Выпуск от 10 марта 1998 года
По поводу 8 марта |
Маленькие новости сегодня будут с заголовками:А теперь - крупноформатные сообщения:
- Звезда рок-н-ролла посреди пустыни: Чак Берри, вживую знакомый москвичам, даст концерт в Объединенных Арабских Эмиратах.
- Звезда кино за решеткой; звезды индепендента в топ-десятке: Роберта Дауни-мл., отбывающего трехлетний срок за кокаин и героин (хранение, вождение машины under the influence + незаконное ношение оружия), отказались выпустить из тюрьмы для послесъемочной работы над очередным фильмом. "У нас в тюрьме 22 000 человек, и у них всех "особые обстоятельства", - сказал шериф Шерман Блок. Между тем новый фильм с участием Дауни-мл. вышел на второе место по кассовым сборам, отставая только от непотопляемого "Титаника". По иронии судьбы фильм называется "Шерифы". В кассовой десятке также появился последний фильм братьев Коэнов "Большой Лебовски".
- Звезда порно в суде: Илона Сталлер, известная человечеству как Чичоллина, проиграла в Италии очередной раунд суда своему бывшему мужу, художнику Джеффу Кунсу, требовавшему лишить ее материнских прав. Сын знаменитой пары Людвиг вскоре отправится к папе в Нью-Йорк. Учитывая, что Кунс во многом стал известен благодаря своим произведениям, изображающим себя, занимающегося сексом с Чичоллиной, можно сказать, что родители малышу попались те еще!
- Звезда кино на огороде: один из исполнителей главных ролей в фильме "Полная обнаженка" (The Full Monty) Стиви Хьюсон получил за свою работу только $22 400, что не особо много для работающего от случая к случаю актера. Чтобы не умереть с голоду, он разводит у себя на огороде овощи. "Это не хобби, - заявил он в недавнем интервью, - это просто чтобы выжить". Надеюсь, после международного успеха "Полной обнаженки" его гонорары подрастут и он сможет оставить огород на произвол сорняков.
- Звезда литературы в международном туре: таким образом Джозеф Хеллер рекламирует книгу своих воспоминаний "Теперь и потом: от Кони-Айленд досюда". В Чикаго он дал довольно пространное интервью, где, в частности, сообщил, что его самый знаменитый роман "Уловка 22" (в переводе Андрея Кистяковского - "Поправка 22") должен был называться "Уловка 18", но он отказался от этого названия, опасаясь, что его будут путать с книгой Леона Уриса "Мила 18".
- Звезда кино в "Монокле": Завершилось голосование по актуальному вопросу "А вы хотели бы быть Терминатором?", и его результаты показали, что подростков среди моих читателей маловато: всего 13 человек выразили желание превратиться в героя Арнольда Ш., 30 ответили твердое "нет" и лишь двое еще не определились по этому актуальнейшему вопросу. Настоящей сенсацией стало признание 19 читателей, что они уже стали Терминатором к настоящему моменту. Кажется, последствия 29 августа 1997 года дают себя знать. Hasta la vista, baby!
- Незвезда рэпа за решеткой: калифорнийский рэппер Шаун Томас, известный как С-ВО, заключен в тюрьму за тексты своих песен, которые - цитирую - "пропагандируют гангстерский стиль жизни, преступное поведение и насилие против представителей власти". Адвокат потерпевшего говорит, что он потрясен.
- Legalize it! Глава студии Creation Алан МакГи кинул клич среди британских музыкантов, желающих принять участие в записи альбома, агитирующего за декриминализацию каннабиса. Среди откликнувшихся Paul Weller, Su-per Furry Animals, Hurricane #1, Jamiroquai, Massive Attack и другие. Самое смешное, что сам МакГи, по собственному признанию, курил раз пять за всю свою жизнь. По большому счету, это правильно: ведь требовать легализации вовсе не значит агитировать за употребление.
- Ну, и сообщение без названия: Пи-Джей Харви и Трики записали совместный трэк.
Ну, дорогие женщины, как говорится, с праздником! Естественная периодичность "Монокля" не позволила мне сделать это вовремя, но зато теперь, вместе с поздравлением, я преподношу вам небольшую заметку, посвященную вашему международному празднику.Один из антисоветских клеветнических слухов, распространявшихся в былые времена в исчезнувшей ныне стране, гласил, что Международный женский день отмечается только в СССР. Как большинство этих слухов, он был верен только частично - 8 марта отмечают и в других странах, хотя нигде он не является праздником. Исторически это день борьбы женщин за свои права - то есть сугубо феминистский праздник.
В России он коренным образом изменил свое содержание, превратившись в праздник, когда мужчины дарят подарки своим матерям и возлюбленным. То есть субъект праздника может быть либо сексуальным партнером, либо - матерью (шире - родственницей, поскольку тещ, тетушек и дочерей тоже поздравляют). Конечно, коллеги по работе тоже получают свое - но тут подарки носят достаточно символический характер, вроде тех, что дарят мужчинам на 23 февраля. Можно сказать, что из секретарши шефа такая же возлюбленная, как из зав.отдела - защитник отечества.
Иными словами, 8 марта стало в России антифеминистским праздником. Получая подарки, женщина только укрепляется в своем зависимом положении, укореняясь в фаллократическом миропорядке, где она всегда определяется через ее отношение к мужчине.
Что же делать? Думается, прежде всего женщины должны поздравлять друг дружку сами - с тем, что они так прекрасны, умны, очаровательны и, слава Богу, столь не похожи на мужчин. Мужчинам же останется только скромно присоединиться к поздравлениям.
Присуждена первая Солженицынская премия. В свое время я публично выразил подозрение, что она достанется писателю-традиционалисту, грешащему почвенничеством и славянофильством, - рад сообщить, что я ошибся. Первым лауреатом премии, учрежденной автором "Архипелага ГУЛаг" на полученные от издания книги деньги, стал академик Владимир Николаевич Топоров, крупнейший российский фольклорист, литературовед и лингвист, интересы которого простираются от античности до буддизма - включая в промежуток русскую и европейскую литературу.На его счету несколько десятков научных книг - начиная от уже давно ставших классическими совместных с Вяч.Вс.Ивановым работ по восстановлению праславянской мифологии до сравнительно недавней монографии о "Бедной Лизе". Топорову также принадлежат свыше тысячи статей, часть из которых опубликована в сборниках тезисов. Последний факт связан с тем, что уже много лет Владимир Николаевич не выступает на конференциях (им же иногда и инициированных), и потому, вместо положенных страницы-двух, в сборниках тезисов появляется полный текст непрочитанного доклада, что не может не радовать читателей этих малотиражных (но вполне доступных в библиотеках) изданий. (Впрочем, однажды на моей памяти Топоров нарушил обычное для него молчание, задав докладчику вопрос. Потрясение аудитории было столь велико, что потом никто так и не смог вспомнить, что же он спросил.) Предполагаю, что и на вручении Солженицынской премии Владимир Николаевич речи не скажет - и потому, не дожидаясь торжественной церемонии, поздравляю лауреата со званием и $25 000, а орг-комитет Премии - с удачным выбором.
Мы привыкли к тому, что явная кинематографическая цензура - примета Ирана, Китая или, в крайнем случае, Японии. В США существуют более тонкие методы - и Адриан Лайн мог бы много порассказать об этом на примере своей "Лолиты", которую отказались брать все американские прокатчики. Изредка раскаты грома доносятся с туманного Альбиона. Однако на прошлой неделе в центре очередного цензурного скандала оказалась солнечная Италия.Фильм "Тото, который живет дважды", снятый двумя сицилийцами - Даньели Кипри и Франко Мареско, был запрещен в Италии после того, как цензурный комитет не смог присвоить ему никакого рейтинга. Причиной запрета послужили сцены изнасилования ангела, мастурбации с использованием статуи Мадонны и секса с цыплятами. Звучит, конечно, кощунственно и устрашающе - так что можно понять цензоров.
Немного настораживает только то, что предыдущими запрещенными фильмами были "Сало, или 120 дней Содома" Пьера Паоло Пазолини и "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи.
На днях я получил очередное послание проекта mailradek, созданного журналом "Радек". Первый номер этого издания был украшен обложкой, где члены редколлегии были сфотографированы на фоне свежеобгоревшего Белого дома с приспущенными штанами и гордо обнаженными или стыдливо прикрытыми гениталиями. В течение нескольких лет "Радек" выходил как часть "Художественного журнала", а в конце прошлого года снова проклюнулся отдельным изданием. Темы "Радека" - современное радикальное искусство, противостояние обществу потребления и обществу спектакля, анархизм и ситуационизм. В отличие от Дугина и Кo, авторы обходятся без бредовых заявлений (типа того, что женщине место в революции или на кухне, а если не захочет - то в лагере), отчего на мой вкус ничуть не теряют в своей революционности и радикальности. Самым известным автором "Радека" является Анатолий Осмоловский.Впрочем, к делу. Mailradek - лист рассылки, по которому с неясной мне периодичностью приходят статьи из будущих номеров журнала. Подписаться можно по адресу radek@glasnet.ru. В последнем выпуске сообщается о прошедшем 1 марта Дне Неизвестного Художника, организованном группой зАиБИ (за Анонимное и Бесплатное Искусство). Впрочем, предоставим слово Осмаловскому:
Эта группа сейчас является наименее известным и наиболее интересным феноменом, относящимся и к области современной (актуальной) культуры, и к области политики и радикально отвергающим правила, по которым предлагается вести деятельность в этих областях. Инициаторы деятельности группы исходят из того изумительно простого постулата, что каждому человеку присущ ПТИ (Первичный Творческий Импульс) и каждый может реализовывать его в повседневной жизни, в любой деятельности, будь это даже исполнение работы (например, рабочего или милиционера) или просто мытье рук. Творчество, которое осуществляют таким образом все люди, называется Анонимным и Бесплатным Искусством: никто не просит и не платит за него денег, никто не знает имен его создателей (песни пьяного ночью на улице, игра ребенка, мороз на стекле). То же "искусство", которое носит это название в существующем обществе, приватизировало права на "Творческий Импульс", требует за него денег и ограничивает возможности его распространения с помощью механизма авторских прав. В требовании "творческой свободы" зАиБИ присоединяется к анархизму, в критике общества, отчуждающего Творческий Импульс, - к марксистской традиции.
От себя добавим, что идеи Анонимного и Бесплатного Искусства часто высказывались даже в области столь финансовоемкого дела, как кино. Последний пример - знаменитый манифест "Догма 95" Ларса фон Триера, в котором он вместе с пятью другими датскими режиссерами призвал не указывать имя режиссера в титрах и снимать низкобюджетные фильмы ручной камерой, без использования искусственного освещения, спецэффектов или последующего озвучания. Впрочем, создатель "Европы" и "Рассекая волны" исходил несколько из других посылок, утверждая, что без подобного рода ограничений кино стало уж слишком просто снимать - нет кайфа.Вот и День Неизвестного Художника не прошел без кино, которое было показано в Термен-центре после состоявшегося где-то в недостроенных чертановских многоэтажках хэппенинга-концерта. Выражая свое восхищение анонимными авторами фильмов, Осмоловский пишет, что в этом случае "отказ от любых карьерных претензий заставляет даже пожалеть о несложившейся карьере, поскольку это кино заслуживает признания". На мой взгляд, "признание" - тоже буржуазный компромисс, я бы подобрал какое-нибудь другое слово. В самом деле - разве пьяное пенье или узоры на стекле ищут признания? Ничуть.
Отдельно приятно, что сообщение о Дне Неизвестного Художника завершается не лозунгами, а простыми человеческими словами:
А чем все кончилось? Как всегда: курением травы и распиванием водки в подъезде.
Вероятно, и то, и другое - тоже творческий акт. Во всяком случае, должно быть таким.