Книга Бориса Гаспарова - очередной кирпич в монументальном здании Мировой Пушкинистики. Произведено на западе, но в соответствии с отечественной рецептурой - то есть очень и очень добротно.
Темой своего исследования автор избрал взаимовлияние и развитие в рамках пушкинской поэтики различных источников и "сюжетов-тем", относящихся к культурному контексту его эпохи: от изменений внутри героико-патриотической риторики до трансформации образа поэта-пророка или мотивов анакреонтической лирики и "легкой" поэзии, воспринятой Пушкиным по линии Э. Парни - К.Н. Батюшков. Причем Б. Гаспарова интересует именно динамическое взаимодействие этих магистральных тем. Скажем, он указывает на связь между изменениями смыслового потенциала анакреонтических образов и появлением в пушкинской поэтике мотивов, связанных со "встречей с тенью Овидия" в Бессарабии, а также реакцией поэта на возникновение новой волны интереса к античности, обусловленной переводами Гнедича и Жуковского.
Проще говоря, следуя установке на восприятие поэтического мира Пушкина как "живого организма", Б. Гаспаров ставит перед собой задачу проследить это целое в процессе его внутреннего роста - от младых ногтей до уверенной зрелости.
Сборник включает избранные эссе Александра Гениса, написанные за последние десять лет. Большинство из них публиковались в свое время в номерах "Иностранной литературы". Спектр персоналий и тем - предельно широк: поэзия Э. Паунда и И. Бродского, проза А. Синявского, А. Битова, В. Маканина, С. Довлатова, В. Пелевина и В. Сорокина, творчество художников Ш. Окштейна, В. Бахчаняна, Ж. Шефа и т.д. Плюс - заметки о самых разных вещах: советской кухне и американской кулинарии, мыльной опере и татуировке, а также о нас, мужчинах, которые с появлением овечки Долли стали стремительно превращаться в "декоративный пол". Прибавьте к этому фирменное остроумие, эрудицию и легкость подачи, и вы поймете, что эту книгу обязательно стоит купить. Прочесть/перечесть, приобрести второй экземпляр и подарить знакомой феминистке - генетика генетикой, а по части культуры у нас главный кто?..
У писателя Синявского была очень вредная жена - об этом свидетельствуют многие литературные источники. Но он с ней постоянно жил. Поэтому его занимали вопросы пола. И феномен скандальности. И то и другое он нашел в книгах В.В. Розанова, в частности - в "Опавших листьях". Об этом и многом другом он и написал уже свою книгу с идентичным названием.
Другой поклонник великого русского писателя, прочитав эту книгу, написал песню "Сука-любовь" и принял ислам. Но это уже совсем иная история.
Игорь Холин (1920 - 1999) очень любил Блока, но писал в основном о бараках и "свинцовых мерзостях" советского быта. Получалось у него убийственно хорошо. Опять же - в основном. Исключительность стиля, узнаваемость манеры временами мутировала в однообразие и самоповторы (что, впрочем, прямо соответствовало духу избранного предмета).
Так или иначе, но Холин, пожалуй, самый яркий из представителей поэтической "Лианозовской школы". Его сборник "Жители барака", написанный в 50-е годы, - произведение по многим параметрам образцовое и знаковое. Это оттуда:
Пролетело лето, Наступила осень, Нет в бараке света, спать ложимся в восемь.
Пролетела осень, Наступило лето, Спать ложимся в восемь, Нет в бараке света.
Изданная "НЛО" книга - наиболее полное на данный момент собрание сочинений поэта. Многие из составляющих ее циклов и поэм до сих пор не были известны широкому читателю. В скором времени издательство выпустит также сборник избранной прозы Холина.
Поиск книг в магазине "о3он":