Русский Журнал / Круг чтения / Шведская полка
www.russ.ru/krug/vybor/info77.html

Выбор Пушкина #77

Дата публикации:  14 Января 2000

Вагинов Константин. Полное собрание сочинений в прозе. Сост. А.И. Вагиновой, Т.Л. Никольской и В.И. Эрля; подг. текста В.И. Эрля, вступ. статья Т.Л. Никольский, примеч. Т.Л. Никольской и В.И. Эрля. - СПб.: Гуманитарное агентство "Академический проект", 1999. - 590 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-7331-0163-6.

Константин Вагинов (1899 - 1934) - да простятся нам такие слова - автор культовый, знаковый и т.д. Особенно он популярен в СПб, где, по заверению надежных источников, давно уже существует и процветает сообщество "вагинолюбов". Кроме того, эстетическая концепция писателя самым серьезным образом сказалась на теоретических установках наиболее успешного и известного из питерских арт-направлений - неоакадемизма.

Поэтому издание стоит оценивать как обреченное на большой успех в узких кругах и неплохой повод для человека стороннего, но интересующегося оригинальными персоналиями в истории русской литературы XX в. познакомиться с творчеством ревностного жреца "Господа нашего Аполлона".

По мнению критиков и признаниям самого Вагинова, среди повлиявших на него произведений и авторов стоит выделить Бодлера ( в особенности, сборник "Цветы зла"), поэзию русских символистов начала века, прозу Андрея Белого, творчество английского искусствоведа и писателя Уолтера Патера, а также плутовской роман XVIII в.

Однако о какой-либо прямой зависимости Вагинова говорить вряд ли стоит. Константин Вагинов - писатель, которого М.Бахтин назвал "истинно карнавальным" - куда как оригинален, скажем даже, до болезненного оригинален. И его интонация - то окрашенная теплым юмором и затейливой "чепухой" (Г.Адамович), то неожиданно холодная и мрачная в своей отстраненности - узнаваема.

Издание объединяет четыре романа Вагинова - "Козлиная песнь" (1928), "Труды и дни Свистонова" (1929) (своего рода отклик на тот прием, который литературная критика оказала "Козлиной песне"), "Бамбочада" (1931), "Гарпогониана", ранние произведения (среди них косвенно уже упомянутая повесть "Монастырь Господа нашего Аполлона"), критическую прозу, записные книжки, а также фрагменты ранних редакций романов.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Катасонов В.Н. Боровшийся с бесконечным. Философско-религиозные аспекты генезиса теории множеств Г. Кантора. - М.: Мартис, 1999. - 207 с.; тираж 1500 экз.; ISBN 5-7248-0067-5.

Изобретение в конце XIX в. теории множеств поначалу казалось панацеей от многих бед математического, философского, а с ним и научного в целом знания. Однако найденные вскоре "парадоксы" теории Кантора в своих негативных последствиях оказались тем разрушительней для математики, чем радужней рисовались открывавшиеся за самой теорией перспективы. Как результат, математика и по сей день пребывает в состоянии перманентного кризиса своих оснований - кризиса и обозначенного, и во многом спровоцированного появлением канторовской теории.

Основным камнем преткновения в данном случае выступает категория бесконечности, и большинство "парадоксов" связано именно с неоднозначностью и вариабельностью возможных ее трактовок.

Именно поэтому значительную часть книги составляет анализ богословских и философских аспектов генезиса самой теории множеств и базовой для нее категории. Областью исследования в данном случае оказывается история теоретической мысли от античности до конца XIX в.

Кроме того, не менее занимательна и предложенная В.Н. Катасоновым трактовка личности самого создателя теории множеств - человека, "пламенно верившего в научный прогресс и одновременно глубоко религиозного". Немаловажную роль при этом играет авторская интерпретация эпистолярного наследия и самиздатовских работ Кантора, никогда ранее не рассматривавшихся в отечественной литературе.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Культурные герои XXI века. В поисках Золушки. - М.: GIF, 1999. - 192 с.; тираж 7000 экз.; ISBN 5-9237-0001-8.

Мало кто из тех, кому интересны перипетии нынешней арт-жизни, не знает об акции "Культурные герои XXI века". Ни одна посвященная современному искусству, литературе и т.п. колонка основных российских СМИ не обошла ее своим вниманием. Что приятно. Событие, действительно, знаменательное.

Для тех же, кто все-таки слышит о ней впервые, коротко поясним: осенью 1999 г. движение "Союз Правых Сил" совместно с "Неофициальной Москвой" провело акцию с уже упомянутым названием. В 30 городах России прошли фестивали, в ходе которых специально приехавшие из столицы эксперты отбирали лучших среди местных художников, литераторов, музыкантов, представителей театра.

Собственно, эти-то финалисты и являются главными героями сборника. Новоявленным Принцессам (недавним, стало быть, Золушкам) посвящен раздел "Можно и мне примерить туфельку?". Среди них: Александр Шабуров, Евгений Цепенюк, Елена Цветаева, Валерий Шадский, Елена Фанайлова, Валерий Чубар и многие другие. Схема следующая: фото, короткая биографическая справка, немного о творческих планах или о нынешней культурной ситуации, плюс - произведение из наиболее удачных и характерных.

Вокруг всего этого - теоретические рассуждения о феномене центрального и периферийного искусств, их ценностных статусах и взаимоотношениях. А также истории от героев века уходящего о собственном становлении. Авторы рассуждений и волшебных историй - организаторы проекта и эксперты, производившие отбор. Список имен внушителен: Сергей Кириенко, Марат Гельман, Вячеслав Курицын, Дмитрий Пригов, Евгений Попов, Дмитрий Кузьмин, Илья Кукулин.

Что касается собственно произведений победителей акции, то оценивать их сложно - налицо и разнообразие спроса со стороны экспертов, и разнообразие предложений со стороны претендентов.

Ограничимся лишь одним замечанием: создан действительно достойный прецедент. И остается только ждать рецидивов.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 256 с.; тираж не указан; ISBN 5-7859-0076-9.

Для школьных учителей-словесников, да и для самих школьников эта книга - приятный surprise и многая радость. Едва ли стоит говорить о ясности изложения, разнообразии и четкой структурированности материала. Подобные характеристики этого учебника очевидны. Уровень и Лотмана-педагога, и Лотмана-ученого - своего рода стопроцентная гарантия их присутствия.

Основное же достоинство учебника заключается в том, что русская литература фигурирует на его страницах не в качестве суммы разрозненных произведений, но как единое целое, отмеченное не только внутренней преемственностью, но и постоянной связью с развитием общего контекста культуры - и российской, и тех, что влияли на нее на протяжении истории.

Для читателей, знакомых прежде всего с Лотманам-ученым, книга будет интересна как результат перенесения его научных разработок в сферу практического их применения. Перенесения, учитывая жесткость и специфику требований жанра, проделанного с блеском и тем чувством меры, которые отличают мастерство от ремесленного навыка.

Стало быть, перед нами книга, которую можно сравнить с произведением из обязательной программы конкурса пианистов - в исполнении, скажем, Рихтера.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Москва - территория 2000. - М.: GIF, 1999. - 192 с.; тираж 4000 экз.; ISBN 5-9237-0003-4.

О чем эта книга?

Да снова же о Москве - о ее диковинках и дикостях. О столице необъятной нашей Родины (ее сердце, чувствилище и т.д.) и, равно, о замкнутом городе-государстве - со своими законами, самодурами и юродивыми. Короче, о многообразии ее ликов.

А также о том, как меняются здесь времена.

Отличие этого издания от сборника "Неофициальная Москва. Гид, каких не было" определяется просто - на сей раз перед нами не столько внутренняя топография города, сколько произведения и тексты, фиксирующие его внутреннюю - длящуюся и сегодня, сейчас - историю.

В рамках этой концепции под одной обложкой одинаково органично воспринимаются и экспонаты "Музея самодельных вещей" Владимира Архипова (вроде Лопаты снеговой из дорожного знака, сорванного ураганом 1998 года, Массажера для ступней из счетов или Мышеловки двухместной), и стихотворение Мирослава Немирова об арбатских биксах, и заметка Александра Шабурова о том, почему Москва - это как бы Нью-Йорк, а Шабуров - как бы Тарзан. Да и многое сплетено здесь замысловатым, но по-своему естественным образом: манифест Сергея Кириенко о необходимости учреждения в столице сильных и жизнеспособных землячеств, изложенный Антоном Носиком взгляд среднестатистического израильтянина на подноготную московского сознания (моя хата с краю, а "Спартак - чемпион"), статья Игоря Сида о мистических связях российской столицы с Крымом, проза Битова, Гандлевского, Левкина, Парщикова, Петрушевской, Постнова и многих других.

Все эти тексты объединяет тот факт, что у каждого из авторов, разумеется, своя Москва. Тем основательней градация представлений о ней - от Рима #3 до города, где у населения нет телевизоров и помидоров, а мэр носит ермолку странной формы.

И, как результат, тем занимательней общая панорама этих представлений.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно


Поиск книг в магазине "о3он":