win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 6 января 1998 года

Итоги киногода - голосование
Артур Кларк и Элтон Джон стали рыцарями
Свадьба Вуди Аллена: о чем не напишут таблоиды
Предуведомление

Новогодняя неделя не особо богата значимыми событиями, потому больших заметок будет мало. Что же касается мелких новостей - то вот они:

А теперь - новости в подробном изложении:


Кино

Итоги года: продолжение

Объявив в прошлом выпуске "Монокля" своих фаворитов, я решил - и сотрудники Русского Журнала меня в этом поддержали - предоставить слово и читателям и провести голосование. Потому ниже приведены наиболее заметные североамериканские фильмы прошлого года в алфавитном порядке русских названий. "Североамериканские" означает "американские и канадские", а европейские, азиатские и русские не включены по странным причинам: русских слишком мало, и для них ближе к "Нике" можно будет устроить отдельную голосовалку, а свежие европейские-азиатские (африканские и австралийские тем более) толком до России (и Америки) не дошли.

В список включены не только фильмы, понравившиеся лично мне, но и кассовые хиты и лидеры различных критических обзоров (смотри, например, итоги года по Роджеру Эберту и в последних "Итогах" по Юрию Гладильщикову). В любом случае выбор получается достаточно субъективным, но надо надеяться, я ничего существенного не пропустил. Понятно, что вся идея (включая виртуальный же "Золотой Монокль") имеет немного социологический характер - процент не виденных мною и моими читателями американских фильмов слишком велик (впрочем, и Гладильщиков не видел много всего... "Джекки Браун" или "Ночи буги", по собственному признанию). Представьте себе какую-либо другую премию, где наряду с лучшим и худшим фильмами определяется "самый никем не виденный фильм"!

Механизм голосования стандартный: помечаем точечкой соответствующую позицию и жмем на кнопку внизу. Через месяц будут подведены итоги и вручен виртуальный "Приз зрительских симпатий". Для особо любопытных предусмотрена возможность смотреть, как проходит голосование.

Фильмы "Ромео и Джульетта", "Шоссе в никуда", "Записки у изголовья", "Крик" и прочие фильмы, снятые в 1996 году, в список не внесены.

Фильм супер! понравилось так себе фу не видел
Адвокат дьявола
Амистад
Анаконда
Бавис и Батхед делают Америку
Без лица
Болото Эвы (Eve's Bayou)
Бэтман и Робин
Все говорят: я люблю тебя
В компании мужчин
Гори все огнем
(This World... Then Firework)
Джекки Браун
Долгий поцелуй на ночь
Донни Браско
Завтра никогда не умирает
Игра
Крик 2
Крылья голубки
Кундун
Ледяной шторм
Люди в черном
Неординарная жизнь
Нигде
Ночи в стиле буги
Любовь со смертью
(The Kissed)
Преследуя Эми
Пятый элемент
Самолет президента
(Air Force One)
Свадьба моего лучшего друга
Светлое завтра
Секреты Лос-Анджелеса
Семь лет в Тибете
Сержант Джейн
Тюремный самолет (Con Air)
Титаник
Хороший Уилл Хантинг
(Good Will Hunting)
Чужие: воскрешение
Шакал
Затмение *
Конец насилия *
Контакт *
Затеряный мир *
Воскресенье *
Нирвана *
Почтальон *
Deconstructing Harry *
As good as it gets *

* добавлены читателями

Как вы могли забыть такой фильм как...


Разное

Пророки и шаманы

В Англии в очередной раз оглашен список удостоенных титула "сэра". Среди новых рыцарей - Артур Кларк и Элтон Джон. Конечно, после того как в прошлом году титула был удостоен Пол Маккартни (а до того - Клифф Ричард), комментировать практику присуждения столь почетного титула несколько несвоевременно. Тем не менее соседство поп-звезды и фантаста в списке симптоматично: и тот и другой выполняют в современном обществе сакральные по сути своей функции. Фантаст предсказывает будущее (якобы) - недаром в пресс-релизах о награждении Кларка настойчиво подчеркивается, что многие его предсказания уже сбылись (в их числе называют предсказанную полвека назад сеть стационарных спутников Земли, используемых для связи). Поп-звезда ввергает участников шоу в коллективный транс, что соответствует функции архаического шамана.

Дворянство - тоже вещь сакральная, поскольку приобретение ее возможно только через благословение монарха, власть которого, известное дело, от Бога. Между тем Христианская Церковь, поддерживающая и питающая институт королевской власти в Англии, и к пророчествам, и к шаманству относится - скажем так - довольно прохладно. Оттого и возникает своеобразное мерцание смысла - наподобие того, которое по соседству анализирует Рома Лейбов (причем тоже по религиозно-светскому поводу). Вероятно, возникновение таких оксюмаронов свидетельствует о кризисе современной религиозности - но он, увы, очевиден и без того уже веков пять как минимум.


Люди

Все, что вы хотели знать о Вуди, но боялись спросить

В прошлом выпуске я обещал подробнее рассказать историю новой женитьбы Вуди Аллена (кстати, в Париже молодые остановились в той самой гостинице "Ритц", где прошли последние часы жизни принцессы Дианы и ее возлюбленного), словно предчувствуя, что новогодняя неделя вряд ли будет богата событиями.

Многие пишущие о Вуди Аллене и его бурной личной жизни допускают одни и те же ошибки (возможно, и я не избежал...). Для начала исправим их, а потом посмотрим, откуда они взялись и что из этого следует.

Во-первых, Миа Ферроу никогда не была женой Аллена. Их связь длилась более десяти лет, и они имеют общих детей (родных и приемных), но их отношения никогда не были зарегистрированы. Аналогичная история с предыдущей возлюбленной Аллена - Дианой Китон.

Во-вторых, Сунь-И не является приемной дочерью Аллена - она всего лишь приемная дочь Мии Ферроу и ее предшествующего мужа, дирижера Андрэ Превина. Таким образом, она приходится Аллену не "приемной дочерью" и даже не "приемной падчерицей", а всего лишь "приемной дочерью его бывшей подруги", то есть не связана с ним ни по закону, ни по крови.

Подобные тонкости должны были бы занимать только различных таблоидов (впрочем, как раз тонкости таблоидов мало интересуют), если бы Аллен со своим романом/браком не попал в один из самых болевых узлов современной западной культуры.

Напомним краткое содержание предыдущих серий. Развод (точнее, разрыв отношений) между Алленом и Ферроу, случившийся в 1992 году, был вызван тем, что Миа нашла у Аллена фотографии обнаженной Сунь-И. Девушке на тот момент было около двадцати, так что кроме обычного грязного богемного белья, в этой истории ничего и не было. Однако Ферроу обвинила Вуди в совращении их приемной дочери Дилан, чем - несмотря на то, что ее обвинения были сочтены необоснованными - осуществила гениальный ход: в сознании миллионов американцев Аллен предстал человеком, у которого что-то было со своей приемной (а может быть, и родной) дочерью (вероятно, несовершеннолетней). Вероятно, именно на соблазненной нимфетке он и женился. Так Аллен стал педофилом, одержавшим решительную победу над предрассудками (или, наоборот, над моральными принципами) современного американского общества.

В существовании двух Алленов - реального и воображаемого читателями газет - разумеется, нет ничего уникального. Однако обычно воображаемый актер совпадает со своими экранными персонажами - в данном случае экранный Аллен - нескладный и застенчивый, хотя и сластолюбивый немолодой еврей - является третьим образом. Так Вуди, кровосмеситель и педофил, предстает проекцией коллективных желаний/запретов среднего американца.

Дополнительную пикантность истории придает национальность участников. Аллен, ясное дело, еврей, а Сунь-И - кореянка. Стругацкие, кстати, некогда назвали корейцев евреями Дальнего Востока, но вряд ли наши герои в курсе культовой советской фантастики восьмидесятых. Отношения евреев-родителей и евреев-детей давно стали притчей во языцех (классическая еврейская мамаша изображена у Аллена в его новелле в "Нью-йоркских историях"), важнее, однако, общий мультикультуризм ситуации, провоцирующий на интерпретации в духе спародированных Набоковым в послесловии к "Лолите": не то иудео-финансово-голливудская мафия растлевает молодую азио-американку, не то наоборот.

Вспомнив о Набокове, вернемся к педофилии, которая, как я уже писал, нынче приобретает на Западе особый статус "узаконенной трансгрессии" - то есть нарушения запрета, о котором тем не менее можно говорить и которое можно помыслить. В этом смысле "преступление" Вуди Аллена - еще более прирученное: ведь на самом деле ничего особо страшного не случилось. Американцы отлично понимают это - один из зрителей, стоящих в очереди на "Деконструкцию Гарри", сказал журналисту:

- Если бы он был расист или убийца, я бы не стал давать ему свои деньги.

Другой добавил:

- Он ведь не так плох, как Гитлер. Вот если бы тот написал даже хорошую книгу, я бы ее покупать не стал! - и, подумав, добавил:

- Не думаю, чтобы я когда-либо женился на своей бывшей приемной дочери (ex-stepdaughter).


предыдущий выпуск гостевая книга Монокля следующий выпуск

© 1997-1998 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997-1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100