В предисловии М. Гаспаров определяет предмет исследования как "органическую" связь между определенным стихотворным размером, метром и реализуемым в его рамках содержанием. Основной - по признанию автора, "детский" - вопрос, из тех, которые стесняются задавать литературоведы: почему поэт, начиная стихотворение, берет для него тот размер, а не иной? Попыткой расследования - по степени увлекательности вполне детективного - и является это исследование.
Главные герои - размеры - по ходу повествования как явки и пароли меняют стоящие за ними смысловые тональности, сохраняя тем не менее нечто, связующее самые разные варианты. Этот-то стержень, смысловая матрица и интересует автора. Экзотика и разнообразие антуража обеспечивается эрудицией М. Гаспарова, легко оперирующего огромным количеством цитат из русской поэзии XVIII - XX вв., цитат, принадлежащих нередко давно забытым или же изначально малоизвестным авторам.
Помимо жесткой локализации области исследования, само название книги прозрачно намекает на авторское - отнюдь не академически отстраненное, и уже потому интригующее - отношение к предмету. Сфера интереса - становление такого феномена истлита, как "советский писатель". Становления далеко не линейного, а потому крайне занимательного для анализа. С использованием многочисленных документов автор прослеживает историю официальной советской литературы - от "призыва ударников" до итоговой кланово-иерархической организации, призванной снабжать массы незыблемыми ценностями. История Сизифа - от торжества по поводу воцарения до рутинных операций с вверенным вышестоящими органами perpetuum mobile.
Похожие аллюзии, вероятно, должен вызывать изображенный на обложке египетский писец.
Ханс Зедльмайр (1896 - 1984) - известный австрийский историк искусства. Объединенные в сборник статьи представляют собой квинтэссенцию его учения, основанного на синтезе идей феноменологии, гештальттеории, экзистенциализма и неотомизма. Из списка перечисленных истоков ясно, что Зедльмайр придавал огромное значение моменту первого непосредственного контакта с произведением. В качестве примера в сопровождающей теоретическую часть статье "Ян Вермер. "Аллегория живописи" предлагается авторский разбор именно такого момента.
Большая часть статей впервые публиковалась на русском языке в журнале "Искусствознание". Для настоящего издания все они заново отредактированы.
В Москве в свое время шутили: "У нас нет масла, мяса, но есть Микоян". Времена изменились: теперь есть и то и другое, плюс - модные антицеллюлитные препараты. В качестве довеска - мемуары Микояна "Так было". Добавим: "И слава богу", и рекомендуем этот труд многочисленным нынешним политикам-однодневкам - как размышления человека, которого прозвали "от Ильича до Ильича", чья политическая непотопляемость вошла в историю. Так же неплохо в качестве заглавия смотрелось бы "По стопам Макиавелли" или "Между струйками" - фраза из известного анекдота.
Это должно было случиться, и - по счастью? - случилось. Постмодернизм оделся классическим глянцем и стал частью курса литературы. Что-то есть в этом от ситуации, когда вивисектор оказывается клиентом своего коллеги, а собака гоняется за собственным хвостом. Так или иначе, круг замкнулся.
Перед нами - "первое в СНГ учебное пособие, дающее целостно-системное представление о феномене постмодернизма в русской литературе конца 60 - 90-х гг." Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. Напечатанное чуть ли не на газетной бумаге, издание, тем не менее, представляется куда как солидным: в списке персоналий - 1) Бродский, 2) авторы культовые, 3) модные, 4) и не очень (без них, однако, филологический экскурс в историю литературы был бы пресным, лишенным масштаба и фона). То есть все, кто сколько-нибудь на слуху, наличествуют. В списке рецензентов - В.Н. Курицын, С.Ю. Кузнецов. Это своего рода гарантия.
Так что рекомендуем издание приобрести как несомненный будущий раритет, эпохальность события очевидна. Качество полиграфии в данном случае только плюс. Читайте и грустите.
Постмодернизм умер. Да здравствует постмодернизм!
Поиск книг в магазине "о3он":