Русский Журнал / Круг чтения / Шведская полка
www.russ.ru/krug/vybor/info71.html

Выбор Пушкина # 71.

Дата публикации:  19 Ноября 1999

Как видно, один из механизмов культурной памяти имеет длину один метр. Это ценное замечание. М.Л. Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. - М..: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 289 с.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-7281-0275-1.

В предисловии М. Гаспаров определяет предмет исследования как "органическую" связь между определенным стихотворным размером, метром и реализуемым в его рамках содержанием. Основной - по признанию автора, "детский" - вопрос, из тех, которые стесняются задавать литературоведы: почему поэт, начиная стихотворение, берет для него тот размер, а не иной? Попыткой расследования - по степени увлекательности вполне детективного - и является это исследование.

Главные герои - размеры - по ходу повествования как явки и пароли меняют стоящие за ними смысловые тональности, сохраняя тем не менее нечто, связующее самые разные варианты. Этот-то стержень, смысловая матрица и интересует автора. Экзотика и разнообразие антуража обеспечивается эрудицией М. Гаспарова, легко оперирующего огромным количеством цитат из русской поэзии XVIII - XX вв., цитат, принадлежащих нередко давно забытым или же изначально малоизвестным авторам.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Советских писателей делали на заводе - оттого и наступил литературе нашей египетский писец Е. Добренко. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. - СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999. - 557 с.; тираж 1000; серия "Современная западная русистика"; ISBN 5-7331-0134-2.

Помимо жесткой локализации области исследования, само название книги прозрачно намекает на авторское - отнюдь не академически отстраненное, и уже потому интригующее - отношение к предмету. Сфера интереса - становление такого феномена истлита, как "советский писатель". Становления далеко не линейного, а потому крайне занимательного для анализа. С использованием многочисленных документов автор прослеживает историю официальной советской литературы - от "призыва ударников" до итоговой кланово-иерархической организации, призванной снабжать массы незыблемыми ценностями. История Сизифа - от торжества по поводу воцарения до рутинных операций с вверенным вышестоящими органами perpetuum mobile.

Похожие аллюзии, вероятно, должен вызывать изображенный на обложке египетский писец.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Вот в том, что ISBN не указан, чувствуется злой умысел. Одно слово - искусствоведы. Ханс Зедльмайр. Искусство и истина. Пер. с нем. С.С. Ванеяна - М.: Искусствознание, 1999. - 367 с.; тираж не указан; серия "Библиотека журнала "Искусствознание"; ISBN не указан.

Ханс Зедльмайр (1896 - 1984) - известный австрийский историк искусства. Объединенные в сборник статьи представляют собой квинтэссенцию его учения, основанного на синтезе идей феноменологии, гештальттеории, экзистенциализма и неотомизма. Из списка перечисленных истоков ясно, что Зедльмайр придавал огромное значение моменту первого непосредственного контакта с произведением. В качестве примера в сопровождающей теоретическую часть статье "Ян Вермер. "Аллегория живописи" предлагается авторский разбор именно такого момента.

Большая часть статей впервые публиковалась на русском языке в журнале "Искусствознание". Для настоящего издания все они заново отредактированы.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Полезная книга: заставила страдающего булемией рецензента Бычихина задуматься об антицеллюлитных препаратахАнастас Микоян. Так было. - М.: Вагриус, 1999. - 638 с.; тираж 15 000 экз.; ISBN 5-264-00032-8.

В Москве в свое время шутили: "У нас нет масла, мяса, но есть Микоян". Времена изменились: теперь есть и то и другое, плюс - модные антицеллюлитные препараты. В качестве довеска - мемуары Микояна "Так было". Добавим: "И слава богу", и рекомендуем этот труд многочисленным нынешним политикам-однодневкам - как размышления человека, которого прозвали "от Ильича до Ильича", чья политическая непотопляемость вошла в историю. Так же неплохо в качестве заглавия смотрелось бы "По стопам Макиавелли" или "Между струйками" - фраза из известного анекдота.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Вся русская постмодернистская литература сосредоточена в Альтах к 'Выбору Пушкина'. А другой никакой постмодернистской русской литературы не бывает. И.С. Скоропанова. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 608 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-89349-180-7.

Это должно было случиться, и - по счастью? - случилось. Постмодернизм оделся классическим глянцем и стал частью курса литературы. Что-то есть в этом от ситуации, когда вивисектор оказывается клиентом своего коллеги, а собака гоняется за собственным хвостом. Так или иначе, круг замкнулся.

Перед нами - "первое в СНГ учебное пособие, дающее целостно-системное представление о феномене постмодернизма в русской литературе конца 60 - 90-х гг." Для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. Напечатанное чуть ли не на газетной бумаге, издание, тем не менее, представляется куда как солидным: в списке персоналий - 1) Бродский, 2) авторы культовые, 3) модные, 4) и не очень (без них, однако, филологический экскурс в историю литературы был бы пресным, лишенным масштаба и фона). То есть все, кто сколько-нибудь на слуху, наличествуют. В списке рецензентов - В.Н. Курицын, С.Ю. Кузнецов. Это своего рода гарантия.

Так что рекомендуем издание приобрести как несомненный будущий раритет, эпохальность события очевидна. Качество полиграфии в данном случае только плюс. Читайте и грустите.

Постмодернизм умер. Да здравствует постмодернизм!


Заказать рецензию? Да Нет Все равно


Поиск книг в магазине "о3он":