Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская лавка # 114
Дата публикации:  19 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Роман Ганжа

Книги предоставлены магазином "Гилея"


Николай Гартман. Этика / Пер. с нем. А.Б.Глаголева. √ СПб.: Владимир Даль, 2002. √ 707 с. Тираж 2500. ISBN 5-93615-016-Х

Николай Гартман (1882, Рига √ 1950, Геттинген), выпускник Санкт-Петербургского университета, последний немецкий философ, создавший систему. Этику Гартмана называют ценностной. Вещи, обстоятельства, другие люди предстают человеку в двух измерениях: онтологическом (в их собственных бытийных качествах) и аксиологическом (в их отношении к ценностям и в качестве носителей ценностей). Все сущее человек делит на ценное и неценное, однако он является не творцом ценностей, но лишь посредником между ценностями и реальностью. Ценности даны нам в качестве феноменов нашего сознания, причем исключительно априорным образом. Но сами по себе ценности существуют не в сознании и не в мире. Они обладают автономным, абсолютным и идеальным бытием. По способу бытия ценности неотличимы от прочих идеальных предметов, например, математических или логических. Специфика ценностей обнаруживается только при анализе их отношений с реальным бытием. Математические объекты воплощены в реальности в форме ее внутренних законов; реализация ценностей осуществляется через человека, ее успех не обязателен и ничем не гарантирован. Для человека ценности становятся принципами его деятельности и обретают форму должного. Основной вопрос этики √ это вопрос об абсолютности/относительности моральных норм и ценностей. В общем виде позицию Гартмана можно обозначить следующим образом: существует единство этики и многообразие моралей. Но какова эта единая этика? Имеет она нормативный или чисто теоретический характер? Формальна она или материальна? Гартман видит здесь принципиальную апорию: или добродетели можно научить (и тогда нравственность относительна), или добродетель по природе врождена человеку и тогда ей нельзя научить (следовательно, этика изгоняется в сферу чистой теории). Способом разрешения этой апории, полагает Гартман, может стать позиция Платона в диалоге "Менон", в котором представлен иной взгляд на сам процесс обучения, суть которого в том, чтобы "самому достигнуть знания в самом себе". В таком случае добродетели можно научить только в том же смысле, что и геометрии. Этика нормативна по содержанию, но не по методу или способу научения. Философская этика √ это майевтика нравственного сознания. Этика может лишь содействовать осознанию человеком тех ценностей, которые уже наличествуют в нем неким скрытым, непроясненным образом. Именно благодаря несовершенству человека как проводника ценностей возможна свобода в отношении ценностной детерминации. По Гартману, человек, мысли и поступки которого полностью соответствуют предписаниям нравственных ценностей (то есть полностью детерминированы ими), не является нравственной личностью. Наряду с автономией ценностей есть автономия личности, то есть личность и ее свобода представляют собой ценность, стоящую в иерархии ценностей выше всех прочих.

Владимир Лефевр. Алгебра совести / Пер. с англ. Викторины Лефевр, Елены Юдиной. √ М.: Когито-Центр, 2003. √ 411 с. Тираж 1000. ISBN 5-89353-094-2

Первое издание этой книги на английском языке вышло в 1982 году. Настоящее издание представляет собой дополненный перевод на русский язык ее второго издания (2001). Термином совесть автор называет "┘работу автоматического процессора, внедренного в человеческое существо. Этот процессор регулирует наши поступки и порождает <┘> моральные терзания. С этой точки зрения, все люди обладают совестью в том же смысле, в каком все люди обладают сознанием, мышлением и способностью говорить" (с. 1). Для построения формальной модели субъекта автор использует интуицию, позволяющую выявить правила оперирования с понятиями добро и зло, не зависящие от их конкретного содержания в данной культуре и напоминающие правила оперирования с понятиями истина и ложь в формальной логике. В первой книге ("Этические системы") автор стремится показать, что оценка отношений между добром и злом, нормативная для некоторой культуры, предопределяет типологию индивидов, принадлежащих к этой культуре, т.е. существует связь между этической философией индивида и его психологическим типом. Эта связь может быть выражена формально на строгом математическом языке. Автор различает две этические философии. Одна (1) основана на принципе "компромисс между добром и злом есть зло", вторая (2) √ "компромисс между добром и злом есть добро". Система (1) реализована в Западной культуре, (2) √ в культуре Советского Союза (а также в Китае и в некоторых странах Индокитая, Ближнего Востока и Африки; ранее √ в культуре дохристианской Европы). Система (2) может быть связана не только с коммунизмом, но также с фашизмом или с некоторыми экстремистскими религиозными философиями. В этой книге строится модель индивида как абстрактного автомата, которая, в отличие от бихевиористской, содержит не только "поведение", но и "семантику внутреннего мира" (образ себя, образ другого, чувство вины, страдание, жертвенность etc). Теория Лефевра предсказывает, что индивид в системе (1) стремится установить отношения компромисса или союза с другим индивидом, а индивид в системе (2) a priori стремится к конфронтации со своим партнером. Это предсказание якобы полностью подтверждается при исследовании типичных американцев и типичных советских людей. Во второй книге строится модель морального выбора.

Алексиус Майнонг. Самоизложение / Пер. с нем. Романа Громова. √ М.: ДИК, 2003. √ 80 с. Тираж 1000 с. ISBN 5-7333-0245-3

Алексиус фон Мейнонг (Майнонг, Meinong, 1853 - 1920), австрийский философ и психолог, ученик Брентано. В 1886-1887 гг. основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Австрии (г. Грац). "Самоизложение" представляет собой авторское резюме собственного профессионального и жизненного пути. Работа над ним была закончена в начале 1920-го года, но редактирование продолжалось вплоть до осени того же года (философ скончался 27-го ноября). Наибольшую известность Майнонгу принесла так называемая "теория предметов" (Раздел второй, "Главные идеи", параграф B). Все есть предмет, однако большие и важные группы предметов до сих пор не исследованы традиционными науками, занятыми познанием действительного, между тем как сущее недействительное, а также несущее, возможное и даже невозможное могут быть предметом познания. Главные классы предметов могут быть охарактеризованы исходя из главных классов схватывающих переживаний. Таким образом, четырем классам переживаний √ представлению, мышлению, чувству и желанию противостоят объекты, объективы, дигнитативы и дезидеративы. Предметы упорядочены иерархически: например, отличие √ это предмет высшего порядка (релят) относительно того, что является отличным (комплекс), или мелодия √ относительно отдельных звуков, из которых она состоит. Далее речь идет об онтологическом статусе предметов. Так, в бытии различия между красным и зеленым усомниться нельзя, но это различие не существует, скорее он лишь имеется в наличии. Также число книг библиотеки не существует наряду с этими книгами. (Дальнейшее, в силу ряда технических причин известного свойства, предоставляем читателю.) Прочие параграфы раздела "Главные идеи": С. К учению о схватывании, в особенности о теории познания. D. Психология. Е. Теория ценностей и этика. F. Фундаментальные философские вопросы. Раздел первый называется "Жизнь и стремление", Раздел третий √ "Взгляд назад, взгляд на настоящее, взгляд в будущее".

Эдвард Эванс-Причард. История антропологической мысли / Пер. с англ. А.Л.Ефимова. √ М.: Восточная литература, 2003. √ 358 с. √ (Этнографическая библиотека). Тираж 2000. ISBN 5-02-018281-8

Последняя, незавершенная работа Эванса-Причарда (1902-1973), основанная на тексте лекций, которые он читал на протяжении двадцати лет студентам Института социальной антропологии в Оксфорде. Пятнадцать глав книги посвящены следующим персоналиям: Шарль Луи де Секонд, барон де Монтескье; Генри Хоум, лорд Кеймс; Адам Фергюсон; Джон Миллар; Мари Жан Антуан Никола Карита, маркиз де Кондорсе; Огюст Конт; Мак-Леннан; Уильям Робертсон Смит; Генри Мэн; сэр Эдвард Тайлор; Вильфредо Парето; Люсьен Леви-Брюль; Джеймс Фрэзер; Эмиль Дюркгейм; Робер Герц. В Приложениях фигурируют также Макс Мюллер; Нибур; Арнольд ван Геннеп; Марсель Мосс; Артур Хокарт; Джек Дриберг; Франц Штейнер; Бронислав Малиновский; Альфред Рэдклифф-Браун; Лесли Уайт. В книгу включены лекции "Социальная антропология: прошлое и настоящее" (1950) и "Антропология и история" (1961).

Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М.Лотмана: "иконичность", "пространственность", "мифологичность", "личностность" / Вступ. статья М.Л.Гаспарова. Послесл. Б.Ф.Егорова. √ М.: Новое литературное обозрение, 2003. √ 169 с. √ (Научное приложение. Вып. XXXI). Тираж не ук. ISBN 5-86793-235-4

Из послесловия Б.Ф.Егорова мы узнаем, что Ким Су Кван √ это южнокорейский филолог-русист, многолетний исследователь творчества Лотмана, автор первой научной работы о нем на корейском языке ("Проблема эволюции понятия текст в структурно-семиотической теории Лотмана", 1998). В 1999-ом году Ким Су Кван приехал в Петербург, чтобы стать аспирантом Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). В октябре 2002-го года защитил диссертацию, которую читатель держит в руках. "Ким Су Кван √ теоретик. Теоретик от Бога и от рождения" (с. 167). Автор анализирует тезис Б.М.Гаспарова о том, что основные принципы Школы прекратили активное существование и принадлежат героической эре структурализма. Тезис сам по себе не плох и не хорош, проблема в том, что подобного рода утверждения, предполагающие единство и системность тартуской школы, начинают играть роль "метаязыка" для описания совсем другого объекта, а именно творческого наследия Лотмана. Сообщается о двусмысленности и двуполюсности самого метода Лотмана, так что эволюция его взглядов предстает как движение от одного полюса (системность, структурность) к другому (антисистемность, воплощенная в концептах "семиосферы" и "взрыва") при одновременном наличии атрибутов обоих "полюсов". Творческое наследие Лотмана √ ярчайший пример той самой лотмановской "семиосферы", культурное пространство, в котором сочетаются, с одной стороны, свобода, многообразие и динамизм, с другой стороны √ целостность и органичность. Это целостное смысловое пространство характеризуется синхронной неоднородностью и диахронной неравномерностью. Автор отвергает традиционный хронологическо-эмпирический подход как неадекватный материалу в пользу типологического подхода особого рода, сориентированного на изучение творческой эволюции Лотмана как некоторого динамического единства. Четыре главных аспекта лотмановской теории, "иконичность", "пространственность", "мифологичность" и "личностность", - это именно аспекты, а не этапы, это как бы понятия-ключи или лейтмотивы, каждый из которых обладает собственной линией развития, переплетающейся с остальными. Инвариантную форму мышления Лотмана автор видит в постоянном поиске "другого".

Роман Багдасаров. За порогом: Статьи, очерки, эссе. √ М.: ЮС-Б, 2003. √ 280 с. Тираж 4000. ISBN 5-902373-01-8

Работы историка и этнолога Романа Багдасарова посвящены "малоизученным сторонам православия: космологии, духовным практикам, аскетической символике, воинским союзам, новейшей иконографии и религиозной картине". Все это называется "богословием авторитета и традиционной культуры", которое, в отличие от "теоретического богословия", охватывает не только "интеллект", но и "эмоционально-чувственную сферу". В целом же богословие "является завершающим элементом, без которого невозможен универсальный синтез науки и искусства". Если последние три столетия православия отмечены растущим разрывом между "теорией" и "практикой" (будь то аскетической или научно-экспериментальной), то средневековое богословие Руси "обладало преимуществом цельности мировоззрения". Автор, не считающий себя богословом ни в "теории", ни на "практике", намечает подступы к универсальному синтезу "со стороны религиоведения", то есть к цельности в современном восприятии православия. Статьи, составляющие сборник, написаны за период с 1995-го по 2002 годи публиковались в периодике, прежде всего в "Волшебной горе", "Урании" и журнале "Эгоист-generation". Состав сборника: 1. "Местонахождение рая. Аскетизм и космология Древней Руси". 2. "Лестница-ключ. Рисованная картинка XIX века из частной коллекции" (изображение последовательности из 60 заповедей). 3. "Куда Макар телят не гонял. Об инициатическом путешествии в древнерусской традиции" (на основе "Апокрифа о Макарии Римском"). 4. "Пугу! Три века запорожской воли" (Сечь как военно-монашеское братство). 5. "Солдат и воин" (о принципиальном различии двух понятий). 6. "Реальность конца. Черты Апокалипсиса в русском традиционном сознании". 7. "Технология юродства". 8. "Эпическая мобилизация. Константин Васильев". 9. "Водружение светильника. Христианская живопись в России второй половины ХХ века" (состав: I. Общие положения. II. Иконостас процветший: Валерий Харитонов. III. Двигаясь к Китежу: Александр Харитонов. IV. Искомые величины: Юрий Шмелев. V. Анатомия иконы: Евгений Спасский. VI. Стратегия архаики: Александр Исачев. VII. Без наркоза: Владислав Провоторов. VIII. Цветотональное богословие: Виталий Линицкий. IX. Заключение). 10. "Изограф Солнечной империи. Архидиакон Михаил Потапов" (продолжение темы предыдущей статьи). 11. "Сфинкс √ Феникс" (Моисей и Эхнатон √ современники). 12. "Загадка как процесс".

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская лавка # 113 /08.05/
Вторая мировая война глазами научных сотрудников Института всеобщей истории РАН | Офицерский корпус в политической истории России. Документы и материалы 1941-1945 годов | Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана | Фридрих Руге. Военно-морской флот Третьего рейха. 1939-1945 | Герберт А. Вернер. Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: операции 1941-1945 годов | Юлия Иванова. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах | Мейлах Бакальчук-Фелин. Воспоминания еврея-партизана
Шведская лавка # 112 /30.04/
В.Коростылев. В чужом переплете | М.Конопницкая. О гномах и о сиротке Марысе | Д.Крюс. Тим Талер, или Проданный смех | В.Сотников. Хонорик на тропе кладоискателей, Простофиля - криминальный талант | Д.Кервуд. Бродяги Севера
Шведская лавка # 111 /23.04/
Борис Бим-Бад. Сталин | Евгений Сабуров. Власть отвратительна | Бьяджо Д'Анджело. Narratio et delectatio | Мария Блинкина-Мельник. Рекламный текст | Владимир Рунге, Вячеслав Сеньковский. Дизайн | Ежи Гротовский. От Бедного Театра к Искусству-проводнику | Питер Брук. Пустое пространство. Секретов нет
Шведская лавка # 110 /16.04/
Мишель Уэльбек. Мир как супермаркет | Макс Вебер. Политические работы | Николай Митрохин. Русская партия | Ольга Фишман. Китай в Европе | Николас Хеншелл. Миф абсолютизма | Детский сборник ОГИ: Исследования | Карен Свасьян. Европа: Два некролога
Шведская лавка # 109 /09.04/
Сэмюэл Хантингтон. Третья волна | Роберт Даль. Демократия и ее критики | Константин Леонтьев. Дипломатические донесения | Доклад Хрущева о культе личности Сталина | Советская жизнь. 1945-1953 | Мусульмане изменяющейся России | Очерки истории распространения исламской цивилизации
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru