Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская лавка # 115
Дата публикации:  22 Мая 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Роман Ганжа

Книги предоставлены магазином "Гилея"


Жан Делюмо. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.) / Пер. с франц. И.Б.Иткина, Е.Э.Ляминой, Е.И.Лебедевой, А.Г.Пазельской под ред. Д.Э.Харитоновича. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. - 752 с. - (Другая история). Тираж 3000. ISBN 5-7584-0121-8

Книга, опубликованная парижским издательством Fayard в 1983 году, открывается сообщением об удивительном сочетании "психологии осажденной крепости" (с одной стороны) и массового развития комплекса вины, беспрецедентной тяги к самоуглубленности и осмыслению проблем морали (с другой стороны) в коллективном сознании Европы начиная с XIV века, когда родилась "болезнь совестливости". Человек становится главным врагом самого себя. Установлена связь греха с бедствиями, насылаемыми разгневанным Богом. Призывы к обращению и покаянию, ставшие едва ли не главным содержанием альманахов для чтения в XVI веке, подкрепляли другой тезис церкви - о том, что Сатана повсюду, а значит, и в сердце каждого человека. Самоуничижение и Страх стали внутренней формой европейской цивилизации в начале Нового времени. К "боязни", "испугу", "оторопи" и "тревоге", вызванным разнообразными внешними угрозами, проистекавшими от стихий или от людей, прибавились два не менее гнетущих чувства: "кошмар" греха и "неотвязный ужас" перед адскими муками. Настойчивое внимание церкви к тому и другому привело, применительно к обществу в целом, к странному и необычному для современного человека забвению материальной стороны жизни и повседневных забот. Духовник стал совершенно незаменимой фигурой. Однако, несмотря на это, история развития чувства вины гораздо шире истории владычества церкви. Подвергавшийся интенсивному внушению чувства вины, западный человек был вынужден углубляться в себя, исследовать свое личное прошлое, развивать память (пусть даже только благодаря практике "испытания совести" и "генеральной исповеди"), яснее осознавать свою личность. Концепция "нечистой совести" развивалась в ту же эпоху, что и искусство портрета... Первую часть книги занимает хроника глубокого пессимизма как массового культурного явления, которым была охвачена даже эпоха Возрождения. Во второй части факты возводятся к причинам: рассматриваются одновременно доктрина греховности и осуществлявшееся в то время исследование универсума греха. Третья часть посвящена пастырским назиданиям о Божьем страхе. Автор декларирует свое личное отношение к материалу: "Я верю, что грех существует. Я признаю его присутствие во мне <...> мою книгу не следует понимать как отказ от чувства вины и необходимости осознания греха. Напротив, с ее помощью я надеюсь продемонстрировать присутствие тягостного "внушения чрезмерного чувства вины" в западноевропейской истории. Я понимаю под "внушением чрезмерного чувства вины" всякое рассуждение, согласно которому грех масштабнее прощения. Именно это несоответствие - и только оно - составляет предмет настоящего исследования" (с. 9).


Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени: Сб. статей / Сост., отв. ред. Л.П.Репина. - М.: Кругъ, 2003. - 405 с. Тираж 1000. ISBN 5-7396-0377-3

Сборник подготовлен в Институте всеобщей истории РАН при финансовой поддержке РГГФ в рамках исследовательского проекта # 01-01-00382а. Состав сборника:

Л.П.Репина, "Образы прошлого в памяти и истории". Рассматриваются две модели репрезентации исторического прошлого: эпос (изначально звуковой способ передачи исторической памяти) и хроника (письменный способ). Раскрывается содержание понятия "социальная память".

Ю.Е.Арнаутова, "Memoria: "тотальный социальный феномен" и объект исследования". Исследование "мемориальных книг" (списки поминаемых на литургии) и групповая самоидентификация. Литургическая memoria и идея о нерасторжимом сообществе живых и мертвых: исследования Эксле (Oexle). Memoria - не просто "оживление" в когнитивном или эмоциональном смысле, но определенная форма социальных и правовых отношений, в которые включены мертвые. Групповая, историческая memoria как фактор консолидации при превращении приходской общины в профессиональную группу. Культура дарения и мемориальные изображения дарителей. Исчезновение memoria, как фундамента права и всей социальной рефлексии, в начале Нового времени. Чума как фактор "отдаления" мертвых от живых и превращения мертвого в "просто" труп. В XVIII веке мертвые начинают внушать ужас и отвращение. Исчезает групповая функция memoria и представление об истории как риторическом искусстве memoria о славных деяниях членов группы. Превращение memoria в fantasia, импульс для формирования представлений. Вытеснение меморативной риторики герменевтикой в конце XIX столетия.

О.Г.Эксле (Oexle), "Аристократия, memoria и культурная память (на примере мемориальной капеллы Фуггеров в Аугсбурге)". Memoria как собственная форма "аристократии". Memoria порождает fama, обе они легитимируют власть. Ян Ассманн и его книга "Культурная память" (1992). Memoria и практика учреждения на собственные средства (Stiftung, fundatio). Рассказ о Фуггерах.

Прочие сочинения сборника: М.С.Бобкова, "Память о событии и представления об истории в исторических сочинениях эпохи Средневековья и Возрождения"; Петр Горецкий (Gorecki), "Риторика, память и использование прошлого: аббат Петр из Хенрыкува как историк и адвокат"; Д.В.Данилов, "Gens Anglorum Беды Достопочтенного: в поисках английской идентичности"; З.Ю.Метлицкая, "Харольд - последний король англосаксов (человек и символический образ)"; М.М.Горелов, "Этнополитическая идентичность и традиции историописания в Англии XI-XII вв."; Е.В.Калмыкова, "Предания о короле Артуре и английская средневековая историография"; А.Г.Суприянович, "Память чувства: коллективное и индивидуальное в средневековом сознании"; П.В.Крылов, "Процесс реабилитации Жанны д'Арк 1455-1456 гг. как средство формирования исторической памяти"; Е.Н.Кириллова, "Представления о прошлом в ремесленных уставах"; М.В.Винокурова, "Обычай как средоточие памяти в мире английского копигольда (copyhold)"; А.Ю.Серегина, "Подданные и тиран: король Иоанн в полемических произведениях английских католиков конца XVI - начала XVII века"; В.В.Зверева, "Представление прошлого в трудах английских антикваров XVII века"; А.В.Стогова, "Образы прошлого в "Иконологии" Чезаре Рипы"; П.В.Лукин, "Восточнославянские "племена" в русских летописях: историческая память и реальность"; И.В.Ведюшкина, "Формы проявления коллективной идентичности в Повести временных лет"; Т.Л.Вилкул, "О проявлениях местного патриотизма ("наши" в летописании XI-XIII вв.)"; И.Г.Коновалова, "Избирательность памяти: рассказ мусульманских авторов "о принятии русами ислама""; Т.В.Гимон, "Новгородское летописание XII-XIII вв.: проблема отбора событий для фиксации"; А.С.Усачев, "Образ языческой Руси в Степенной книге"; К.Ю.Ерусалимский, "Понятие "история" в русском историописании XVI века".


Феликс Михайлов. Самоопределение культуры: Философский поиск. - М.: Индрик, 2003. - 272 с. Тираж 800. ISBN 5-85759-227-5

Феликс Трофимович Михайлов, д.ф.н., профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заведующий кафедрой философии Российского государственного медицинского университета. В Обращении к читателю автор сообщает, что фундаментальное (академическое) познание культуры всегда было, есть и будет актом творения ее новых феноменов и что истинный культуролог - это творец новых форм "самое себя определяющей культуры". Теоретическое рассмотрение автор начинает с вопроса о бытии. И продолжает вопросом о познании. Далее идет речь о построении фундаментальной теории. Еще далее - об основании, на котором строится фундамент теории. Глава шестая называется "Пути самоопределения культуры в одной из нерефлексивных теорий человеческого бытия". Глава "профильная", речь в ней идет о медицине. Наконец, на с. 220 дается определение культуры (которое, если верить автору, не является вербальным, а представляет собой самоопределение культуры): культура людей есть способ их отношения к субъективности друг друга и к своей собственной субъективности в процессе общего отношения к объективности мироздания, постоянно и непрерывно порождающее и воспроизводящее их собственное аффективно осознаваемое бытие. К этому определению лично у меня есть ряд вопросов. Во-первых, к чему относятся слова "порождающее" и "воспроизводящее"? Во-вторых, если сравнить это определение с определением культуры из Философского энциклопедического словаря 1983 года издания (специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе), то обнаружится не только его вторичность, но и, вообще говоря, неточность. Если в определении ФЭС речь идет о вполне нейтральных и многозначных "людях" и "природе", то в определении Ф.Т.Михайлова задействованы слишком сильные концепты "субъективности" и "объективности", не говоря уже о "аффективном осознании бытия". Я, как мне кажется, вполне способен представить и описать достаточно сложную систему отношений между мной и другими людьми, а также мое отношение к самому себе. При этом я не претендую на "объективность", поскольку мое описание будет культурным продуктом. Но я с трудом представляю, в каком отношении моя "субъективность" находится к "субъективности", скажем, моего соседа сверху, который вечно переставляет какие-то громоздкие предметы и, похоже, забивает гвозди в пол. (Ради чего?) И что общего в нашем с ним отношении к "объективности" мироздания? Я-то к ней отношусь с известной (мне) долей иронии, а вот он, похоже, вообще о ней не задумывается, и, не исключено, даже слова такого не знает. Такие разные способы отношения, очевидно, производят разное количество бытия и качество аффекта. Точнее, качество бытия и количество аффекта. Думаю, истинным культурологам тут есть над чем поработать.


Дмитрий Замятин. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. - СПб.: Алетейя, 2003. - 331 с. Тираж 1000. ISBN 5-89329-573-0

Как сообщает автор во Введении, в его понимании гуманитарная география охватывает (и в то же время методологически фундирует) 1) геополитику и политическую географию, 2) геокультурологию и культурную географию, 3) геоэкономику и социально-экономическую географию. Исследование опирается на концепцию географических образов. Это российское ноу-хау, понятие, характерное, например, для Владимира Каганского. Далее автор перечисляет фамилии участников научного сообщества, занимающегося проблематикой географических образов (Вендина, Евсеев, Замятина, Лавренова, Митин, Смирнов, Титков), и фамилии участников семинара по геополитике и политической географии при Российской Ассоциации политической науки (Гольц, Ильин, Каганский, Кочетов, Лапкин, Межуев, Мироненко, Неклесса, Окара, Пантин, Родоман, Трейвиш, Цымбурский, Яковенко). Отдельно упоминаются Лаппо, Балдин и Голованов. Если взглянуть на список авторов достаточно репрезентативного номера "Отечественных записок", озаглавленного "Пространство России", выяснится, что первое из указанных сообществ представлено здесь Надеждой Юрьевной Замятиной, к.г.н., старшим преподавателем географического факультета МГУ. "Семинаристы" представлены в ассортименте: здесь и Каганский Владимир Леопольдович (1954 г.р., статья "Невменяемое пространство" в разделе Главная тема, беседа с Теодором Шаниным в разделе Главная тема, рецензия на книгу Хаусхофера в разделе Кроме того), и Родоман Борис Борисович (1931 г.р., статья "Великое приземление (парадоксы российской субурбанизации)" в разделе Главная тема), и Трейвиш Андрей Ильич (1950 г.р., статья "Город и страна: инерция российского пространства и динамика его главных центров" в разделе Главная тема), и Яковенко Игорь Григорьевич (1945 г.р., статья "Дезинтеграция РФ: сценарии и перспективы" в разделе Главная тема). Из отдельно упомянутых представлены Лаппо Георгий Михайлович (1923 г.р., статья "Города в пространстве России" в разделе Главная тема) и Балдин Андрей Николаевич (1958 г.р., текст "Закон Черепанова" в разделе Кроме того). Подраздел Образы пространства раздела Главная тема упомянутого номера "ОЗ" выглядит так: Анна Зализняк, Ирина Левонтина, Алексей Шмелев, Широка страна моя родная; Екатерина Деготь, Пространственные коды "русскости" в искусстве XIX века; Владимир Колосов, Дмитрий Заяц, Географические образы в зеркале СМИ (на примере "Независимой газеты"); Надежда Замятина, Новые образы пространства России.

Содержание книги Замятина: 1. Основы гуманитарной географии. Методологические подходы к исследованию понятия "образа" в географии. Географические образы: что это такое? 2. Культурно-географические и историко-географические образы. Географические образы в гуманитарных науках. Геокультура: образ и его интерпретация. Географические образы путешествий. Стратегии репрезентации и интерпретации историко-географических образов границ. Образ страны: структура и динамика. Империя пространства: Географические образы в романе Платонова "Чевенгур". Географические образы в комедии Платонова "Ноев ковчег". 3. Политико-географические образы. Политико-географические образы в международных отношениях: возможности и основные направления использования. Политико-географические образы и геополитические картины мира. Структура и динамика политико-географических образов современного мира. Национальные интересы как система "упакованных" политико-географических образов. Географические образы современного российского федерализма. Географические образы регионов и политическая культура общества. 4. Геополитические образы. Геополитика в ХХ веке: основные закономерности и итоги развития. Игры с пространством: географические образы мирового развития и геополитика постмодерна. Моделирование геополитических ситуаций (на примере Средней Азии во второй половине XIX века). Динамика геополитических образов современной России (1991-2001). 5. Экономико-географические и геоэкономические образы. Экономико-географические образы Центра и регионов. Геоэкономические образы: сущность, интерпретации, масштабы исследования. Концептуальное развитие экономического районирования России и СССР (1870-1941) и геоэкономические образы регионов. Геоэкономика, региональная политика и государственное управление в России: историко-географический контекст.


Александр Щипков. Соборный двор: Публицистические статьи 1991-2001 годов. - М.: Медиасоюз, Гильдия религиозной журналистики, Издательство "Пробел-2000", 2003. - 320 с. Тираж 1000. ISBN 5-901-683-64-1

Александр Владимирович Щипков родился в 1957 году в Ленинграде. В 1970-1980-е годы участвовал в религиозном диссидентском движении. В 1978 году был исключен из Смоленского педагогического института (факультет иностранных языков). Публиковался в самиздате (с 1978 года); с конца 1980-х получил доступ к публицистической, научной и преподавательской деятельности. Печатался в изданиях: "Дружба народов", "Вопросы философии", "Санкт-Петербургские ведомости", "Смена", "Независимая газета", "Литературная газета", "Новое время". Кандидат философских наук (диссертация о христианской демократии в посткоммунистической России), преподавал социологию религии на философском факультете СПбГУ. С 1996 года - автор и ведущий радиопрограммы "Во что верит Россия" на Радио России. Автор книги с тем же названием (1998). Председатель Гильдии религиозной журналистики и директор региональных проектов Медиасоюза.

Состав сборника: Огородников и другие: как это было. Православная провинция: Петрозаводск. Языческое гнездо в Пушкинском Доме. Православный рок. Или правда, или ничего: воспоминания о митрополите Иоанне (Снычеве). Православная провинция: Сыктывкар. Православная провинция: Смоленск. Епископ и муха. Архимандрит Зинон: "Я более не хочу жить враждой". Монолог женоненавистника. Стояние Зои в граде Самаре. Про то, как губернатор в Бога уверовал. Православная провинция: Белгород. Немецкое лютеранство возвращается к жизни. Русский вариант финского лютеранства. О калмыках-католиках. Красный костел под окнами Лукашенко. Рим нам - не отец, но и Москва - не мать. Интервью с ваххабитом. Грузинский конкордат. Армянский конкордат. Брань Богородичного центра с Белым братством. Тоталитарные секты. Транснациональные секты и Горбачев. Зеркальная вера рыжих удмуртов. Богородичные отцы и матери богемы. Якутия: потерянный кут. Круглик: учение об истинно казачьем свете. Рассказ о православном прокуроре и о религии контактеров. О Боге, вине и о трезвых христианах. Зороастризм Пал Палыча Глобы. Кто не против Христа - тот за Христа. Учись читать религиозную прессу. Радиопроповедь. Борьба за СМИ в протестантском мире. Конфессиональная пресса и светская религиозная журналистика. Религиозная журналистика - журналистика экспертная. Окончена ли борьба с религией в СССР? Якунин: крест на депутатском мандате. Политические инверсии религиозного сознания. Идеология смерти. Прозелитизм в России после 1917 года в зеркале религиозной статистики. Реплика по поводу сакрализации политики. Джейн Эллис. Регулирование государственно-церковных отношений: к симфонии через партнерство.


Александр Кырлежев. Власть Церкви: Публицистические статьи 1994-2000 годов. - М.: Медиасоюз, Гильдия религиозной журналистики, Издательство "Пробел-2000", 2003. - 192 с. Тираж 1000. ISBN 5-901-683-65-Х

Александр Иванович Кырлежев родился в 1957 году в Москве. Окончил Московский государственный институт культуры и Московскую духовную семинарию. Работал в редакции "Журнала Московской Патриархии" (1985-1990); позднее принимал участие в издании православной богословской литературы. С начала 90-х печатался в периодических изданиях: "Континент" (член редколлегии), "Знамя", "Русская мысль", "Независимая газета", "НГ-Религии", "Накануне", "Итоги" и др. В 1996-1997 годах - ответственный секретарь "Церковно-общественного вестника" (приложение к газете "Русская мысль"). С 1996 года - автор и ведущий еженедельных передач на радио "София". Автор ряда статей в "Новой философской энциклопедии" (М.: Мысль, 2000). Научный консультант Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. Главный редактор интернет-портала "Религия и СМИ". Соучредитель Гильдии религиозной журналистики Медиасоюза.

Состав сборника: "Безрелигиозное христианство" в "совершеннолетнем мире"? Зачем евреи христианам? Отказ от Европы. Храм и пустыня. Заметки о типах религиозного сознания. "Русская религия". Феномен "православной идеологии". Современное религиозное сознание: между фундаментализмом и модернизмом. Религиозная философия как служанка "русских мальчиков". Юбилей Русского Студенческого Христианского Движения (1923-1998). Радикальный традиционализм о. Александра Шмемана. Власть Церкви. Церковь и политика. Политическая идентичность церкви. Церковь и плюрализм. Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви. Религия в современном мире: итоги века.

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская лавка # 114 /19.05/
Николай Гартман. Этика | Владимир Лефевр. Алгебра совести | Алексиус Майнонг. Самоизложение | Эдвард Эванс-Причард. История антропологической мысли | Ким Су Кван. Творческая эволюция Лотмана | Роман Багдасаров. За порогом.
Шведская лавка # 113 /08.05/
Вторая мировая война глазами научных сотрудников Института всеобщей истории РАН | Офицерский корпус в политической истории России. Документы и материалы 1941-1945 годов | Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана | Фридрих Руге. Военно-морской флот Третьего рейха. 1939-1945 | Герберт А. Вернер. Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: операции 1941-1945 годов | Юлия Иванова. Храбрейшие из прекрасных: Женщины России в войнах | Мейлах Бакальчук-Фелин. Воспоминания еврея-партизана
Шведская лавка # 112 /30.04/
В.Коростылев. В чужом переплете | М.Конопницкая. О гномах и о сиротке Марысе | Д.Крюс. Тим Талер, или Проданный смех | В.Сотников. Хонорик на тропе кладоискателей, Простофиля - криминальный талант | Д.Кервуд. Бродяги Севера
Шведская лавка # 111 /23.04/
Борис Бим-Бад. Сталин | Евгений Сабуров. Власть отвратительна | Бьяджо Д'Анджело. Narratio et delectatio | Мария Блинкина-Мельник. Рекламный текст | Владимир Рунге, Вячеслав Сеньковский. Дизайн | Ежи Гротовский. От Бедного Театра к Искусству-проводнику | Питер Брук. Пустое пространство. Секретов нет
Шведская лавка # 110 /16.04/
Мишель Уэльбек. Мир как супермаркет | Макс Вебер. Политические работы | Николай Митрохин. Русская партия | Ольга Фишман. Китай в Европе | Николас Хеншелл. Миф абсолютизма | Детский сборник ОГИ: Исследования | Карен Свасьян. Европа: Два некролога
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru