ефим Пусик, хозяин фирмы, куда его собираются взять на работу, - тоже эмигрант, не мало помыкавшийся в Новом Свете, но потом преуспевший... Фирма Пусика, хотя и производит замечательные компьютеры, оказывается помесью гулаговской шарашки и сумасшедшего дома... Хотя герой выживает, книга с первой страницы до последней грустная. Плохо в Москве, скверно в Иерусалиме и отвратительно в Калифорнии у Пусика.

Есть несколько причин, по которым этот роман, при всех его достоинствах, не производит того впечатления, которое мог бы. Автор обладает ярким сатирическим даром; его характеристики оригинальны и метки...

Торин - мастер увлекательного рассказа. Быть может, ему следовало написать настоящий роман и показать лепку и становление характеров, а не только плоды русско-американского просвещения■. (А.Либерман. ⌠Новый журнал■, #213, 1998).

Торчилин Вл.
Повезло. Рассказы и повести. - Тенефлай.

⌠Произведения, собранные в этой книжке, относятся к жанру, который фольклористы называют бывальщинами: автор куда-то съездил, кого-то повидал, с ним что-то приключилось, а он все запомнил и записал. Книга написана простецким языком, нарочито бесхитростным и общедоступным (⌠к счастью, директор у нас был мужик неплохой и с пониманием и ко мне относился нормально■)...

Происшествий Торчилин помнит много: незнакомая молодая женщина, которой он годится в отцы, провела с ним ночь в гостинице и лучше той ночи ничего не придумаешь..; пьянчуга-инженер выбросился из окна; два молодых профессора читают лекции в лагерях и на рыболовецких траулерах, и все очень довольны...■ (А.Либерман. ⌠Новый журнал■, #213, 1998).

Урин В.
Найденный рай, или Исповедь инопланетянина. - Нью-Йорк.

Хазанов Б.
Далекое зрелище лесов. Роман. ⌠Время и мы■, #137-138.

Юниверг Л.
Издательский мир Иосифа Кнебеля. - Иерусалим.

Сборники:
Побережье. Литературный ежегодник, #6. Гл.ред. И.Михалевич-Каплан. - Филадельфия.

Кедр 1. Альманах поэзии и прозы. Изд. К.Березовский, ред. Л.Володимерова. - Иерусалим.
⌠Пока о новом альманахе трудно сказать что-нибудь определенное, поскольку в нем нет ни ярких стихов, ни запоминающейся прозы...■. (А.Либерман. ⌠Новый журнал■, #213, 1998).

Альманах- 97 Клуба русских писателей. - Нью-Йорк.

О словаре Даля и не только

Ледковская М.
Спасибо Владимиру Иоганновичу Далю. ⌠Новый журнал■, #207.

⌠То была страшная пора. Киев. Февраль 1943 года, немецкая оккупация...

Молодая чета богато одаренных поэтов, Ольга Николаевна Анстей... и ее муж, Иван Венедиктович Матвеев, позднее Елагин... продолжала заниматься главным делом своей жизни - стихосложением...

В те голодные киевские годы Иван Матвеев (Елагин)... почувствовал острую нужду в четырехтомном словаре Даля. Достать его не было никакой возможности. Он пожаловался своему другу Юрию Трачевскому, и тот, не долго думая, принес Елагину своего Даля. Отблагодарить друга за такой ценный подарок в то отчаянное время было буквально нечем. И тогда ⌠молодые■ - Анстей и Елагин... решили написать в благодарность ниже приводимые пародии...

О том, как даль
стала близью

Напечатано в феврале 1943 года,
в количестве 1 экземпляра,
из коих 1 нумерованный

╧1

именной: Г.Н.Трачевскому

Сергей Есенин
Много буйствовал я и скандалил,
Много женщин бросил с тоски...
В первый раз я вспомнил о Дале,
В первый раз я запел по-людски!

Снова вечер и голые топи
И холодные пальцы зари...
Словари не вчера ль я пропил?
Не вчера ли сгубил словари?

Что с того, что я был счастливей?
Позабуду и этот урон...
Хорошо бы, повесясь на иве,
Распугать придорожных ворон!..

Анна Ахматова
Ты подумай, милый, подумай:
Ну за что это нам, за что?
Он не злой, твой друг, не угрюмый,
Он заботлив и мил, как никто!

Вечер прял сероватые нити,
Облекался в темный стихарь...
Друг спросил нас: Чего вы хотите?
Мы сказали: Толковый словарь!

Вмиг тебе он (видано ль дело?)
Дал словарь, сказал: ⌠Береги!■
Я на правую ногу надела
Калошу с левой ноги!

Временный памятник Юрию Трачевскому,
добывшему толковый словарь Даля

Работа Владимира Маяковского

С Ушаковым
           толковой 
                    каши
                         не сваришь.
Все 
    словеса
            напутал,
                     враль.
Здрасте,
        товарищ
                 Даль!
Смотрю
      на
         Ваши
              четыре тома
И чувствую себя
                как дома...

Игорь Северянин
За рюмкою ривзальта,
В гостиной из базальта
Беседовал я тонко с виконтом Тращевски

Об ирисах на льдине,
О сульфапиридине,
О том, идут ли френчу ажурные носки!

Ввернул я в разговоре,
Что нужен а приори
Грезэрам и поэтам большой словарь бон-мо-с!

Вдруг, без худого слова,
Виконт мой из алькова
Помпезные волюмы под мышкою принес!

Жена моя, маркиза,
Не вынесши сюрприза,
Слегла на одр болезни. Маркизу, право, жаль!

Но лучше синапизма
Ее от пароксизма
Излечит каламбуром наш друг барон фон Даль!

Некрасов
Шел я намедни близ лавки Шафирова.
Был я с судками, с авоськой под мышкою...
Взгляд мой - певца неимущего, сирого, -
Замер, прикованный чудною книжкою!

Стукнулся в лавку. Порожек. Ступенечка.
Дай приценюсь-ка! Цена-то задириста -
Даже и потом прошибло маленечко...
Шутка ли молвить, целковых четыреста!

Жил недалече, в соседнем квартальчике,
Тещин воспитанник - купчик Егорушка.
Кушал да пил да облизывал пальчики,
Спал на пуху и не видывал горюшка!

Сем-ка, пройду к нему черными сенцами!
Что же? В шлафроке атласистом, стеганом,
За самоваром, с шестью полотенцами
Преет Егор с выраженьем растроганным!

Я изъяснился. Кивнул он мизинчиком,
Сайку докушал, да шасть в гардеробную!
Ох-ти! Ко мне приступает с гостинчиком:
С Далевой Четьей-Минеей подробною!

Молвит, икнув: ⌠За твое за терпение,
Голь переметную, гуньку сермяжную -
На-кось, Ивашка, прими во владение!
Знай нашу щедрую руку вальяжную!■...■


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 96: 1996 /30.06/
Семь смертей. Пелевин не стоит ломаного яйца. Исключительная мера Петрушевской. Ересь поющего Шарова. "Свое ты" Левкина. Нарбикова стремится поставить рекорд в области письма. Короткий рассказ о самоубийстве. Рассыпанный набор. Бродский творит вычитанием. Новые сведения о Карле и Кларе. Замри и не дыши. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 72. Документ эпохи: Мандельштам Республике не нужен. "Грани" закрываются. Парапушкинистика. Летящая кисть импрессиониста. Я - богема. Я - отщепенец, я - непризнанный гений. Няня "в венчике из роз".
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 72 /30.06/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 95: 1995 /19.06/
Пуськи Бятые. "Двучастные рассказы" Солженицына. Поэтика списка А.Сергеева. "Трепанация черепа" Гандлевского. Мы все это в дверь, а Эппель в окно. Консерватор Сорокин в конце века. Я хотел бы, чтобы повесть Дмитриева была написана гораздо хуже. Темнота пожрала в темноте темноту. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 71. В нынешнее время, к сожалению, литература наша больна. Смерть В.Максимова. Стихи, подслушанные у жизни. Русский европеец Владимир Вейдле. Житие Павлика Морозова. Пригвожденный к стиху.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 71 /19.06/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 94: 1994 /03.06/
Манифест уникализма. Солженицын возвращается. Некрофилия постсоветской культуры. Процесс люмпенизации общества, кажется, нашел подходящую эстетику. Сорокин уже не нужен. В новом романе Аксенова масса кровавых интриг, любовных треугольников, половых актов и других исторических событий. Срам Алешковского. Кибиров о любви. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 70. Мы - эмигранты. Самое главное, что меня покорило из личной гигиены в Штатах, так это ноги. Дмитрий Стрижов - настоящий поэт. Альманах "Встречи".
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru