![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь |
Шведская лавка # 43 Книги под знаком (*) предоставлены салоном "Гилея" ![]() Дата публикации: 10 Сентября 2001 ![]() ![]() ![]() Выпуск подготовил Роман Ганжа
![]() Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Николюкина. - М.: ИНИОН РАН, НПК "Интелвак", 2001. - 799 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-93264-026-Х Настораживает уже заглавие: каких таких терминов и каких понятий? Понятно, что просто на "литературную энциклопедию" не тянет: довоенная энциклопедия под редакцией Луначарского состоит из 11 томов; застойная, которая "краткая" - из 9. Словарем литературоведческих терминов это издание быть тоже не пожелало - ответственность большая; да и не в моде нынче все узкопрофессиональное. Поэтому что-то есть из теории (жанры, категории, виды, формы, символы, образы), что-то из истории (направления, сообщества, кружки - этих особенно много, причем из нынешних упоминания удостоился только "Орден куртуазных маньеристов", национальные поэтики, литературоведческие школы), есть нечто междисциплинарное (текстология, книгоиздательство, библиография, критика, редактура), а есть кое-что из совсем другой оперы (вроде театра). С точки зрения лексикографии никаких претензий нет к статьям М.Л.Гаспарова (все технические термины, фигуры, тропы etc.) и, может быть, Т.Г.Юрченко. На остальном пространстве энциклопедии за редким исключением царят хаос и анархия. Отсутствует не только система (хотя при достаточно большом объеме она имеет тенденцию возникать сама собой), но и зачастую понимание жанра энциклопедической статьи, вплоть до неумения дать хотя бы кажущееся правильным определение. Вот лишь несколько примеров: артефакт - материальный объект, <...> способ существования эстетического объекта; беллетристика - термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня; демоническое - комплекс представлений <...>; детектив - художественное произведение с особым типом построения сюжета, в основе которого лежит реализованный в раскрытии преступления конфликт добра и зла, разрешающийся победой добра; донжуанизм - эротическое в литературе, соблазнение и обладание женщиной как цель жизни героя; катарсис почему-то определяется ссылкой на Лосева; а концепт - и вовсе так, как Лихачев определяет его в полемике с Аскольдовым-Алексеевым; критика - пристрастное интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное при этом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесное искусство с многоцветной реальностью жизни; миф - древнейшее сказание, являющееся неосознанно-художественным повествованием; молчание - понятие, органично связанное с поэзией (пауза в конце строки), прозой и драматургией [далее идет ссылка на Витгенштейна]; монтаж - способ построения <...> произведения, при котором преобладает прерывность (дискретность) изображения; робинзонада - апология существования личности вне общества; уединенное (вариант: опавшие листья) - жанр, восходящий к одноименной книге В.В.Розанова и родившийся в своеобразной полемике со всей "печатной" литературой [далее по сути дела утверждается, что больше в этом жанре никто ничего не писал]; самиздат - форма <...> [схоластика какая-то!]; соборность - религиозно-философская категория, имманентная русской литературе и культуре. Что касается "системообразующих" понятий, то их трактовка неизменно архаична и спекулятивна, словно авторы энциклопедии последние лет сто отсиживались в наглухо заколоченной монастырской библиотеке. Литература - это искусство слова (в отличие от массовой, то есть псевдолитературы); автор - это создатель художественного произведения как целого; вкус - это субъективная способность человека к эстетическому восприятию и оценке явлений и предметов; воображение - способность [опять же] вызывать в сознании и произвольно комбинировать образы предметов и событий; вымысел - плод [именно так и написано] воображения и демонстрация творческой энергии; гений - воплощение высших творческих способностей; поэзия и проза отличаются строением ритма [хотя в той же статье описываются промежуточные формы, само существование которых уже ставит под сомнение такое утверждение]; стиль - эстетическая общность всех сторон и элементов произведения, обладающая свойством оригинальности; творчество - деятельность, направленная на создание эстетических, художественных ценностей; художественность - сложное сочетание качеств, определяющее принадлежность плодов [наваждение какое-то] творческого труда к области искусства. Без каких бы то ни было объяснений в издании воспроизводится статья Бахтина "Сатира", у которой интересная судьба. Это единственный опыт Бахтина в жанре энциклопедической статьи. Статья писалась в конце 1940 г. для 10 тома "Литературной энциклопедии", работа над которым затянулась из-за статей "Социалистический реализм" и "Сталин". Война помешала выходу тома. По сохранившейся корректуре этот том был напечатан в Мюнхене в 1991 г. Статья Бахтина в корректуру войти не успела и была впервые обнародована в 5 т. собрания сочинений (М.: Русские словари, 1996).
![]() Евгений Яблоков. Художественный мир Михаила Булгакова. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 424 с. - (Studia philologica). Тираж 2000 экз. ISBN 5-7859-0186-2 Термины и понятия в действии: многослойность сюжета; пародийная диффузия хронотопов; архетипизм мышления; совмещение культурных кодов; евангельские реминисценции; коллизия времени и вечности (сказки и жизни, мифа и истории); насыщенность культурного пространства проекциями многочисленных культурных ассоциаций; высокая цитатность (интертекстуальность, многослойность, избыточность); бриколаж; синтез явной архетипичности с острой фельетонностью; принципиальная диалогичность универсального и сиюминутного; двойная экспозиция художественной реальности; взаимопроникновение сакрального и профанного; гносеологическая беспомощность; невозможность "последнего слова"; мистериально-буффонадная атмосфера; актуализация мифа; текст в тексте; театр в театре; рассказ в рассказе; интенсивная авторефлексия повествователя; недостоверность точки зрения перед лицом Истины; идея беспредпосылочного знания; семантическое зазеркалье; бесконечный конец света; мифология вечного города... И прочие интересные и важные понятия и термины.
![]() Александр Медведев. Похищение разума. - СПб.: Художественная воля, 2001. - 92 с. Тираж и ISBN не ук. Из предисловия Тимура Новикова: "Контркультура, приняв новые формы, пустила корни в России, получая финансовую и интеллектуальную поддержку с Запада. Хамское надругательство над отечественной культурой стало называться постмодернизмом. Тление, разложение - на латыни - коррупция началась в среде работников культуры. Западные инструкторы и местные коррупционеры поддержали радикально настроенных разложенцев. Хулиганы, извращенцы, порнографы, наркоманы и сатанисты стали героями выставок. телепрограмм и художественных журналов. Их объявили "актуальными художниками" <...> Как и кто строит в нашей стране открытое общество Хама, рассказывает эта книга - результат исследований, проведенных СПбИИСИ". Делают это акционисты, некрореалисты, панки, "Художественный Журнал", "Радек", "Птюч", фонд Сороса, Кириенко, сайентологи, дерридаисты, "Радио Свобода", "извращенцы-кураторы" и прочая нечисть... Книга вышла под шапкой галереи Гельмана. Вместо цитаты приводим выдержку из заключения эксперта Морозова, доктора искусствоведения, профессора, зав. кафедрой искусствоведения истфака МГУ по поводу известных иконоразрубательных действий Тер-Оганьяна.
![]() Н.Г.Шумский. Врубель: Опыт патографии. - СПб.: Академический проект, 2001. - 160 с., ил. Тираж 1500 экз. ISBN 5-7331-0132-6 Книга написана в жанре патографии - это означает, что профессиональный психиатр (в данном случае - классического направления, а не доморощенный психоаналитик, и это делает книгу особенно интересной) составляет биографический анамнез (то есть представляет биографические сведения как симптомы душевной болезни), по возможности дополняя его генеалогическим. При этом врач вправе лишь констатировать факт влияния болезни на творчество, но не объяснять творчество болезнью.
![]() Джеймс Глейк. Хаос: Создание новой науки / Пер. с англ. М.Нахмансона, Е.Барашковой. - СПб.: Амфора, 2001. - 398 с. Тираж 6000 экз. ISBN 5-94278-139-7 История возникновения науки о хаосе. Первые представления о хаосе возникли в среде математиков, столкнувшихся с системами нелинейных уравнений. Среди них можно назвать нашего Колмогорова. Физики столкнулись с хаосом позже, очень долго не желая признавать его существование, иначе стройная картина линейной Вселенной обрушилась бы, словно карточный домик. В каком-то смысле переломной оказалась работа Эдварда Лоренца "Детерминистский непериодичный поток" 1963 г., в которой он описал случайно открытый им "эффект бабочки", или эффект "сильной зависимости от начальных условий". Дело в том, что к началу 60-х гг. метеорологи свято уверовали в идею долгосрочного предсказания погоды с помощью суперкомпьютера. Идея существует и субсидируется правительствами многих стран до сих пор, однако уже в 1961 г. Лоренц показал ее несостоятельность: описав динамику погоды с помощью системы из 12 нелинейных уравнений, он как-то раз ввел в компьютер "округленные" значения переменных и получил совершенно другой график. Идея же долгосрочного предсказания зиждется на том, что незначительные изменения исходных условий могут повлечь лишь незначительные последствия; и что во всей системе существует лишь несколько критических бифуркационных точек, в которых колебания приобретают особую значимость [Эта идея критических точек была некритически позаимствована историками: мол, 1917 год был такой "точкой бифуркации", а потом 1991 год...]. Суть хаоса в том, что любая точка является критической. Трудно теперь сказать, откуда взялась "бабочка" - из рассказа Брэдбери или из следующего эксперимента Лоренца, в котором он описал обычное водяное колесо как непредсказуемую хаотическую систему, трехмерный график движения которой действительно напоминает закрученные в спираль крылья бабочки или глаза совы. Другой образ хаоса - это "подкова Смэйла": если пространство несколько раз согнуть, скрутить, вытянуть и сжать, то положение исходных точек будет абсолютно непредсказуемым. Хаос - это естественное состояние мира; законы хаоса регулируют поведение экосистем, землетрясений, мировой экономики, турбулентностей, строение облаков, восприятие цвета, движение зрачков, динамику мерцательной аритмии, суточные ритмы... Непредсказуемость - вот модус существования хаотичного человека в хаотичном мире. Своеобразный апофеоз барокко.
![]() Эмили Пост. Этикет / Пер. с англ. М.Гурвица. - 2-е изд. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2000. - 768 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-7846-0030-3 (Россия), ISBN 0-06-270047-2 (США) Когда вы разговариваете с человеком, имя которого не можете вспомнить, и в этот момент к вам подходит подруга и вопросительно смотрит на вас... Уважительные причины, по которым вы можете отклонить приглашение отобедать в Белом Доме... Как правильно просушить мокрый звездно-полосатый флаг... Как вежливо отвадить назойливого соседа от вашего бассейна... Что делать, если при знакомстве вам протянули протез... Американский и европейский стиль использования ножа и вилки... Как правильно есть артишоки... Если вы подавились костью... Кто ест из "собачьих" пакетов... Как пригласить мужчину в ресторан и умудриться не вступить с ним в интимную связь... Как правильно определить сумму чаевых... И масса других полезных советов для марсиан.
![]() Бронислав Кузнецов. Бон и маздаизм. - СПб.: Евразия, 2001. - 224 с. Тираж 2000 экз. ISBN 5-8071-0074-3 Бронислав Кузнецов (1931 - 1985) не был издан при жизни. Эта небольшая книжка - уже вторая, издаваемая post mortem. Бон - это тибетский митраизм, до сих пор сохранившийся в Северном Тибете и до сих пор толком не изученный.
![]() Франсиско де Миранда. Путешествие по Российской Империи / Пер. с исп. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. - 365 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-7846-0062-1 Франсиско де Миранда (1750 - 1816), руководитель борьбы за независимость испанской Америки, идеолог и генералиссимус Первой Венесуэльской республики, французский генерал, русский полковник, креол, полиглот, флейтист, ловелас и предмет отечественного мирандоведения. Основной вопрос этой науки - спал или не спал предмет с Екатериной II. И судя по всему, спал.
![]() Андрей Низовский. Зачарованные клады России. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. - 304 с., ил. Тираж 5000 экз. ISBN 5-7846-0072-9
![]() Владимир Губарев. От звезд до русалок. - М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2001. - 107 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-7846-0069-9 Отчет о вручении премий международной академической издательской компании "Наука" за лучшие научные публикации года. МАИК издает более ста научных журналов, причем одновременно с русскими выходят английские версии. Не упоминая фамилий (перечисление было бы утомительным, поскольку зачастую авторство небольшой статьи принадлежит целому научному сообществу), отметим лишь темы, разработка которых привлекла внимание издателей: навигация и наведение перспективных объектов; гетероструктуры с квантовыми точками на основе полупроводниковых соединений; кинетика каталитических реакций; кислород и явления запрограммированной смерти; антропогенное воздействие на водные ресурсы; радиационно-активные составляющие атмосферы в центре Евразии.
![]() Митин журнал # 59. - Тверь: KOLONNA Publications, 2001. - 576 с. Тираж 820 экз. Тексты: Ярослав Могутин, Маргарита Меклина, Георгий Осипов, Илья Масодов, Константин Плешаков, Сергей Юрьенен. Коллекция: Уильям Берроуз, Гай Давенпорт. Crowleyana: Алистер Кроули, Джон Саймондс, Уильям Райан, История Ordo Templi Orientis и Гностической церкви, Питер Р.Кениг, Мишель П.Бертье, Sunny Shah, Майкл Стейли, Кеннет Грант, Сну Уилсон. Другая коллекция: Кирилл Кобрин, Дэвид Демчук, Деннис Купер, Питер Сотос. Женские истории: Моник Виттиг, Валери Соланас, Маруся Климова. Памяти Василия Кондратьева (1967 - 1999): Аркадий Драгомощенко, Игорь Вишневецкий, Гораций Уолпол. Apropos: Анри Волохонский, Шиш Брянский.
В предыдущих выпусках
![]() ![]()
|
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||