win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 10 марта 1998 года

По поводу 8 марта
Солженицынская премия - достойному лауреату
Цензура в Италии: впервые за много лет
День Неизвестного Художника
Предуведомление
Маленькие новости сегодня будут с заголовками: А теперь - крупноформатные сообщения:


Разное

С праздником!

Ну, дорогие женщины, как говорится, с праздником! Естественная периодичность "Монокля" не позволила мне сделать это вовремя, но зато теперь, вместе с поздравлением, я преподношу вам небольшую заметку, посвященную вашему международному празднику.

Один из антисоветских клеветнических слухов, распространявшихся в былые времена в исчезнувшей ныне стране, гласил, что Международный женский день отмечается только в СССР. Как большинство этих слухов, он был верен только частично - 8 марта отмечают и в других странах, хотя нигде он не является праздником. Исторически это день борьбы женщин за свои права - то есть сугубо феминистский праздник.

В России он коренным образом изменил свое содержание, превратившись в праздник, когда мужчины дарят подарки своим матерям и возлюбленным. То есть субъект праздника может быть либо сексуальным партнером, либо - матерью (шире - родственницей, поскольку тещ, тетушек и дочерей тоже поздравляют). Конечно, коллеги по работе тоже получают свое - но тут подарки носят достаточно символический характер, вроде тех, что дарят мужчинам на 23 февраля. Можно сказать, что из секретарши шефа такая же возлюбленная, как из зав.отдела - защитник отечества.

Иными словами, 8 марта стало в России антифеминистским праздником. Получая подарки, женщина только укрепляется в своем зависимом положении, укореняясь в фаллократическом миропорядке, где она всегда определяется через ее отношение к мужчине.

Что же делать? Думается, прежде всего женщины должны поздравлять друг дружку сами - с тем, что они так прекрасны, умны, очаровательны и, слава Богу, столь не похожи на мужчин. Мужчинам же останется только скромно присоединиться к поздравлениям.


Литература

Солженицын - Топорову

Присуждена первая Солженицынская премия. В свое время я публично выразил подозрение, что она достанется писателю-традиционалисту, грешащему почвенничеством и славянофильством, - рад сообщить, что я ошибся. Первым лауреатом премии, учрежденной автором "Архипелага ГУЛаг" на полученные от издания книги деньги, стал академик Владимир Николаевич Топоров, крупнейший российский фольклорист, литературовед и лингвист, интересы которого простираются от античности до буддизма - включая в промежуток русскую и европейскую литературу.

На его счету несколько десятков научных книг - начиная от уже давно ставших классическими совместных с Вяч.Вс.Ивановым работ по восстановлению праславянской мифологии до сравнительно недавней монографии о "Бедной Лизе". Топорову также принадлежат свыше тысячи статей, часть из которых опубликована в сборниках тезисов. Последний факт связан с тем, что уже много лет Владимир Николаевич не выступает на конференциях (им же иногда и инициированных), и потому, вместо положенных страницы-двух, в сборниках тезисов появляется полный текст непрочитанного доклада, что не может не радовать читателей этих малотиражных (но вполне доступных в библиотеках) изданий. (Впрочем, однажды на моей памяти Топоров нарушил обычное для него молчание, задав докладчику вопрос. Потрясение аудитории было столь велико, что потом никто так и не смог вспомнить, что же он спросил.) Предполагаю, что и на вручении Солженицынской премии Владимир Николаевич речи не скажет - и потому, не дожидаясь торжественной церемонии, поздравляю лауреата со званием и $25 000, а орг-комитет Премии - с удачным выбором.


Кино

Тото, который запрещен однажды

Мы привыкли к тому, что явная кинематографическая цензура - примета Ирана, Китая или, в крайнем случае, Японии. В США существуют более тонкие методы - и Адриан Лайн мог бы много порассказать об этом на примере своей "Лолиты", которую отказались брать все американские прокатчики. Изредка раскаты грома доносятся с туманного Альбиона. Однако на прошлой неделе в центре очередного цензурного скандала оказалась солнечная Италия.

Фильм "Тото, который живет дважды", снятый двумя сицилийцами - Даньели Кипри и Франко Мареско, был запрещен в Италии после того, как цензурный комитет не смог присвоить ему никакого рейтинга. Причиной запрета послужили сцены изнасилования ангела, мастурбации с использованием статуи Мадонны и секса с цыплятами. Звучит, конечно, кощунственно и устрашающе - так что можно понять цензоров.

Немного настораживает только то, что предыдущими запрещенными фильмами были "Сало, или 120 дней Содома" Пьера Паоло Пазолини и "Последнее танго в Париже" Бернардо Бертолуччи.


Арт

Имя твое неизвестно

На днях я получил очередное послание проекта mailradek, созданного журналом "Радек". Первый номер этого издания был украшен обложкой, где члены редколлегии были сфотографированы на фоне свежеобгоревшего Белого дома с приспущенными штанами и гордо обнаженными или стыдливо прикрытыми гениталиями. В течение нескольких лет "Радек" выходил как часть "Художественного журнала", а в конце прошлого года снова проклюнулся отдельным изданием. Темы "Радека" - современное радикальное искусство, противостояние обществу потребления и обществу спектакля, анархизм и ситуационизм. В отличие от Дугина и Кo, авторы обходятся без бредовых заявлений (типа того, что женщине место в революции или на кухне, а если не захочет - то в лагере), отчего на мой вкус ничуть не теряют в своей революционности и радикальности. Самым известным автором "Радека" является Анатолий Осмоловский.

Впрочем, к делу. Mailradek - лист рассылки, по которому с неясной мне периодичностью приходят статьи из будущих номеров журнала. Подписаться можно по адресу radek@glasnet.ru. В последнем выпуске сообщается о прошедшем 1 марта Дне Неизвестного Художника, организованном группой зАиБИ (за Анонимное и Бесплатное Искусство). Впрочем, предоставим слово Осмаловскому:

От себя добавим, что идеи Анонимного и Бесплатного Искусства часто высказывались даже в области столь финансовоемкого дела, как кино. Последний пример - знаменитый манифест "Догма 95" Ларса фон Триера, в котором он вместе с пятью другими датскими режиссерами призвал не указывать имя режиссера в титрах и снимать низкобюджетные фильмы ручной камерой, без использования искусственного освещения, спецэффектов или последующего озвучания. Впрочем, создатель "Европы" и "Рассекая волны" исходил несколько из других посылок, утверждая, что без подобного рода ограничений кино стало уж слишком просто снимать - нет кайфа.

Вот и День Неизвестного Художника не прошел без кино, которое было показано в Термен-центре после состоявшегося где-то в недостроенных чертановских многоэтажках хэппенинга-концерта. Выражая свое восхищение анонимными авторами фильмов, Осмоловский пишет, что в этом случае "отказ от любых карьерных претензий заставляет даже пожалеть о несложившейся карьере, поскольку это кино заслуживает признания". На мой взгляд, "признание" - тоже буржуазный компромисс, я бы подобрал какое-нибудь другое слово. В самом деле - разве пьяное пенье или узоры на стекле ищут признания? Ничуть.

Отдельно приятно, что сообщение о Дне Неизвестного Художника завершается не лозунгами, а простыми человеческими словами:

Вероятно, и то, и другое - тоже творческий акт. Во всяком случае, должно быть таким.


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100