Русский Журнал / Круг чтения / Шведская полка
www.russ.ru/krug/vybor/info79.html

Выбор Пушкина #79

Дата публикации:  1 Февраля 2000

Жан Бодрийяр. Система вещей. Пер. с фр. и вступ. статья С.Зенкина. - М.: Рудомино, 1999. - 223 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-7380-0038-2.

"Система вещей", первая книга французского философа и социолога Жана Бодрийяра, была опубликована в 1968 году и по выходе прославила своего автора. Наследуя традициям структурализма (за год до этого, в 1967-м, вышла в свет "Система моды" Ролана Барта), книга, тем не менее, уже фиксирует основные составляющие самостоятельной концепции Бодрийяра. В частности, здесь вводится понятие "симулякр" - ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий как его заместитель (например, симулякр природности, выраженный в подобии формы зажигалки форме камня, обточенного морем).

Основной сферой исследования оказывается внутренняя мифология общества изобилия или потребления. Общества, в котором вещи не столько соответствуют своему первичному - функциональному - назначению, сколько фигурируют в качестве знаков, снабженных коннотацией - дополнительным значением, приписанным им обществом. Поэтому функциональность вещи выражается теперь не столько в способности выполнять некую операцию, сколько во включенности в систему вещей, то есть систему таких дополнительных значений - по сути, мифическую. Человек же, проецируя себя в эту жестко связанную, пронизанную призраком максимальной эффективности структуру, сам оказывается отброшенным в бессвязность, воспринимается как пустая форма, открытая для любых значений. Бессильная перед ними.

Таким образом, работа, будучи по преимуществу теоретической, включает в себя элементы отчетливой социальной критики. Характерно, что издана она была в год "студенческой революции" в Париже. Причем активными организаторами массовых выступлений явились тогда студенты Нантерского университета, в котором Бодрийяр преподавал социологию.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Ален Безансон. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества. Пер. с фр. М. Розанова. - М.: Издательство "МИК", 1999. - 424 с.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-87902-040-1.

Ален Безансон так определяет назначение своей книги: "Мой замысел состоял в изложении истории изображения божественного. Я ограничивался исследованием нашей европейской цивилизации и не затрагивал эстетической стороны изображений, являющейся, скорее, предметом истории искусств. Я же хотел представить лишь историю идей и доктрин, повлиявших на представление об изображении божественного, а точнее, запрещавших его или разрешавших".

Анализ противостояния двух этих тенденций, периодов доминирования каждой из них на протяжении истории и составляет основное содержание книги. По мнению Безансона, точкой отсчета для этого противостояния оказывается появление Сократа и его философской школы. Дальнейшее исследование позволяет объяснить серьезное различие между трактовками библейского запрета на изображения в иудейской, христианской и мусульманской культурах; новое иконоборчество, развившееся на Западе (Кальвин изгоняет изображения из храма, янсенисты их презирают, Кант считает бесполезными, Гегель - устаревшими) и т.д.

Продолжается эта борьба во времена кубистов и Малевича. Серьезный успех абстрактного искусства ХХ века также несет в себе отзвук прежних иконоборческих настроений.

Ценность работы в том, что независимо от установок автора она содержит в себе ту новую точку зрения, которая позволяет многое изменить в отношении к известным, казалось бы, уже классическим произведениям.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Стивен Тернбулл. Самураи. Военная история. Пер. с англ. А.Никитина. - СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-8071-0038-7.

Книга, написанная в 70-е годы, до сих пор считается одним из лучших обобщающих исследований по этой теме. В работе детально прослеживается история самурайского сословия - с зарождения в VII-VIII вв. и до его исчезновения как социальной страты во второй половине XIX века.

И популярность, и статус классического исследования в случае книги Тернбулла объясняются ее тематическим разнообразием и академической тщательностью в подборе материала. В частности, помимо собственно событий тысячелетней истории военного сословия в Японии, предметом подробного описания становятся ценностные идеалы, стратегические и тактические навыки, военное снаряжение и воспитательные практики самураев. Последовательно излагаются перипетии взлетов и падений наиболее известных кланов - Тайра, Минамото, Кусуноки, Такэда, Токугава. Живость изложению сообщают цитаты из многочисленных хроник, военных трактатов, жизнеописаний.

Даже если вы не интересуетесь историей самураев, книгу прочесть стоит - хотя бы для того, чтобы лучше понять произведения Акутагавы, Мисимы, Куросавы. Ведь в случае Японии, как может быть и средневековой Скандинавии, знакомство с историей искусства едва ли не в первую очередь подразумевает знакомство с военной историей.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Майкл Уолцер. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 360 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-7333-0017-5.

Работа Майкла Уолцера занимательна уже по замыслу. Жизнеописания и интеллектуальные биографии одиннадцати социальных критиков XX века, как правило, людей с крайними убеждениями - радикальных мыслителей, публицистов, политических активистов, - необходимы автору для того, чтобы ответить на вопрос: где социальные критики находят свои критические принципы? Насколько тесно они связаны с людьми, живущими в том обществе, которое критикуют? Насколько личная биография сказывается на объективности их позиции? Иначе говоря, стоят ли они на позициях внешних или внутренних, осуществляя критику?

Среди его героев - Джордж Оруэлл, Антонио Грамши, Игнацио Силоне, Мартин Бубер, Рэндолф Борн, Симона де Бовуар, Мишель Фуко. Уже эта часть списка гарантирует многоплановость и теоретическую плотность исследования. Особенный же акцент придает ему тот факт, что мы имеем дело с "социальной критикой в век народных восстаний". Таким образом, основной вопрос - каков должен быть предпочтительный характер критики? - получает дополнительную окраску. Ответ на него подразумевает еще и меру интеллектуальной или личной ответственности критика.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно
Мишель Фуко. Это не трубка. Пер. с фр. И. Кулик. - М.: Художественный журнал, 1999. - 151 с.; тираж не указан; ISBN 5-901116-02-Х.

Эссе "Это не трубка" (1973 г.), обсуждающее дадаистскую концепцию живописи Рене Магритта, было написано Фуко в тот период, когда он принялся за формулировку основных принципов дисциплины, получившей впоследствии имя археологии знания. Поэтому так важны и показательны тезисы, изложенные философом в этой работе.

Основная тема размышлений - взаимосвязь и различие процессов видения и говорения. По мнению Фуко, классическая живопись, делая четкое разделение между лингвистическими знаками и пластическими элементами и тщательно изгоняя лингвистическое из своего пространства, покоилась, тем не менее, на сознании того факта, что сходство и утверждение тождественны. Таким образом, отказываясь от лингвистической составляющей, живопись не отказывалась от утвердительного дискурса, и поэтому - "говорила, и говорила много, выстраивая себя полностью вне языка; она создала для себя, на собственной оборотной стороне, некое общее место, где она могла бы восстановить отношения связи между образами и знаками".

Магритт сознательно вторгается в это условное пространство и разрушает его, поэтому он и интересен Фуко. Художник отказывается от утвердительного дискурса классической живописи, а значит, и от отношений сходства, и "заставляет играть чистые подобия и неутвердительные вербальные высказывания в зыбкости объема без ориентиров и пространства без плана".

В приложении к эссе опубликованы два письма Рене Магритта к Фуко, а также статья Валерия Подороги "Навязчивость взгляда", посвященная роли представлений о живописи в общей концепции французского философа.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно


Поиск книг в магазине "о3он":