Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская полка #24 (104)
Дата публикации:  21 Июля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Представленные книги в целом отражают текущий ассортимент московской книжной лавки Ad Marginem


Борис Останин. Пунктиры / Предисл. Аркадия Драгомощенко. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. - 175 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-89059-027-8.

Вчуже культуролог и переводчик Борис Останин представляется безликим, но чутким нервом премии Андрея Белого; для непетербуржцев, имеющих отношение к этой уважаемой институции, Останин - попросту регулярные машинописные извещения о том, что премия еще существует и ей от вас нечто нужно, извещения по форме вполне бюрократические, однако по сути мятежно-настойчивые, назойливые даже: вот ведь не все равно человеку. А как вообще выглядит этот Останин? Очевидно, он выглядит как среднестатистический ленинградец-интеллектуал: худой, очкастый, прокуренный, едомый белой завистью к самозванке Москве. Завистью конструктивной и действенной: водка, яблоко и рупь, материально наполняющие награду, котируются в нынешней столице едва ли не выше, чем в прежней.

Предисловие повествует о Борисе Останине в непостижимом прошедшем времени: "жил", "пребывал"... В книгу вошли записи из рабочих тетрадей Б.О. - 3-й, 4-й, 5-й, 7-й, 8-й и 9-й. Но почему то не из 1-й, 2-й и 6-й.

Цитата: Петербург - явление не географическое, и не политическое, и не социальное, и даже не психологическое. Петербург - явление психиатрическое.


Заказать подробную рецензию?

Павел Афанасьев. Тексты: Рассказы, эссе. - СПб.: Геликон Плюс, 2000. - 132 с.; тираж не указан; ISBN 5-7559-0037-6.

Девять сетературных произведений, принадлежащих киборду постоянного участника "Арт-Лито". Редактор книги - Александр Житинский.

Цитата: Као плохо говорил по-русски, хотя провел в Советском Союзе лет пять. Раньше он уже работал в нашем отряде. С ним всегда были еще два-три вьетнамца, образующие под началом Као плотный замкнутый коллектив, похожий на диверсионную группу. Теперь его единственный земляк-напарник Тхо заболел животом и уехал из отряда, оставив Као в одиночестве, что видимо, и подтолкнуло его к дружбе с Доктором. Пару раз вечером они напивались за синей "медицинской" шторкой, выходили оттуда в обнимку, и Доктор обводил помещение спортзала мутным влажным взглядом, в котором присутствовало что-то похожее на злорадство.


Заказать подробную рецензию?

Русский Журнал. 1997 - ... - М.: Рудомино, 2000. - 569 с.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-7380-0130-3.

Юбилейный оффлайновый отчет о проделанной онлайновой работе. 67 статей, рецензий, интервью плюс один - зато какой! - форум. Материалы сгруппированы несколько хаотично: в комнате, где живет и играет трехлетний ребенок, все всегда вверх дном.

Цитата: Если имеет место любитель, обнародовавший свои страсти, то пусть себе висит и самовыражается. Если же человек профессионально пашет в Сети - история совсем другая и психотехника безопасности предполагает весьма изощренные мероприятия. Организовать публичное предъявления себя и своей подкорки, одновременно оберегая какую-то условную иголку, как Кащей, - это несомненное искусство, требующее не технологичности, но именно самого настоящего артистизма.


Заказать подробную рецензию?

К.Фараджев. Владимир Соловьев: мифология образа. - М.: Аграф, 2000. - 160 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-7784-0129-9.

Социопсихологический "этюд о...", под завязку набитый благоговейными благоглупостями. Боязнь совершить какой-либо faux pas до такой степени сковывает автора, что он то и дело наступает на самые застарелые мозоли своего объекта и жеманно топчется на каждой из них, пока у читателя не лопнут барабанные перепонки.

Цитата: Иной раз хохот В.Соловьева бывал, по выражению современников, апокалиптическим. Почти так же часто, как фраза "веселился, будто ребенок", в мемуарах встречаются фразы типа "и расхохотался истерически". Французский литератор М.Де Вогюэ, который, по мнению С.Лукьянова, вообще не отличался особенной резкостью суждений, однажды увидев В.Соловьева, гуляющего после спиритического сеанса в предрассветном лесу, обмолвился, что смех того "напоминал крик осла". Впрочем, подобный смех, как и само впечатление растерявшегося француза, могли быть следствием бессонной ночи и напряженных опытов духовидения.


Заказать подробную рецензию?

Михаил Ямпольский. Наблюдатель: Очерки истории видения. - М.: Ad Marginem, 2000 ("Коллекция passe-partout"). - 288 с.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-88059-044-5.

"История наблюдателя с кантовских времен до 20-х годов нашего столетия". Жанр книги культуролога Ямпольского изобретен Мишелем Фуко ("Надзирать и наказывать"). Стиль книги изобретен им же.

Цитата: Трудно также отказаться от мысли, что ньютоновская концепция цвета вступала в противоречие с господствующей тенденцией к вытеснению цвета из повседневной жизни. По мере движения от Ренессанса к современности происходит своего рода удаление чистых и ярких цветов из быта. Эта тенденция выражается, например, в постепенном отказе от искусственного подкрашивания еды, характерной (? - РЖ) для более раннего времени, когда в пищу во имя цветовой гаммы добавлялись даже такие несъедобные компоненты как ляпис-лазурь. Характерно также постепенное вытеснение цвета из мужского туалета (стишок получился. - РЖ), заставившее многих говорить о XIX веке как о столетии повсеместных похорон.


Заказать подробную рецензию?

Николай Гумилев. Антология английской поэзии / Сост., предисл., комм. Л.Володарской. - М..: АРТ-ФЛЕКС, 2000. - 400 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-93253-008-1.

При взгляде на обложку вас постигает столбняк. Но перед вами вовсе не скверная шутка, а просто-напросто результат службы Николая Степановича в маскимгорьковской "Всемирной литературе". Переводы из народных баллад, Каупера, Вордсворта, Мура, Китса, Байрона, Россетти сделаны Георгием Адамовичем, Георгием Ивановым, Всеволодом Рождественским, Николаем Оцупом, Татьяной Кладо, Михаилом Фроловским, Николаем Брянским, Николаем Вентцелем. Опечатки сделаны наборщиками издательства "АРТ-ФЛЕКС".


Цитатa: "Пусть приведут коня!" И вмиг
Конь приведен; красавец статный,
Дитя Украйны благодатной,
Он был неукротим и дик...


Заказать подробную рецензию?

Сто одна поэтесса Серебряного века: Антология / Сост. и биогр. статьи М.Л.Гаспарова, О.Б.Кушлиной, Т.Л.Никольской. - СПб.: ДЕАН, 2000. - 240 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-93630-004-8.

Внешне сборник в точности похож на альбомы барышень предреволюционной поры. Серебристое тиснение, изящная женская головка на обложке. Да и содержание альманаха приближено к исписанным красивым почерком девичьим тетрадям: краткая биография с обязательным перечислением всех мужей и любовников плюс два-три стихотворения. Хороший подарок юной романтичной подруге (ей не надо будет марать собственные пальчики чернилами). Оказывается, кроме Ахматовой, Гиппиус и Цветаевой, в Серебряном веке проживали еще 98 поэтесс.


Цитатa: Он заходит раз в месяц случайно с заседаний,
Рот его пахнет дымом и гарью речей,
Срывая растущее в душе отчаянье,
Поцелуи бросаю острей и звончей.


Строчки Маркса падают на кровать из карманов,
Большие идеи, равенство всех людей...
Мои ласки их на момент унесут, одурманя,
Чтоб после им всплыть еще ясней...


Заказать подробную рецензию?

Талкотт Парсонс. О структуре социального действия / Пер. с англ.; под общ. ред. В.Ф.Чесноковой и С.А.Белановского; предисл. В.Ф.Чесноковой. - М.: Академический проект, 2000 (серия "Концепции"). - 880 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-8291-0016-9.

На факультетах социологии Парсонса (1902-1978) ставят в один ряд с Вебером, Дюркгеймом, Спенсером. Неспециалисту читать его сложно, однако для профессионала выход этого толстенного тома - праздник. В советские - черные для социологии - времена труды Парсонса переводились на русский урывками. В сборник вошли "Структура социального действия", "К общей теории действия", "Новый аналитический подход к теории социальной стратификации" и шесть статей.

Цитатa: Определив в ходе исследования общую эпистемологическую позицию, названную нами аналитическим реализмом, и обсудив возможности ее применения в разного рода теоретических концепциях, мы можем завершить эту методологическую часть работы кратким разбором наиболее общего философского статуса, или, как его часто называют, онтологического типа рассматриваемой здесь научной теории. Указанная позиция является реалистической в техническом эпистемологическом смысле. Философской импликацией этой позиции является признание существования внешнего мира, так называемой эмпирической реальности, не являющейся созданием индивидуального разума и не сводящейся к терминам идеального порядка в философском смысле этого слова.

Заказать подробную рецензию?

Октавио Пас. Освящение мига: Поэзия. Философская эссеистика / Пер. с исп.; сост. и предисл. В.Резник; комм. Б.Дубина. - СПб.-М.: Симпозиум, 2000 (серия IQ). - 411 с.; тираж 4000 экз.; ISBN 5-89091-122-8.

Сборник философских эссе и стихотворений мексиканского поэта и культуролога (1914-1998; Ноб. пр. 1990). Читать очень просто: мысль выстраивается в изогнутую цепочку, наполненную изящными определениями и неожиданными сравнениями. Одиночество автор считает уделом человечества, смерть - спасением от жизни, поэзию - самозабвением, а эротическое отделяет от сексуального. Всему на свете Пас дает не научные, а скорее интуитивные объяснения, играя образами и словами и всячески подчеркивая свою принадлежность к мексиканской культуре. И впрямь: европейской философии наш читатель за последние годы явно перебрал; неплохо б отлакировать ее домодельной латиноамериканской, как кальвадос иногда лакируют текилой. Открывается сборник, естественно, Нобелевской лекцией.

Цитатa:В моих странствиях в поисках современности я много плутал и много раз находил дорогу. Я воротился к собственным истокам и открыл, что современность не вне, а внутри нас. Что сегодня она есть и самая старая старина и одновременно - завтра, начало мира, ей тысяча лет, и она только что родилась. Она говорит на языке племени науа, рисует китайские иероглифы IX века и является на экране телевизора. Целехонькое, только что откопанное настоящее, отряхивая пыль веков, улыбается и вдруг срывается и исчезает в окошке. Все времена и пребывания сливаются: современность порывает с ближайшим прошлым исключительно во имя того, чтобы выкупить тысячелетнее прошлое и превратить неолитическую фигурку богини плодородия в нашу современницу.

Аннотация от "Ex libris "НГ". Упоминаемый в ней "современник" - это Карлос Фуэнтес

Заказать подробную рецензию?

Бруно Шульц. Трактат о манекенах: Проза, переписка, эссе / Пер. с польского Леонида Цывьяна. - СПб.: ИНАПРЕСС, 2000. - 436 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-87135-09902.

Повести Шульца (1892-1942) "Коричные лавочки" и "Санаторий под Клепсидрой" издавались по-русски в нескольких переводах: кто кого перевиртуозит. Один из переводчиков, Асар Эппель, так освоился в "шкуре" Шульца, что стал сочинять собственную метафорически насыщенную мемуарную прозу. Помимо "Лавочек" и "Санатория" в томик вошли рассказы и письма польского писателя - все, что сохранилось после его гибели на второй мировой.

Цитатa: О, этот старый пожелтевший роман года, эта огромная рассыпающаяся книга календаря! Она лежит себе забытая где-то в архивах времени, а ее содержание продолжает расти внутри переплета, неустанно разбухает от болтливости месяцев, от спешного самозарождения бахвальства, от небылиц и бреда, множащихся в ней. О, и записывая эти рассказы, выстраивая истории о моем отце на истрепанных полях ее текста, разве втайне я не надеюсь, что когда-нибудь они незаметно вырастут между пожелтевшими страницами этой прекраснейшей, рассыпающейся книги, войдут в величественный шелест ее листов и он поглотит их?

Заказать подробную рецензию?

Вольфганг Амадей Моцарт. Письма / Пер. с нем., франц., итал., лат.; сост. и введ. А.Розинкина; предисл. и общ. ред. А.Парина - М.: Аграф, 2000 (серия "Волшебная флейта"). - 448 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-7784-0120-5.

Амадей Формана и "некий херувим" Пушкина. Иногда хочется спросить: "А был ли Моцарт?" Или это миф, придуманный такими же гениями, которые создают далекий от совершенства образ, сознавая, что и их в свое время постигнет та же участь?

"Письма" неоспоримо доказывают факт существования Моцарта и подтверждают некоторые гипотезы его славных биографов. Бродский пытался оправдать мерзости великих людей (правда, не музыкантов, а писателей) их талантом. Что ж, вставьте в проигрыватель CD с "Волшебной флейтой" - и приготовьтесь читать.

Цитатa: Теперь желаю Вам спокойной ночи, в постель насрите что есть мочи; сладко спите, жопу к носу подтяните; я теперь не поленюсь и немного отосплюсь. Мы завтра речь об умном поведем-поблюем. Я сказать Вам куча всего, Вы не мочь поверить; но завтра Вы уже услышать. Между тем будьте здоровы! Ах! Моя жопа горит огнем! Что бы это означало!.. Может быть, дерьмо просится наружу? Да-да, дерьмо, я знаю тебя, я вижу тебя и чую тебя... и... Что это?.. Возможно ли?.. О боги!.. Ухо мое, не обманываешь ли ты меня?.. Нет, это он!.. Какой протяжный жалобный звук!.. Сегодня пятое. Вчера я разговаривал с суровой г-жой Курфюрстиной, завтра 6-го буду играть на большой гала-академии, а потом я буду играть специально в кабинете, как мне сказала сама фюрстина-кур.

Аннотация от "Ex libris "НГ"

Рецензия Яны Соколовой на "Чувство" Вацлава Нижинского; не правда ли, все гении одним миром мазаны?

Заказать подробную рецензию?

Поиск книг в магазине "о3он":


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская полка #22-23 (102-103) /14.07/
Александр об Александре; мемуары неприятного человека; Буревестник идет по коридору; Катина Пасха и Динин Песах; иригарэ пелись губы; в грудную клетку по нужде; филид бубнит, уснуть не дает; голливудско-голландская серенада; опять буравят Ноев ковчег; meine schone Аполлон; непопираемые метры отчизны; Муми-тролль и совершенство; беспощадная историософия; у Кабирии накрылся жесткий диск; перекличка Борхеса и арфы; гибралтарский шахер-махер; золотая ветвь в полнолуние; ведьмачья кошка Руттеркин; у астрофизиков три жизни; тоска на Александерплац и расчлененка у вокзала Цоо
Шведская полка #21 (101) /01.07/
Молчание Генриха Сапгира; Лютер Путину глаз не выклюет; перевод с финнеганского на волохонский; безумное чаепитие со шнурками во рту; Хворобей - провозвестник великих идей; нас контролирует Мозг Зингони; бешеный бык Арон; элевсинские мистерии на венгерский лад; голова англичанки в шляпной коробке; Ив Бонфуа от Марка Гринберга; Томас Непостижимый.
Шведская полка #20 (100) /25.06/
Сухое красное и кальвадос прицепом к пиву; митинг иркутских масонов; Пушкин, траченный желудочным соком, и Бродский, пинающий самого себя; предок по линии Матрицы; "Чайка" с подкрылками и Лукресия Бовари; кому подражает Павич; отважный могучий Кучлук; "Прелестные картинки" и аршинные буковки; по карассам рассчитайсь!
Шведская полка #19 (99) /17.06/
Однофамилец Антона Носика и полная тезка Ирины Муравьевой; полуостров Симулякр и война виртуальных Роз; английский поцелуй в районе уха и французское вышибание мозгов через пятки; у Хабермаса страшный бас и страшные гримасы; критик как человек-слон; Александр Блок о Владимире Набокове; "Паутина и скала" Томаса Вулфа; адские машины желания; четыре детектива о судье Ди.
Шведская полка #18 (98) /09.06/
"А" без "Ч", "У" и "М"; ложь для узкого круга; авангардисты в храме Клио; дубняк Дизраэли; Воннегут и Элиаде от "Азбуки"; полный Лавкрафт.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru