Выпуск от 14 апреля 1998 года
Три выставки в Мраморном дворце |
Мелкие новости со всего света:А теперь - крупные новости!
- По свежим сведениям, "БИЗ энтертайнмент" (надо все-таки писать русские компании по-русски, не так ли?) заключила договор с МТВ о круглосуточной трансляции передач соответствующего канала. Как, интересно, они это будут делать? Впрочем, поживем - увидим.
- Панк-певица Уэнди О. Уильямс ("Plasmatics") в прошлый понедельник покончила с собой выстрелом из ружья в лесу неподалеку от своего дома в Коннектикуте. Близкие покойной говорят, что сорокавосьмилетняя певица слишком хорошо осознавала, что пик ее популярности остался далеко позади (в 80-е годы несколько альбомов "Plasmatics" пользовались определенным успехом).
- Одна австралийка (имя ее неизвестно) посмотрела "Титаник" более ста раз, в сумме оставив в кассе свыше 660 долларов США. До этого она посмотрела "Эвиту" более ста раз, но сейчас собирается побить рекорд, посмотрев шедевр Кэмерона 150 раз.
- Лучано Паваротти будет петь вместе со "Спайс Герлз" и "Бон Джови". Пусть, как говорится, цветут сто цветов! Представьте себе только Вишневскую вместе с Гребенщиковым, "Блестящими" и Ильей Лагутенко.
- "Лолита" Лайна, может быть, прорвется на американские экраны благодаря канадским дистрибьюторам.
- Стали известны первые новости про Канны: фестиваль открывает Primary Colors. В конкурсе также выступает фильм Терри Гиллиама "Страх и ненависть в Лас-Вегасе".
- Как сообщает PolyNews, одна из вокалисток All Saints Шезней Льюис решила "завязать" с косметикой после посещения нового визажиста. "Он не разрешил мне смотреть, что он делает, а потом я увидела себя в зеркале и мне стало плохо. Я выглядела как Ру Пол". На ее месте я бы еще подумал - по-моему, Ру Пол весьма неплох!
На прошлой неделе я побывал в северной столице, называемой в разные периоды истории разными именами (самое смешное осталось нереализованным - Солженицын предлагал Свято-Петроград), где помимо самых разных мест посетил Мраморный дворец, в котором посмотрел целых три выставки, оказавшиеся между собой внутренне связанными.Первая представляет собой реконструкцию Музея художественной культуры, основанного в двадцатые годы Малевичем и его товарищами. Вместо того чтобы устраивать, как это обычно практиковалось, залы отдельных художников, МХК устраивал залы художественных течений - сезаннизма, кубизма, супрематизма. В результате ранний постимпрессионистический Давид Бурлюк не режет глаз среди подражателей Ван Гога и Сезанна, а хрестоматийная смена стилей выглядит естественной и наглядной. Манифесты, сопровождающие выставку, вещают, что музейщикам не удается осмыслить современное (то есть 20-х годов) искусство и потому музеи должны взять в свои руки художники - и полностью их реформировать. Иными словами, МХК мыслился как подкоп под идею музея как таковую.
Идея музея как таковая этот подкоп легко выдержала и переварила. Так же, вероятно, будет переварен еще один подкоп, с меньшим пафосом осуществленный этажом ниже: в небольшом зале собраны многочисленные "безделушки", предметы домашних коллекций героев питерской богемы - фотографии с великими людьми, кусок войлока, утащенный с выставки Бойса, корень, откопанный Кейджем, автографы и артефакты. Мне больше всего понравились калифорнийский автомобильный знак с номером "ACCA EE" - и банки из-под супа "Кэмпбелл", подписанные Энди Уорхолом Курехину, Африке и другим выдающимся людям.
А ровно напротив этой выставки располагается большая выставка произведений современного искусства, подаренных Русскому музею супругами Петером и Ирэной Людвиг. Там тоже есть Уорхол и Бойс, а также много всего другого - Баскиа, Рой Лихтенштейн и Джаспер Джонс - не говоря уже о Кабакове, Чуйкове или Игоре Макаревиче. Герои одной выставки становятся авторами другой - или, если угодно, наоборот. Пол одного из залов застелен войлоком (намек на Бойса?), а в его центре зияет аккуратно огороженный квадрат паркета изумительной красоты; я долго гадал - не то это экспонат, не то - выставленный на всеобщее обозрение образец оригинального убранства Мраморного дворца. Отсутствие таблички доказывало верность второго предположения - а также еще раз подтверждало важность для современного искусства различного рода вычленяющих элементов - рамок, табличек и т.д.
Некоторое время назад я уже писал о присуждении титула "сэра" деятелям культуры и искусства. Несмотря на всю свою интересность, история имеет продолжение, точнее даже два.Как известно, Шон Коннери, который, как предполагалось, этот титул получит, его не получил. С той поры прошло уже несколько месяцев, но страсти все не утихают. Всколыхнулись они благодаря тому, что очередной опрос общественного мнения показал, что 68 процентов британцев хотят, чтобы актер мог называться "сэр Шон". Естественно, присуждение титула не определяется голосованием, и потому положение Коннери ничуть не изменилось от подобной популярности - решение будет принимать королева. То, что в прошлый раз оно было отрицательным, объясняют несколькими причинами.
Во-первых, Коннери не живет в Англии, а - с близкой нам целью уменьшения своих налогов - обитается на Багамах (в скобках отмечу, что для жизни на Багамах есть и другие, не менее веские, причины - климатические. И у моих соотечественников они куда более весомы - посмотрите только за окно). Во-вторых, в одном интервью актер высказался в том смысле, что - да, он бы мог ударить женщину.
Негоже обсуждать королевские решения (не столько потому, что монаршья власть священна, сколько потому, что это их, английское, внутреннее дело), но хотелось бы отметить, что обе причины не давать Коннери почетного звания связаны с той единственной, по которой англичане хотят, чтобы он его получил, - его триумфальным исполнением роли Джеймса Бонда, агента 007. По большому счету, этого титула достоин не пожилой актер, а знаменитый агент Секретной Службы Ее Величества. Как защитник Империи он должен быть отмечен Королевой (даже если Империи как таковой нет, а защищать приходилось весь Свободный мир). И он же, по нынешним временам, не может ее получить ни под каким видом - неслучайно праотец и прототип Бонда Ян Флемминг тоже предпочитал жить в более теплом климате - на Ямайке, а сам Бонд не особо разбирал, кто перед ним - женщина или мужчина: во всяком случае, когда речь шла о том, чтобы засветить в морду.
Однако история с секретным агентом, замаскировавшимся под известного актера, но все равно не получившим вожделенного титула, блекнет на фоне истории писателя-фантаста Артура Кларка, титул этот совсем было получившего. Он, кстати, тоже обитает далеко от туманного Альбиона - на Шри-Ланке, но даже там его настигло, выражаясь фигурально, жало желтой прессы: газета Sunday Mirror (ближе к "Мегаполис-экспресс", чем к "МК", но, впрочем, хрен редьки не слаще) напечатала статью, в которой обвиняла престарелого автора "Космической одиссеи" в педофилии. А как известно, страшнее обвинения нынче на свете нет - местная полиция кинулась расследовать, а сам Кларк попросил отложить вручение ему титула до того момента, когда он докажет свою невиновность. Расследование длится уже месяц с лишним, и Кларк никак не может стать сэром Артуром.
Салман Рушди, больше всего известный не в качестве неплохого прозаика, а в качестве человека, приговоренного к смерти аятоллой Хомейни, решил расширить свой творческий диапазон. Для своего нового романа он написал тексты для рок-песен вымышленного певца, о чем и сообщил в прошлый вторник по британскому телевидению. На новый роман из рок-жизни Рушди вдохновили U2, поклонником которых он и является.На вопрос: "Не поздно ли вы заинтересовались роком?" - писатель гордо отвечает: "Мне 54 и поп-музыка тоже в среднем возрасте - мы отлично подходим друг другу". (И, кстати, раз уж меня регулярно спрашивают, где можно достать "Сатанинские стихи", которыми Рушди нажил себе все эти неприятности, то отвечаю раз и навсегда - по-русски вроде бы нигде, а по-английски - в библиотеке или на www.amazon.com.)
Настала пора подвести итоги очередного голосования: почему же реклама автомобиля Форд, использовавшая образы из фильма "Полная обнаженка" (The Full Monty), вызвала скандал в Англии? Сначала, впрочем, глянем на результаты:Скандал возник оттого, что:
были нарушены права авторов фильма - 10общественная нравственность была оскорблена - 9
среди стриптизеров не было геев - 4
среди стриптизеров не было негров - 14
среди стриптизеров не было женщин - 15
Правы оказались те, кто предположил, что вся незадача вышла из-за отсутствующего негра. Ну, в самом деле - что делать в мужском стриптизе женщине и как можно на "раз-два-три" отличить голого гея от голого натурала? За права, разумеется, было уплачено.
Как всегда, пришло одно дельное предложение:
Зрителям было мерзко от того, что чьи-то голые задницы попадают на сиденье их любимого автомобиля.
К своему стыду, скажу, что я не помню, какие задницы были у героев, а для поклонников британской комедии сообщу, что на Бродвее собираются ставить по ней мюзикл. Интересно, в конце актеры устроят полную обнаженку?Ну, а теперь к следующему пункту нашей голосовальной программы.
Уже довольно большое время назад я объявил голосование по лучшему зарубежному фильму. Результаты и поныне можно посмотреть здесь, а теперь пристала пора и для отечественного кино: благо у читателя было достаточно времени, чтобы посмотреть то, чего к Новому году он не видел. Получилось двадцать фильмов - и круглость их числа может служить оправданием возможной неполноты. Тем не менее все, как всегда, приглашаются дополнять список - прошу только помнить, что фильмы "Тело будет предано земле...", "Мама, не горюй!", "Страна глухих", "Две луны и три солнца" и так далее сняты уже в текущем году и потому в список не попадают. По аналогичным причинам в список не попадают "Белое солнце пустыни", "Семнадцать мгновений весны" и много-много других замечательных фильмов, снятых до 1997 года.
А теперь - голосуем: