Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская лавка # 121
Дата публикации:  18 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Филипп Дзядко


Лекманов Олег. Жизнь Осипа Мандельштама. Документальное повествование. - СПб.: Издательство журнала "Звезда", 2003. - 240 с. (Серия: Русские поэты. Жизнь и судьба.). ISBN 5-94214-003-0. ISBN 5-94214-051-0

Появление этой книги следует признать настоящим событием. Казалось уже, что достойную биографию О.Э.Мандельштама написать невозможно. Нечастые попытки всякий раз оборачивались неудачей. За редкими счастливыми исключениями (такими, как ставшие классикой работы М.Л.Гаспарова, О.Ронена, К.Брауна и др.), опыты обобщающего исследования жизни и творчества "самого непонятного поэта" оборачивались либо тяжеловесными трудночитаемыми монографиями, либо, что гораздо хуже, унылыми примерами слезливых повествований

И вот перед нами биография Осипа Мандельштама. Вероятно, такой она и должна быть - сдержанной, честной, точной в деталях, приглашающей к чтению стихов и прозы поэта. Олег Лекманов, автор многочисленных статей и недавней "Книги об акмеизме", написал свое "документальное повествование", вооружившись мандельштамовским принципом "цитата - она же цикада". Его книга наполнена разнообразными выдержками из произведений поэта, отзывов мемуаристов и документов "эпохи Мандельштама". Умелое обращение с фактами литературы и пристальное внимание к фактам истории и позволяет автору на каких-то двухстах страницах не только создать развернутую биографическую канву жизни Мандельштама, но и предложить ключи к его стихам. Сам Лекманов отмечает:

Свою главную задачу мы [...] видели в том, чтобы по возможности вылущить события биографии поэта из той эмоционально-оценочной шелухи, в которую их обычно облекали мемуаристы.

Эту задачу, бесспорно, удалось выполнить с блеском. Автор намеренно сталкивает различные суждения современников и исследователей поэта, из которых и лепит удивительно цельный в самом разнообразии облик Мандельштама. Эти внутренние противоречия Лекманов находит и в стихах поэта, писавшего "я каждому тайно завидую и в каждого тайно влюблен".

Досадное отсутствие ссылок в тексте исследования, придающее книге интонацию полной открытости, отчасти компенсируется кратким и вместе с тем солидным списком библиографии, который позволяет заинтересованному читателю (другого читателя этой книги я себе не представляю) двинуться дальше по направлению к Мандельштаму. Привлекая позабытые, а то и вовсе неизвестные источники и биографические сведения, Лекманов, не позволяя себе ни доли патетики, написал захватывающую и глубоко драматичную книгу, какова и сама биография его героя. Разбросанные по "документальному повествованию" находки - "подсказки" для понимания мандельштамовских текстов, ледяные алмазы фактов, прозрачное и холодное изящество стиля, трепещущие между строк синеглазые стрекозы заставляют открыть томик стихов Мандельштама и, может быть, посмотреть на них другими ("документальными"?) глазами. Многое меняя в "строении и составе" современного филологического чтения эта книга "утверждает": "Обосновать воздержание от чтения невозможно. Вы поступите, как захотите".


Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 1. / Отв. редактор Е.Лакирева; худож. П.Маслов. - М.: Слово/Slovo, 2003. - 1104 с. ISBN 5-85050-646-2. ISBN 5-85050-648-9; Вернер Штайн. Хронология мировой цивилизации. Т. 2 / Отв. редактор Е.Лакирева; худож. П.Маслов. - М.: Слово/Slovo, 2003. - 560 с. ISBN 5-85050-646-2. ISBN 5-85050-647-0

Характерное для конца и начала века стремление подводить разнообразные итоги очевидным образом воплощается в появлении всевозможных словарей и энциклопедий. "Хронология мировой цивилизации" - пожалуй, самый яркий пример подобного "собирания камней". Впервые напечатанная в Германии, она выдержала 50 изданий в различных странах. Радует и то, что русское ее издание готовилось крайне тщательно - на протяжении шести лет, с участием целого "университета" переводчиков, авторов, научных редакторов. А значит, "хронологии" можно доверять. Как она устроена? Очень просто и вместе с тем с тщательно продуманной сложностью: в сводных хронологических таблицах представлена история человеческой цивилизации от 10 тысячелетия до н.э. ("Микролитич. тарденуазская культура сменяется культурой ран. неолита - Наскальные изображения стилизованных вытянутых фигур людей на терр. Вост. Испании - Резкое потепление климата в Европе") до конца ХХ века ("После новогодней ночи обнаружилось, что "проблема 2000 года" (глобальный сбой в компьютерах) оказалась надуманной..."). Этот материал расположен по семи тематическим столбцам (исторические и политические события; художественная литература; история религии, философия; живопись, графика; музыка; математика, естествознание; книгоиздание, периодическая печать...), позволяющим сравнивать синхронное развитие событий в различных областях и в разных странах мира. Кроме того, каждое событие предстает в многоплановом историческом контексте, не теряется на пространстве необозримой хронологи, а напротив может оказываться ключевым для того или иного периода (как, например, рождение композитора Филиппа де Витри в 1291 году или высылка в 1976 году Владимира Буковского).

Говорить о пользе подобной книги не имеет смысла: она более чем очевидна. Кроме того, "Хронология..." может быть интересна и сама по себе, как своеобразный взгляд на историю, опыт восприятия времени. Неизвестно, что смог понять "автор" - составитель и редактор подобного труда (два тома, более 1600 страниц, мелкий шрифт) - возможно, единственные, кто прочитал хронологию мировой цивилизации. Целиком.


Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники / Составление, примечания и подготовка текста Ю.Н.Емельянова. - М.: Индрик, 2003. - 528 с. ISBN 8-85759-220-8

В 1922 году в предисловии к первому тому знаменитого "Архива русской революции" И.В.Гессен замечал: "Задача заключается в том, чтобы сохранить письменный след развертывавшихся перед нами трагических событий. Многое из того, что каждому из нас привелось видеть или в чем участвовать, осталось единственным в своем роде и больше уже нигде не повторилось". Сергею Петровичу Мельгунову подобная необходимость "записывать то, чему каждый свидетелем стал", была очевидна. Она помогала жить в одиночной камере тюрьмы Особого отдела ВЧК. Но, кроме того, "воскрешать" "голос минувшего" было его профессией, делом жизни, способом мировосприятия.

Потомок старинной дворянской семьи, ученик В.И.Герье и В.О.Ключевского, яркий издатель и публицист, автор исторических исследований-бестселлеров, например, таких, как "Церковь и государство в России (К вопросу о свободе совести)".(1907-1908) и "Отечественная война и русское общество" (1911-1912)... Блистательный историк, сочетавший скрупулезную верность документам с научными обобщениями, внимание к моральной подоплеке событий с отточенностью мысли и письма, сам о себе он скромно, по-пушкински, писал так: "Полужурналист, полуученый... что делать, если такова натура!"

Ему удалось не пропустить ни одного "исторического" события своего времени - в 1915 г. он на Западном фронте, в феврале 1917-го - в Петрограде... "Недостаточно активный революционер", но достаточно активный общественный деятель, он продолжал и после вынужденной эмиграции в 1922 году широкую издательскую работу, исторические штудии и даже политическую борьбу. Появление каждой его новой книги становилось событием. "Воспоминания и дневники", впервые вышедшие посмертно в 1964 году, - не исключение.

Может быть, это самое блистательное мемуарное свидетельство, повествующее о сорокалетии русской жизни - вплоть до 1922 года. Все предельно точно, честно, подробно - от деталей домашнего быта и университетских занятий до описаний встреч с именитыми современниками (Л.Н.Толстой, С.Ф.Фортунатов, П.Д.Боборыкин...). Характерно, что эти материалы, сперва "занесенные огрызком красного карандаша на обрывках оберточной бумаги", создавались в тюрьме. Но внимательный читатель и здесь без труда увидит свободную манеру мысли и письма обозревателя газеты "Русские ведомости", напечатавшего за 1900 - 1916 гг. в ней около 250 статей и заметок (вот бы их собрать и перепечатать!), и автора книги "Красный террор в России".

Не менее захватывающее чтение - дневники Мельгунова эмигрантского периода, включенные в настоящее издание и публикующиеся впервые. Это жесткие, бескомпромиссные записи, отражают порой совершенно неизвестные сведения о трудах, днях и думах русской эмиграции, и вместе с тем, это глубокие рассуждения человека, склонного к публицистике, а временами и к философии, человека, умевшего чувствовать историю.

Именно взгляд настоящего историка и публициста, исследователя par excellence, делает эти воспоминания бесконечно увлекательной и, заметим, очень современной книгой. Голос минувшего в архив не спишешь: что делать, если такова натура.


Театр ХХ века. Закономерности развития. - М.: "Индрик", 2003. - 624 с. ISBN 5-85759-202-X

"Теперь, когда ХХ век стал прошлым столетием, а развевающееся в его пределах искусство сцены - театром прошедшего века, можно без колебаний сказать, что это была одна из величайших эпох в театральной истории, невиданная по многообразию направлений, стремительности перемен, новизне художественных идей". Этой бодрой фразой открывается предлагаемый сборник, посвященный памяти выдающегося ученого и критика, классика театроведения Б.И.Зингермана. Книга состоит из двух частей, носящих "говорящие" названия: "Судьбы режиссерских идей" и "На скрещении искусств". "Многообразие направлений" и "стремительность перемен" театральной истории ХХ века отчетливо отразились и на различных по подходам и материалу статьях. Авторов - 19, статей - 23, диапазон исследований - от американского театрального авангарда Пола Гудмана и Вильяма Вильямса (статья Т.В.Бутровой) и почти мифического польского режиссера Ежи Гротовского (статья Н.З.Башинджагиана) до обобщающих исследований европейских театральных тенденций ХХ века (статья Г.В.Макаровой) и опытов сопоставлений театрального искусства с кинематографом и архитектурой (соответственно, статьи И.И.Рубанова и Т.Ю.Гнедовской).

Первая - едва ли не во всех отношениях - статья сборника - Б.И.Зингермана "Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра ХХ века". Итоговая как для самого автора, так и для целого периода театроведения, эта масштабная работа находит связи между, казалось бы, совершенно различными фактами культуры. Но не только между ними: "Люди конца нашего века [статья написана несколько лет назад] вглядываются в лица театральных героев столетней давности. И не могут уловить, чего в них больше: сходства или различия с нынешними поколениями". Во многом именно поисками ответа на этот вопрос заняты авторы книги. А потому, богатая бесчисленными "театральными тайнами", она будет интересна многим. Заметим, что несмотря на разнообразие исследовательских подходов, эту книгу сложно назвать "сборником". Скорее, это своеобразная "История театра величайшей эпохи", состоящая из неизменно профессиональных, а порой и завораживающих очерков. А главное - обладающая редкостной целостностью.


Россия и Италия / Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 1995. - Вып. 5: Русская эмиграция в Италии в ХХ веке / Отв. ред. Н.П.Комолова. - 2003. - 335 с. - ISBN 5-02-008864-1 (в пер)

В своем "Римском дневнике 1944 года" Вячеслав Иванов записал:

И небылица былью станет,
Коли певец ее помянет,
Коль имя ей умел наречь,
Отступит море - дуб не вянет,
Пока жива родная речь.

Родная речь была жива в Риме, Флоренции, Милане, она звучала в Венеции и на острове Капри, звенела в Сан-Ремо, Неаполе, Сан-Микеле... О русской речи на Апеннинах - очередной выпуск сборника "Россия и Италия".

В Италии подобные исследования ведутся уже достаточно давно, особенно успешно - после появления книги Э.Ло Гатто "Russi in Italia" (1971). Предлагаемый сборник призван продолжить славную, но не долгую традицию российских научных штудий, посвященных эмиграции в Италии: "В представляемом сборнике, подготовленным российскими и итальянскими учеными, предпринята первая попытка воссоздать в общих чертах картину русской эмиграции в Италии всех периодов ХХ столетия: дооктябрьский (от рубежа веков до 1917 г.), первой послереволюционной волны (1917 - 1939), второй волны (1939 - 1945) и, наконец, третьей волны (1970-е годы); выявлена специфика эмиграции каждого из этих периодов". В соответствии с этой масштабной программой, читатель найдет в книге материалы о "Русском Капри" в 1907 - 1914 годах, о казачьих станицах во Фриули (были там и такие), о "русском подполье" в Риме в период Второй мировой, портреты "русских итальянцев" - таких, как В.А.Сумбатов, статьи о М.А.Осоргине, Нине Петровской, Андрее Тарковском и даже об Иосифе Бродском. Особый интерес представляют собой архивные публикации, например, письма П.П.Муратова В.А.Зайцевой и Б.К.Зайцеву или переписка русских дипломатов в 1919 - 1924 гг.

При этом составителям сборника удалось избежать однообразия: в сборнике рассматриваются и такие совсем неизученные явления, как самоорганизация эмигрантов или роль Русской православной церкви в жизни диаспоры...

Малоизвестная, а потому для многих и безынтересная, русская эмиграция в Италии становится благодаря этой книге бесконечно занятным и живым фрагментом истории и из небылицы становится былью; дуб и вправду не вянет.

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская лавка # 120 /10.07/
Жвалевский А., Мытько И. Личное дело Мергионы, или Четыре чертовых дюжины: Постмодернистская сказка | Ллойд Дж., Риз Э. Давай вместе | Стогоff И. 1 000 000 евро, или Тысяча вторая ночь 2003 года | Мураками Х. К югу от границы, на запад от солнца | Иванов А. Географ глобус пропил.
Шведская лавка # 119 /30.06/
Джейкс Брайан. Саламандастрон | Кестнер Эрих. Мальчик и девочка из спичечной коробки | Сникет Лемони. Тридцать три несчастья. Огромное окно | Карлов Борис. Приключения Мурзилки: Волшебная газета | Мехтель Хартмут. Абрафаксы под черным флагом.
Шведская лавка # 118 /25.06/
Корф М.А. Записки | Надсон С.Я. Дневники | Флейшман Л. Пастернак в 1920-е годы | Врангель Н.Е. Воспоминания: От крепостного права до большевиков.
Шведская лавка # 117 /17.06/
Уэльбек М. Лансароте | Сатклифф У. Новенький | Бегбедер Ф. Любовь живет три года | Стерлинг Б. Zeitgeist | Бакли К., Терни Д. Господь - мой брокер.
Шведская лавка # 116 /30.05/
А.Линдгрен. Пеппи поселяется на вилле "Курица" | Л. Сникет. Скверное начало | Л. Сникет. Змеиный Зал | Л.Кэрролл. Приключения Алисы в Стране Чудес | Г. Адэр. Алиса в Заиголье | Ч.Диккенс. Сверчок за очагом.
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru