Русский Журнал / Круг чтения / Шведская полка
www.russ.ru/krug/vybor/20001121.html

Шведские сумерки # 1
Бескорыстное обозрение альтернативных и макабрических книжных новинок

Татьяна Арефьева

Дата публикации:  21 Ноября 2000

Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками: Женский архетип в мифах и сказаниях / Пер. с англ. - К.: София, 2000. - 496 с.; тираж 3500 экз.; ISBN 5-220-00376-3.

Цитата: Теневая жизнь настает, если писательница, художница, танцовщица, мать, искательница, мистик, ученица, путешественница перестает писать, рисовать, танцевать, растить, искать, созерцать, учиться, странствовать - делать свое дело. Она может перестать это делать, если то, чему она уделяла столько времени, не оправдало ее надежд, не получило заслуженного признания. Если творческая натура по той или иной причине прекращает творить, энергия, которая к ней естественно притекала, уйдет под землю и будет вырываться на поверхность когда сможет и где сможет... Женщина, которая попала в неволю и изголодалась, будет хвататься за все подряд: за недозволенные книги и музыку, за дружеские связи, за радости плоти, за религиозные секты. Она хватается за тайные мысли, за мечты о революции. Она крадет время у своих партнеров и семей. Она тайком приносит в дом свое сокровище. Она урывает время для литературного труда, для раздумий, для души. Она притаскивает в спальню призрак, урывает минутку, чтобы почитать стихи перед работой или потанцевать, урывает объятие, когда никто не видит.

Шибает в нос американский стиль повествования. Читавшие феминистский стандарт "Загадка женственности" Бетти Фридан (М.: Прогресс, Литера, 1993) поймут меня вполне. Речь все о том же - о свободной женщине. Выходит такая женщина из дому, садится за руль своей драной восьмерки, не прогревшись, дает газу, кое-как доезжает до леса, там паркуется криво-косо (у женщин же топографический кретинизм, и машину они ровно не могут у бордюра поставить, это все психиатры мира подтверждают). Ну вот, паркуется она, значит, бежит в сторону березовой чащи, углубляется в нее, несмотря на раннюю темноту, срывает впопыхах одежку и носится по болотам и оврагам, не чувствуя ни холода, ни теченья времени, до первых петухов. А потом, разгоряченная, нагая, как была, садится за руль и рулит в сторону дома, чтобы принять свой утренний душ, побрить ноги, выщипать наконец эти предательские усы и отправиться на работу. Запросто: в редакцию, в ЖЭК, в бухгалтерию, в сбербанк. Но не тут-то было. Около заправки, на повороте караулит ее злой гибедедешник, стопит, просит предъявить техосмотр, которого нет и быть не может, машины со 100-процентной помятостью никто осматривать не станет. Заглядывает в окошко да столбенеет: баба голая, волосы всклокочены, под ногтями мать сыра земля, а изо рта клыки торчат.

Именно такой представляется жизнь идеальной феминистки, руководствующейся принципами, изложенными в труде доктора философии юнгианского толка Кларисссы Эстес. Эта достойная женщина писала свою книгу 20 лет, книга вышла толстой, стала бестселлером и перевелась то ли на 19, то ли на 25 языков (издатели не смогли определиться). На примерах поведения героинь популярных сказок ("Красные башмачки", "Синяя Борода", "Девочка со спичками") Кларисса учит жить. Полезное чтение для нелюбительниц дамских романов.


В.Н.Демин. Гиперборея: Исторические корни русского народа - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 624 с., ил.; тираж 7000 экз.; ISBN 5-8183-0233-4.

Очередной 600-страничный талмуд вокруг да около Руси Ведической. Сам по себе сюжет достойнейший, но вот досада: труды в этой области почти всегда являют собою винегрет из "интересных тем". Начинает автор строго, приводит иллюстративные доказательства (карты XVI века), и все сходится. Вокруг Северного полюса в стародавние времена были земли, жили в них тепло и сытно, золота, камней, культуры, летающих устройств, слонов и пингвинов там было завались. Серьезная работа с мифами и словообразованием уводит добросовестного автора в дебри индуизма. Разыгрывается старая карта русской идеи: все народы мира вышли из нашей колыбели. Русский Север - первооснова. После гибели Гипербореи ее обитатели разбрелись по миру, положив начало индоевропейской и прочим культурам. Гиперборейцы прошли по Восточной Европе, не менее двух раз побывали в Передней Азии, через Египет дошли до Атлантического океана, вернулись назад, основали Россию, по новой заселили Север. На этом бы и остановиться, но договор с издательством был на 600 страниц. Пришлось В.Н.Демину, доктору философских наук, руководителю научно-поисковой экспедиции "Гиперборея" пройтись по матриархату, титанам, горгонам, пирамидам и снежным человечкам.

Если рассматривать "Гиперборею" как справочник по тайнам-аномалиям, то в ней недостает глоссария и тематического указателя. Если взглянуть на объект аннотации с литературной точки зрения, тянет вернуть талмуд на полку, обратно в магазин.

Цитата: Когда-то в древние времена Луна была гораздо ближе к Земле. Некоторые полагают даже, что Луна первоначально являлась частью Земли и была выброшена из нее очень много лет назад. Более того, указывается область земного шара, где находилась масса, ставшая впоследствии лунной. Это - тихоокеанская впадина.


Дмитрий Гайдук. Растаманские народные сказки: Академическая версия для серьезных читателей, с комментариями и глоссарием. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 196 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-222-01277-8.

С первых же строк книги сознание читателя срывается с места и мчится в сторону хипповского альманаха Маргариты Пушкиной "Забриски Райдер", ведомое шаблонами типа "сильно поморочено", "пакаван килограмма на два", "туристы галимые" и "слы, чувак, в натуре, без измен!". Читать такое гонево легко и весело. "Сказками" можно шевелить компанию, загрустившую в ожидании нового транша спиртного. "Сказки" не стоит читать детям, они и так слишком многого от нас хотят. Главное: открывая эту книгу, помнить, что перед тобой не отстой никчемный, не бред последнего торчка, - а кладезь современного фольклора, не перевранный историками, не искаженный косными корректорами (на первой странице указано, что "орфография, грамматика и стилистика авторского текста оставлены без изменений").

Здесь все как есть. Незамутненная жизнь, simple mind. Темы сказок - самые разнообразные. Кульминация - одна: "пыхнули нехило". Если считать каждую марихуанную шутку пропагандой наркотиков, то книжка эта - чистый криминал.

Цитата: Короче, значит, прикололся Джа создавать мир. Три дня заморачивался, вроде уже все посоздавал, а все равно чего-то не хватает. И вот он сидит и думает: чего же оно не хватает. И тут ему внутренний голос говорит: ганджа! Ганджа вобще в твоем мире не хватает. Смотрит Джа: и в самом деле. Вроде уже все ништяк, а ганджа нигде не растет. Прямо как в Карелии.

И вот Он создал ганджа. Сел, покурил, посмотрел вокруг и думает: ох, елы-палы! И что это за попсню Я кругом насоздавал. Надо теперь в натуре заморочиться и создать что-нибудь непопсовое. Оттяжное такое что-нибудь создать. А то кругом галидор сплошной, прямо как по телевизору. И создал Джа растамана.


Друнвало Мелхиседек. Древняя Тайна Цветка Жизни. Т. 1.: Отредактированный и дополненный проект видеозаписи семинара "Цветок Жизни", 1985-1994 гг. / Пер. с англ. под ред. И.В.Сутокской.- К.: София, 2000. - 248 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-220-00350-Х.

Сначала была брошюра с привлекательным названием "В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит". Автор бестселлера Боб Фриселл рекламировал своего гуру Друнвало Мелхиседека и его теории столь самозабвенно, что закладывало уши. И вот наконец первоисточник в наших руках.

"Древняя тайна..." - плохое сочетание слов. Дешевое. На обложке портрет самого Друнвало. Он похож на всех остальных: Оле Ниддла, Рона Хаббарда, Антонио Менегетти. Улыбчивый манипулятор. Пишет о народце догонов так, как если бы открыл их собственнолично. О великих открытиях - как первооткрыватель. Уверенный тон - увы! - подкупает. С Друнвало не хочется спорить. В его речах нет оттенка хамства, только детское всезнание, вот и веришь совершенно безосновательно его выкладкам.

Перечень тем: сакральная геометрия, наши связи с планетой Сириус, дельфины, Египет, природные кристаллы и спирали Фибоначчи, человеческое тело с геометрической точки зрения. На каждой странице - чертежи. Интересные фотографии, к сожалению, запороты офсетом. Как расшифровка дорогого и редкого в наших краях семинара книга имеет несомненную ценность. Прочитаете внимательно - будет чем позабавить соседей по купе.

Цитата: Я видел российские фильмы, где младенцы и дети двух-трех лет и старше спят на дне плавательных бассейнов... и примерно через каждые десять минут, продолжая спать, всплывают, делают вдох, погружаются обратно и снова опускаются на дно. Дети живут в воде - это их дом. Им дали наименование почти как особому виду. Люди зовут их человекодельфинами.


Е.В.Иванов. Новый Год и Рождество в открытках. - СПб.: Искусство, 2000. - 333 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-210-01496-7.

Цитата: Поскольку райское дерево - дерево "первого" Адама, его иногда называют "адамовым". Апостол Павел в своих Посланиях к римлянам и коринфянам описывает Христа как "второго" (нового) Адама, а его райским деревом становится крест Голгофы. По христианскому преданию, у основания креста, на котором распяли Спасителя, лежали кости Адама. Таким образом, райское дерево соотносится с двумя Адамами. Современные протестанты отождествляют рождественское дерево с райским и украшают его предметами, раскрывающими этот смысл: яблоками, как напоминание о плодах познания добра и зла, розами - по числу лет, прожитых "вторым" Адамом в человеческом образе, хлебной выпечкой - в знак новой жизни, которую "второй" Адам принес человеку, и свечами, выражающими божественную любовь.

Каково? Пугающий своей эзотеричностью текст в издании, буквально кишащем добрыми детскими открытками. Елочки, ангелочки, а по соседству графики: изменение размера елки относительно роста людей, зверей, Деда Мороза и др., линейная шкала демонстрации отношений дореволюционных необразованных авторов писем.

Как пелось в одной песенке: "Горят зрачки снегурочки".