win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 10 февраля 1998 года

Фильм Атома Эгояна в Москве
Цензурные бои в Гонконге
Журнал "Сеанс"
Освободите Пуха
Обратная связь. Нам пишет PolyGram
Предуведомление
Сначала - помалу о многом:

А теперь - помногу о немногом:


Кино

То, в результате чего трудно не измениться

В московском кинотеатре "Америком" состоялась тихая - без шума и речей, не чета "Титанику" - премьера фильма Атома Эгояна "Светлое завтра" (оно же - "Славное будущее", оно же - "The Sweet Hereafter"). "Титаник", на премьеру которого пожаловал сам Кэмерон, упомянут не случайно: оба фильма не только признаны одними из наиболее значительных событий прошедшего киногода, но и рассказывают об одном и том же, то есть о несчастных случаях на воде. Что тонет у Кэмерона - все знают, а у Эгояна школьный автобус со всеми детьми маленького городка проваливается под лед.

Эгоян, впрочем, счастливо избегает не только гигантомании, но и натурализма: автобус уходит под лед на общем плане - ни барахтающихся тел, ни криков. Можно сказать, это фильм о катастрофе как метафизическом явлении, о той новой жизни, которая после катастрофы начинается (отмечу, что и в фильме Кэмерона самое сильное - эпизод в прологе, когда старушка смотрит на рисунок и говорит "Это я" . То есть опять-таки послесловие к трагедии). Можно было снять фильм о теодицее и/или ее невозможности, можно было снять очередной юридический фильм а-ля Гришам или слезовыжимательную мелодраму а-ля Большой Голливуд. Но Эгоян удержался, словно зная, что, "чем искренней голос, тем менее в нем слезы, / любви к чему бы то ни было, страха, страсти" *. И потому его фильм оказывается фильмом не о слезах, а о боли и ужасе. Или, если угодно, о превращении, которое настигает всех участников катастрофы - погибших и выживших.

Не так уж важно, что и как случилось - просто все дети ушли из города и всем, кто остался, предстоит научится жить по-новому. Не случайно истории вторит баллада о гамельнском крысолове. Камера все кружит и кружит над едущим по горной дороге обреченным автобусом, девочка поет про славное будущее, а зритель чувствует, как волосы на затылке сами медленно приподнимаются.

Если вы уже посмотрели этот фильм, проголосуйте, если нет - спешите; он стоит того, чтобы посмотреть его на большом экране. Поставьте закладку, проголосуйте потом.

фильм Атома Эгояна "Светлое завтра" супер! понравилось так себе фу

Место жительства:

И хочу , что


Разное

Китайская шкатулка захлопнулась

Когда Гонконг слился с континентальным Китаем, все гонконгские продюсеры в один голос говорили, что не видят никаких проблем в своей дальнейшей работе. Я уже тогда выражал на эту тему свои сомнения - и, к сожалению, был прав.

В апреле в Гонконге должен пройти очередной кинофестиваль, на этот раз - документального кино. Однако недавно комитет по культуре городского совета постановил перенести фестиваль на июнь, потому что среди одиннадцати планируемых фильмов должен был быть один, снятый лидером про-демократической партии, г-жой Кристин Ло (Christine Loh). По утверждению властей, это поставило бы ее в преимущественное положение перед другими участниками мартовских выборов.

На этот раз общественность всколыхнулась, режиссеры написали письмо ("как это повлияет на выборы, решать не вам, а соответствующему комитету!") и решение было отменено под заверения, что политической цензурой здесь и не пахло. Ну что ж, пожелаем успеха гонконгским борцам за свободу слова и права человека: работы им в ближайшее время хватит.


Медиа

Киллер хочет в журнал

Читатели часто спрашивают меня в письмах, какую периодику на русском языке можно читать, чтобы там было про кино. И я всегда рекомендую им "Искусство кино", "Сеанс" и - тем, кто не боится попсы и голливудчины - "Премьер". С первым и последним вопросов не возникает, а вот про "Сеанс" часто просят уточнить. Кажется, настала пора это сделать, тем более, что на прошлой неделе вышел очередной номер.

В отличие от двух других журналов (академического и глянцевого), для "Сеанса" это событие не рядовое - выходит он не раз в месяц, а в лучшем случае раз в квартал (с 1990 года вышло всего 17 номеров). Большой формат, глянцевая бумага, черно-белая печать и своеобразный дизайн составляют его особенность - но главным, конечно, является содержание. Можно назвать "Сеанс" органом питерской школы кинокритики и киномысли - Любовь Аркус (гл.редактор), Олег Ковалов, Михаил Трофименков и Сергей Добротворский, памяти которого посвящен большой блок материалов в начале последнего номера.

В отличие от "ИК", "Сеанс" преимущественно концентрируется на современном русском кино: в начале каждого номера идет подборка материалов на свежие фильмы (две рецензии + краткие отзывы критиков). Оставшиеся две трети заполнены тематическими блоками, и тут русское кино вводится в мировой контекст; в данном случае это темы: малобюджетные фильмы и "Киллер в кино" (и в литературе тоже - название моей заметки вторит двум статьям из блока "...хочет в кино" и "... в литературу"). Получилось почти энциклопедически исчерпывающе. Плюс портрет Маковецкого, два интервью с Курехиным и блоки про Мельвиля и про "Рассекая волны" Ларса фон Триера. Как всегда, все блоки тесно связаны друг с другом - ясно, что где киллеры, там и Мельвиль. В результате получается даже не журнал, а просто арт-объект, который долго можно вертеть в руках, рассматривать, изредка читать, потом снова смотреть и так далее.

Сейчас в работе трех (четырех?) томная энциклопедия о прошедшем десятилетии (1986-1997). Вероятно, скоро будет сделан специальный рекламный сайт, где - когда отладится механизм - будут приниматься заказы. Пока можете написать в редакцию, чтобы с вами ближе к делу связались.

Купить журнал можно пока только в Доме Кино, но, вероятно, скоро он появится в "Гилее", "Эйдосе" и прочих местах. Если кому-то попадутся старые номера, обращаю внимание на гениальный седьмой номер - с подборкой ностальгических о шестидесятых-семидесятых от Че Гевары до "Бременских музыкантов". В свое время я знал отдельные места наизусть и цитировал на память друзьям.


Литература

Свободу Винни П. !

Винни П. В связи с визитом Тони Блэра в США, в Англии развернулась кампания по возвращению на родину Винни-Пуха и его друзей. Дело в том, что одиннадцать лет назад компания E.P. Dutton, бывшая первым издателем книги Милна в США, передала в дар Городской Библиотеке Нью-Йорка некогда принадлежавших Кристоферу Робину Милну плюшевого медвежонка, Тигру, Иа-Иа, Кенгу и крошку Ру (как они достались издательству - не сообщается). Компания шла под лозунгом Free the Pooh Five! и завершилась - как всегда - победой американского империализма. Пуха не отдали.

Опуская сентиментальные детали ("Я видел Пуха в ящике и у него очень грустный вид. Да, он старый глупый медведь, но нам не хватает его, а ему - нас"), хочется задуматься о скрытом смысле происходившего. Эпос о Винни-Пухе давно уже стал объектом научных исследований, вскрывающих в нем скрытые смыслы. Книга Вадима Руднева выдержала в девяностых два издания в Москве - почти беспрецедентный случай; разве что "Эросу Невозможного" Эткинда удавалось такое - и это не считая трех известных мне англоязычных сочинений схожего жанра. В сказке Милна находили эротические, лингво-философские и мистические подтексты. Последние, вероятно, важнее всего. Дерево, на которое Пух лезет за медом - суть Мировое Древо, а мед - традиционный символ Поэзии (тогда-то он и сочиняет свою первую песню). Зачарованное место с не то 64, не то 63 соснами - символ Книги Перемен (сосны нельзя сосчитать, потому что одна из них в каждый момент соответствует текущей гексаграмме *). Пустой горшок из-под меда указывает... впрочем, и так ясно на что.

Тогда Пух и его друзья - не просто детские игрушки и даже не герои известной книги, а магические предметы - не то мощи святых, не то талисманы, не то очередные псевдотолкиенские кольца. Форма, как всегда, обманчива. Тянет предположить, что существует тайное пуховое общество, которое и развернуло кампанию по возвращению своих святынь на родину. Или даже два общества - американское и английское, равно рвущиеся использовать пухову пятерку в своих ритуалах, которые - кто бы ни победил - останутся для нас тайной.


Feedback

Обратная связь

Сегодня мне пришло электронное письмо от компании PolyGram со сводкой свежих новостей. Расценив это как жест доброй воли со стороны крупнейшей звукозаписывающей компании России, я не без удовольствия использовал полученную информацию в сегодняшнем выпуске (конкретно - здесь и здесь). Самое сладкое приберег на потом (цитирую дословно): Название последней песни особенно интригует. Впрочем, и без этого Лена Зосимова имеет все шансы стать действительно культовой фигурой. Как выразился один из ее горячих сетевых поклонников и пропагандистов: "Девочка намучилась, с врожденным отсутствием слуха и нарушенной координацией движений научилась петь-танцевать, да еще при том, что полстраны ненавидит ее за деньги папы" Так что хватит преклоняться перед чужеземным Эдом Вудом-младшим! Даешь Зосимову-младшую!


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100