Выпуск от 24 февраля 1998 года
О популярности Терминатора |
Для начала - понемногу о многомПодробные новости сегодня почему-то по преимуществу фривольны. Вероятно, сказывается весна. Но начнем с серьезного.
- В следующем выпуске мы окончательно подведем итоги голосования о "Списке Шиндлера", у которого оказалось примерно поровну противников и сторонников. Впрочем, горячие почитатели могут оказаться ничуть не лучше заклятых врагов: как раз сейчас в суде слушается дело некоего Джонатана Нормана, обвиняемого в том, что он хотел проникнуть в дом Стивена Спилберга, сковать режиссера наручниками и изнасиловать. Он был задержан полицией поблизости от дома Спилберга, вооруженный крепкой дубиной. Норман сказал, что его преследовал шакал - не иначе как имея в виду новый фильм с Брюсом Уиллисом.
- У хорошей хозяйки все спланировано заранее: уже сейчас известно, что 22 мая на экраны США выходит "Годзилла" Эмерлиха. Долгое время никто не решался выступить против гиганта фирмы Sony - но вот "ХХ век Фокс" объявил, что в тот же день выпустит новый фильм Уоррена Битти. Ну, и кто кого?
- Новый фильм культового Тома ДиЧилло ("Джонни-замша", "Жизнь в забвении") - "Настоящая блондинка" ("The Real Blonde", играют Мэтью Модайн, Дэрил Ханна и Катрин Кинер) выходит на экраны США 27 февраля, а сам ДиЧилло уже сообщил о том, что планирует снять "Double Whammy".
- Агентство "Рейтер" сообщает, что финансовый кризис в Азии пошел на пользу местным аудиопиратам. Раньше легальный компакт стоил 20 гринов, а сейчас - все сорок. А пиратский как стоил 12, так и стоит! Вероятно, это указывает на то, что демонополизированная экономика устойчивей монополизированной. Или что криминальный бизнес мобильней легального. Или на что-то столь же забавное и наводящее на аналогии из отечественной жизни.
- Стали известны победители Берлинского фестиваля. Два приза получила бразильская роад-муви "Центральная станция" ("Central do Brasil"), Самуэл Л. Джексон получил "Медведя" за лучшую мужскую роль у Тарантино, Тодоровский, разумеется, не получил ничего.
- Катрин Денев, получившая в Берлине премию за достижения всей жизни, выступила в связи с этим и призвала европейцев не копировать американское, а создавать национально-самобытное кино. Актриса также сказала, что во французском кино много прекрасных картин, и Голливуд, вместо того чтобы делать их римейки, лучше бы показывал американцам оригиналы. Особый шарм этому сообщению придает то, что, приводя рассказ о выступлении Денев, вышеупомянутый "Рейтер" снабжает его пояснением: "Deneuve is best known for "Vice and Virtue" (1963), "Umbrellas of Cherbourg" (1964), "Repulsion" (1965) and "Belle de Jour" (1967), in which she played a bourgeoise dabbling as a call girl" (кто не понял - см. перевод). Можно только удивиться, что, несмотря на столь увлекательный сюжет, фильм Бунюэля не обзавелся американским римейком.
- Наоми Кэмпбелл и Кейт Мосс побывали на Кубе, где снимались для Harper's Bazaar'a. На острове (не)Свободы они встретились с Фиделем Кастро, который, по их собственному признанию, вдохновил и впечатлил их - но не соблазнил. Потому что, по словам Кэмпбелл, "Это еще не удалось ни одному мужчине". Трудно быть супермоделью - приходится все время брать инициативу на себя и соблазнять, соблазнять, соблазнять...
- Massive Attack сообщили о готовящемся к выходу 13 апреля альбоме "Mezzanine". В работе над ним принимает участие Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins. Смотри подробности здесь.
Согласно опросам, проведенным под эгидой ЮНЕСКО, самым популярным героем у детей и подростков стал Терминатор, изображение которого идентифицировали 88% опрошенных. Большинство детей, живущих в местах военных действий, криминальных конфликтов и т.д., хотели бы сами быть Терминатором.Комментируя эту любопытную статистику, сотрудники ЮНЕСКО говорят о насилии, телевидении и т.д. При этом всплывают и другие любопытные данные. Скажем, мальчики больше любят action heros, чем девочки, и в Азии они популярнее (34%), чем в Европе и Америке (по 25%), не говоря уж об Африке (18%) ). Мне же более интересным представляется другое.
Терминатор - любопытнейшая фигура. Во-первых, он киборг, то есть не-человек, и готовность детей с ним идентифицироваться указывает, разумеется, не на то, что cyberpunk is not dead, а на то, что биомеханические существа заняли в коллективном бессознательном место существ сверхъестественных. Во-вторых, Терминатор - существо амбивалентное. В первом фильме он "плохой", а во втором "хороший". Иными словами, он выступает как типичный мифологический герой, к которому понятия "добра" и "зла" применимы весьма относительно (скажем, Геракл убил не только Лернейскую гидру, но и своих детей). Вероятно, именно в последнем причина того, что создание Джеймса Кэмерона обошло Бэтмана, Робина, Супермэна и множество других комиксовых героев, которые все одной краской мазаны.
Конечно, Терминатор - это и есть Бог. И вовсе не потому, что он воскресает (причем дважды!) и добровольно гибнет за всех нас - важнее, что в первой серии он, словно Иова, преследует Джона О'Коннора, чтобы во второй защитить его. Так видят дети своих родителей - и мальчики, как всегда, хотят быть похожими на папу. Так что Сара О'Коннор была права - "лучшего отца для Джона трудно было бы придумать".
Наряду с мужским шовинизмом и специсизмом (представление о том, что homo sapiens лучше других видов и потому может их всячески употреблять) современный политкорректный жаргон знает и эйджизм (ageism) - то есть комплекс представлений о том, что молодым быть лучше, чем старым. Эйджизм, разумеется, легко обнаруживается и в России и в Америке, хотя носит несколько разный характер - скажем, по ту сторону океана дети отправляют своих родителей в дома для престарелых, а у нас пенсионерам зажимают пенсию. Кино и музыку тоже преимущественно делают для людей до сорока. С теоретической точки зрения важнее готовность тинэйджеров "умереть молодыми" и убежденность пятидесятилетних, что "старость не радость". Тем, с кем не случится первое, придется самим узнать, верно ли второе, - и потому лучше заранее морально подготовиться к грядущим испытаниям. Может быть, не так страшен черт и мы сможем в нашем сознании поменять "минус" на "плюс" еще до того, как это станет слишком актуально?Скажем, склероз повсеместно считается одним из главных отрицательных признаков старения. Что может быть хуже - не различать свою дочку, внучку и правнучку? Но, с другой стороны, можно же посмотреть на это как на некий принципиально иной тип сознания, ориентированный на родовое, а не на частное. Ведь по большому счету нет разницы между тремя женщинами разных поколений, они - одно, точно так же как мы - одно с нашими предками. То, что склеротичный мозг забывает детали и отказывается от частного в пользу общего - признак не ухудшения сознания, а всего лишь его изменения. Иными словами, то, для чего в молодости требуются деньги и различные вещества (алкоголь и т.д.), в старости случается бесплатно и само собой. В некотором роде от вас самих зависит, будет ли этот последний трип приятным или "плохим". Главное, заранее правильно настроиться.
Впрочем, оставим сознание и перейдем к телу. Не будем ханжами: идея, что старики - люди второго сорта, связана прежде всего с их уменьшающейся сексуальной активностью, кодирующейся в нашей культуре и как творческая активность, и как здоровая агрессивность, и как радость жизни, и как много чего другого. Спешу обрадовать "тех, кому за...": все не так плохо.
Агентство "Рейтер" сообщает из Рима (вот он, долгожданный новостной повод!): 83-летний итальянский пенсионер Нило Сильви, посещавший диско со своим внуком, был замечен "искателем талантов" (a talent scout, работа у него такая), который и заключил с ним контракт на съемку в... порнофильмах. Предполагаются сцены группового секса, которые, по словам Нило Сильви, "вероятно, доставят мне удовольствие".
А вы говорите - возраст! Главное - страсть (напомню, что новую звезду нашли в дискотеке, а не в борделе)! Единственное, что Сильви оговорил для себя, - отказ от презерватива:
- В моем возрасте от этого могут возникнуть некоторые проблемы. Так что я предпочту старый добрый способ. Что до СПИДа, то мне сказали, что сниматься будут молодые, здоровые девушки, так что риск минимален (ну, я не так уверен, что молодость и здоровье такая уж гарантия. - К.С.). И к тому же СПИДу нужно десять лет, чтобы свести человека в могилу, - я думаю, я умру раньше.
Как говорил Пятнистый Питон Слоненку в сказке Киплинга: вот тебе и еще одно преимущество.
Стало известно, что знаменитая бразильская танцовщица самбы Клара Перес приостановила выплаты по страховке. (Возможно, впрочем, что она просто нашла другую страховую компанию.) Это сообщение вряд ли заслуживало бы подробного разговора, если бы предметом страхования не были бы ее... бедра и ягодицы, застрахованные от несчастного случая на 2 млн. долларов.Чем же так восхищает нас эта история?
Ну, во-первых, своей откровенностью, чтобы не сказать - цинизмом. Многие из отечественных (да и мировых) поп-звезд обязаны своей славе достоинствам фигуры - но мало у кого хватает смелости признать это так откровенно. Можно списать это на мачизм бразильских нравов ("в бабе главное - ****"), а можно - на местную же сексуальную распущенность (раскрепощенность). В лучшем случае - на особенности танцевальных "па" самбы. Последнее, впрочем, является производной от первых двух.
Во-вторых, можно развить эту идею дальше и писателям - страховать мозги от инсульта, композиторам (памятуя Бетховена) - уши от глухоты, а певцам - голос от исчезновения. Возможно, кто-то уже так и поступает - широкое обнародование этих данных позволит выстроить интересный рейтинг, напоминающий рейтинг голливудских гонораров. Вероятней всего, стоимость страховки будет пропорциональна гонорарам, помноженным на производительность труда (мозги автора, пишущего по три романа в год, разумеется, стоят дороже пишущего один роман того же качества в три года).
И, главное, в истории застрахованной задницы Клары Перес мы наблюдаем брак между деньгами и эросом. Не смотрите на фото слева - просто попытайтесь представить себе задницу ценой в два миллиона. Деньги - объективное, хотя и ненадежное, мерило - и, значит, подобная задница должна быть совершенна.
Неслучайно, что в качестве героини финансового романа выступает именно задница, а не, к примеру, грудь: дело в том, что золотые кружочки и бумажки с водяными знаками сами по себе обладают некой эротической притягательностью и их символический репрезентант - вспомним дедушку Фрейда - как раз то, что появляется на свет через отверстие между двух миллионодолларовых половинок Клары Перес.
Создатель жанра "юридического бестселлера" Джон Гришэм, перу которого принадлежат такие романы, как "Фирма" или "Время убивать", сказал недавно новое слово и в распространении своих книг. Впрочем, может быть, было бы точнее назвать придуманный им (или его агентами) способ новым видом рекламы.Дело в том, что первая глава новой книги Гришэма "Уличный адвокат" бесплатно доступна любому желающему по электронной почте. Чтобы получить в свой почтовый ящик небольшой файл с завязкой будущего бестселлера, достаточно заполнить специальную форму по адресу www.jgrisham.com или послать запрос на TheStreetLawyer@JGrisham.com. Авторы идеи, вероятно, надеются одним выстрелом убить двух зайцев: во-первых, они соберут неплохую базу адресов потенциальных покупателей, по которым можно будет рассылать сообщения о выходе новых книг, а во-вторых, расширят продажи - ведь многие, прочитав первую главу, захотят узнать, чем же кончились приключения молодого адвоката Майкла, и купят себе "Уличного адвоката". Но нас, стреляных воробьев, на мякине не проведешь: это слишком напоминает легендарный способ расширения рынка сбыта наркотиков в согласии с вынесенным в заголовок принципом. Так что с Гришэмом мы поступим, как учат в школе американцев: Just Say No - и никаких e-mail'ов!