win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея КузнецоваСледующий выпуск


Выпуск от 21 января 1998 года

Итоги конкурса на лучший фильм года
Книга Теда Хьюза
История Ольги Ивинской в Голливуде
Интервью О.Джей.Симпсона
Предуведомление

В начале - краткие новости.

А теперь - новости подробные, причем самая подробная из них - не новость, а отчет о проходившем в течение двух недель голосовании.


Кино

От "Пятого элемента" до "Бэтмана и Робина"

Настала пора подвести итоги голосования по киноитогам года. На момент 8 часов утра 20 января проголосовало 155 человек, что примерно соответствует каждому десятому читателю "Монокля", - похвальная активность и достаточно хороший результат для интернетовского форума (для сравнения в книжном рейтинге e-zine "Салон" приняло участие около 200 человек). Я благодарен всем читателям, нажавшим магическую кнопку "голосовать" и внесшим свой посильный вклад в сегодняшний выпуск.

Особая благодарность тем, кто добавлял фильмы, по тем или иным причинам забытые мной. Таковых нашлось 40 человек, причем просмотр предлагаемых фильмов вызвал у меня помимо естественной благодарности к написавшим острый приступ мизантропии. Судите сами - просил же: американские фильмы 1997 года! И в результате наряду с другими я получаю:

Два самых лучших предложения хочется выделить в отдельный подпункт. Итак: Если говорить о более разумных предложениях, часть из которых была вставлена в таблицу, то меня радует, что я не пропустил ничего существенного - вновь прибывшие либо никому особо не понравились ("Затерянный мир"), либо никто их толком и не видел ("Затмение").

Впрочем, письма, упорно предлагающие "Шоссе в никуда" (которое я числил за 1996 годом, когда его впервые посмотрели мои московские коллеги) или "Ромео и Джульетту", заставили меня задуматься и признать свою неправоту - офф-лайновые коллеги подсказали мне, что подобные рейтинги составляются по результатам национального проката. Исходя из этого в таблицу должны были бы быть включены не только Линч и Лурман, но и "Крик" с "Английским пациентом". Теперь уже поздно что-то исправить, но в будущем году (ебж) обещаю сделать лучше.

А теперь - о результатах. Количество проголосовавших в первой, второй, третьей и четвертой колонках множились на +2, +1, -1 и -2 соответственно и сумма полученных чисел приводится к числу видевших картину. В нижеследующую таблицу включены только фильмы, которые видело более четверти голосовавших - то есть 38 человек (из свежедобавленных никто не набрал 25 процентов). Получается как раз десятка, из которых семеро - в "плюсе", а трое - в "минусе".

Пятый элемент +1,02 (8,2)
Чужие: воскрешение +1,00 (6,9)
Донни Браско +0,95 (7,9)
Люди в черном +0,82 (7,8)
Без лица +0,60 (8,0)
Тюремный самолет +0,34 (7,3)
Бивес и Бадхед... +0,31 (7,1)
Самолет президента -0,24 (7,6)
Анаконда -0,31 (5,2)
Бэтман и Робин -0,62 (4,0)

Приятно, что в моем рейтинге фигурируют пять верхних фильмов (выбыли "Нигде", "Любовь со смертью", "Ледяной шторм" и "Долгий поцелуй на ночь". "Анаконда" моим читателям понравилась куда меньше, чем мне).

В третьем столбце для сравнения рейтинги по десятибалльной шкале по итогам опроса читателей Internet Movie Datebase. Желающие могут посмотреть результаты года по данным этого сервера - отдельно самые известные и отдельно - самые высокие рейтинги. На сегодняшний день в первом списке (аналогичном моей вышеприведенной десятке) лидирует все тот же "Пятый элемент". И вообще порядок совпадает, если не считать двух фильмов: как я и предсказывал, американцам не понравился "Чужой", а русским, разумеется, "Самолет президента".

Мои поздравления победителю Люку Бессону и отдельные поздравления Джоэлю Шумахеру, сумевшему добиться такого выдающегося результата. "Затерянный мир", если бы я пустил его в рейтинг (22% проголосовавших), его, правда, обошел - "-0,78". (Рейтинг IMDB - 6,2). Кстати, для адекватного сравнения цифр неплохо помнить, что меньше 2 баллов в IMDB никто не набирает (см. "боттом 10"). Так, самый плохой фильм всех времен - "План 9 из открытого космоса" Эда Вуда - набрал 4,4, что больше, чем "Бэтман и Робин". Еще раз - мои поздравления Шумахеру.

Больше всего народу посмотрело "Пятый элемент", "Люди в черном", "Бэтман и Робин" и "Без лица" (в порядке убывания). В связи с этим особо любопытным становится появление в трех верхних строчках "Чужих" и "Донни Браско".

Самым неизвестным читателю "Монокля" стал фильм "Светлое завтра", долго вообще державшийся на нуле и набравший всего два голоса (по ошибке?), за ним с небольшим отрывом идут "Умница Уилл Хантинг" и "Кундун" (по три голоса).

Попробую также подвести итог в варианте без лимита голосовавших.

Если я не ошибся в подсчетах, абсолютным победителем следует признать "Секреты Лос-Анджелеса", набравшие +1,17 при 12 проголосовавших. В аналогичном списке IMDB лидирует "Титаник", но в начале декабря "Секреты Л.-А." тоже были на первом месте (8,9).

А самый плохой результат у "Болота Евы" - "-1,60" при 5 голосовавших (8,2 в IMDB).

Любопытно, что почти нет фильмов с рейтингом в районе нуля - то есть либо мои читатели довольно постоянны в своих пристрастиях, либо прошлый год не породил спорных фильмов. Любопытно, что в заветную область (от -0,22 до +0,22) попадают в основном фильмы одного ряда - "Ночи буги", "Гори все огнем", "Преследуя Эми", "Неординарная жизнь" и "Нигде" - независимые, модные или культовые. Белой вороной (учитывая тематику, хочется сказать: "черным голубем") в списке "самых спорных фильмов" смотрится "Амистад" Спилберга - возможно, потому что русские жители Америки и жители России имеют на тему негров различные представления.

Еще раз благодарю всех принявших участие в голосовании. Результаты второго голосования - про "Грэмми" - появятся на следующей неделе. А сейчас желающие могут обратиться к списку лауреатов "Золотого глобуса", возглавляемому непотопляемым "Титаником", получившим три приза. На втором месте "Суть дела" ("As Good As It Gets", перевод не мой).


Литература

Искусство, как и все остальное

Сильвия Плат Муж поэтессы Сильвии Плат поэт Тед Хьюз прервал свое более чем тридцатилетнее молчание, для того чтобы издать сборник стихов "Письма ко дню рождения". Все эти годы Тед Хьюз подвергался порицанию общественности, обвинявшей его в самоубийстве жены, которую он оставил вместе с двумя детьми, для того, чтобы уйти к другой женщине.

Восемьдесят восемь стихотворений этого сборника описывают любовь Хьюза к Сильвии, начиная от их знакомства и кончая тремя десятилетиями, прошедшими после ее смерти. Газета "Таймс" назвала книгу "величайшей книгой величайшего из живущих поэтов". Отзывы остальных критиков также восторженны. Они особо отмечают искренность и отсутствие попыток обелить себя и оправдаться.

Сильвия Плат заслуженно считается одним из лучших англоязычных поэтов XX века. Большинство ее стихотворений стали известны только после ее самоубийства в 1963 году (ей было тридцать лет). Впрочем, можно ли обвинять кого-то в самоубийстве женщины, которая писала:

And I am a smiling women.
I am only thirty.
And like the cat I have nine times to die. (...)

Dying
Is an art like everything else.
I do it exceptionally well.

И я улыбающаяся женщина.
Мне только тридцать.
И, как кошка, я должна умереть девять раз. (...)

Умирание
Есть искусство, как все остальное.
Я владею им исключительно хорошо.

("Lady Lasarus", подстрочник мой. Известный мне русский перевод может вызвать только чувство глубокого стыда за переводчика)


Разное

Кто обессмертил Лару?

Стало известно, что Саймон Уинсер собирается поставить фильм, в котором расскажет историю Ольги Ивинской, возлюбленной Бориса Пастернака. Поскольку Саймон Уинсер известен как режиссер "Харлей Дэвидсон и ковбой Марлборо" и "Освободите Вилли!" (фильмов неплохих, но жанрово несколько далеких от планируемой постановки), то вряд ли следует ожидать шедевра. Потому я бы и не стал сообщать об этом, если б агентство Рейтер не взялось объяснять своим читателям, кто такая Ивинская:

Одним словом - не только для большевиков важнейшим из искусств является кино.


Люди

О.Джей. Симпсон как Моисей и Христос вместе взятые.

К восторгу недоброжелателей, О.Джей. Симпсон на днях сравнил себя с Иисусом Христом и Моисеем, сказав: "Я читал Библию. Моисей, Иисус и, как его, Иов - они все прошли через одно и то же. Вот чем была для меня Библия - картой, на которой было написано: "И это может случиться с тобой"".

Непреднамеренно вылезшая в переводе цитата из БГ наводит, однако, на интересные размышления. Спортсмен, актер и герой нашумевшего судебного процесса, на котором он был обвинен в убийстве собственной жены, О.Джей. давно уже стал поп-звездой и фигурой, вызывающей равно интенсивную ненависть и любовь у американцев (говорят, в данном случае эти два чувства хорошо коррелируют с цветом кожи, но я не об этом). Аналогичный статус в России имели поэты и - как их наследники - рок-звезды. Нетрудно видеть, что в вышепроцитированном интервью очередной кабельной телесети О.Джей. выступил именно в этом амплуа. Действительно, никому не придет в голову особо возмущаться, когда поэт проецирует себя на Христа (или наоборот: Христа на себя?) или в лучшем, но не менее кощунственном случае Богоматерь на свою возлюбленную (примеров множество - от "Мадонны" Пушкина до "Сретения" Бродского). Разумеется, наиболее чуткие авторы избегали делать это открытым текстом, но на более глубинном уровне сопоставление присутствует достаточно часто (к примеру, в "Гамлете" Пастернака или в "Когда в листве сырой и ржавой" Блока).

Вероятно, подразумевается, что то, что можно поэту, не дозволено простому человеку. Собственно говоря, почему? Единственный ответ заключается в том, что поэт исполняет в десакрализованном обществе роль своеобразного священнослужителя (не священника, конечно; скорее шамана), имеющего доступ к области сакрального и потому обладающего отличающими его от других правами (писать стихи "от лица" Христа) и обязанностями (писать стихи и желательно умереть молодым при трагических обстоятельствах. Последнее, кстати, опять напоминает о добровольном жертвоприношении и соответственно Христе).

У поэтов, конечно, особые отношения с языком, но я не уверен, что этого достаточно, чтобы отказать остальным гражданам в праве на мистический опыт. Опыт этот, разумеется, может проявляться и в том, что человек чувствует, что Библия - это книга про него.

Впрочем, история с О.Джеем демонстрирует главную опасность разговоров о мистических переживаниях - они по определению не верифицируемы, то есть не подтверждаемы внешними наблюдателями. Может, Симпсон все врет, а на самом деле никакой Библии он не читал, а если и читал, то ничего подобного не испытывал? Вот если бы у него проявились стигматы - тогда другое дело.

Впрочем, человеку, хотя бы на мгновение почувствовавшему, что в Библии написано "это может случиться с тобой", должно быть все равно, что думают о нем телезрители. К сожалению, по поведению О.Джея не похоже, чтобы это было так.


предыдущий выпуск следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100