win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
Предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецова


Выпуск от 7 апреля 1998 года

Ночь пожирателей рекламы
Том Уэйтс и другие против смертной казни
Кукла Барби вот-вот запоет
Битва за место в книге рекордов Гиннесса
Предуведомление
Для начала - кратко обо всем: А теперь - к крупным новостям!


Кино

Рекламная пауза

Идет йогин на кладбище
Отсекать привязанности.
У него труба из кости,
Он начнет в нее трубить,
Соберет голодных духов,
Их собой поить-кормить.

Б.Г. (кажется, из альбома "Навигатор")

В предыдущем номере я упоминал о грядущей "Ночи пожирателей рекламы" Жана-Мари Бурсико. Прочитав мою заметку, одна хорошая знакомая сказала:

- Не нравится мне это название, "Ночь пожирателей рекламы", навевает мысли о Прета-Локе.

Для тех, кто не знает, поясню, что Прета-Лока - мир, где обитают преты, то есть вечно голодные духи, с тоненькими ногами и огромными животами, которые вечно желают насытиться и никак не могут, хотя все время едят и пьют. В этом мире рождаются, если карма была слишком отягощена алчностью и привязанностями.

Знакомая, как всегда, права: идея потребления тесно связана с алчностью, а неплохое представление о привязанности можно получить, если сложить привычку с тягой к обладанию. Нетрудно догадаться, что три перечисленных выше понятия (потребление, обладание и привычка) как раз и порождают рекламу. Кроме того "Ночь пожирателей..." не может не вызвать у киномана очевидных ассоциаций с "Ночью живых мертвецов" Ромеро и всей трэшево-культовой линией зомби-пожирателей-тел. Учитывая, что согласно поверию - см. эпиграф - голодные духи локализуются в этом мире на кладбище (как и ромеровские мертвяки), картина приобретает некую мрачную законченность.

Тем не менее, вопреки ожиданиям, посетители "Пушкинского" внешне ничем не напоминали ни живых мертвецов, ни голодных духов. Длинные и тонкие ноги если и встречались, то нечасто, и принадлежали тонким и стройным девушкам. Толстые животы были надежно скрыты под пиджаками, смокингами и свитерами. Тем не менее кто-то из выступавших перед началом шоу заметил, что "мы все, наверное, сошли с ума, если в пятницу вечером пришли сюда смотреть рекламу" (от себя добавлю - "заплатив по тридцать долларов"). Действительно: интерес к рекламе "ненормален", он подобен пристрастию к наркотикам (универсальная, кстати, метафора) - это потребность, генерирующая только себя саму. Подобно героину и оружию, реклама - абсолютный товар: подлинным символом всевластия рекламы стало бы нечто вроде "Круговращения симулякров" Мирзы Бабаева (кстати, поздравляем Мирзу с победой в конкурсе "Да-да-net" ) - реклама, рекламирующая рекламу, рекламирующую рекламу, и так далее. Частично это уже реализовано: все, наверное, видели по ТВ рекламу глянцевых журналов, на четверть заполненных все той же рекламой.

Родство между жесткими наркотиками, оружием и рекламой подтверждается тем, что именно эти три области деятельности приносят наибольшие деньги. Между драг-дилерами, торговцами оружием и рекламщиками должны существовать сложные отношения родства-соперничества-конкуренции, в которых и следует искать корни запрета на рекламу оружия или наркотиков: несмотря на то, что наркоманы часто любят смотреть рекламу (в особенности это относится к поклонникам легких и/или психоделических наркотиков - вероятно, под героином ролики банка "Империал" смотрятся куда хуже, чем под травой), они - в идеале - вряд ли будут что-либо покупать, экономя деньги на более "нужные" вещи.

Вернемся, впрочем, к "Ночи пожирателей рекламы" и назовем три самых запомнившихся ролика:

О других клипах, вероятно, расскажет завтра Георгий Мхеидзе в очередном выпуске "Пегас Light" - заходите, не пожалеете.

К утру большинство участников покинули зал и само здание: шесть часов рекламы оказались слишком утомительными. Что до автора сих строк, то он перешел в привычное состояние, когда, сидя у телевизора, засыпаешь и, просыпаясь, видишь, что по нему - все еще длится она, рекламная пауза.

Будучи оптимистом, можно предположить, что массированная рекламная атака подорвала привязанность к этому виду культурных феноменов, освободив посетителей "Ночи..." от пагубной привычки. Пессимист заметил бы, что зрители стали уходить/засыпать в тот момент, когда перед ними открылась возможность смотреть рекламу не соблазняясь и не ужасаясь, ровно потому, что хотели сохранить свои привязанности в неприкосновенности.


Музыка

Like a Dead Man Walking...

Культовый певец и автор Том Уэйтс впервые за много лет появился на сцене, выступив на концерте, посвященном борьбе за отмену смертной казни и фильму 1995 года "Dead Man Walking". Концерт проходил в "Шрайн Аудиториум", где еще недавно вручали "Оскара", и помимо Уэйтса в нем приняли участие Ани ди Франко, Рахат Фатех Али Хан, Pearl Jam и другие.

Вопрос о смертной казни занимает не только рок-звезд, но и многих других людей: комиссии в Европейском совете, депутатов Верховного Совета, жертв преступлений и их родственников, а также родных и близких смертников - и, разумеется, их самих. У меня, как и у большинства, есть на эту тему свое мнение - но перед тем, как высказывать его, я предложу читателю очередную анкету, благо их не было уже несколько выпусков. Итак:

Ваше отношение к смертной казни?
Необходимо применять как можно шире для уменьшения уровня преступности
Необходимо применять в крайних случаях
Необходимо отменить
Ну, не знаю...

Место жительства:

И хочу , что


Разное

Она еще и поет!

Некогда мы уже писали о судьбе куклы Барби, феминистской критике оной, судебных процессах вокруг да около и т.д. Теперь драма вступила в новую стадию - устав от попыток поп- и рок-групп попользоваться образом их детища, компания Mattel Inc. решила сама взять быка за рога.

Три куклы-подруги - белая Барби, афро-американская Кристи и испанская Тереза - организовали собственную поп-группу по образцу не то Spice Girls, не то наших "Блестящих". Барби - лидер-гитарист, Тереза - на второй гитаре, а Кристи станет на клавишах. Название группы еще не обнародовано (я бы предложил Pink Girls, в честь фирменного барбишного цвета, группы Pink Floyd и отсутствия расизма), но уже известно, что в создании музыки приняли участие специалисты из Sony Wonder, и к каждой кукле будет прикладываться кассета с синглом. Компакт-диск новой группы поступит в продажу отдельно.

Как известно, неоднократно наблюдались случаи, когда в честь той или иной группы выпускались куклы: "Битлз" или все те же "пряные девочки" - самые памятные примеры. На этот раз причина и следствие поменялись местами (привет, постмодернизм!). Любопытнее, однако, то, что планируются живые концерты, в которых будут принимать участие девушки, похожие на Барби, Кристи и Терезу! Замечательные люди из Mattel Inc. рассказывают, что у кукол удивительно подходящая для поп-звезд фигура (еще бы!) и они будут очень естественно смотреться на сцене.

Между тем уподобление человека кукле имеет довольно старую историю, восходящую, вероятно, к эпохе Просвещения, когда появились первые автоматы, играющие в шахматы и - sic! - танцующие балет. Легенды гласят, что часто в качестве подобного автомата выступал замаскированный живой человек - судьба, которая ждет безымянных (вероятно) исполнительниц ролей Барби и ее подруг.

Французский философ Жан Бодрияр писал, что автоматы тем и отличались от роботов более поздней эпохи, что, копируя человека, они не совершали никакой полезной работы, ограничиваясь самыми разными играми. В случае Барби это, конечно, не так: поп-музыка - настоящая работа, причем в случае успеха - высокооплачиваемая. Было бы справедливо, если бы деньги перечислялись на Mattel Inc., а непосредственно куклам - тем более что компания предусмотрительно выпустила модель Cool Shoppin' Barbie, вооруженную кредитной карточкой и брошюрой для родителей, объясняющей, как беседовать с их чадами о финансовых операциях.


Литература

Книжный марафон

Не всем, наверное, известно, что в знаменитой Книге рекордов Гиннесса есть специальный раздел, посвященный книгам. Туда заносятся не только самые удачные с коммерческой точки зрения творения (долгое время список возглавляла "Долина кукол" Джаклин Сьюзан, но я давно не проверял - частично потому, что совершенно не интересно, кто ее сменил), но и различные курьезы - в том числе победители писательских марафонов. Таковым уже шесть раз становился Лайонел Фанторп, который на днях собирается установить новый рекорд.

На этот раз Лайонел планирует написать полноценный роман за 24 часа. Роман будет представлять собой продолжение "Алисы в Стране Чудес" и рассказывать о том, как Алиса задремала в библиотеке и повстречала волшебного книжного червя, который увлек ее в очередную сказочную страну, где каждая новая дверь вела в новую книгу. Пересказ сюжета навел меня на страшную мысль - автор планирует в один прекрасный момент ввести Алису в собственную книгу и далее путем процедуры paste-copy разогнать объем до требуемой условиями игры цифры! Впрочем, возможно, я клевещу на рекордсмена, и он ограничится пересказом всех книг, которые сможет вспомнить.

Другой бы на моем месте воскликнул бы: "Вот она, интертекстуальность! Вот он, ваш постмодернизм, сводящий литературу к тексту и подменяющий творчество - игрой!" Но я, пожалуй, удержусь.


Анонс

В завтрашнем номере "Пегас Light" Борис Кузьминский рассказывает о книге Ильи Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире", Георгий Мхеидзе - о "Ночи пожирателей рекламы", Станислав Ф. Ростоцкий и Максим Семеляк - о воскресном концерте "Мумий Тролля", - и это еще далеко не все!


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100