Русский Журнал / Круг чтения / Шведская полка
www.russ.ru/krug/vybor/20010416.html

Шведская лавка # 28
Андрей Ковалев

Дата публикации:  16 Апреля 2001

На берегах Невы: Живопись и графика ленинградских художников 1920 - 1930-х годов из московских частных коллекций: Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Отдел личных коллекций) / Сост. Ю.А.Носов; авторы статей С.М.Даниэль, Ю.М.Носов, А.А.Русакова, А.Ю.Чудецкая. - М.: Атриум-Принт, 2001. - 182 с.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-901591-01-1.

Белых и пушистых ленинградских художников, входивших в общество "Круг", по ничем не объяснимой причине считают очень европейскими. Соцреалистические идеологи даже придумали им кличку "маркисты", т.е. подражатели Альбера Марке.

Русское европейство - вещь сугубо специфическая. В конце двадцатых и начале тридцатых в Германии свирепствовал экспрессионизм, а во Франции - сюрреализм. Что же до Марке, которому поклонялись "круговцы", - он был всего-навсего второстепенным салонным художником. Максимальную степень французистости в ту эпоху символизировало грубое хамство дурно одетого румына Тристана Тцары. А самыми стильными российскими европейцами являлись Даниил Хармс со товарищи. "Маркизм" же оставался делом пристойным и потому крайне архаическим. Марке и его маршаны были бы немало удивлены, узнав, что последователи столь незатейливой концепции готовы взойти на эшафот ради идеалов Высокого Искусства. Впрочем, настоящий коммерческий художник не может быть циником. Он должен верить в то, что делает, иначе никто его работ покупать не будет.

Можно зафиксировать еще одну вину товарища Сталина перед русской культурой: он почти полностью исключил саму возможность качественного салона. От чего мы страдаем до сих пор. К восьмидесятым в советском худпроцессе почти все ключевые позиции заняли как раз адепты высокого искусства. И выяснилось, что их "хороший вкус" - совершенно беспредельная пошлятина и тухлятина. Которая одинаково пахнет что при капитализме, что при социализме. Об этом удивительном феномене мы без посредства данного каталога никогда не узнали бы.

Но зачем, скажите, в такое хорошее дело, как изучение "утраченных фрагментов", вкраплены нотки из песни "Вихри враждебные веют над нами"? Конечно, сталинская критика сильно мочила за формализм и наших и ваших - "макистов" в том числе. Теперь, когда враг разбит и скрылся в неизвестном направлении, настало время искать нового врага. Защитников соцреализма не видно уж лет пятнадцать, зато налицо новые злодеи - художественные критики. Именно с отпора худкритикам, которые играют ярлыками, начинается каталожная статья Сергея Даниэля. Оказывается, критика "вульгарна" и "безответственна", "историку искусства само слово "критик" нередко внушает чувство интеллектуальной брезгливости". Естественно, речь о "так называемом "современном искусстве", то есть понятно о ком и о чем. В качестве примера приводится "экспансия военно-политической терминологии советского образца в область художественной критики - авангард, левый фронт, партийная литература, социалистический реализм и т.п.". Историки искусства, которых тошнит от критиков, видимо, считают, что вся без исключения критика прошлого века только такими терминами и пользовалась. Так что перед нами не просто невинная выставка симпатичных картин симпатичных художников, но часть великого проекта по ревизии итогов ХХ столетия в целом. Парадоксально слышать подобные вещи из уст столь утонченного европеиста, как Сергей Даниэль; жаль, что такой важной теме посвящено так мало места: всего полторы странички.

С альтернативным, неангажированным искусством есть маленькая проблема. Начиная с семидесятых либеральная критика старательно пыталась втолкнуть героев этого искусства в постоянно расширяющиеся рамки советского худпроцесса. В итоге сегодня вытащить их обратно уже почти невозможно. Радует лишь то, что выставка устроена на основе собраний двух почтеннейших московских коллекционеров. Что самым очевидным образом свидетельствует о светлой и ясной перспективе: для того чтобы "маркисты" заняли подобающее им место, они должны сначала отвоевать себе нишу на рынке. Причем сперва этот рынок следует создать. И тогда можно будет бесконечно читать покупателям лекции о духовности. Покупатели это очень любят.

А.А.Русакова: В последние годы все более внятно звучат голоса ряда искусствоведов, убежденных в необходимости более объективного и широкого взгляда на искусство нашего прошлого. Об этом подробно пишет в последней, третьей, части своей книги об искусстве 30-х годов ХХ века "Конец утопии" (М., 1995) А.И.Морозов, анализируя творчество ряда художников, чья "воля... не была парализована полностью" директивами тоталитарной власти... Однако часто, особенно в беседах искусствоведов и музейных работников на профессиональные темы, эта великолепная и подлинная живопись, развивавшая лучшие традиции русского - и мирового - искусства, широкая по своему смыслу и изобразительным средствам, но существовавшая при тоталитаризме как бы в тени, получает на современном языке не совсем справедливое, по моим представлениям, название "третьего" или "альтернативного" (последнее - приемлемее) пути советского искусства...
  • "На берегах Невы" - очень оригинальное название: страниц - 6783, серверов - не менее 325
  • Юрий Арпишкин ("Время MN"). Путь к свободе. "Они и теперь чрезвычайно востребованы и, судя по содержанию разнообразных коммерческих художественных салонов, творцы осознают, что именно требуется покупателю. И изо всех сил стараются соответствовать. Но не получается. Пейзажи убогие, натюрморты кривые, краски тусклые, композиции, траченные молью. А в 30-е годы все это умели так, что и сейчас в ГМИИ показать не стыдно. Есть и более пафосный урок, который можно извлечь из биографий ленинградских художников. Когда очень не хочется писать портреты доярок и членов ЦК - этого можно не делать, не прячась в глухом подполье. И в итоге опять же попасть в экспозицию почтенного музея"
  • Федор Ромер ("Итоги"). Маркисты против марксистов. "Итак, слово найдено - тихое искусство, тихая выставка (несмотря на объем - около 140 произведений), тихий, немноголюдный вернисаж. Но в тихом омуте известно кто водится. И проект "На берегах Невы" в итоге получился агрессивно-идеологическим. Авторы текстов каталога воюют с засильем всяческих "измов" в искусстве XX века, с недалекими критиками - врагами вдумчивых искусствоведов, "принимающих живопись близко к сердцу", с так называемым "современным искусством", которое и обслуживают эти критики, а также с фальсификацией художественного процесса прошлого столетия, случившейся по вине критиков-адептов актуального искусства. В послевоенные времена знамя "истинных ценностей" перешло в руки художников-либералов, официально поддерживаемых властями (так называемый "левый МОСХ"), а сегодня его с гордостью несут питомцы Зураба Церетели. Всякое "другое искусство" наряду с Бренерами-Куликами только мешается под ногами"
  • Мария Михайлова ("Вести.ру"). Сломанный круг. "Вряд ли кто-то из "ленинградцев" помышлял о противостоянии или противопоставлении себя официозу, но сам факт существования чего-то самостоятельного и независимого никак не укладывался в систему идеологического единообразия. К списку преступлений советской власти против своего народа можно добавить еще один пункт - сломанные судьбы целого поколения молодых талантливых людей, которые могли бы дать стране гораздо больше, чем сумели"
  • Анна Свергун ("Уикэнд.ру"). "На берегах Невы". "По словам Ю.М.Носова, чья коллекция представлена в экспозиции, собирание работ живописи художников периода 1920 - 1930-х годов превратилось в спасение творческой репутации художников и восстановление "истинной картины развития отечественного искусства"
  • Ольга Кабанова ("Известия"). Современники. "Сегодня о художниках, не пожелавших или не сумевших (от собственного призвания и образования отречься не всем удается) уйти из мира искусства в мир идеологических спекуляций, вспоминают с глубоким уважением и искренним интересом. В этом году прошло уже несколько выставок, посвященных шагавшим не в ногу с эпохой художникам "третьего ряда" и "альтернативного пути". И это не только дань памяти безвинно и жестоко наказанных, но и возвращение потребности общения с искусством камерным, неидеологизированным, чувственным, нежным"

Екатерина Бобринская. Футуризм и кубофутуризм. - М.: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2000 (серия "История живописи. ХХ век"). - 174 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-269-00992-7 (Галарт), ISBN 5-224-01672-X (ОЛМА-ПРЕСС).

Книга Е.Бобринской - одна из первых в большом проекте "История живописи. ХХ век". Насколько можно понять, заказ мощной "ОЛМЫ-ПРЕСС" исполняло весьма профессиональное издательство "Галарт" (бывш. "Советский художник"). Сама идея - не просто перевести с иностранного хороший альбом с картинками, а заказать текст правильному местному специалисту - очень прогрессивна и эндемична в мире акул книжного рынка. Это означает (как минимум), что общество начинает осознавать необходимость и важность профессии искусствоведа. Добрый знак.

Но, увы, результаты этого сотрудничества получились не совсем адекватными, хоть и не патологическими. Эталонного Текста для популярной литературы по искусству просто еще не существует. И трудно ожидать, что воля к такому Тексту появится у исследователя, углубленного в специальные проблемы. А именно таковым, несомненно, является Екатерина Бобринская. У редакторов как-то не получилось добиться от профессионала связного и доходчивого изложения сложных материй. Лично мне их трудности понятны: много раз я пытался заказывать газетные заметки самым достойнейшим знатокам предмета. Удача сопутствовала мне в одном случае из пяти.

Главная проблема заключена уже в самом названии серии. Живопись в ХХ веке постоянно умирала, возрождалась, да так и не сделалась чем-то особенно важным в общем контексте искусства. Однако маркетологи "ОЛМЫ-ПРЕСС" решили, что покупатель жаждет красивых картинок, и больше ничем его не проймешь. Конечно, многие западные альбомы по искусству до сих пор именуются "историями живописи". Что вполне естественно: хорошо, когда серия начинается с "Живописи раннего Возрождения", а заканчивается "Нашими днями". Вот и теоретики "Галарта" по старой памяти не очень-то верят в саму возможность существования перформансов и инсталляций: картинок с восхитительным Маринетти и омерзительным Бурлюком бедному читателю, похоже, не видать как своих ушей. Плохо только одно: халявно и халтурно отсканированные иллюстрации омерзительно выглядят; протестантская этика подложила свинью эстетике ("Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных негативов в полиграфической фирме "Красный пролетарий"). Поэтому все усилия Екатерины Бобринской по перелицовке собственного исследования "Футуризм", вышедшего в прошлом году в том же "Галарте", производят странное впечатление. Вместо дорогих альбомов следует издавать дешевые покетбуки - там ворованные иллюстрации будут выглядеть пристойнее.

Цитата: Резко заявленная антимузейность футуристического искусства и эпатажные призывы "плевать на Алтарь искусства" были направлены против культурной традиции, которая основана на пренебрежении к творческому процессу и актуальным художественным жестам, к действенному началу в искусстве.
  • Кубофутуризм: энциклопедическая справка
  • Андрей Мирошкин ("Первое сентября"). Футуристическая кухня. "Футуристическая книга, по словам Е.Бобринской, представляла собой "целостный организм, со своей поэтикой, философией и мифологией"; на страницах таких книг "возникало совершенно особое художественное пространство, больше соответствующее логике мифа с его фантастическими метаморфозами и одновременно сотканное из ощущений и ритмов современной жизни"
  • Ольга Рыкова (РЖ). Рец. на кн.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Cост. В.Н.Терехина, А.П.Зименков. - М.: Наследие, 1999. "Футуризм, несмотря на свой скорый распад, продолжал оказывать влияние на весь последующий ХХ век. Например, он ожил в так называемом русском авангарде, литературе современных национал-большевиков. Постмодернизм также непредставим без "футуристического прошлого" - это авангардная форма с отрывочным приведением реализма, построенная на принципе узнавания. Ну и конечно, "визуальная" литература породила целые жанры - анимационные и виртуальные"
  • Павел Горгулов ("Время MN"). Футуризм, марксизм, алкоголизм и гомосексуализм (обзор интеллектуальной литературы). "Футуризмом поначалу пугали, и не только детей. Позднее советская критика единодушно оценила его как "буржуазное модернистское течение в литературе и изобразительном искусстве". Сегодня футуризм многими рассматривается как радикальная отрыжка на фоне изящной словесности и прочих fine arts"
  • Футуризм: библиография

Давид Бурлюк: Каталог выставки. - N.Y.: A.B.A. Gallery Inc., Palace Editions, б/г. - 36 стр.; тираж не указан; IBSN не указан.

Выставочный каталог "американского Бурлюка" напечатан, судя по названию издательства и двуязычному тексту, не в Нью-Йорке, а в Питере. Жесткая обложка, две странички текста, картинки. Адресовано тем, кто собирается прикупить в коллекцию хорошего Бурлюка.

Как это все омерзительно. Коммерческие галереи должны субсидировать кипение научной мысли. То есть издать наконец всего Бурлюка, который велик своими текстами и акциями, а не картинками. Приведенная ниже краткая веблиография к аннотируемому каталогу не имеет отношения - она есть укор торгашам от искусства.

Цитата: Он был необычайно плодовитым писателем и художником, которого считают одним из важнейших представителей и новаторов русского авангарда.
  • "Пощечина общественному вкусу" etc
  • Велимир Мойст ("Газета.ру"). Будем лопать красоту. "Что заставляло ломать каноны, провоцировать схватки и кликать очистительную Революцию Духа, когда сам Бурлюк, судя по второй половине жизни, вполне довольствовался умеренно-буржуазными условиями существования? Почему его не устраивала роль идеолога и организатора, а непременно хотелось быть художником и поэтом? Загадка"
  • Александр Панов ("Итоги"). Футуризм бурлюкающий. "Бурлюк как общественный деятель заслужил три персональных зала, но вот как художник-футурист - вряд ли. Его искусство - яркое (по краскам), фактурное (на ощупь), крестьянское (по любимой тематике), витальное (по темпераменту), жизнеподобное (по эстетике) - плохо уживалось с требованиями авангардной трансформации изображаемого"
  • Вера Собко ("Алфавит"). Давид Бурлюк - художник-футурист. "Особое место в его картинах занимают глаза - предмет его постоянного сожаления. "Женщина с четырьмя глазами и цыпленок", "Композиция с глазом", "Пейзаж с четырех точек зрения", "Глаза" и т.д."
  • Мария Михайлова ("Вести.ру"). Здрасьте, мистер футурист. "Впрочем, даже если революция в искусстве была для него игрой, то играл он не зря - свое имя художник сделал в большей степени благодаря идеологии, нежели самому творчеству"
  • Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) на сайте "Мир Марины Цветаевой"
  • Подлинный стеклянный глаз Бурлюка

Пинакотека: Журнал для знатоков и любителей искусства. 2000, # 12. - М.: Пинакотека, 2001. - 144 с.; тираж 3000 экз.; ISSN 1561-3488.

Пользователь РЖ, узрев в описании периодического издания цифры "12" и "2000", может упрекнуть обозревателя в некомпетентности и вялости. Но должен сказать ужасную вещь: номер 12 - вовсе не за 2000 год, а вообще за всегда. И перед нами - свежевышедший экземпляр. Еще больший ужас - в том, с какой скоростью к нам поступает единственный в России профессиональный искусствоведческий журнал. Цветной и хорошо изданный.

Как сказано в ремарке главного редактора Натальи Сиповской, номер посвящен проблеме "всего того, что связывает искусство с человеком не в высокодуховном, а простом антропологическом смысле". Все бы ничего, да только по прочтении обнаруживается, что таковой проблемы у нас попросту нет, как не было секса в СССР. Нет у нас таких музеев, которые заинтересовали бы сэра Чарльза Дженкса ("Зрелищный музей - между храмом и торговым центром"), мистера Даниэля Либескинда, автора "Еврейского музея" в Берлине ("Между линиями") и даже мессира Виктора Мизиано ("Экспозиционные стратегии - от модернизации к демодернизации"). Но все равно читать интересно, люди пишут знающие: Наталья Энеева, Николай Молок, Андрей Толстой...

Видимо, для утешения страждущих приведен большой кусок из "Камней Венеции" Джона Рескина. Утешайтесь.

"Камни Венеции" (пер. с англ. В.Ашмарина): Какая невероятная дистанция между тем, что мы видим здесь, и мрачным собором в Англии! Даже породы птиц, обитающие в окрестностях этих соборов, подчеркивают существующую между ними разницу; так, вместо беспокойной стаи чернокрылых птиц, парящих в холодной высоте и издающих какие-то лошадиные звуки, порталы св. Марка полны гнездящихся среди мраморной листвы голубей, которые смешивают мягкие светящиеся краски своего живого оперения, меняющегося при каждом их движении, с оттенками цвета, не менее прекрасными и сохранившимися неизменными в течение семи столетий.
  • "ПИНАКОТЕКА (греческое pinakotheke, от pinax - доска, картина и theke - хранилище), название хранилища произведений живописи, картинной галереи в Европе (например, Старая пинакотека в Мюнхене)"
  • Сайт журнала "Пинакотека"

Единый рейтинг современных художников и мастеров XVIII-XX веков (с ценовыми рекомендациями). Выпуск 3. Приложение к APT-газете. - М.: Алев, 2000 (Профессиональный союз художников). - 318 стр.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-940025-005-X.

О существовании этого издания и самого рейтинга ваш обозреватель знал давно, но как-то не придавал значения. Но вот красная книжечка попала ему в руки, и обозреватель понял, что перед ним - один из лучших художественных проектов конца прошлого века. В самом деле, кому по силам такое провернуть: симулируя абсолютный рыночный консумеризм, просчитать всех художников по категориям, определить цену каждому. Потом выдержать поднявшуюся бучу среди клиентов и продолжать стоять на своем. Не каждому Кабакову по силам. Имена гениев - Заграевский Сергей Вольфович, Мейланд Вильям Леонидович, Тазьба Леонид Владимирович. Слава! Всякий понимающий в Истинных Ценностях должен назамедлительно этот артефакт прикупить. Цитировать невозможно, хочется учить все наизусть: и "Нормативные документы", и "Искусствоведческие статьи", и каждую строчку "Рейтинга". Выглядит как синодик Иоанна Грозного.

Буква "А": Абаджан, Абаев, Абакидзе, Абаккумов, Абдуллаев, Абдуллаев, Абдуллаев, Абдуллаев, Абдулин, Абдурашидов, Абдусаламов, Абегян, Абисалов, Абовян, Абрамишвили, Абрамов, Абрамов, Абрамов, Абрамова, Абрамович, Абрамян.
  • Выпуск 2
  • Вероника Гудкова ("Независимая газета"). Профсоюз расставил художников по местам
  • Александра Толстихина ("Сегодня"). Алгебра гармонии. "Рейтинг художников" вызвал ожесточенные споры среди творцов
  • Дмитрий Суходольский ("Газета.ру"). Рейтинг рогов и копыт. "Под скромной строкой скрывается бомба, далеко превосходящая по своей взрывной силе все букеровские шорт-листы, списки номинантов на Госпремию по искусству и прочие художественные табели о рангах вместе взятые... Бред? Самый натуральный. Чем же еще может быть субъективная оценка небольшой тусовки не слишком авторитетных арт-деятелей, выдаваемая за истину в последней инстанции? Но не рутинный и протокольный бред, а бред во всех смыслах артистический"
  • А.И.Комеч, З.К.Церетели, А.И.Морозов, В.М.Сидоров, В.А.Бубнов. По поводу "Рейтинга профессионального союза художников". "Никакими ссылками на необходимость упорядочения художественного рынка не может быть оправдана попытка низвести искусство до уровня ТОВАРОВ ШИРОКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, занесенных в торговые каталоги согласно ГОСТУ, рыночной стоимости и потребительскому спросу. Такая практика, быть может, и имеющая место где-либо в мире, в КОРНЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ"

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"