Выпуск от 10 февраля 1998 года
Фильм Атома Эгояна в Москве |
Сначала - помалу о многом:
А теперь - помногу о немногом:
- На радость любителям современной музыки кино интересуется не только законченными попсятницами Spice Girls (фильм которых Spice World уже несколько недель лидирует в списке кассовых сборов), но и классиками трип-хопа: Трики стал героем часового фильма, который будет показан по всей Европе. Авось и до нас дойдет.
- Стало известно, что в марте Джимми Пэйдж и Роберт Плант планируют выпустить новый диск. Сейчас в Лондоне проводится активная кампания по его раскрутке. Изданиям, желающим аккредитовать своих журналистов на пресс-конференцию и/или взять интервью, можно посоветовать обратиться в PolyGram - там обещали помочь.
- Выяснилось, что в прошлом номере "Монокля" была допущена неточность: стало известно, что в новом фильме Дэнни Бойла главную "женскую" роль будет исполнять Кортни Кокс (оба "Крика"). Таким образом, Хизер Грэм не сможет ее исполнить при всем желании. Но в фильме все равно будет сниматься.
- Пойман вор, осенью прошлого года укравший из Нью-Йоркской Публичной Библиотеки рукописи Вагнера и Моцарта. Он попытался продать их по демпинговым ценам (все вместе за 1,000$, тогда как каждая стоит 5,000$), но был схвачен ФБР. Вор оказался сотрудником Библиотеки. Некогда и я сам работал в одной из московских библиотек и потому порицаю его вдвойне: сотрудникам настолько просто украсть книгу, что для этого не нужно никакой доблести и находчивости. Требуется только отсутствие совести.
- Режиссер Филипп Кауфман, на счету которого по крайней мере два замечательных фильма - "Генри и Джун" и "Невыносимая легкость бытия" - снимает экранизацию романа Джона Гришама "The Runaway Jury" (вот уж не помню, как в старые годы его переводила газета "Сегодня": "Жюри присяжных убежало"?).
- На аукционе Кристи в Нью-Йорке в среду состоялась распродажа вещей из поп-коллекции Тимоти Лири. Блуза Дженис Джоплин, жакет Хендрикса, автографы Джима Моррисона и Джона Леннона ушли за большие тысячи денег. Зачем поклонники покупают эти вещи я понимаю, не ясно другое - зачем они были нужны доктору Тиму? Он что, любовно рассматривал их, закинувшись кислотой?
- Завтра открывается 48-й Берлинский Кинофестиваль. В конкурсе (полный список - здесь) "Джекки Браун" Тарантино, "Умница Уилл Хантинг" ван Сэнта, последние Коэны, Стэнли Кван, Ален Рэне и "Страна глухих" Валерия Тодоровского. Последний фильм я уже видел на пресс-просмотре. Местами вяловато, местами очень бодро, финал в меру неожиданный. Призов, вероятно, не нахватает, но к просмотру рекомендуется.
В московском кинотеатре "Америком" состоялась тихая - без шума и речей, не чета "Титанику" - премьера фильма Атома Эгояна "Светлое завтра" (оно же - "Славное будущее", оно же - "The Sweet Hereafter"). "Титаник", на премьеру которого пожаловал сам Кэмерон, упомянут не случайно: оба фильма не только признаны одними из наиболее значительных событий прошедшего киногода, но и рассказывают об одном и том же, то есть о несчастных случаях на воде. Что тонет у Кэмерона - все знают, а у Эгояна школьный автобус со всеми детьми маленького городка проваливается под лед.Эгоян, впрочем, счастливо избегает не только гигантомании, но и натурализма: автобус уходит под лед на общем плане - ни барахтающихся тел, ни криков. Можно сказать, это фильм о катастрофе как метафизическом явлении, о той новой жизни, которая после катастрофы начинается (отмечу, что и в фильме Кэмерона самое сильное - эпизод в прологе, когда старушка смотрит на рисунок и говорит "Это я" . То есть опять-таки послесловие к трагедии). Можно было снять фильм о теодицее и/или ее невозможности, можно было снять очередной юридический фильм а-ля Гришам или слезовыжимательную мелодраму а-ля Большой Голливуд. Но Эгоян удержался, словно зная, что, "чем искренней голос, тем менее в нем слезы, / любви к чему бы то ни было, страха, страсти" *. И потому его фильм оказывается фильмом не о слезах, а о боли и ужасе. Или, если угодно, о превращении, которое настигает всех участников катастрофы - погибших и выживших.
Не так уж важно, что и как случилось - просто все дети ушли из города и всем, кто остался, предстоит научится жить по-новому. Не случайно истории вторит баллада о гамельнском крысолове. Камера все кружит и кружит над едущим по горной дороге обреченным автобусом, девочка поет про славное будущее, а зритель чувствует, как волосы на затылке сами медленно приподнимаются.
Если вы уже посмотрели этот фильм, проголосуйте, если нет - спешите; он стоит того, чтобы посмотреть его на большом экране. Поставьте закладку, проголосуйте потом.
Когда Гонконг слился с континентальным Китаем, все гонконгские продюсеры в один голос говорили, что не видят никаких проблем в своей дальнейшей работе. Я уже тогда выражал на эту тему свои сомнения - и, к сожалению, был прав.В апреле в Гонконге должен пройти очередной кинофестиваль, на этот раз - документального кино. Однако недавно комитет по культуре городского совета постановил перенести фестиваль на июнь, потому что среди одиннадцати планируемых фильмов должен был быть один, снятый лидером про-демократической партии, г-жой Кристин Ло (Christine Loh). По утверждению властей, это поставило бы ее в преимущественное положение перед другими участниками мартовских выборов.
На этот раз общественность всколыхнулась, режиссеры написали письмо ("как это повлияет на выборы, решать не вам, а соответствующему комитету!") и решение было отменено под заверения, что политической цензурой здесь и не пахло. Ну что ж, пожелаем успеха гонконгским борцам за свободу слова и права человека: работы им в ближайшее время хватит.
Читатели часто спрашивают меня в письмах, какую периодику на русском языке можно читать, чтобы там было про кино. И я всегда рекомендую им "Искусство кино", "Сеанс" и - тем, кто не боится попсы и голливудчины - "Премьер". С первым и последним вопросов не возникает, а вот про "Сеанс" часто просят уточнить. Кажется, настала пора это сделать, тем более, что на прошлой неделе вышел очередной номер.В отличие от двух других журналов (академического и глянцевого), для "Сеанса" это событие не рядовое - выходит он не раз в месяц, а в лучшем случае раз в квартал (с 1990 года вышло всего 17 номеров). Большой формат, глянцевая бумага, черно-белая печать и своеобразный дизайн составляют его особенность - но главным, конечно, является содержание. Можно назвать "Сеанс" органом питерской школы кинокритики и киномысли - Любовь Аркус (гл.редактор), Олег Ковалов, Михаил Трофименков и Сергей Добротворский, памяти которого посвящен большой блок материалов в начале последнего номера.
В отличие от "ИК", "Сеанс" преимущественно концентрируется на современном русском кино: в начале каждого номера идет подборка материалов на свежие фильмы (две рецензии + краткие отзывы критиков). Оставшиеся две трети заполнены тематическими блоками, и тут русское кино вводится в мировой контекст; в данном случае это темы: малобюджетные фильмы и "Киллер в кино" (и в литературе тоже - название моей заметки вторит двум статьям из блока "...хочет в кино" и "... в литературу"). Получилось почти энциклопедически исчерпывающе. Плюс портрет Маковецкого, два интервью с Курехиным и блоки про Мельвиля и про "Рассекая волны" Ларса фон Триера. Как всегда, все блоки тесно связаны друг с другом - ясно, что где киллеры, там и Мельвиль. В результате получается даже не журнал, а просто арт-объект, который долго можно вертеть в руках, рассматривать, изредка читать, потом снова смотреть и так далее.
Сейчас в работе трех (четырех?) томная энциклопедия о прошедшем десятилетии (1986-1997). Вероятно, скоро будет сделан специальный рекламный сайт, где - когда отладится механизм - будут приниматься заказы. Пока можете написать в редакцию, чтобы с вами ближе к делу связались.
Купить журнал можно пока только в Доме Кино, но, вероятно, скоро он появится в "Гилее", "Эйдосе" и прочих местах. Если кому-то попадутся старые номера, обращаю внимание на гениальный седьмой номер - с подборкой ностальгических о шестидесятых-семидесятых от Че Гевары до "Бременских музыкантов". В свое время я знал отдельные места наизусть и цитировал на память друзьям.
В связи с визитом Тони Блэра в США, в Англии развернулась кампания по возвращению на родину Винни-Пуха и его друзей. Дело в том, что одиннадцать лет назад компания E.P. Dutton, бывшая первым издателем книги Милна в США, передала в дар Городской Библиотеке Нью-Йорка некогда принадлежавших Кристоферу Робину Милну плюшевого медвежонка, Тигру, Иа-Иа, Кенгу и крошку Ру (как они достались издательству - не сообщается). Компания шла под лозунгом Free the Pooh Five! и завершилась - как всегда - победой американского империализма. Пуха не отдали.Опуская сентиментальные детали ("Я видел Пуха в ящике и у него очень грустный вид. Да, он старый глупый медведь, но нам не хватает его, а ему - нас"), хочется задуматься о скрытом смысле происходившего. Эпос о Винни-Пухе давно уже стал объектом научных исследований, вскрывающих в нем скрытые смыслы. Книга Вадима Руднева выдержала в девяностых два издания в Москве - почти беспрецедентный случай; разве что "Эросу Невозможного" Эткинда удавалось такое - и это не считая трех известных мне англоязычных сочинений схожего жанра. В сказке Милна находили эротические, лингво-философские и мистические подтексты. Последние, вероятно, важнее всего. Дерево, на которое Пух лезет за медом - суть Мировое Древо, а мед - традиционный символ Поэзии (тогда-то он и сочиняет свою первую песню). Зачарованное место с не то 64, не то 63 соснами - символ Книги Перемен (сосны нельзя сосчитать, потому что одна из них в каждый момент соответствует текущей гексаграмме *). Пустой горшок из-под меда указывает... впрочем, и так ясно на что.
Тогда Пух и его друзья - не просто детские игрушки и даже не герои известной книги, а магические предметы - не то мощи святых, не то талисманы, не то очередные псевдотолкиенские кольца. Форма, как всегда, обманчива. Тянет предположить, что существует тайное пуховое общество, которое и развернуло кампанию по возвращению своих святынь на родину. Или даже два общества - американское и английское, равно рвущиеся использовать пухову пятерку в своих ритуалах, которые - кто бы ни победил - останутся для нас тайной.
Сегодня мне пришло электронное письмо от компании PolyGram со сводкой свежих новостей. Расценив это как жест доброй воли со стороны крупнейшей звукозаписывающей компании России, я не без удовольствия использовал полученную информацию в сегодняшнем выпуске (конкретно - здесь и здесь). Самое сладкое приберег на потом (цитирую дословно):Молодая очаровательная певица Лена Зосимова в настоящий момент трудится над записью нового альбома, выход которого планируется на весну. Как сообщил продюсер Лены Сергей Чистопрудов, уже готово 5 песен. На песню "Девочка-вена" уже снят клип.
Название последней песни особенно интригует. Впрочем, и без этого Лена Зосимова имеет все шансы стать действительно культовой фигурой. Как выразился один из ее горячих сетевых поклонников и пропагандистов: "Девочка намучилась, с врожденным отсутствием слуха и нарушенной координацией движений научилась петь-танцевать, да еще при том, что полстраны ненавидит ее за деньги папы" Так что хватит преклоняться перед чужеземным Эдом Вудом-младшим! Даешь Зосимову-младшую!