Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская лавка # 43
Книги под знаком (*) предоставлены салоном "Гилея"

Дата публикации:  10 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Роман Ганжа


Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Николюкина. - М.: ИНИОН РАН, НПК "Интелвак", 2001. - 799 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-93264-026-Х

Настораживает уже заглавие: каких таких терминов и каких понятий? Понятно, что просто на "литературную энциклопедию" не тянет: довоенная энциклопедия под редакцией Луначарского состоит из 11 томов; застойная, которая "краткая" - из 9. Словарем литературоведческих терминов это издание быть тоже не пожелало - ответственность большая; да и не в моде нынче все узкопрофессиональное. Поэтому что-то есть из теории (жанры, категории, виды, формы, символы, образы), что-то из истории (направления, сообщества, кружки - этих особенно много, причем из нынешних упоминания удостоился только "Орден куртуазных маньеристов", национальные поэтики, литературоведческие школы), есть нечто междисциплинарное (текстология, книгоиздательство, библиография, критика, редактура), а есть кое-что из совсем другой оперы (вроде театра).

С точки зрения лексикографии никаких претензий нет к статьям М.Л.Гаспарова (все технические термины, фигуры, тропы etc.) и, может быть, Т.Г.Юрченко. На остальном пространстве энциклопедии за редким исключением царят хаос и анархия. Отсутствует не только система (хотя при достаточно большом объеме она имеет тенденцию возникать сама собой), но и зачастую понимание жанра энциклопедической статьи, вплоть до неумения дать хотя бы кажущееся правильным определение. Вот лишь несколько примеров: артефакт - материальный объект, <...> способ существования эстетического объекта; беллетристика - термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня; демоническое - комплекс представлений <...>; детектив - художественное произведение с особым типом построения сюжета, в основе которого лежит реализованный в раскрытии преступления конфликт добра и зла, разрешающийся победой добра; донжуанизм - эротическое в литературе, соблазнение и обладание женщиной как цель жизни героя; катарсис почему-то определяется ссылкой на Лосева; а концепт - и вовсе так, как Лихачев определяет его в полемике с Аскольдовым-Алексеевым; критика - пристрастное интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное при этом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесное искусство с многоцветной реальностью жизни; миф - древнейшее сказание, являющееся неосознанно-художественным повествованием; молчание - понятие, органично связанное с поэзией (пауза в конце строки), прозой и драматургией [далее идет ссылка на Витгенштейна]; монтаж - способ построения <...> произведения, при котором преобладает прерывность (дискретность) изображения; робинзонада - апология существования личности вне общества; уединенное (вариант: опавшие листья) - жанр, восходящий к одноименной книге В.В.Розанова и родившийся в своеобразной полемике со всей "печатной" литературой [далее по сути дела утверждается, что больше в этом жанре никто ничего не писал]; самиздат - форма <...> [схоластика какая-то!]; соборность - религиозно-философская категория, имманентная русской литературе и культуре.

Что касается "системообразующих" понятий, то их трактовка неизменно архаична и спекулятивна, словно авторы энциклопедии последние лет сто отсиживались в наглухо заколоченной монастырской библиотеке. Литература - это искусство слова (в отличие от массовой, то есть псевдолитературы); автор - это создатель художественного произведения как целого; вкус - это субъективная способность человека к эстетическому восприятию и оценке явлений и предметов; воображение - способность [опять же] вызывать в сознании и произвольно комбинировать образы предметов и событий; вымысел - плод [именно так и написано] воображения и демонстрация творческой энергии; гений - воплощение высших творческих способностей; поэзия и проза отличаются строением ритма [хотя в той же статье описываются промежуточные формы, само существование которых уже ставит под сомнение такое утверждение]; стиль - эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая свойством оригинальности; творчество - деятельность, направленная на создание эстетических, художественных ценностей; художественность - сложное сочетание качеств, определяющее принадлежность плодов [наваждение какое-то] творческого труда к области искусства.

Без каких бы то ни было объяснений в издании воспроизводится статья Бахтина "Сатира", у которой интересная судьба. Это единственный опыт Бахтина в жанре энциклопедической статьи. Статья писалась в конце 1940 г. для 10 тома "Литературной энциклопедии", работа над которым затянулась из-за статей "Социалистический реализм" и "Сталин". Война помешала выходу тома. По сохранившейся корректуре этот том был напечатан в Мюнхене в 1991 г. Статья Бахтина в корректуру войти не успела и была впервые обнародована в 5 т. собрания сочинений (М.: Русские словари, 1996).

Цитата: Эрот - в древнегреческой мифологии божество любви, а поскольку язычники эллины ценили в ней прежде всего чувственное начало, <...> то слова "эротика" <...> и производные <...> имеют в виду сексуальность, провоцирующую соитие полов, - то, что <...> позднее трактовалось как "блудное жжение похоти", разврат и порок. Осознанная греховность плотских наслаждений <...> - все это распаляло эротику, возводя ее на уровень эротомании <...> Эротическое в литературе может служить сильным стимулятором собственной сексуальной активности. <...> Отдельный вопрос - о т. наз. половых извращениях: <...> содомия, некро-, геронто-, зоофилия, садизм и мазохизм. <...> С гетеросексуальной эротикой сосуществует <...> голубое мужеложество и розовое лесбиянство. <...> Изящная словесность не прошла мимо вневагинальных разновидностей секса. <...> В "Эпиграмме на А.А.Давыдову" Пушкина "Оставя честь судьбе на произвол..." (1821) немолодая любовница на почве венерического заболевания и попыток лечиться лишилась глаза, который вздулся и лопнул; есть от чего прийти в отчаяние, но находчивая дама небезутешна, поскольку нет худа без добра, и вот теперь у нее имеется лишняя дыра и, стало быть, перспектива доселе неизведанных сексуальных упражнений.


Евгений Яблоков. Художественный мир Михаила Булгакова. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 424 с. - (Studia philologica). Тираж 2000 экз. ISBN 5-7859-0186-2

Термины и понятия в действии: многослойность сюжета; пародийная диффузия хронотопов; архетипизм мышления; совмещение культурных кодов; евангельские реминисценции; коллизия времени и вечности (сказки и жизни, мифа и истории); насыщенность культурного пространства проекциями многочисленных культурных ассоциаций; высокая цитатность (интертекстуальность, многослойность, избыточность); бриколаж; синтез явной архетипичности с острой фельетонностью; принципиальная диалогичность универсального и сиюминутного; двойная экспозиция художественной реальности; взаимопроникновение сакрального и профанного; гносеологическая беспомощность; невозможность "последнего слова"; мистериально-буффонадная атмосфера; актуализация мифа; текст в тексте; театр в театре; рассказ в рассказе; интенсивная авторефлексия повествователя; недостоверность точки зрения перед лицом Истины; идея беспредпосылочного знания; семантическое зазеркалье; бесконечный конец света; мифология вечного города... И прочие интересные и важные понятия и термины.

Цитата: Целый ряд булгаковских персонажей связан с пародийным мотивом "транссексуальности". <...> Мотив смены "онтологического статуса" как "перемены пола" в "чистом" виде проявляется в комедии "Зойкина квартира" <...> "К кому ни ткнешься, все не мадам, да не мадам... а сулили девочек" <...> Пародийный булгаковский "бог-сын" Шариков получает документы из рук "андрогина-гермафродита" <...> Что касается "Кабалы святош", то здесь основной конфликт связан с мотивом невольного инцеста.


Александр Медведев. Похищение разума. - СПб.: Художественная воля, 2001. - 92 с. Тираж и ISBN не ук.

Из предисловия Тимура Новикова: "Контркультура, приняв новые формы, пустила корни в России, получая финансовую и интеллектуальную поддержку с Запада. Хамское надругательство над отечественной культурой стало называться постмодернизмом. Тление, разложение - на латыни - коррупция началась в среде работников культуры. Западные инструкторы и местные коррупционеры поддержали радикально настроенных разложенцев. Хулиганы, извращенцы, порнографы, наркоманы и сатанисты стали героями выставок. телепрограмм и художественных журналов. Их объявили "актуальными художниками" <...> Как и кто строит в нашей стране открытое общество Хама, рассказывает эта книга - результат исследований, проведенных СПбИИСИ". Делают это акционисты, некрореалисты, панки, "Художественный Журнал", "Радек", "Птюч", фонд Сороса, Кириенко, сайентологи, дерридаисты, "Радио Свобода", "извращенцы-кураторы" и прочая нечисть... Книга вышла под шапкой галереи Гельмана. Вместо цитаты приводим выдержку из заключения эксперта Морозова, доктора искусствоведения, профессора, зав. кафедрой искусствоведения истфака МГУ по поводу известных иконоразрубательных действий Тер-Оганьяна.

Цитата: Современному искусству не известно какое-либо направление, предполагающее подобные действия в отношении объекта, имеющего религиозную значимость. Отдельные акции зарубежных художников, которые воспринимаются как оскорбление религиозного чувства, <...> никакого творческого направления не составляют <...> По утверждению Тер-Оганьяна, его акция не имела касательства к сфере религиозного сознания, но носила сугубо художественный характер, поскольку происходили не в храме, а в выставочном зале. Суждение, будто все находящееся или происходящее в помещении для художественных выставок уже по этой одной причине должно рассматриваться как искусство, не может быть признано справедливым. Чтобы считаться искусством, соответствующий объект или акция по своему замыслу и форме выражения должны иметь специфические признаки художественного творчества, которые в акции Тер-Оганьяна не наблюдаются [и снова мы сталкиваемся с метафизикой качеств, с пониманием художественности как набора свойств. Противники акционизма взяли на вооружение ржавые алебарды - видимо, из подвала того самого монастыря. Похоже, что новенькие калаши вызывают у них классовую неприязнь. А зря. - РГ].


Н.Г.Шумский. Врубель: Опыт патографии. - СПб.: Академический проект, 2001. - 160 с., ил. Тираж 1500 экз. ISBN 5-7331-0132-6

Книга написана в жанре патографии - это означает, что профессиональный психиатр (в данном случае - классического направления, а не доморощенный психоаналитик, и это делает книгу особенно интересной) составляет биографический анамнез (то есть представляет биографические сведения как симптомы душевной болезни), по возможности дополняя его генеалогическим. При этом врач вправе лишь констатировать факт влияния болезни на творчество, но не объяснять творчество болезнью.

Цитата: Диагноз: "Циркулярная форма прогрессивного паралича, осложнившего развитие циркулярной (шизоаффективной) шизофрении. Осложнение шизофрении прогрессивным параличом повлекло за собой смену ее периодического развития непрерывным, с видоизменением прежней психопатологической картины, появлением характерных для хронической шизофрении галлюцинаторных и конфабуляторных расстройств, подвергавшихся постепенному распаду под влиянием второй болезни".


Джеймс Глейк. Хаос: Создание новой науки / Пер. с англ. М.Нахмансона, Е.Барашковой. - СПб.: Амфора, 2001. - 398 с. Тираж 6000 экз. ISBN 5-94278-139-7

История возникновения науки о хаосе. Первые представления о хаосе возникли в среде математиков, столкнувшихся с системами нелинейных уравнений. Среди них можно назвать нашего Колмогорова. Физики столкнулись с хаосом позже, очень долго не желая признавать его существование, иначе стройная картина линейной Вселенной обрушилась бы, словно карточный домик. В каком-то смысле переломной оказалась работа Эдварда Лоренца "Детерминистский непериодичный поток" 1963 г., в которой он описал случайно открытый им "эффект бабочки", или эффект "сильной зависимости от начальных условий".

Дело в том, что к началу 60-х гг. метеорологи свято уверовали в идею долгосрочного предсказания погоды с помощью суперкомпьютера. Идея существует и субсидируется правительствами многих стран до сих пор, однако уже в 1961 г. Лоренц показал ее несостоятельность: описав динамику погоды с помощью системы из 12 нелинейных уравнений, он как-то раз ввел в компьютер "округленные" значения переменных и получил совершенно другой график. Идея же долгосрочного предсказания зиждется на том, что незначительные изменения исходных условий могут повлечь лишь незначительные последствия; и что во всей системе существует лишь несколько критических бифуркационных точек, в которых колебания приобретают особую значимость [Эта идея критических точек была некритически позаимствована историками: мол, 1917 год был такой "точкой бифуркации", а потом 1991 год...].

Суть хаоса в том, что любая точка является критической. Трудно теперь сказать, откуда взялась "бабочка" - из рассказа Брэдбери или из следующего эксперимента Лоренца, в котором он описал обычное водяное колесо как непредсказуемую хаотическую систему, трехмерный график движения которой действительно напоминает закрученные в спираль крылья бабочки или глаза совы. Другой образ хаоса - это "подкова Смэйла": если пространство несколько раз согнуть, скрутить, вытянуть и сжать, то положение исходных точек будет абсолютно непредсказуемым. Хаос - это естественное состояние мира; законы хаоса регулируют поведение экосистем, землетрясений, мировой экономики, турбулентностей, строение облаков, восприятие цвета, движение зрачков, динамику мерцательной аритмии, суточные ритмы... Непредсказуемость - вот модус существования хаотичного человека в хаотичном мире. Своеобразный апофеоз барокко.

Цитата: Геометрической форме присущ масштаб, характерный для нее размер. По Мандельбро, истинное искусство не имеет определенного масштаба в том смысле, что в созданиях его важные детали повторяются в нескольких масштабах, больших и малых. Нью-йоркскому Сигрэм-Билдинг он противопоставляет архитектуру барокко, с его скульптурами и горгульями, внешними углами и каменными подставками, завитками, украшенными орнаментом, и карнизами с линией зубчиков. Лучший образчик этого стиля, здание парижской "Гранд-Опера", имеет не один определенный масштаб, а полный набор масштабов. С какого расстояния ни рассматривай это строение, всегда найдешь детали, ласкающие взгляд, а по мере приближения композиция меняется, обнаруживаются новые элементы декора. <...> Взглянув на ранние работы Ван Гога, можно заметить, что на них изображено огромное количество деталей <...> Обратите внимание на то, как изображали линию горизонта голландские мастера графики начала XVII века. Крошечные коровки и деревца кажутся вполне реальными, и если присмотритесь поближе, заметите, что деревья имеют листья, а в них скрыты еще и небольшие веточки. Между податливыми, мягкими вещами и теми, у которых контуры более определенные, существует некое взаимодействие. Их комбинация так или иначе влечет за собой верное восприятие. Если обратиться к изображению бурных вод Рейсдалом и Тернером, то становится понятно, что это можно сделать итерационным способом. Сначала выполняется фон, затем поверху накладывается определенное количество краски, а дальше написанное подвергается изменениям. Для художников турбулентные жидкости всегда обладают свойством масштаба.


Эмили Пост. Этикет / Пер. с англ. М.Гурвица. - 2-е изд. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2000. - 768 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-7846-0030-3 (Россия), ISBN 0-06-270047-2 (США)

Когда вы разговариваете с человеком, имя которого не можете вспомнить, и в этот момент к вам подходит подруга и вопросительно смотрит на вас... Уважительные причины, по которым вы можете отклонить приглашение отобедать в Белом Доме... Как правильно просушить мокрый звездно-полосатый флаг... Как вежливо отвадить назойливого соседа от вашего бассейна... Что делать, если при знакомстве вам протянули протез... Американский и европейский стиль использования ножа и вилки... Как правильно есть артишоки... Если вы подавились костью... Кто ест из "собачьих" пакетов... Как пригласить мужчину в ресторан и умудриться не вступить с ним в интимную связь... Как правильно определить сумму чаевых... И масса других полезных советов для марсиан.

Цитата: Корректная форма представления человека президенту такова <...>


Бронислав Кузнецов. Бон и маздаизм. - СПб.: Евразия, 2001. - 224 с. Тираж 2000 экз. ISBN 5-8071-0074-3

Бронислав Кузнецов (1931 - 1985) не был издан при жизни. Эта небольшая книжка - уже вторая, издаваемая post mortem. Бон - это тибетский митраизм, до сих пор сохранившийся в Северном Тибете и до сих пор толком не изученный.

Цитата: В (стране) халдеев, (в городе, где) множество храмов и высоких ворот, где устраивают волшебство и превращения, (был) царь-отец по имени Када-Серги-Догчан и мать Мукхрила-Салбаи-Одма. Они были богатыми и великими. В это время умер царь Салчог-Дампа и (переродился) их сыном. Так как знаки (на его теле) были хорошими, нарекли ему имя Волшебный царь Конце. Этот принц в то время, когда ему исполнилось девять лет, весной в полнолуние вознес молитву четырем владыкам-святым, чтобы (в возрасте) двадцати пяти лет исполнились (по порядку) все его помыслы. Ради следов совершенных (своих деяний для потомков), ради основ добродетели, (ради) жизненно необходимого для смерти (принц) вместе со всеми демонами (строит) огромный храм в море Окружающем <...>


Франсиско де Миранда. Путешествие по Российской Империи / Пер. с исп. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. - 365 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-7846-0062-1

Франсиско де Миранда (1750 - 1816), руководитель борьбы за независимость испанской Америки, идеолог и генералиссимус Первой Венесуэльской республики, французский генерал, русский полковник, креол, полиглот, флейтист, ловелас и предмет отечественного мирандоведения. Основной вопрос этой науки - спал или не спал предмет с Екатериной II. И судя по всему, спал.

Цитата: Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москва-реке. <...> Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливаясь и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем ни бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. <...> Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. <...> О Боже, видел там красивую девушку, у которой спина была в кровоподтеках и синяках от хозяйских палок или кнута, а вся ее вина, быть может, состояла в том, что она разбила чашку <...> Сколь различными могут быть нравы и образ мыслей! <...> Зашли потом в бордель поблизости; там, за рубль, получил пригожую девку. Поехал домой.


Андрей Низовский. Зачарованные клады России. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. - 304 с., ил. Тираж 5000 экз. ISBN 5-7846-0072-9

Цитата: Клад в народных сказаниях - не просто скрытые в земле, в пещере, в колодце или под камнем сокровища. Клад - устойчивый образ древней языческой мифологии. Благодаря наложенному на него заклятью, клад - это нечто одушевленное, он живет своей тайной зачарованной жизнью. Клады действуют то как живые, вполне материальные существа, то как бесплотные духи. Клад может выходить погреться на солнце, пересушиваться, "отводить глаза", гореть по ночам свечой, стращать, грозить, плакать и стонать, появляться в виде людей и животных, уходить в землю, переходить с места на место. Целая наука - укрыть клад, но и "взять" клад - наука не меньшая. <...> клад - символ жизненной энергии, изобилия, удачи и счастья.


Владимир Губарев. От звезд до русалок. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. - 107 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-7846-0069-9

Отчет о вручении премий международной академической издательской компании "Наука" за лучшие научные публикации года. МАИК издает более ста научных журналов, причем одновременно с русскими выходят английские версии. Не упоминая фамилий (перечисление было бы утомительным, поскольку зачастую авторство небольшой статьи принадлежит целому научному сообществу), отметим лишь темы, разработка которых привлекла внимание издателей: навигация и наведение перспективных объектов; гетероструктуры с квантовыми точками на основе полупроводниковых соединений; кинетика каталитических реакций; кислород и явления запрограммированной смерти; антропогенное воздействие на водные ресурсы; радиационно-активные составляющие атмосферы в центре Евразии.

Цитата: Представим себе, что некая молодая девушка, задумав искупаться в море, разделась и начала входить в воду. Вдруг из леса вышел безобразный сатир и начал к ней приставать <...> Не следует путать русалок с наядами <...> К концу метаморфоза остатки хвоста в виде пустой шкурки отбрасываются, а вполне сформированные ноги освобождаются. Только после этого молодая русалка приобретает способность бегать по лесу с распущенными волосами.


Митин журнал # 59. - Тверь: KOLONNA Publications, 2001. - 576 с. Тираж 820 экз.

Тексты: Ярослав Могутин, Маргарита Меклина, Георгий Осипов, Илья Масодов, Константин Плешаков, Сергей Юрьенен. Коллекция: Уильям Берроуз, Гай Давенпорт. Crowleyana: Алистер Кроули, Джон Саймондс, Уильям Райан, История Ordo Templi Orientis и Гностической церкви, Питер Р.Кениг, Мишель П.Бертье, Sunny Shah, Майкл Стейли, Кеннет Грант, Сну Уилсон. Другая коллекция: Кирилл Кобрин, Дэвид Демчук, Деннис Купер, Питер Сотос. Женские истории: Моник Виттиг, Валери Соланас, Маруся Климова. Памяти Василия Кондратьева (1967 - 1999): Аркадий Драгомощенко, Игорь Вишневецкий, Гораций Уолпол. Apropos: Анри Волохонский, Шиш Брянский.

Цитата: Впрочем, "буржуазность" можно понимать не только в марксистском, но и во флоберовском духе. В этом смысле нет ничего буржуазнее порнофильмов, особенно их декораций. Где они спариваются, страиваются, счетверяются и спятеряются, все эти брутальные мужики с непременными татуировками на плече, эти грудастые тетки и девки, препоясанные золотыми цепочками? В дешевороскошных квартирах, с задушевными репродукциями из романтиков на почему-то почти всегда бордовых (или зеленых) обоях (наигрывает неизменный Моцарт). В средней руки офисах: белые стены, черные столы, искусственные цветы и, опять-таки, репродукции, только уже из абстрактного нечто (комфортный джаз, вроде советских заставок перед хоккейной трансляцией). В бассейнах или на стриженых газонах - в декорациях, знакомых по "Санта-Барбаре" или "Далласу" (утомительный диско). На условных сеновалах, в столь же условных конюшнях, в чистейших коровниках (кантри). А ведь есть еще спортивные и тренажерные залы со столь удобными матами, шведскими стенками... <...> мрачные замки, освещаемые неверным светом факелов, салоны века Просвещения - пудренные парики и обтянутые кюлотами задницы, "бель эпок", особо ценимый порнографами <...> Заканчивался же фильм кадром, запечатлевшим разбросанные по парку неподвижные тела в форме, освещенные зловещим светом луны, как на поле боя после яростного сражения. По неподвижной зеркальной глади ночного пруда скользили два белоснежных лебедя...

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская лавка # 42 /07.09/
Новая книга серии "Лекарство от скуки": Элизабет Джордж "Великое избавление"; финалист премии "Дебют" Антон Фридлянд и его "Запах шахмат"; продолжение тучковского сериала: "Танцор-2"; Роальд Даль "Ночная гостья"; собрание сочинений Т.Кибирова; антология русской китайской поэзии; а также "Сочинения в стихах" К.Случевского.
Шведская лавка # 41 /05.09/
Новый сборник сестер Толстых "Двое"; "Женщины" Буковски; знаменитая "Фанни Хилл"; очень толстый Воннегут; очень немецкая книга Рильке; журналы: Место печати XIII, Комментарии 20, Континент 108; "Философия возможного" Михаила Эпштейна; этология, философия языка и менеджмент в сфере культуры... (культура - новый витаминный комплекс, полезный как детям, так и взрослым при синдроме девиантного поведения)
Шведская лавка # 40 /03.09/
Третий том кулинарной эпопеи Леви-Строса; медиевистика древняя и новая; Андре Шастель "Искусство и гуманизм во Флоренции"; I want your gender; русский романтизм и японская трагедия; конец света; конец науки; а что же дальше?
Шведская лавка # 39 /31.08/
Стопроцентный хит - opus magnum Александра Еременко с комментариями Славы Курицына; борхесовская рукопись Гольдштейна, обнаруженная на дне Красного моря; простой тест на гладкость кожи от Adorno; а также set по истории: славяне, белоэмигранты, министры, потемкинские крестьяне, арии, кельты и спартиаты.
Шведская лавка # 38 /24.08/
В онлайновой продаже - Пауло Коэльо "Пятая гора", Владимир Соловьев "Семейные тайны", Василь Барка "Желтый князь", мемуары Гиляровского, Алексей Кара-Мурза "Знаменитые русские во Флоренции", Владимир Ульянов "Пряжки фашистской Германии", Борис Колоницкий "Символы власти", Валерий Савчук "Конверсия искусства" и многое другое!
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru